Главная / Консультации / Общий аудит / Порядок применения льготных ставок по земельному налогу

Порядок применения льготных ставок по земельному налогу

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

29.07.2019
Вопрос

Организация владеет земельным участком с видом использования под жилое строительство.
На этом участке находится здание нежилое - торговый центр.
Правомерно ли применять ставку 0,1% и какие последствия от применения?
Земельный участок расположен в г. Москва (Новая Москва).
Ответ

В соответствии с пунктом 1 статьи 387 НК РФ земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 НК РФ).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.

Ставки земельного налога (далее - налог), порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, включая величину налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков, на территории города Москвы определяются Законом г. Москвы от 24.11.04 № 74 «О земельном налоге» (далее – Закон № 74).

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона № 74 налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:

2) 0,1 процента от кадастровой стоимости земельного участка - в отношении земельных участков, занятых автостоянками для долговременного хранения индивидуального автотранспорта и многоэтажными гаражами-стоянками, жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

4) 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка - в отношении прочих земельных участков.

 

Таким образом, ставка земельного налога в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и находящихся на территории Москвы, установлена в размере 0,1% от кадастровой стоимости.

В случае, если часть земельного участка занята иными объектами, не относящимися к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, налоговая ставка устанавливается в размере 1,5% от кадастровой стоимости.

При этом НК РФ и Закон № 74 не ставят в зависимость величину налоговой ставки от вида разрешенного использования земельного участка. В целях определения налоговой ставки принимается во внимание фактический вид использования земельных участков.

Контролирующие органы придерживаются аналогичной позиции.

Так, в письме Минфина РФ от 21.02.19 № 03-05-06-02/11312 указано следующее:

«По смыслу налогового законодательства пониженные ставки земельного налога устанавливаются для физических лиц, непосредственно использующих земли для индивидуального жилищного строительства (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2018 N 301-КГ18-7425).

Применение индивидуальным предпринимателем, целью экономической деятельности которого является извлечение прибыли, пониженной ставки земельного налога недопустимо (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 15.01.2018 N 305-КГ17-20424).

Необходимость использования земельных участков по целевому назначению для применения пониженной налоговой ставки 0,3 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, была отмечена в Определениях Верховного Суда РФ от 21.12.2018 N 307-КГ18-20670 по делу N А66-16992/2017 и от 30.10.2018 N 305-КГ18-16987 по делу N А41-80451/2017.

Таким образом, для применения пониженной налоговой ставки 0,3 процента в отношений земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, помимо категории и вида разрешенного использования земельного участка, необходимо также учитывать целевой характер использования указанных земельных участков».

Таким образом, по нашему мнению, в отношении земельного участка с разрешенным видом использования под жилое строительство, но фактически занятого торговым центром, Организация не вправе применять ставку 0,1%.

В отношении указанного земельного участка применяется ставка 1,5% от кадастровой стоимости.

 

Аналогичная позиция также изложена в письме Минфина РФ от 11.01.17 № 03-05-04-02/160:

«В соответствии с пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать размеров, установленных в указанном пункте статьи 394 Налогового кодекса.

Так, абзацем 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса установлено, что в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, размер налоговой ставки для исчисления земельного налога не может превышать 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка.

Что касается положения "за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса", то данное положение относится к земельным участкам, находящимся в долевой собственности.

Например, если на земельном участке, находящемся в долевой собственности, располагается жилой дом, в котором находятся жилые и нежилые помещения (магазины, офисы, гаражи и др.), то при исчислении земельного налога в отношении долей земельного участки, приходящихся на нежилые помещения, не может применяться налоговая ставка, установленная в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса».

Коллегия Налоговых Консультантов, 30 мая 2019 года


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел