Главная / Консультации / Общий аудит / Об учете арендодателем возмещений по штрафам за нарушение ПДД, полученным от арендатора транспортного средства

Об учете арендодателем возмещений по штрафам за нарушение ПДД, полученным от арендатора транспортного средства

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

29.12.2021
Вопрос

Вопрос:
В договоре аренды предусмотрено условие о том, что арендатор возмещает арендодателю  штрафы ГИБДД, которые получены арендодателем по транспортному средству, предоставленному в аренду арендатору.
Как отражаются в учете арендодателя суммы уплаченных штрафов и суммы возмещений, полученные от арендатора?
Ответ

Ответ:

В силу пункта 1 статьи 2.6.1 КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов РФ, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

Пунктом 1 статьи 32.2 КоАП РФ установлено, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности.

Таким образом, обязанность уплатить штраф от ГИБДД в силу норм КоАП РФ возникает у собственника транспортного средства –Организации.

Однако последствия в виде административного штрафа были вызваны действиями арендатора.

В соответствии со статьей 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Таким образом, в случае причинения арендатором вреда арендодателю (в виде административного штрафа), арендодатель вправе потребовать возмещения этого вреда.

В рассматриваемом случае, стороны договора аренды прямо предусмотрели обязанность арендатора по возмещению штрафов ГИБДД.

Учитывая изложенное, рассмотрим порядок учета полученных штрафов и сумм возмещения.

Бухгалтерский учет

В соответствии с пунктами 11, 14.2, 16 ПБУ 10/99[1] суммы штрафов, являются прочим расходом и принимаются к учету на дату вступления в силу постановления о привлечении к административной ответственности[2].

Поскольку Организация взыскивает с арендатора сумму уплаченного штрафа, то на дату признания претензии арендатором сумма возмещения подлежит отражению в составе прочих доходов (пункты 7, 10.2, 16 ПБУ 9/99[3]).

Учитывая изложенное, в бухгалтерском учете Организации отражаются следующие записи:

Дебет 91.2 Кредит 76.2 гос.орган – отражен административный штраф;

Дебет 76.2арендатор Кредит 91.1 – отражено обязательство арендатора по возмещению суммы административного штрафа.

Налог на прибыль

НК РФ предусматривает две нормы в отношении взымаемых с налогоплательщика санкций:

Пункт 13 статьи 265 НК РФ - расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба;

Пункт 2 статьи 270 НК РФ - расходы  в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), процентов, подлежащих уплате в бюджет в соответствии со статьей 176.1 настоящего Кодекса, а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций.

Из указанных норм можно сделать вывод, что они посвящены санкциям, возникающим по разным правовым основаниям:

-в связи с взаимоотношениями с контрагентами по гражданско-правовым договорам;

-в связи с претензиями государственных органов.

Первые учитываются в составе внереализационных расходов, а вторые вообще не учитываются при исчислении налога на прибыль.

Аналогичное мнение высказано в письме Минфина РФ от 20.06.18 № 03-03-06/1/42048:

«Согласно подпункту 13 пункта 1 статьи 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.

При этом на основании пункта 2 статьи 270 НК РФ расходы в виде пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), процентов, подлежащих уплате в бюджет в соответствии со статьей 176.1 НК РФ, а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Учитывая изложенное, порядок учета штрафных санкций в расходах для целей налогообложения прибыли зависит от правовой и экономической природы возникновения данных расходов».

Письмо Минфина РФ от 09.07.15 № 03-03-06/1/39607:

«В соответствии с пунктом 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам в соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 265 Кодекса относятся расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.

Статьей 124 ГК РФ определено, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

При этом согласно статье 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями указанные права и обязанности могут приобретать и осуществлять органы местного самоуправления.

Учитывая, что органы государственной власти, действующие от имени Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, участвуют в гражданских отношениях на равных правах с иными субъектами правоотношений, по мнению Департамента, расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение обязательств, предусмотренных договорами, заключенными с органами государственной власти, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли организаций на основании подпункта 13 пункта 1 статьи 265 Кодекса.

Положения пункта 2 статьи 270 Кодекса, предусматривающие, что для целей налогообложения прибыли не учитываются расходы в виде пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций, на рассматриваемые расходы не распространяются».

Таким образом, налоговый учет санкций зависит от того, выступает орган государственной власти в качестве хозяйственного субъекта (например, если с государственным органом заключен какой-либо договор и штраф взыскивается в соответствии с этим договором) или в качестве контролирующего органа государственной власти.

В рассматриваемом случае, речь идет о штрафе за нарушение ПДД, а не в рамках договорных правоотношений с ГИБДД.

Соответственно, такой штраф подпадает под пункт 2 статьи 270 НК РФ.

Иных, в том числе специальных норм для лизинговых компаний, НК РФ не предусматривает.

Учитывая изложенное, по нашему мнению, Организация не вправе учитывать административный штраф в составе внереализационных расходов по пункту 13 статьи 265 НК РФ.

В свою очередь, на дату признания арендатором претензии в учете арендодателя отражается внереализационных доход в размере возмещаемого штрафа (пункт 3 статьи 250, подпункт 4 пункта 4 статьи 271 НК РФ).

НДС

Согласно пункту 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ.

Поскольку при возмещении убытков реализации товаров (работ, услуг) не происходит, то и объект налогообложения НДС не возникает.

В связи с этим, по нашему мнению, при выставлении арендатору претензии у арендодателя отсутствуют основания для начисления НДС.

Коллегия Налоговых Консультантов, 8 ноября 2021 года



[1] Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 33н.

[2] Если постановление не обжалуется, то вступает в законную силу по истечении 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (пункт 1 статьи 31.1, пункт 1 статьи 30.3 КоАП РФ).

[3] Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 32н.


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел