Главная / Консультации / Общий аудит / Продление срока использования сцецодежды

Продление срока использования сцецодежды

01.11.2019
Вопрос

Специальная одежда, выданная сотрудникам, сохранила защитные свойства по истечении срока носки и пригодна для дальнейшей эксплуатации.
Как правомерно организовать и оформить продление срока носки спецодежды согласно п. 22 Приказа Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н, ведь порядок возвращения спецодежды в повторную эксплуатацию не предусмотрен Межотраслевыми правилами?
Ответ

Обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) установлены Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.09 № 290н (далее – Приказ № 290н).

 

Кроме того, Приказом Минфина РФ от 26.12.02 № 135н утверждены Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (далее – Методические указания).

 

Согласно пункту 4 Приказа № 290н работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

 

Пунктом 13 Приказа № 290н установлено, что работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки.

Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам.

Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам.

Работодатель вправе вести учет выдачи работникам СИЗ с применением программных средств (информационно-аналитических баз данных). Электронная форма учетной карточки должна соответствовать установленной форме личной карточки учета выдачи СИЗ. При этом в электронной форме личной карточки учета выдачи СИЗ вместо личной подписи работника указываются номер и дата документа бухгалтерского учета о получении СИЗ, на котором имеется личная подпись работника.

 

Согласно пункту 60 Методических указаний специальная одежда выдается работникам в порядке, установленном коллективным договором на основе типовых отраслевых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных в установленном порядке.

 

Выдача работникам и возврат ими специальной одежды должны отражаться в личных карточках работников (пункт 61 Методических указаний).

В документах, оформляющих отпуск специальной одежды работникам (требования и т.п.), наряду с другими реквизитами следует отражать основание выдачи, а в личной карточке - срок носки, процент годности на момент выдачи (пункт 62 Методических указаний).

Специальная одежда, выданная работникам, является собственностью организации и подлежит возврату: при увольнении, при переводе в той же организации на другую работу, для которой выданные им специальная одежда, специальная обувь и предохранительные приспособления не предусмотрены нормами, а также по окончании сроков их носки взамен получаемых новых (пункт 64 Методических указаний).

 

В соответствии с пунктом 19 Методических указаний отпуск специальной оснастки и специальной одежды в производство (эксплуатацию) со складов организаций (иных мест хранения) производится на основании первичных учетных документов, в качестве которых могут использоваться формы документов, указанных в пункте 15[1] настоящих Методических указаний, а также лимитно-заборные карты[2]

При необходимости организация, помимо форм первичных учетных документов, содержащихся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, может применять самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов по движению специальной оснастки и специальной одежды.

Приемка и оприходование поступающей специальной оснастки и специальной одежды складами организации, как правило, оформляются путем составления приходных ордеров[3] (пункт 16 Методических указаний).

 

Отметим, что унифицированные формы первичной учетной документации не являются обязательными к применению. Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (пункт 4 статьи 9 Закона № 402-ФЗ[4]).

Согласно пункту 2 статьи 9 Закона № 402-ФЗ обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;

7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

 

Таким образом, учет выдачи работникам и возврата ими СИЗ осуществляется:

- путем внесения записей в личную карточку учета выдачи СИЗ, в том числе в электронной форме;

- путем оформления первичного учетного документа при выдаче спецодежды работникам со склада (например, акт выдачи СИЗ или накладная);

- путем оформления первичного учетного документа при приемке спецодежды на склад (например, акт приема СИЗ или приходный ордер).

 

В соответствии с пунктом 22 Приказа № 290н СИЗ, возвращенные работниками по истечении сроков носки, но пригодные для дальнейшей эксплуатации, используются по назначению после проведения мероприятий по уходу за ними (стирка, чистка, дезинфекция, дегазация, дезактивация, обеспыливание, обезвреживание и ремонт). Пригодность указанных СИЗ к дальнейшему использованию, необходимость проведения и состав мероприятий по уходу за ними, а также процент износа СИЗ устанавливаются уполномоченным работодателем должностным лицом или комиссией по охране труда организации (при наличии) и фиксируются в личной карточке учета выдачи СИЗ.

 

Таким образом, при возврате работником СИЗ в связи с истечением срока носки, уполномоченное должностное лицо или комиссия по охране труда организации проводит проверку на пригодность указанных СИЗ к дальнейшему использованию, оценивает необходимость проведения и состав мероприятий по уходу за ними, а также устанавливает процент износа.

В случае, если СИЗ признается пригодным к дальнейшей эксплуатации, в отношении них проводятся соответствующие мероприятия по уходу. После этого СИЗ могут быть повторно выданы сотрудникам.

 

Отдельных положений, регламентирующих порядок оформления возврата СИЗ в связи истечением сроков носки, Приказом № 290н и Методическими указаниями не предусмотрен. В связи с этим, по нашему мнению, Организации следует руководствоваться общими нормами.

 

При возврате СИЗ в связи истечением сроков носки сотрудником:

- составляется акт приемки (приходный ордер) спецодежды на склад и вносится соответствующая информация в личную карточку учета выдачи СИЗ;

- уполномоченное должностное лицо или комиссия по охране труда организации определяет процент износа, пригодность для дальнейшей эксплуатации и фиксирует данную информацию в первичном учетном документе. По нашему мнению, данная информация может также указываться акте приема спецодежды. Информация о проценте износа указывается в личной карточке учета выдачи СИЗ;

- в дальнейшем выдача бывшей в употреблении спецодежды оформляется теми же документами, что и выдача новой спецодежды. При этом в графе 5 «Выдано: Процент износа» личной карточки учета выдачи СИЗ указывается значение, определенное комиссией при приемке спецодежды.

 

Достаточно ли утвердить приказом генерального директора состав комиссии по охране труда (определяющей степень износа) и порядок продления сроков носки или необходимо ежемесячно оформлять приказом перечень сотрудников, наименование спецодежды и новые сроки носки для каждой единицы учета?

 

Исходя из нормы пункта 22 Приказа № 290н процент износа и возможность дальнейшей эксплуатации определяется в отношении каждой единицы спецодежды.

 

Таким образом, при каждом случае возврата спецодежды в связи с истечением срока носки комиссия должна определить процент износа и возможность дальнейшей эксплуатации этой спецодежды. Следовательно, если в организации такие возвраты осуществляются ежемесячно, то соответствующие документы оформляются с данной периодичностью.

 

 

Коллегия Налоговых Консультантов, 6 августа 2019 года



[1] Передача изготовленной в организации специальной оснастки и специальной одежды подразделениями - изготовителями (цехами) на склады организации (иные места хранения) оформляется соответствующими первичными учетными документами. Для этой цели организациям рекомендуется использовать требование-накладную и (или) накладную (типовые межотраслевые формы N М-11 и М-15 соответственно, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а)

[2] типовая межотраслевая форма № М-8, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а.

[3] типовая межотраслевая форма № М-4, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а

[4] Федеральный закон от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»


Назад в раздел