Главная / Консультации / Общий аудит / Сведения, вносимые в ЕФРС организациями, отчетность которых подлежит обязательному аудиту

Сведения, вносимые в ЕФРС организациями, отчетность которых подлежит обязательному аудиту

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

29.03.2023
Вопрос

Сведения, вносимые в ЕФРС организациями, отчетность которых подлежит обязательному аудиту
Ответ

Телеграм-канал https://t.me/knk_audit Бухучет, налоги, нововведения, прослеживаемость, иностранные компании, сложные случаи



В соответствии с п. 7 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ[1] обязательному внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее - ЕФРС) подлежат следующие сведения:

л.2) сведения о бухгалтерской (финансовой) отчетности и консолидированной финансовой отчетности (при наличии) в случаях, если федеральным законом установлена обязанность по раскрытию такой отчетности в средствах массовой информации, с указанием периода, за который составлена бухгалтерская (финансовая) отчетность (консолидированная финансовая отчетность), и даты, по состоянию на которую составлена указанная отчетность, даты составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (консолидированной финансовой отчетности), даты утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности, если федеральными законами и (или) учредительными документами юридического лица предусмотрено ее утверждение, даты представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренный статьей 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности), адреса страницы (сайта) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", используемого для раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчетности (консолидированной финансовой отчетности (при наличии) и даты ее раскрытия, а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности (консолидированной финансовой отчетности), подлежащей обязательному аудиту, с указанием наименования аудиторской организации или фамилии, имени, отчества (при наличии) индивидуального аудитора и идентифицирующих аудиторскую организацию (индивидуального аудитора) данных (идентификационного номера налогоплательщика, основного государственного регистрационного номера), даты аудиторского заключения, а в случае, если указанная отчетность и аудиторское заключение о ней не подлежат представлению в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, с указанием мнения аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности этой отчетности и обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на ее достоверность, за исключением случаев, если указанные сведения составляют государственную или коммерческую тайну, а также иных случаев, установленных федеральными законами.

Из приведенной нормы в начале 2022 года делались выводы о том, что организации обязаны размещать сведения о бухгалтерской финансовой отчетности в ЕФРС только в том случае, если в отношении отчетности предусмотрена обязанность по ее размещению в СМИ.

В том случае если организация подлежит обязательному аудиту, но ее отчетность не должна быть раскрыта в СМИ, в ЕФРС представляются только сведения об аудите.

В настоящее время появились разъяснения, согласно которым организации, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, должны представлять в ЕФРС сведения, как об отчетности, так и об аудиторском заключении. При этом выводы основаны на положениях, применяемых с 01.01.2022 года, т.е. в последнее время никаких изменений в Закон № 129-ФЗ внесено не было.

Коллегия Налоговых Консультантов – номер ОДИН в реестре аудиторов ОЗО.  Сопровождаем выездные и камеральные налоговые проверки. Оказываем помощь в решении досудебных и арбитражных споров с налоговой,  минимизируем ущерб от деятельности налоговых органов. ab@knka.ru  +7915-329-02-05

Отметим, что до внесения изменений в Закон № 129-ФЗ, т.е. до 01.01.2022 применялись следующие нормы, регламентирующие порядок раскрытия информации:

- обязательному внесению в ЕФРС подлежат следующие сведения:

л.2) сведения о финансовой и (или) бухгалтерской отчетности в случаях, если федеральным законом установлена обязанность по раскрытию такой информации в средствах массовой информации (пп. л.2 п. 7 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ в редакции, действующей до 01.01.2022);

- сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в ЕФРС заказчиком аудита с указанием в сообщении аудируемого лица, идентифицирующих аудируемое лицо данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), наименования (фамилии, имени, отчества) аудитора, идентифицирующих аудитора данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, периода, за который она составлена, даты заключения, мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию в соответствии с настоящей частью сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом (п. 6 ст. 5 Закона № 307-ФЗ[2] в редакции, действующей до 01.01.2022).

Таким образом, из приведенных норм можно с уверенностью сделать вывод о том, что сведения о бухгалтерской (финансовой) отчетности размещались в ЕФРС только в случае, если возникала обязанность по размещению указанной информации в СМИ.

Иные организации, подлежащие обязательному аудиту, обязаны были размещать в ЕФРС только сведения об аудиторе и результатах аудита. Данные о датах подписания, утверждения отчетности, данные о размещении отчетности в ГИРБО, не требовалось публиковать.

При этом в Информационном сообщении Минфина РФ «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии» от 13.01.2022 № ИС-учет-36 были даны следующие разъяснения:

«В Федеральном законе "Об аудиторской деятельности" признана утратившей силу часть 6 статьи 5, в которой был установлен перечень сведений о результатах обязательного аудита отчетности, подлежащих раскрытию в Федресурсе. Данное изменение внесено в Федеральный закон с целью устранения дублирования части 6 и подпункта "л.2" пункта 7 статьи 71 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Сведения об отчетности организаций и результатах обязательного аудита ее подлежат внесению в Федресурс, когда федеральным законом установлена обязанность по раскрытию такой информации в СМИ. Данное требование не действует в отношении сведений, составляющих государственную тайну, а также в иных случаях, установленных федеральными законами».

Таким образом, по мнению Минфина РФ, приведенному в Информационном письме, с 01.01.2022 законодателем было устранено именно дублирование норм, а не внесены изменения в состав сведений, подлежащих размещению в ЕФРС.

Более того, в самом Информационной письме был сделан вывод о том, что сведения об отчетности организаций и результатах ее обязательного аудита подлежат внесению в Федресурс, когда федеральным законом установлена обязанность по раскрытию такой информации в СМИ.

На основании изложенного считаем, что в 2023 году организации, подлежащие обязательному аудиту, отчетность которых не подлежит раскрытию в СМИ, должны представлять в ЕФРС только сведения об аудите.

Однако, учитывая нынешнее толкование пп. л.2 п. 7 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ, такая позиция может привести к административной ответственности.

Позиция, согласно которой все организации, подлежащие обязательному аудиту, должны представлять в ЕФРС сведения, как об отчетности, так и об аудиторском заключении, влечет дополнительные финансовые обязательства для организаций, связанные с размещением нескольких сообщений на Федресурсе.

Коллегия Налоговых Консультантов, номер ОДИН в реестре аудиторов ОЗО,

оказывает  весь комплекс аудиторских, консультационных и юридических услуг +7915-329-02-05

Коллегия Налоговых Консультантов, 29 марта 2023 года



[1] Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

[2] Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ.


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел