По вопросам оценки кредитного риска по портфелям однородных требований по банковским гарантиям
Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki
Описание ситуации.
В соответствии с требованиями п.4.4. Положения Банка России 611-П элементы расчетной базы резерва с индивидуальными признаками обесценения (наличие которых не позволяет классифицировать элементы расчетной базы резерва в I категорию качества, в том числе если финансовое положение контрагента оценивается хуже, чем хорошее, с учетом требований пунктов 3.3 - 3.5 Положения Банка России N 590-П и (или) выявлены факторы, являющиеся основанием для классификации элементов расчетной базы резерва в соответствии с требованиями абзацев пятого - тринадцатого пункта 1.5, подпункта 2.1.2 пункта 2.1, подпункта 2.3.2 пункта 2.3, подпункта 2.4.2 пункта 2.4 настоящего Положения), оцениваются (классифицируются) на индивидуальной основе. Кредитная организация не вправе включать в портфель (должна исключать из портфеля) требования к контрагенту (условные обязательства кредитного характера) с индивидуальными признаками обесценения, за исключением случаев, предусмотренных абзацами вторым - двенадцатым настоящего пункта.
В соответствии с разъяснениями Банка России от 13.03.2020 № 590-P-2020/24: Оценка финансового положения заемщика осуществляется кредитной организацией на момент принятия решения об отнесении ссуды в ПОС. Дальнейший мониторинг финансового положения заемщика в Положении Банка России № 590-П не предусмотрен, но при получении информации об ухудшении финансового положения заемщика кредитная организация обязана вывести такую ссуду из ПОС и оценивать ее на индивидуальной основе. Фактами, свидетельствующими об обесценении ссуды, включенной в ПОС, могут являться появившиеся у кредитной организации сведения об ухудшении финансового положения заемщика и (или) качества обслуживания им долга по ссуде. Источниками получения указанных сведений могут быть любые доступные кредитной организации источники, например, информация по ссудам, предоставленным этому же заемщику — юридическому лицу, но оцениваемым на индивидуальной основе.
В соответствии с порядком, установленным внутренними документами, Банк на периодической основе проводит проверки/тестирования на наличие признаков обесценения: банкротства или ликвидации принципала. При выявлении указанных признаков обесценения элементы расчетной базы резерва выводятся из портфелей и оцениваются на индивидуальной основе. В качестве признака обесценения рассматривается также произведенная оценка финансового положения принципала (произведенная при выдаче последующих банковских гарантий или по иным продуктам Банка, например, ссудам). В соответствии с подходами, изложенными Банком России от 13.03.2020 № 590-P-2020/24, мониторинг финансового положения Банк не осуществляет.
В период действия банковской гарантии возможно возникновение обстоятельств, когда существует вероятность ухудшения финансового положения принципала. Например, в доступных Банку источниках информации размещена финансовая отчетность принципала, содержащая негативные показатели – отрицательные чистые активы, убытки. Данные показатели свидетельствуют об угрожающих негативных явлениях (тенденциях), вероятным результатом которых может явиться несостоятельность (банкротство) либо устойчивая неплатежеспособность заемщика, т.е. в случае проведения оценки финансового положения принципала, оно должно быть оценено как «плохое». Вместе с тем:
существует вероятность ошибки в размещенной информации;
информация размещается с лагом по времени и текущие показатели могут свидетельствовать об отсутствии прямых угроз финансовому положению принципала.
Финансовое положение принципала может быть оценено Банком после запроса дополнительных сведений у принципала и проведения комплексного анализа его производственной и финансово-хозяйственной деятельности.
Вопросы.
Обязан ли Банк учитывать информацию о негативных показателях в финансовой отчетности принципала, размещенной в доступных Банку источниках, в случаях, когда оценка финансового состояния не проводится (принципал не обращается за новыми продуктами Банка, несущими кредитный риск)?
Какие обязанности возникают у Банка в случае получения информации о негативных показателях принципала из Службы текущего банковского надзора Банка России? Обязан ли Банк в данном случае применить п.4.4. Положения 611-П и перевести оценку гарантий такого принципала (не являющихся исключениями, указанными в абзацах втором - двенадцатом настоящего пункта) на индивидуальную основу?
Мнение консультантов.
Согласно статье 24 Закона № 395-1 в целях обеспечения финансовой надежности кредитная организация обязана создавать резервы (фонды), в том числе под обесценение ценных бумаг, порядок формирования и использования которых устанавливается Банком России. Минимальные размеры резервов (фондов) устанавливаются Банком России.
Кредитная организация обязана осуществлять классификацию активов, выделяя сомнительные и безнадежные долги, и создавать резервы (фонды) на покрытие возможных убытков в порядке, установленном Банком России.
Порядок формирования кредитными организациями резервов на возможные потери (далее по тексту – РВП, резерв) установлен Положением № 611-П, в соответствии с пунктом 1.2 которого кредитная организация должна формировать РВП:
по балансовым активам, по которым существует риск понесения потерь, за исключением балансовых активов, указанных в пункте 1.1 настоящего Положения;
по условным обязательствам кредитного характера, отраженным на внебалансовых счетах;
по требованиям по получению процентных доходов по кредитным требованиям;
по прочим потерям и обязательствам некредитного характера.
На основании пункта 1.5 Положения 611-П:
- при классификации элементов расчетной базы кредитная организация оценивает финансовое положение контрагента с целью выявления вероятности неисполнения либо ненадлежащего исполнения им обязательств по договорам (абзац 1);
- оценка финансового положения контрагента производится кредитной организацией исходя из оценки влияния факторов риска, выявленных в результате анализа финансовой отчетности контрагента и других данных о состоянии и финансовых результатах деятельности контрагента, в соответствии с методикой (методиками), утвержденной (утвержденными) внутренними документами кредитной организации, отвечающими требованиям настоящего Положения (абзац 2);
- анализ финансового положения контрагента осуществляется с использованием информации, примерный перечень которой содержится в приложении 2 к Положению № 590-П (абзац 3);
- перечень используемых для анализа финансового положения контрагента показателей и порядок их расчета определяются кредитной организацией самостоятельно в зависимости от отрасли (направления) и сферы деятельности контрагента, задач анализа и с учетом всей имеющейся информации как на отчетные, так и на внутримесячные (внутриквартальные) даты (абзац 4).
В соответствии с пунктом 4.1 Положения № 611-П кредитная организация в целях формирования резервов может объединять элементы расчетной базы резерва, указанные в пунктах 2.2 (в части балансового счета 30233), 2.3, 2.4, в подпункте 3.1.1 пункта 3.1 и в главе 5 настоящего Положения, в портфели однородных требований (условных обязательств кредитного характера) (далее по тексту – ПОТ).
Так согласно подпункту 3.1.1 пункта 3.1 Положения № 611-П элементами расчетной базы резерва являются отраженные на внебалансовых счетах контрактные стоимости условных обязательств кредитного характера (за исключением денежных обязательств по обратной (срочной) части сделок по отчуждению финансовых активов с одновременным принятием обязательства по их обратному приобретению), состав которых определяется:
в соответствии с приложением 2 к Инструкции № 199-И, если кредитная организация в целях расчета обязательных нормативов банков руководствуется главой 2 Инструкции № 199-И;
в соответствии с приложением 11 к Инструкции № 199-И, если кредитная организация в целях расчета обязательных нормативов банков руководствуется главой 3 Инструкции № 199-И. Кредитная организация вправе не включать в элементы расчетной базы резерва обязательства по предоставлению денежных средств, если кредитная организация не включает их в расчет показателя кредитного риска по условным обязательствам кредитного характера (КРВ2i) в соответствии с пунктом 7 приложения 11 к Инструкции № 199-И.
На основании пункта 4.2 Положения № 611-П:
- определение расчетной базы и размера резерва по ПОТ осуществляется кредитной организацией самостоятельно на основе профессионального суждения в отношении достаточности резерва для покрытия возможных потерь с учетом приложения 3 к Положению № 590-П;
- процедура оценки кредитного риска по ПОТ устанавливается внутренними документами кредитной организации, определяющими ее кредитную политику;
- кредитная организация распределяет сформированные ПОТ по категориям качества, предусмотренным абзацами девятым - тринадцатым пункта 1.7 Положения № 590-П.
Пунктом 4.4 Положения № 611-П установлено, что кредитная организация не вправе включать в портфель (должна исключать из портфеля) требования к контрагенту (условные обязательства кредитного характера) с индивидуальными признаками обесценения, за исключением случаев, предусмотренных абзацами вторым - двенадцатым настоящего пункта. При этом на индивидуальные признаки обесценения элемента расчетной базы указывают:
- наличие факторов, которые не позволяют классифицировать элемент расчетной базы резерва в I категорию качества, в том числе, если финансовое положение контрагента оценивается хуже, чем хорошее, с учетом требований пунктов 3.3 - 3.5 Положения № 590-П;
- наличие (выявление) факторов, являющихся основанием для классификации элемента расчетной базы резерва в соответствии с требованиями абзацев пятого - тринадцатого пункта 1.5, подпункта 2.1.2 пункта 2.1, подпункта 2.3.2 пункта 2.3, подпункта 2.4.2 пункта 2.4 настоящего Положения.
Одновременно пунктом 1.5 Положения № 611-П определено, что:
- при отсутствии информации о контрагенте, в том числе информации, примерный перечень которой содержится в приложении 2 к Положению № 590-П, резерв формируется с учетом требований, установленных пунктом 3.12 Положения № 590-П, на индивидуальной основе (абзац 5);
- элементы расчетной базы резерва, относящиеся к контрагенту, у которого прекращено действие лицензии, аннулирована или отозвана лицензия на осуществление его основной деятельности, классифицируются в V категорию качества с формированием резерва в размере 100 процентов (абзац 7);
- элементы расчетной базы резерва, отраженные в бухгалтерском учете и отчетности при отсутствии первичных учетных документов, в том числе подтверждающих осуществление сделки с контрагентом, либо отраженные на основе первичных учетных документов, которыми оформлены не имевшие места факты сделок и сделки, по которым фактическое наличие (существование) актива (предмета сделки) не подтверждено, классифицируются в V категорию качества с формированием резерва в размере 100 процентов (абзац 8).
Пунктом 1.10 Положения № 611-П установлено, что кредитная организация должна осуществлять оценку риска по элементам расчетной базы резерва на постоянной основе. При этом по элементам расчетной базы резерва, в том числе, перечисленным в главе 4 настоящего Положения, оценка риска осуществляется с момента, когда кредитная организация должна отразить соответствующие требования и обязательства на балансовых счетах и внебалансовых счетах, предусмотренных Положением № 579-П.
Кредитная организация обязана обеспечить своевременное уточнение профессионального суждения. Порядок своевременного уточнения ранее вынесенного профессионального суждения должен содержаться во внутренних документах кредитной организации.
В разъяснении Банка России от 13.03.2020г. № 590-P-2020/24[1], размещенном на официальном сайте регулятора[2], указывается, что «оценка финансового положения заемщика осуществляется кредитной организацией на момент принятия решения об отнесении ссуды в ПОС. Дальнейший мониторинг финансового положения заемщика в Положении Банка России № 590-П не предусмотрен, но при получении информации об ухудшении финансового положения заемщика кредитная организация обязана вывести такую ссуду из ПОС и оценивать ее на индивидуальной основе. Фактами, свидетельствующими об обесценении ссуды, включенной в ПОС, могут являться появившиеся у кредитной организации сведения об ухудшении финансового положения заемщика и (или) качества обслуживания им долга по ссуде. Источниками получения указанных сведений могут быть любые доступные кредитной организации источники, например, информация по ссудам, предоставленным этому же заемщику — юридическому лицу, но оцениваемым на индивидуальной основе. В соответствии с пунктом 5.3 Положения Банка России № 590-П оценка кредитного риска по ПОС должна осуществляться кредитной организацией на постоянной основе. Уточнение состава ПОС, уточнение размера резерва по ПОС в связи с изменением уровня кредитного риска, изменением состава ПОС осуществляется не реже одного раза в месяц на отчетную дату. При этом согласно пункту 5.4 Положения Банка России № 590-П не реже одного раза в квартал кредитная организация должна документально оформлять и включать в досье по ПОС информацию о проведенном общем анализе состояния заемщиков и его результатах, в том числе профессиональное суждение кредитной организации о размере кредитного риска по ПОС, а также информацию о расчете резерва».
Аналогичное мнение содержится в Письме Банка России от 25.01.2017г. № 41-1-3-7/92.
На основании изложенного приходим к следующим выводам:
- Положение № 611-П содержит требование об осуществлении Банком оценки риска по элементам расчетной базы резерва (в том числе, по элементам, объединенным в ПОТ) на постоянной основе;
- внутренние документы Банка должны содержать правила (процедуры, методики) оценки качества объединенных в ПОТ условных обязательств кредитного характера (в том числе, обязательств по выданным банковским гарантиям);
- внутренние документы Банка должны содержать процедуры и порядок своевременного уточнения ранее вынесенного профессионального суждения о составе ПОТ, в том числе:
внутренними документами Банка должен быть определен состав и источники получения информации, используемой для тестирования элементов ПОТ на наличие индивидуальных признаков обесценения;
во внутренних документах Банка должен быть определен перечень факторов, свидетельствующих о наличии индивидуальных признаков обесценения элемента ПОТ. При этом следует обратить внимание, что в соответствии с пунктом 4.4 Положения № 611-П обязательными для включения в указанный перечень являются факторы, указанные в абзацах 5 - 13 пункта 1.5 Положения № 611-П (так в соответствии с абзацем 5 пункта 1.5 Положения № 611-П при отсутствии информации о контрагенте, примерный перечень которой содержится в приложении 2 к Положению № 590-П, резерв формируется с учетом требований, установленных пунктом 3.12 Положения № 590-П, на индивидуальной основе);
внутренними документами Банка должна быть определена периодичность проведения Банком тестирования на наличие признаков индивидуального обесценения элемента ПОТ (с учетом мнения о такой периодичности, приведенной в ответе Банка России от 13.03.2020г. № 590-P-2020/24).
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона № 86-ФЗ Банка России осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее по тексту - банковский надзор). Так, согласно статье 56 Закона № 86-ФЗ Банк России, являясь органом банковского регулирования и банковского надзора, осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов и (или) установленных Банком России индивидуальных предельных значений обязательных нормативов. Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Для осуществления функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России, и применяет предусмотренные настоящим Федеральным законом меры по отношению к нарушителям (статья 73 Закона № 86-ФЗ).
На основании информации, размещенной на официальном сайте Банка России[3], Служба текущего банковского надзора осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (за исключением системно значимых кредитных организаций) для поддержания стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов.
Задачей службы является осуществление постоянного надзора за соблюдением поднадзорными кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, а также своевременное выявление и ограничение рисков, принимаемых банками.
Для этого кураторы, назначенные в каждую кредитную организацию:
обобщают и анализируют всю доступную информацию о деятельности банков, в том числе данные представляемой в Банк России отчетности, для выявления проблем на ранних стадиях их возникновения, а также ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и кредиторов;
осуществляют оценку стратегии развития и бизнес-модели банков для выявления направлений деятельности, подверженных наибольшим рискам, и формирования заключения о жизнеспособности и конкурентоспособности кредитных организаций;
готовят предложения о применении мер надзорного реагирования и осуществляют контроль за их исполнением.
Как поняли консультанты из текста вопроса, полученная Банком из Службы текущего банковского надзора информация о негативных показателях принципала не является предписанием, обязательным для исполнения Банком в соответствии с Законом № 86-ФЗ.
Вместе с тем, исходя из функций и задач, возложенных на Службу текущего банковского надзора, полагаем, что указанная информация предоставлена Банку при выявлении Службой проблемы на ранней стадии ее появления с целью предотвращения угрожающей финансовой стабильности Банка ситуации, влекущей необходимость применения к Банку предусмотренных статьей 74 Закона № 86-ФЗ более серьезных мер надзорного реагирования. Таким образом, по нашему мнению, Банку следует учитывать полученную из Службы текущего банковского надзора информации о негативных показателях принципала как фактор, свидетельствующий о наличии признаков индивидуального обесценения элемента ПОТ, и исключить указанный элемент из состава ПОТ.
Документы и литература.
1. Закон № 86-ФЗ - Федеральный закон Российской Федерации от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
2. Закон № 395-1 – Федеральный закон Российской Федерации от 02.12.1990г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;
3. Положение № 611-П – Положение Банка России от 23.10.2017г. № 611-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери»;
4. Положение 590-П - Положение Банка России от 28.06.2017г. № 590-П «О порядке формирования кредитными организациями резерва на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности»;
5. Положение № 579-П – Положение Банка России от 27.02.2017г. № 579-П «О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения»;
6. Инструкция № 199-И – Инструкция Банка России от 29.11.2019г. № 199-И «Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией».
[1] Текст вопроса: «Кредитная организация просит предоставить разъяснения по порядку применения норм п. 5.1 Положения Банка России № 590-П. В соответствие с абзацем 3 п. 5.1 Положения Банка России № 590-П кредитная организация не вправе включать в портфель однородных ссуд (далее — ПОС) (должна исключать из ПОС) ссуду, по которой имеется признак обесценения — ухудшение финансового положения заемщика (т е. финансовое положение заемщика оценивается хуже, чем хорошее) и такая ссуда должна оцениваться на индивидуальной основе. При этом в п. 3.15 Положения Банка России № 590-П предусмотрено, что порядок оценки кредитного риска по ссуде, изложенный в главе 3 Положения Банка России № 590-П, не относится к ссудам, сгруппированным в ПОС. Таким образом, правильно ли Банк трактует норму данного пункта как отсутствие необходимости проведения ежеквартальной оценки финансового положения заемщика по ссудам, включенным в ПОС (т е. по ссудам включенным в ПОС нет необходимости выявления индивидуального признака обесценения – ухудшения финансового положения заемщиков), то есть достаточно ли проведения оценки финансового положения заемщиков на момент включения ссуды в ПОС, и соответствия данной оценки требованиям п. 5.1 Положения Банка России № 590-П».
[2] https://cbr.ru/faq_ufr/dbrnfaq/doc/?number=590-%D0%9F
[3] https://cbr.ru/about_br/bankstructute/stbn/
Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki
Назад в раздел