Главная / Консультации / Общий аудит / Трудовой договор о дистанционной работе с гражданином Белоруссии

Трудовой договор о дистанционной работе с гражданином Белоруссии

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

12.08.2022
Вопрос

Вправе ли Организация заключить трудовой договор о дистанционной работе с гражданином Белоруссии, который будет выполнять трудовую функцию за пределами РФ?
Как в этом случае будет облагаться НДФЛ и страховыми взносами заработная плата, выплачиваемая такому сотруднику?
Ответ

 

Коллегия Налоговых Консультантов

оказывает  весь комплекс аудиторских, консультационных и юридических услуг +7915-329-02-05

 

 

 


Правомерность заключения трудового договора о дистанционной работе с гражданином Белорусии

В соответствии со статьей 312.1 ТК РФ дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».

Дистанционными работниками считаются лица, заключившие трудовой договор о дистанционной работе.

На дистанционных работников распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

С учетом изложенного, под дистанционной работой понимается выполнение работником трудовой функции вне места нахождения работодателя с использованием для выполнения такой трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».

Статья 312.1 ТК РФ не содержит ограничений по территориальному пребыванию сотрудника. Основным условием является выполнение трудовой функции вне стационарного рабочего места, находящегося под контролем работодателя.

Однако Минтруд РФ по данному вопросу придерживается противоположной позиции, например, в Письме Минтруда РФ от 15.02.2022 № 14-4/10/В-1848 о возможности заключения трудового договора о дистанционной работе с иностранными гражданами для осуществления трудовой деятельности за пределами РФ разъяснено следующее:

«В соответствии со статьей 327.1 Кодекса трудовые отношения между иностранным гражданином или лицом без гражданства и работодателем регулируются российским законодательством, за исключением случаев, в которых в соответствии с федеральными законами или международными договорами Российской Федерации трудовые отношения с работниками, являющимися иностранными гражданами или лицами без гражданства, регулируются иностранным правом.

Основу правового регулирования труда иностранных граждан составляют Кодекс и Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).

Статья 13 Кодекса устанавливает действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в пространстве.

Так, часть 1 статьи 13 Кодекса регламентирует, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют на всей территории Российской Федерации, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное.

Согласно статье 1 Федерального закона N 115-ФЗ действие данного закона распространяется только на иностранцев, находящихся на территории Российской Федерации.

Таким образом, регулирование трудовых отношений, возникающих на территории иностранных государств, не регулируется Кодексом.

В связи с тем что вышесказанное в полной мере относится и к главе 49.1 Кодекса об особенностях регулирования труда дистанционных работников, Кодекс не предусматривает возможности заключения трудового договора о дистанционной работе с работником, постоянно проживающим на территории другого государства.

Поскольку в ситуации, изложенной в обращении, речь идет об осуществлении работниками трудовой деятельности на территории другого государства, нормы Кодекса, устанавливающие особенности регулирования труда дистанционных работников, на таких работников не распространяются.

Кроме того, правила, установленные трудовым законодательством, распространяются на иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность только на территории Российской Федерации.

Таким образом, в случае привлечения иностранных работников для постоянной работы за рубежом нормы трудового законодательства Российской Федерации не применяются.

Порядок вступления в трудовые отношения и осуществления постоянной трудовой деятельности за пределами Российской Федерации регулируются законодательством того государства, в котором работник намеревается данную деятельность осуществлять».

В Письме Минтруда РФ от 16.01.2017 № 14-2/ООГ-245 указано:

 «Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) не предусматривает возможность заключения трудового договора о дистанционной работес гражданином Российской Федерации, с иностранным гражданином или лицом без гражданства, осуществляющими трудовую деятельность за пределами территории Российской Федерации, так как, учитывая положения статьи 312.3 Кодекса об обязанности работодателя обеспечить безопасные условия и охрану труда дистанционных работников, а также положения статьи 13 Кодекса о том, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют только на территории Российской Федерации, обеспечение работодателем безопасных условий трудадля дистанционных работников, работающих за пределами Российской Федерации, не представляется возможным».

В Письме Минтруда РФ от 27.07.2016 № 17-3/В-292 было указано, что сотрудничество с такими гражданами следует осуществлять в рамках гражданско-правовых отношений[1].

Таким образом, по мнению Минтруда РФ, заключение трудового договора о дистанционной работе с иностранными гражданами, фактически осуществляющим трудовую деятельность на территории иностранного государства, не регулируются нормами ТК РФ и, как следствие, в случае привлечения иностранных работников для постоянной работы за пределами РФ нормы ТК РФ не применяются.

Порядок вступления в трудовые отношения и осуществления постоянной трудовой деятельности за пределами РФ регулируются законодательством того государства, в котором работник намеревается данную деятельность осуществлять.

Кроме того, Минтруд РФ ссылается и на невозможность выполнения Организацией требований статьи 312.1 ТК РФ об обеспечении безопасных условий и охраны труда дистанционных работников[2], в частности:

расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (абзац 17 части 2 статьи 212 ТК РФ);

выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки (абзац 20 части 2 статьи 212ТК РФ);

обязательное социальное страхование работниковот несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (абзац 20 части 2 статьи 212 ТК РФ).

Представители Минтруда РФ рекомендуют сотрудничать с такими гражданами в рамках гражданско-правовых отношений.

Однако, на наш взгляд, приведенная позиция Минтруда РФ противоречит части 4 статьи 5.27 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.

Также отметим, что в Письмах Минфина РФ, разъясняющих налогообложение доходов дистанционного работника, исполняющего свои трудовые обязанности за пределами территории РФ, учет расходов на оплату труда такого дистанционного работника для целей налогообложения прибыли, не оспаривается сам факт наличия трудового договора о дистанционной работе с работником, исполняющим свои трудовые обязанности за пределами территории РФ[3].

С учетом изложенного, по нашему мнению, Организация вправе заключить трудовые отношения с дистанционным иностранным работником, фактически осуществляющим трудовую деятельность за пределами РФ, и не обязана заключать с ними договор ГПХ вместо трудового договора.

Однако поскольку правоприменительная практика по данному вопросу отсутствует, разъяснения Минтруда РФ носят информационный характер, и нормы ТК РФ не содержат запрета на осуществление трудовой функции дистанционного сотрудника на территории иностранного государства, рекомендуем Организации самостоятельно принять управленческое решение по данному вопросу, принимая во внимание вышеизложенное.

 

НДФЛ

В соответствии с пунктом 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников, в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Пунктом 2 статьи 207 НК РФ установлено, что налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы территории РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Согласно статье 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

1) от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;

2) от источников в РФ – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

В свою очередь, согласно пункту 1 статьи 208 НК РФ для целей главы 23 НК РФ к доходам от источников в РФ относятся:

- вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ (подпункт 6);

- иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в РФ (подпункт 10).

В соответствии с пунктом 3 статьи 208 НК РФ для целей главы 23 НК РФ к доходам, полученным от источников за пределами РФ, относятся:

- вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами РФ (подпункт 6);

- иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности за пределами РФ (подпункт 9).

Таким образом, доходы физического лица – резидента РФ от выполнения трудовой функции за пределами РФ, являются доходами от источников за пределами РФ и подлежат налогообложению НДФЛ.

 

Доходы физического лица – нерезидента РФ от выполнения трудовой функции за пределами РФ, являются доходами от источников за пределами РФ и не подлежат налогообложению НДФЛ.

 

Поскольку в рассматриваемом случае, сотрудник является нерезидентом РФ, выполняющим трудовую функцию за пределами РФ (на территории Республики Беларусь), то объекта обложения НДФЛ в РФ не возникает.

Страховые взносы

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования[4]  в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

Коллегия Налоговых Консультантов

оказывает и юридические услуги, в т.ч. по 

налоговым проверкам +7915-329-02-05

В силу пункта 1 статьи 7 Закона № 167-ФЗ[5], части 1 статьи 2 Закона № 255-ФЗ[6], статьи 10 Закона № 326-ФЗ[7] иностранные граждане, работающие по трудовым договорам, но на территории иностранного государства, не являются застрахованными лицами в системе обязательного социального страхования в РФ.

Следовательно, в общем случае, вознаграждение дистанционного работника - иностранного гражданина, осуществляющего трудовую деятельность за пределами территории РФ, не подлежит обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование.

Вместе с тем статьей 2 Закона № 167-ФЗ, частью 2 статьи 1.1 Закона № 255-ФЗ, пунктом 2 статьи 2 Закона № 326-ФЗ и пунктом 1 статьи 7 НК РФ предусмотрено, что в случаях если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные указанными федеральными законами и НК РФ, применяются правила международного договора РФ.

Так, между РФ и Республикой Беларусь 24.01.2006 заключен договор «О сотрудничестве в области социального обеспечения» (далее – Договор о сотрудничестве).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Договора о сотрудничестве настоящий Договор регулирует государственное социальное обеспечение, обязательное (государственное) социальное страхование и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон[8] и являющихся их гражданами, а также членов семей этих лиц, подпадавших или подпадающих под действие законодательства Договаривающихся Сторон.

В силу пунктов 2 и 3 статьи 3 Договора о сотрудничестве настоящий Договор распространяется также на отношения, регулируемые законодательством Договаривающихся Сторон об уплате страховых взносов на обязательное (государственное) социальное страхование и на отношения, регулируемые законодательством Договаривающихся Сторон о государственном социальном обеспечении, обязательном (государственном) социальном страховании и обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которое изменяет или дополняет положения, указанные в пункте 1 настоящей статьи.

В соответствии со статьей 4 Договора о сотрудничестве лица, определенные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Договора для одной Договаривающейся Стороны, проживающие на территории другой Договаривающейся Стороны, приравниваются в правах и обязанностях к гражданам этой другой Договаривающейся Стороны в отношении того, что изложено в статье 3 настоящего Договора.

Согласно пункту 1 статьи 5 Договора о сотрудничестве застрахованные, на которых распространяется действие настоящего Договора, подпадают исключительно под действие законодательства той Договаривающейся Стороны, на территории которой они выполняют работу.

При этом в силу пункта 2 статьи 5 Договора о сотрудничестве из положений пункта 1 настоящей статьи устанавливаются следующие исключения:

1) на застрахованных, которые работают на территории той же Договаривающейся Стороны, где и проживают, а работодатель зарегистрирован на территории другой Договаривающейся Стороны, распространяется законодательство той Договаривающейся Стороны, на территории которой зарегистрирован работодатель, либо законодательство Договаривающейся Стороны по выбору застрахованного;

2) на застрахованных, которые подпадают под действие законодательства одной Договаривающейся Стороны, направленных на работу на определенный период на территорию другой Договаривающейся Стороны, распространяется законодательство первой Договаривающейся Стороны при условии, что срок командировки не превышает двух лет. По согласованию между уполномоченными органами в индивидуальном порядке действие настоящего подпункта может быть продлено, но не более чем на один год.

Согласно пункту 1 статьи 3 Договора о сотрудничестве выбор применяемого законодательства, возможность которого предусмотрена для застрахованного подпунктом 1 пункта 2 статьи 5 Договора, оформляется путем подачи застрахованным заявления работодателю. Работодатель в течение 5 рабочих дней со дня приема заявления уведомляет компетентный орган (организацию) Договаривающейся Стороны по месту нахождения работодателя о сделанном застрахованным выборе. Этот орган (организация) в течение 5 рабочих дней со дня получения указанного уведомления направляет справку согласно приложению 1 к настоящему Соглашению в компетентный орган (организацию) Договаривающейся Стороны, законодательство которой подлежит применению согласно выбору застрахованного.

При этом исходя из положений статьи 3 Договора о сотрудничестве Договор не распространяется на отношения, регулируемые законодательством РФ об обязательном медицинском страховании.

Таким образом, в случае, если международным договором в области социального страхования, установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством РФ в области страхового обеспечения, то применяются нормы указанного международного договора.

Из буквального прочтения приведенных норм Договора о сотрудничестве следует, что в случае, если гражданин Республики Беларусь работает на территории Республики Беларусь, а работодатель при этом зарегистрирован на территории РФ, то применяются нормы законодательства Республики Беларусь или РФ по выбору работника путем подачи застрахованным заявления работодателю.

Аналогичное мнение изложено в Письме Минфина РФ от 04.10.2019 № 03-04-06/76243:

«Вопрос: Об НДФЛ и страховых взносах при выплате российской организацией гражданину Республики Беларусь вознаграждения по трудовому договору о дистанционной работе на территории Республики Беларусь

Ответ: …если застрахованным лицом - гражданином Республики Беларусь, работающим на территории Республики Беларусь по трудовому договору о дистанционной работе, заключенному с российской организацией, не выбрано обязательное (государственное) социальное страхование по законодательству Республики Беларусь, то выплаты в его пользу по упомянутому трудовому договору подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Одновременно обращаем внимание, что согласно пункту 1 статьи 419 Кодекса плательщиками страховых взносов признаются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, то есть работодатели.

Таким образом, страховые взносы подлежат уплате за счет средств работодателя, а не из суммы вознаграждения, выплачиваемого работнику».

Обращаем Ваше внимание на Письмо Минфина РФ от 20.02.2021г. № 03-15-06/12114:

«Вопрос: О страховых взносах с доходов, выплачиваемых российской организацией гражданину Республики Беларусь, осуществляющему деятельность в Республике Беларусь по гражданско-правовому договору.

Ответ: Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 420 главы 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

Исходя из положений пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), части 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ), статьи 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) иностранные граждане, осуществляющие деятельность за пределами территории Российской Федерации и, следовательно, не признаваемые постоянно или временно проживающими либо временно пребывающими в Российской Федерации, обязательному социальному страхованию в Российской Федерации не подлежат.

В связи с этим пунктом 5 статьи 420 Налогового кодекса предусмотрено, что не признаются объектом обложения страховыми взносами для организаций выплаты и иные вознаграждения, исчисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами, в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории Российской Федерации в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

Таким образом, выплаты по упомянутому гражданско-правовому договору, производимые российской организацией в пользу гражданина Республики Беларусь, осуществляющего деятельность на территории Республики Беларусь без въезда в Российскую Федерацию, в соответствии с положениями Налогового кодекса, обложению страховыми взносами не подлежат.

Вместе с тем статьей 2 Федерального закона N 167-ФЗ, частью 2 статьи 1.1 Федерального закона N 255-ФЗ, пунктом 2 статьи 2 Федерального закона N 326-ФЗ и пунктом 1 статьи 7 Налогового кодекса предусмотрено, что, в случаях если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанными федеральными законами и Налоговым кодексом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

При этом по вопросам о применении положений Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 2006 г. "О сотрудничестве в области социального обеспечения", правомерности заключения российской организацией с постоянно проживающим на территории Республики Беларусь иностранным гражданином гражданско-правового договора на дистанционное выполнение работ (оказание услуг), а также отнесения указанного гражданина к числу застрахованных лиц в Российской Федерации в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний обращение было направлено в Минтруд России письмом Департамента, на которое был предоставлен ответ Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России письмом от 27.01.2021 N 14-2/В-76».

В указанном письме, на наш взгляд, Минфин РФ прямо не ответил на вопрос о порядке обложения страховыми взносам (с учетом положений Договора о сотрудничестве) выплат в рамках договора ГПХ на выполнение дистанционной работы, заключенного с гражданином Республики Беларусь. При этом Минфин РФ указал на то, что им было направлен соответствующий запрос в Минтруд РФ и получен ответ. Указанный ответ в настоящее время в общедоступных источниках информации отсутствует.

На основании вышеизложенного, рекомендуем Организации обратиться с официальным запросом в Минфин РФ и Минтруд РФ по вопросу необходимости уплаты страховых взносов с выплат гражданам Республики Беларусь, работающим на территории иностранного государства, по трудовым договорам, заключенным с российской организацией – работодателем.

Коллегия Налоговых Консультантов, 30 марта 2022 года

Телеграм-канал https://t.me/knk_audit Бухучет, налоги, нововведения, прослеживаемость, иностранные компании, сложные случаи

 



[1] Данное мнение также содержится в Письме Минтруда РФ от 15.04.2016 № 17-3/ООГ-578

[2] Следует отметить, что у работодателя возникает обязанность по расследованию несчастных случаев независимо от места нахождения сотрудника, в том числе за границей (статья 229 ТК РФ, пункт 19 Постановления Минтруда РФ от 24.10.2002 № 73 ). Нормы действующего законодательства не устанавливают особого порядка выполнения предписаний должностных лиц в отношении охраны труда дистанционных работников.

[3]Письма Минфина РФ от 26.08.2019 № 03-04-05/65362 «Об НДФЛ с доходов работника, выполняющего трудовые обязанности по трудовому договору за пределами РФ», от 18.07.2019 № 03-04-06/53227 «Об НДФЛ с доходов по трудовому договору о дистанционной работе за пределами РФ и о документальном подтверждении расходов на оплату труда дистанционного работника в целях налога на прибыль».

[4] за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ.

[5] Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»

[6] Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

[7] Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

[8] В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 1 Договора о сотрудничестве понятие «место жительства (проживания)» означает:

в РФ - место постоянного или временного проживания на законных основаниях на территории РФ, определяемое или признаваемое в качестве такового согласно законодательству РФ;

в Республике Беларусь - постоянное место жительства на законных основаниях на территории Республики Беларусь, определяемое или признаваемое в качестве такового согласно законодательству Республики Беларусь.


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел