Главная / Консультации / Банковский аудит / По вопросам оценки кредитного риска по портфелям однородных требований по банковским гарантиям

По вопросам оценки кредитного риска по портфелям однородных требований по банковским гарантиям

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

27.04.2021
Вопрос

Описание ситуации.
В соответствии с требованиями п.4.4. Положения Банка России 611-П элементы расчетной базы резерва с индивидуальными признаками обесценения (наличие которых не позволяет классифицировать элементы расчетной базы резерва в I категорию качества, в том числе если финансовое положение контрагента оценивается хуже, чем хорошее, с учетом требований пунктов 3.3 - 3.5 Положения Банка России N 590-П и (или) выявлены факторы, являющиеся основанием для классификации элементов расчетной базы резерва в соответствии с требованиями абзацев пятого - тринадцатого пункта 1.5, подпункта 2.1.2 пункта 2.1, подпункта 2.3.2 пункта 2.3, подпункта 2.4.2 пункта 2.4 настоящего Положения), оцениваются (классифицируются) на индивидуальной основе. Кредитная организация не вправе включать в портфель (должна исключать из портфеля) требования к контрагенту (условные обязательства кредитного характера) с индивидуальными признаками обесценения, за исключением случаев, предусмотренных абзацами вторым - двенадцатым настоящего пункта.
В соответствии с разъяснениями Банка России от 13.03.2020 № 590-P-2020/24: Оценка финансового положения заемщика осуществляется кредитной организацией на момент принятия решения об отнесении ссуды в ПОС. Дальнейший мониторинг финансового положения заемщика в Положении Банка России № 590-П не предусмотрен, но при получении информации об ухудшении финансового положения заемщика кредитная организация обязана вывести такую ссуду из ПОС и оценивать ее на индивидуальной основе. Фактами, свидетельствующими об обесценении ссуды, включенной в ПОС, могут являться появившиеся у кредитной организации сведения об ухудшении финансового положения заемщика и (или) качества обслуживания им долга по ссуде. Источниками получения указанных сведений могут быть любые доступные кредитной организации источники, например, информация по ссудам, предоставленным этому же заемщику — юридическому лицу, но оцениваемым на индивидуальной основе.
В соответствии с порядком, установленным внутренними документами, Банк на периодической основе проводит проверки/тестирования на наличие признаков обесценения: банкротства или ликвидации принципала. При выявлении указанных признаков обесценения элементы расчетной базы резерва выводятся из портфелей и оцениваются на индивидуальной основе. В качестве признака обесценения рассматривается также произведенная оценка финансового положения принципала (произведенная при выдаче последующих банковских гарантий или по иным продуктам Банка, например, ссудам). В соответствии с подходами, изложенными Банком России от 13.03.2020 № 590-P-2020/24, мониторинг финансового положения Банк не осуществляет.
В период действия банковской гарантии возможно возникновение обстоятельств, когда существует вероятность ухудшения финансового положения принципала. Например, в доступных Банку источниках информации размещена финансовая отчетность принципала, содержащая негативные показатели – отрицательные чистые активы, убытки. Данные показатели свидетельствуют об угрожающих негативных явлениях (тенденциях), вероятным результатом которых может явиться несостоятельность (банкротство) либо устойчивая неплатежеспособность заемщика, т.е. в случае проведения оценки финансового положения принципала, оно должно быть оценено как «плохое». Вместе с тем:
существует вероятность ошибки в размещенной информации;
информация размещается с лагом по времени и текущие показатели могут свидетельствовать об отсутствии прямых угроз финансовому положению принципала.
Финансовое положение принципала может быть оценено Банком после запроса дополнительных сведений у принципала и проведения комплексного анализа его производственной и финансово-хозяйственной деятельности.

Вопросы.
Обязан ли Банк учитывать информацию о негативных показателях в финансовой отчетности принципала, размещенной в доступных Банку источниках, в случаях, когда оценка финансового состояния не проводится (принципал не обращается за новыми продуктами Банка, несущими кредитный риск)?
Какие обязанности возникают у Банка в случае получения информации о негативных показателях принципала из Службы текущего банковского надзора Банка России? Обязан ли Банк в данном случае применить п.4.4. Положения 611-П и перевести оценку гарантий такого принципала (не являющихся исключениями, указанными в абзацах втором - двенадцатом настоящего пункта) на индивидуальную основу?
Ответ

Мнение консультантов.

Согласно статье 24 Закона № 395-1 в целях обеспечения финансовой надежности кредитная организация  обязана создавать резервы (фонды), в том числе под обесценение ценных бумаг, порядок формирования и использования которых устанавливается Банком России. Минимальные размеры резервов (фондов) устанавливаются Банком России.

Кредитная организация обязана осуществлять классификацию активов, выделяя сомнительные и безнадежные долги, и создавать резервы (фонды) на покрытие возможных убытков в порядке, установленном Банком России.

Порядок формирования кредитными организациями резервов на возможные потери (далее по тексту – РВП, резерв) установлен Положением № 611-П, в соответствии с пунктом 1.2 которого кредитная организация должна формировать РВП:

по балансовым активам, по которым существует риск понесения потерь, за исключением балансовых активов, указанных в пункте 1.1 настоящего Положения;

по условным обязательствам кредитного характера, отраженным на внебалансовых счетах;

по требованиям по получению процентных доходов по кредитным требованиям;

по прочим потерям и обязательствам некредитного характера.

На основании пункта 1.5 Положения 611-П:

- при классификации элементов расчетной базы кредитная организация оценивает финансовое положение контрагента с целью выявления вероятности неисполнения либо ненадлежащего исполнения им обязательств по договорам (абзац 1);

- оценка финансового положения контрагента производится кредитной организацией исходя из оценки влияния факторов риска, выявленных в результате анализа финансовой отчетности контрагента и других данных о состоянии и финансовых результатах деятельности контрагента, в соответствии с методикой (методиками), утвержденной (утвержденными) внутренними документами кредитной организации, отвечающими требованиям настоящего Положения (абзац 2);

- анализ финансового положения контрагента осуществляется с использованием информации, примерный перечень которой содержится в приложении 2 к Положению № 590-П (абзац 3);

- перечень используемых для анализа финансового положения контрагента показателей и порядок их расчета определяются кредитной организацией самостоятельно в зависимости от отрасли (направления) и сферы деятельности контрагента, задач анализа и с учетом всей имеющейся информации как на отчетные, так и на внутримесячные (внутриквартальные) даты (абзац 4).

В соответствии с пунктом 4.1 Положения № 611-П кредитная организация в целях формирования резервов может объединять элементы расчетной базы резерва, указанные в пунктах 2.2 (в части балансового счета 30233), 2.3, 2.4, в подпункте 3.1.1 пункта 3.1 и в главе 5 настоящего Положения, в портфели однородных требований (условных обязательств кредитного характера) (далее по тексту – ПОТ).

Так согласно подпункту 3.1.1 пункта 3.1 Положения № 611-П элементами расчетной базы резерва являются отраженные на внебалансовых счетах контрактные стоимости условных обязательств кредитного характера (за исключением денежных обязательств по обратной (срочной) части сделок по отчуждению финансовых активов с одновременным принятием обязательства по их обратному приобретению), состав которых определяется:

в соответствии с приложением 2 к Инструкции № 199-И, если кредитная организация в целях расчета обязательных нормативов банков руководствуется главой 2 Инструкции № 199-И;

в соответствии с приложением 11 к Инструкции № 199-И, если кредитная организация в целях расчета обязательных нормативов банков руководствуется главой 3 Инструкции № 199-И. Кредитная организация вправе не включать в элементы расчетной базы резерва обязательства по предоставлению денежных средств, если кредитная организация не включает их в расчет показателя кредитного риска по условным обязательствам кредитного характера (КРВ2i) в соответствии с пунктом 7 приложения 11 к Инструкции № 199-И.

На основании пункта 4.2 Положения № 611-П:

- определение расчетной базы и размера резерва по ПОТ осуществляется кредитной организацией самостоятельно на основе профессионального суждения в отношении достаточности резерва для покрытия возможных потерь с учетом приложения 3 к Положению № 590-П;

- процедура оценки кредитного риска по ПОТ устанавливается внутренними документами кредитной организации, определяющими ее кредитную политику;

- кредитная организация распределяет сформированные ПОТ по категориям качества, предусмотренным абзацами девятым - тринадцатым пункта 1.7 Положения № 590-П.

Пунктом 4.4 Положения № 611-П установлено, что кредитная организация не вправе включать в портфель (должна исключать из портфеля) требования к контрагенту (условные обязательства кредитного характера) с индивидуальными признаками обесценения, за исключением случаев, предусмотренных абзацами вторым - двенадцатым настоящего пункта. При этом на индивидуальные признаки обесценения элемента расчетной базы указывают:

- наличие факторов, которые не позволяют классифицировать элемент расчетной базы резерва в I категорию качества, в том числе, если финансовое положение контрагента оценивается хуже, чем хорошее, с учетом требований пунктов 3.3 - 3.5 Положения № 590-П;

- наличие (выявление) факторов, являющихся основанием для классификации элемента расчетной базы резерва в соответствии с требованиями абзацев пятого - тринадцатого пункта 1.5, подпункта 2.1.2 пункта 2.1, подпункта 2.3.2 пункта 2.3, подпункта 2.4.2 пункта 2.4 настоящего Положения.

Одновременно пунктом 1.5 Положения № 611-П определено, что:

- при отсутствии информации о контрагенте, в том числе информации, примерный перечень которой содержится в приложении 2 к Положению № 590-П, резерв формируется с учетом требований, установленных пунктом 3.12 Положения № 590-П, на индивидуальной основе (абзац 5);

- элементы расчетной базы резерва, относящиеся к контрагенту, у которого прекращено действие лицензии, аннулирована или отозвана лицензия на осуществление его основной деятельности, классифицируются в V категорию качества с формированием резерва в размере 100 процентов (абзац 7);

- элементы расчетной базы резерва, отраженные в бухгалтерском учете и отчетности при отсутствии первичных учетных документов, в том числе подтверждающих осуществление сделки с контрагентом, либо отраженные на основе первичных учетных документов, которыми оформлены не имевшие места факты сделок и сделки, по которым фактическое наличие (существование) актива (предмета сделки) не подтверждено, классифицируются в V категорию качества с формированием резерва в размере 100 процентов (абзац 8).

Пунктом 1.10 Положения № 611-П установлено, что кредитная организация должна осуществлять оценку риска по элементам расчетной базы резерва на постоянной основе. При этом по элементам расчетной базы резерва, в том числе, перечисленным в главе  4 настоящего Положения, оценка риска осуществляется с момента, когда кредитная организация должна отразить соответствующие требования и обязательства на балансовых счетах и внебалансовых счетах, предусмотренных Положением № 579-П.

Кредитная организация обязана обеспечить своевременное уточнение профессионального суждения. Порядок своевременного уточнения ранее вынесенного профессионального суждения должен содержаться во внутренних документах кредитной организации.

В разъяснении Банка России от 13.03.2020г.  № 590-P-2020/24[1], размещенном на официальном сайте регулятора[2], указывается, что «оценка финансового положения заемщика осуществляется кредитной организацией на момент принятия решения об отнесении ссуды в ПОС. Дальнейший мониторинг финансового положения заемщика в Положении Банка России № 590-П не предусмотрен, но при получении информации об ухудшении финансового положения заемщика кредитная организация обязана вывести такую ссуду из ПОС и оценивать ее на индивидуальной основе. Фактами, свидетельствующими об обесценении ссуды, включенной в ПОС, могут являться появившиеся у кредитной организации сведения об ухудшении финансового положения заемщика и (или) качества обслуживания им долга по ссуде. Источниками получения указанных сведений могут быть любые доступные кредитной организации источники, например, информация по ссудам, предоставленным этому же заемщику — юридическому лицу, но оцениваемым на индивидуальной основе. В соответствии с пунктом 5.3 Положения Банка России № 590-П оценка кредитного риска по ПОС должна осуществляться кредитной организацией на постоянной основе. Уточнение состава ПОС, уточнение размера резерва по ПОС в связи с изменением уровня кредитного риска, изменением состава ПОС осуществляется не реже одного раза в месяц на отчетную дату. При этом согласно пункту 5.4 Положения Банка России № 590-П не реже одного раза в квартал кредитная организация должна документально оформлять и включать в досье по ПОС информацию о проведенном общем анализе состояния заемщиков и его результатах, в том числе профессиональное суждение кредитной организации о размере кредитного риска по ПОС, а также информацию о расчете резерва».

Аналогичное мнение содержится в Письме Банка России от 25.01.2017г. № 41-1-3-7/92.

На основании изложенного приходим к следующим выводам:

- Положение № 611-П содержит требование об осуществлении Банком  оценки риска по элементам расчетной базы резерва (в том числе, по элементам, объединенным в ПОТ) на постоянной основе;

- внутренние документы Банка должны содержать правила (процедуры, методики) оценки качества объединенных в ПОТ условных обязательств кредитного характера (в том числе, обязательств по выданным банковским гарантиям);

- внутренние документы Банка должны содержать процедуры и порядок своевременного уточнения ранее вынесенного профессионального суждения о составе ПОТ, в том числе:

 внутренними документами Банка должен быть определен состав и источники получения информации, используемой для тестирования элементов ПОТ на наличие индивидуальных признаков обесценения;

во внутренних документах Банка должен быть определен перечень факторов, свидетельствующих о наличии индивидуальных признаков обесценения элемента ПОТ. При этом следует обратить внимание, что в соответствии с пунктом 4.4 Положения № 611-П обязательными для включения в указанный перечень  являются факторы, указанные в абзацах 5 - 13 пункта 1.5 Положения № 611-П (так  в соответствии с абзацем 5 пункта 1.5 Положения № 611-П при отсутствии информации о контрагенте, примерный перечень которой содержится в приложении 2 к Положению № 590-П, резерв формируется с учетом требований, установленных пунктом 3.12 Положения № 590-П, на индивидуальной основе);

внутренними документами Банка должна быть определена периодичность проведения Банком тестирования на наличие признаков индивидуального обесценения элемента ПОТ (с учетом мнения о такой периодичности, приведенной в ответе Банка России от 13.03.2020г.  № 590-P-2020/24).

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона № 86-ФЗ Банка России  осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее по тексту - банковский надзор). Так, согласно статье 56 Закона № 86-ФЗ Банк России,  являясь органом банковского регулирования и банковского надзора, осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов и (или) установленных Банком России индивидуальных предельных значений обязательных нормативов. Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Для осуществления функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России,  и применяет предусмотренные настоящим Федеральным законом меры по отношению к нарушителям (статья 73 Закона № 86-ФЗ).

На основании информации, размещенной на официальном сайте Банка России[3], Служба текущего банковского надзора осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (за исключением системно значимых кредитных организаций) для поддержания стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов.

Задачей службы является осуществление постоянного надзора за соблюдением поднадзорными кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, а также своевременное выявление и ограничение рисков, принимаемых банками.

Для этого кураторы, назначенные в каждую кредитную организацию:

обобщают и анализируют всю доступную информацию о деятельности банков, в том числе данные представляемой в Банк России отчетности, для выявления проблем на ранних стадиях их возникновения, а также ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и кредиторов;

осуществляют оценку стратегии развития и бизнес-модели банков  для выявления направлений деятельности, подверженных наибольшим рискам, и формирования заключения о жизнеспособности и конкурентоспособности кредитных организаций;

готовят предложения о применении мер надзорного реагирования и осуществляют контроль за их исполнением.

Как поняли консультанты из текста вопроса, полученная Банком из Службы текущего банковского надзора информация о негативных показателях принципала  не является предписанием, обязательным для исполнения Банком в соответствии с Законом № 86-ФЗ.

Вместе с тем, исходя из функций и задач, возложенных на Службу текущего банковского надзора, полагаем, что  указанная информация предоставлена Банку при выявлении Службой проблемы на ранней стадии ее появления  с целью предотвращения угрожающей финансовой стабильности Банка ситуации,  влекущей необходимость применения к Банку предусмотренных статьей 74 Закона № 86-ФЗ более серьезных мер надзорного реагирования.  Таким образом, по нашему мнению, Банку следует учитывать полученную из Службы текущего банковского надзора информации о негативных показателях принципала как фактор, свидетельствующий о наличии признаков индивидуального обесценения элемента ПОТ, и исключить указанный элемент из состава ПОТ.

 

Документы и литература.

1.             Закон № 86-ФЗ - Федеральный закон Российской Федерации от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

2.             Закон № 395-1 – Федеральный закон Российской Федерации от 02.12.1990г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;

3.             Положение № 611-П – Положение Банка России от 23.10.2017г. № 611-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери»;

4.             Положение 590-П - Положение Банка России от 28.06.2017г. № 590-П «О порядке формирования кредитными организациями резерва на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности»;

5.             Положение № 579-П – Положение Банка России от 27.02.2017г. № 579-П «О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения»;

6.             Инструкция  № 199-И – Инструкция Банка России от 29.11.2019г. № 199-И «Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией».



[1] Текст вопроса: «Кредитная организация просит предоставить разъяснения по порядку применения норм п. 5.1 Положения Банка России № 590-П. В соответствие с абзацем 3 п. 5.1 Положения Банка России № 590-П кредитная организация не вправе включать в портфель однородных ссуд (далее — ПОС) (должна исключать из ПОС) ссуду, по которой имеется признак обесценения — ухудшение финансового положения заемщика (т е. финансовое положение заемщика оценивается хуже, чем хорошее) и такая ссуда должна оцениваться на индивидуальной основе. При этом в п. 3.15 Положения Банка России № 590-П предусмотрено, что порядок оценки кредитного риска по ссуде, изложенный в главе 3 Положения Банка России № 590-П, не относится к ссудам, сгруппированным в ПОС. Таким образом, правильно ли Банк трактует норму данного пункта как отсутствие необходимости проведения ежеквартальной оценки финансового положения заемщика по ссудам, включенным в ПОС (т е. по ссудам включенным в ПОС нет необходимости выявления индивидуального признака обесценения – ухудшения финансового положения заемщиков), то есть достаточно ли проведения оценки финансового положения заемщиков на момент включения ссуды в ПОС, и соответствия данной оценки требованиям п. 5.1 Положения Банка России № 590-П».

[2] https://cbr.ru/faq_ufr/dbrnfaq/doc/?number=590-%D0%9F

[3] https://cbr.ru/about_br/bankstructute/stbn/


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел