Главная / Консультации / Общий аудит / Регистрация сотрудника организации – гражданина РБ

Регистрация сотрудника организации – гражданина РБ

13.08.2019
Вопрос

В нашей компании работает гражданин Белоруссии. У него скоро заканчивается срок временной регистрации.
Подскажите, пожалуйста, каковы наши действия? Должен ли работодатель заниматься вопросом продления регистрации? Или это обязанность самого сотрудника?
Какие риски несет работодатель, если сотрудник во время не продлит регистрацию? Обязаны ли мы расторгнуть с ним трудовой договор, если он во время не предоставит документ?
Ответ

В соответствии со статьей 7 Закона № 109-ФЗ[1] временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.

Пунктом 6 статьи 2 Закона № 109-ФЗ установлено, что учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания (далее - учет по месту пребывания) - фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания.

Сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона), юридическое лицо, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона (пункт 7 статьи 2 Закона № 109-ФЗ).

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона № 109-ФЗ иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания:

1) по адресу жилого помещения, не являющегося его местом жительства, в котором иностранный гражданин фактически проживает.

 

Согласно пункту 2 статьи 21 Закона № 109-ФЗ иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.

Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений об адресе места пребывания иностранного гражданина либо в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, об адресе организации в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета (пункт 3 статьи 21 Закона № 109-ФЗ).

 

Таким образом, иностранный гражданин, осуществляющий трудовую деятельность в российской организации, может быть поставлен на учету по её адресу только в том случае, если фактически проживает по указанному адресу. В таком случае работодатель считается принимающей стороной.

В противном случае, иностранный гражданин подлежит постановке на учет по адресу жилого помещения, не являющегося его местом жительства, в котором он фактически проживает. При этом постановка на учет осуществляется сотрудником самостоятельно.

 

Отметим, что статья 21 Закона № 109-ФЗ приведена в редакции Закона № 163-ФЗ[2] и действует с 8 июля 2018 года. Закон № 163-ФЗ не содержит каких-либо переходных положений.

 

Общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу[3].

 

В рассматриваемом случае, срок пребывания иностранного работника подходит к концу, в связи с чем возникает необходимость в продлении указанного срока.

По нашему мнению, отношения по продлению срока пребывания являются вновь возникшими, в связи с чем к ним применяются нормы Закона № 109-ФЗ в редакции, действующей на момент такого продления.

 

Таким образом, обязанность по продлению срока пребывания на территории РФ возлагается на самого сотрудника. При этом регистрация должна быть осуществлена по местонахождению жилого помещения, не являющегося его местом жительства, в котором он фактически проживает.

 

Приказом МВД России от 18.12.17 № 933 утвержден Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее – Порядок № 933).

 

Согласно пункту 4 Порядка основаниями для продления либо сокращения срока временного пребывания являются обстоятельства, установленные пунктами 2, 3, 5 и 7 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и статьей 97 Договора о Евразийском экономическом союзе.

 

В соответствии со статьей 97 Договора о ЕАЭС[4] трудовая деятельность трудящегося государства-члена регулируется законодательством государства трудоустройства с учетом положений настоящего Договора (пункт 4).

Срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг) (пункт 5).

 

Пунктом 6 Порядка № 933 продление срока временного пребывания трудящегося государства – члена ЕАЭС осуществляется посредством фиксации сотрудником факта получения от работодателя или заказчика работ (услуг) в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона уведомления о заключении с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Срок временного пребывания трудящегося государства - члена Евразийского экономического союза продлевается без подачи заявления о продлении срока временного пребывания.

 

Таким образом, поскольку сотрудник Организации является гражданином Республики Беларусь, то срок его пребывания на территории РФ продлевается без подачи заявления о продлении срока временного пребывания на основании уведомления, поданного Организацией в территориальный орган МВД РФ о заключении либо продлении срока действия трудового договора[5].

 

Общие основания прекращения трудового договора перечислены в статье 77 ТК РФ.

Случаи расторжения трудового договора по инициативе работодателя установлены в статье 81 ТК РФ.

Ни одна из названных норм не содержит такого основания для расторжения трудового договора, как несвоевременное оформление продления времени пребывания на территории РФ.

Более того, как было изложено нами выше, в случае, если Организацией подавалось уведомление о заключении бессрочного трудового договора с гражданином Беларуси, то срок его пребывания на территории РФ продлевается без подачи заявления, автоматически.

 

С учетом изложенного, считаем, что основания для расторжения трудового договора с указанным сотрудником у Организации отсутствуют.

 

 

Коллегия Налоговых Консультантов, 24 июня 2019 года



[1] Федеральный закон от 18.07.06 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

[2] Федеральный закон от 27.06.2018 N 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

[3] Определение Конституционного Суда РФ от 18.01.05 № 7-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации».

[4] Договор о Евразийском экономическом союзе, подписан в г. Астане 29.05.14

[5] Данное уведомление должно было быть представлено Организацией на основании пункта 8 статьи 13 Федерального закона от 25.07.02 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»


Назад в раздел