Главная / Консультации / Общий аудит / Расходы на благотворительный проект

Расходы на благотворительный проект

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

11.09.2019
Вопрос

Описание ситуации – сотрудники компании планируют принять участие в благотворительном проекте. Мы не планируем создавать фонд внутри компании и одним из основных пунктов является поиск подходящего партнера, который будет реализовывать проект.
Согласно схеме работы по проекту, мы можем лишь собирать деньги на проект, но не реализовывать его.
Средства, пожертвованные сотрудниками, будут удваиваться за счет взноса компании.
Вопрос:
– как компании организовать «резерв» для накопления полученных средств от сотрудников?
- как отразить суммы, перечисленные в фонд за счет средств компании?
- должны ли мы открывать спец счета для таких операций?
- как регулируются отношения между компанией и благотворительным фондом?
Ответ

В целях соблюдения логики построения ответа последовательность вопросов будет нами изменена. 

Как регулируются отношения между компанией и благотворительным фондом?

Должны ли мы открывать спец счета для таких операций?

 

Правовое регулирование благотворительной деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.95 № 135-ФЗ (далее – Закон № 135-ФЗ).

На основании статьи 1 Закона № 135-ФЗ под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Статьей 4 Закона № 135-ФЗ установлено, что граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей.

Граждане и юридические лица вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации.

Никто не вправе ограничивать свободу выбора установленных настоящим Федеральным законом целей благотворительной деятельности и форм ее осуществления.

В силу статьи 5 Закона № 135-ФЗ под участниками благотворительной деятельности для целей настоящего Федерального закона понимаются граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки существующей или создания новой благотворительной организации, а также граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность: благотворители, добровольцы (волонтеры), благополучатели.

Благотворители - лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах:

- бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;

- бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;

- бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг.

Благотворители вправе определять цели и порядок использования своих пожертвований.

На основании пункта 1 статьи 6 Закона № 135-ФЗ благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

 

Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций (статья 7 Закона № 135-ФЗ).

В силу статьи 15 Закона № 135-ФЗ источниками формирования имущества благотворительной организации могут являться, в частности:

- благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме.

Из приведенных положений следует, что сотрудники организации и сама Организации вправе объединиться в целях осуществления благотворительной деятельности. При этом благотворительной деятельностью будет являться, в том числе, безвозмездное перечисление денежных средств благотворительному фонду.

Каких-либо специальных требований в отношениях между благотворителями (Организацией, сотрудниками) и благотворительным фондом действующим законодательством не установлено.

Также действующим законодательством не установлено требование об открытии специальных счетов, на которых аккумулируются средства сотрудников, самой Организации для дальнейшего их перечисления благотворительному фонду.

Следовательно, средства могут перечисляться благотворительному фонду с обычных расчетных счетов Организации.

Как компании организовать «резерв» для накопления полученных средств от сотрудников?

Специальный порядок накопления средств сотрудников на благотворительные цели действующим законодательством прямо не установлен.

Из анализа Плана счетов и Инструкции по его применению[1], на наш взгляд, можно сделать вывод о том, что для аккумулирования средств сотрудников, которые будут перечислены на благотворительные цели, может быть использован счет 86 «Целевое финансирование».

Согласно Инструкции по применению Плана счетов счет 86 предназначен для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др.

Аналитический учет по счету 86 ведется по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления их.

Кроме того, для указанных целей Организации вправе использовать отдельный субсчет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

На основании Инструкции по применению плана счетов счет 76 предназначен для обобщения информации о расчетах по операциям с дебиторами и кредиторами, не упомянутыми в пояснениях к счетам 60 - 75: по имущественному и личному страхованию; по претензиям; по суммам, удержанным из оплаты труда работников организации в пользу других организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судов, и др.

Таким образом, накопление и расходование средств на благотворительные цели, полученные от сотрудников, подлежат отражению в учете Организации следующим образом:

Дт счетов учета затрат Кт 70 – начислена заработная плата сотрудникам;

Дт 70 Кт 68 – начислен НДФЛ;

Дт 70 Кт 86/76 – удержана из заработной платы сотрудников часть средств на благотворительные цели;

Дт 86/76 Кт 51 – накопленные денежные средства сотрудников перечислены благотворительному фонду.

Льготы по НДФЛ для сотрудников

В соответствии с пунктом 1 статьи 219 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение следующих социальных налоговых вычетов:

1) в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком в виде пожертвований благотворительным организациям.

Указанный в настоящем подпункте вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению[2].

В силу пункта 2 статьи 219 НК РФ социальные налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, предоставляются при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В Письме ФНС РФ «О направлении информации» от 22.11.12 № ЕД-4-3/19630@ были даны разъяснения, согласно которым для получения социального налогового вычета на благотворительность в налоговый орган необходимо представить следующий пакет документов:

- налоговая декларация по форме 3-НДФЛ;

- документы, подтверждающие перечисление пожертвований (например, квитанции к приходным кассовым ордерам, платежные поручения) – копия;

- Заявление на возврат НДФЛ.

Отметим, что статьей 219 НК РФ прямо не установлен перечень документов, которым сотрудник Организации может подтвердить право на социальный налоговый вычет в суммах перечисляемых пожертвований.

Более того, не ясно, возникает ли право на социальный налоговый вычет у сотрудников Организации в том случае, если сотрудники лично не перечисляют пожертвования в благотворительный фонд.

По данному вопросу в Письме ФНС РФ «О налоге на доходы физических лиц» от 06.04.11 № КЕ-4-3/5392@ были даны следующие разъяснения:

«Вопрос. При предоставлении налогоплательщику социального налогового вычета по расходам на благотворительные цели какими документами могут быть подтверждены его расходы по перечислению (уплате) сумм пожертвований религиозным организациям?

Ответ. Подпунктом 1 пункта 1 статьи 219 Кодекса установлено, что при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности, - в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде.

В статье 219 Кодекса не установлен перечень документов, необходимых для подтверждения права налогоплательщика на получение социального налогового вычета в сумме пожертвований, перечисленных (уплаченных) налогоплательщиком религиозным организациям.

Таким образом, это могут быть различные документы, свидетельствующие о том, что перечисленные суммы являются пожертвованиями религиозной организации, направленные на осуществление уставной деятельности организации.

Перечисление денежных средств может производиться в безналичном порядке на основании письменного заявления налогоплательщика, представляемого в организацию, выплачивающую этому налогоплательщику доход. В этом случае документами, подтверждающими произведенные налогоплательщиком расходы, являются справка организации о произведенных по его заявлению перечислениях и платежное поручение на перечисление указанных в справке сумм с отметкой банка об исполнении.

Если денежные средства перечислены непосредственно налогоплательщиком с его банковского счета, то произведенные им расходы подтверждаются банковской выпиской.

В случае внесения налогоплательщиком денежных средств наличными в кассу организации подтверждающим документом является квитанция к приходному кассовому ордеру.

В назначении платежа должно быть указано, что данные средства направлены на осуществление уставной деятельности.

Социальные налоговые вычеты предоставляются в отношении доходов того налогового периода, в котором налогоплательщиком фактически произведены расходы на перечисленные в статье 219 Кодекса цели.

Если в одном налоговом периоде (в течение календарного года) социальные налоговые вычеты не могут быть использованы полностью, то на следующие налоговые периоды остаток вычетов не переносится».

Таким образом, по нашему мнению, сотрудники Организации вправе получить социальный налоговый вычет в сумма перечисленных средств на благотворительные цели, предоставив по итогам года, в котором были перечислены средства на благотворительность, в налоговый орган следующий пакет документов:

- заявление на возврат НДФЛ;

- налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ;

- заявление сотрудника в адрес Организации на удержание из заработной платы определенной суммы денежных средств на благотворительные цели;

- справку Организации о произведенных ею перечислениях на основании заявления сотрудника;

- платежное поручение о перечисленных суммах.

Как отразить суммы, перечисленные в фонд за счет средств компании?

Бухгалтерский учет

Действующим законодательством прямо не регламентирован порядок формирования фондов, резервов за счет средств компании, которые могут быть направлены на благотворительные цели.

Отметим, что ранее частными специалистами давались разъяснения, согласно которым акционерные общества вправе создавать специальные фонды за счет чистой прибыли. В этом случае в Уставе общества устанавливается порядок формирования Фонда, его размеры и сроки такого формирования[3].

Между тем, в настоящее время Минфином РФ высказывается позиция, согласно которой расходы коммерческих организаций на благотворительные цели подлежат отражению в составе прочих расходов независимо от источников формирования таких Фондов.

Так, в Письме Минфина РФ от 24.10.18 № 07-01-09/76173 было отмечено следующее:

«… согласно Положению по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденному приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, является прочими расходами.

По вопросу признания расходов, для финансирования которых созданы фонды (резервы), обращаем внимание на Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 год (письмо от 06.02.2015 N 07-04-06/5027), размещенные на официальном интернет-сайте Минфина России www.minfin.ru в разделе "Бухгалтерский учет и отчетность - Бухгалтерский учет - Законодательные и иные нормативные правовые акты - Обобщение практики применения законодательства"».

В Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 год (Приложение к письму Минфина РФ от 06.02.15 № 07-04-06/5027) были даны следующие разъяснения:

«Признание расходов, для финансирования которых созданы фонды (резервы)

В соответствии с ПБУ 10/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Расходы признаются в том отчетном периоде, когда они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни). ПБУ 10/99 не ставит признание расходов в зависимость от наличия (отсутствия) источника их финансового обеспечения (фондов развития производства, фондов потребления и иных аналогичных фондов) и периода (времени) их формирования».

Таким образом, позиция Минфина РФ сводится к тому, что независимо от того, за счет каких источников осуществляется благотворительная деятельность организации, за счет текущих расходов, либо за счет чистой прибыли, суммы, направленные на благотворительные цели, подлежат отражению в учете организации в составе прочих расходов.

В этом, случае, по нашему мнению, Организации следует отражать перечисление средств на благотворительные цели следующим образом:

Дт 91 Кт 76 – принято решение о перечислении средств на благотворительные цели за счет средств компании;

Дт 76 Кт 51 – перечислены денежные средства в благотворительный Фонд.

Налоговый учет

В силу пункта 1 статьи 252 НК РФ расходы учитываются в целях исчисления налога на прибыль при единовременном выполнении следующих условий:

- наличие документального подтверждения;

- экономическая обоснованность и направленность на получение дохода;

- отсутствие в перечне, предусмотренном статьей 270 НК РФ.

Расходы на благотворительные цели не являются экономически обоснованными и наплавленными на получение дохода, не связаны с предпринимательской деятельностью Организации.

Кроме того, в силу пункта 16 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей, если иное не предусмотрено настоящей главой.

На основании изложенного, считаем, что суммы денежных средств, переданные Организацией на благотворительные цели в благотворительный Фонд, не учитываются в составе расходов при расчете налоговой базы по налогу на прибыль.

Аналогичной точки зрения придерживаются и фискальные органы.

Письмо Минфина РФ от 21.03.19 № 03-01-11/18875:

«В соответствии с положениями пункта 1 статьи 582 Гражданского кодекса Российской Федерации пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.

Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" установлено, что благотворительным пожертвованием признается, в частности, бескорыстная (безвозмездная или на льготных условиях) передача в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности.

Возможность учета пожертвований в составе расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли организаций, фактически будет означать осуществление организацией соответствующих расходов, в том числе и за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Рассматривая вопросы стимулирования пожертвований на благотворительные цели со стороны коммерческих организаций, их не следует увязывать с обеспечением экономической выгоды жертвователя со стороны государства, в том числе за счет предоставления налоговых льгот, поскольку одаривание направлено, прежде всего, на оказание бескорыстной помощи, а не на извлечение экономической выгоды».

Письмо Минфина РФ от 14.03.19 № 07-01-09/16696:

«По разъяснению Департамента налоговой и таможенной политики в соответствии со статьей 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, расходы, произведенные организацией в рамках благотворительной деятельности, не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль, поскольку не отвечают требованиям вышеуказанной статьи НК РФ».

Коллегия налоговых Консультантов, 4 июля 2019 года



[1] План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.00 № 94н.

[2] Если получателями пожертвований являются государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие деятельность в области культуры, а также некоммерческие организации (фонды) в случае перечисления им пожертвований на формирование целевого капитала в целях поддержки указанных учреждений, предельный размер вычета, установленный настоящим абзацем, может быть увеличен законом субъекта РФ до 30% суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению. Указанным законом субъекта РФ также могут быть установлены категории государственных, муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в области культуры, и некоммерческих организаций (фондов), пожертвования которым могут быть приняты к вычету в увеличенном предельном размере.

[3] Правомерность создания акционерными обществами иных фондов, кроме резервного фонда и специального фонда акционирования работников общества, подтверждается арбитражной практикой – Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 11.09.07 № Ф04-6143/2007(37953-А46-13), ФАС Центрального округа от 30.05.01 № А48-3470/00-18к.


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел