Главная / Консультации / Общий аудит / Об особенностях проведения СОУТ в случае внесения изменений в штатное расписание

Об особенностях проведения СОУТ в случае внесения изменений в штатное расписание

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

09.06.2020
Вопрос

Согласно, ч.4 ст.8 ФЗ от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», специальная оценка условий труда (далее – СОУТ) на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено тем же федеральным законом. Так, согласно п.1 ч.1ст.17 Закона №426-ФЗ внеплановая СОУТ должна проводиться в частности. В случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест. Общество проводило СОУТ в 2018 году. В 2020 году в штатном расписании произошли изменения:
- добавили две должности «бухгалтер» и «юрист»;
- исключили должность  «заместитель главного бухгалтера по налоговому учету»
при этом структурное подразделение по добавленным должностям осталось такое же как и у исключенной должности (администрация) и фактическое рабочее место новых должностей находится в пределах офиса, как и у остальных, т.е. новых мест не организовывалось.
Вопрос: Надо ли проводить внеплановую СОУТ в связи изменением штатного расписания? И если надо, то как следует провести СОУТ, отдельно на новые должности или на все должности без исключения?
Ответ

Статьей 212 ТК РФ установлена обязанность для работодателя проводить специальную оценку условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, регулируются Федеральным законом от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее по тексту – Закон № 426-ФЗ).

На основании пункта 1 статьи 8 Закона № 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона № 426-ФЗ по результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

Пунктом 4 статьи 8 Закона № 426-ФЗ установлено, что специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

При этом в силу пункта 1 статьи 17 Закона № 426-ФЗ внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях, в частности:

1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.

На основании пункта 3 статьи 17 Закона № 426-ФЗ в случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя - индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя - юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3 - 5 и 7 части 1 настоящей статьи, внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией.

Из приведенных положений можно сделать вывод, что оценка условий труда осуществляется именнов отношении рабочего местав целях установления класса условий труда на этом рабочем месте.

В Письме Минтруда РФ от 25.04.16 № 15-1/ООГ-1635 по вопросу необходимости проведения внеплановой оценки условий труда при изменении штатного расписания были даны следующие разъяснения:

«Вновь организованное рабочее место- это рабочее место, которое было организовано при создании юридического и физического лица, а также организованное по завершении строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий.

В случае если при реорганизации работодателя или его структурных подразделений, а также изменении штатного расписания условия труда на рабочих местах, определенные по результатам проведенной до 1 января 2014 г. аттестации рабочих мест (с 1 января 2014 г. по результатам специальной оценки условий труда), не изменились, внеплановая специальная оценка условий труда на таких рабочих местах может не проводиться.

Вместе с тем соответствующие организационные изменения у работодателя, а также решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должны быть оформлены протоколом комиссии по проведению специальной оценки условий труда.

Одновременно информируем, что решение об отнесении конкретных рабочих мест к аналогичным принимается экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, с последующим утверждением указанного решения комиссией по проведению специальной оценки условий труда (статья 9 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда")».

По нашему мнению, в том случае, если должность «заместитель главного бухгалтера по налоговому учету» была упразднена и вместо нее появилась должность «бухгалтер»,при этом на рабочем месте «заместителя главного бухгалтера по налоговому учету», в отношении которого была проведена оценка условий труда, будет выполнять трудовую функцию «бухгалтер», само рабочее место, его оборудование не поменялись, то проводить оценку условий труда не нужно.

В том случае, если была создана новая должность «бухгалтер», «юрист», и оборудовано для данных должностей новое рабочее место, то нужно проводить внеплановую оценку условий труда таких рабочих мест, несмотря на то обстоятельство, что структурное подразделение не изменилось. При этом оценку условий труда следует проводить только в отношении вновь введенных должностей.

Отметим, что судебные инстанции высказываются в пользу того, что при введении и в штатное расписание новой должности организациям следует проводить внеплановую оценку условий труда - Решение Санкт-Петербургского городского суда от 13.12.16 № 7-2196/2016 по делу № 12-1272/2016:

«Как усматривается из материалов дела, в ходе проверки установлено, что должность "региональный менеджер по продажам Санкт-Петербург, Ленинградская область и СНГ" введена в отдел продаж ООО "Браво Премиум" <дата>, что подтверждено штатным расписанием, утвержденным работодателем. В нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда на рабочем месте регионального менеджера по продажам Санкт-Петербург, Ленинградская область и СНГ в период с<дата> по <дата> не проводилась.

ООО "Браво Премиум", имея возможность для соблюдения правил и норм, не приняло все зависящие меры по их соблюдению, не провело специальную оценку условий труда рабочего места работника <...> С.И., что свидетельствует о нарушении юридическим лицом государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации о специальной оценке условий труда, и наличии в действиях Общества признаков состава административного правонарушения.

Доводы жалобы о том, что условия труда работника <...>С.И. не отличаются от оптимальных, на них не воздействуют вредные и опасные факторы, а трудовой договор содержит п. 2.4 в котором указано, что "трудовые обязанности Работника осуществляются в нормальных (оптимальных) условиях труда и не связаны с выполнением тяжелых работ, работ в местностях с особыми климатическими условиями, работ с вредными, опасными и иными особыми условиями труда", не свидетельствуют об отсутствии правонарушения.

Доводы защитника о наличии оснований для прекращения производства по делу в связи с малозначительностью были предметом проверки судьи районного суда и обоснованно отклонены, поскольку допущенное нарушение затрагивает сферу трудовых правоотношений и норм об охране труда работников, поэтому имеет повышенную степень общественной опасности.

Несогласие с оценкой конкретных обстоятельств и доказательств не может служить основанием для отмены вынесенных по делу постановления должностного лица и судебного решения, поскольку оснований для переоценки установленных обстоятельств не имеется.

Наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ в пределах санкции статьи, чрезмерно суровым не является».

Коллегия Налоговых Консультантов, 29 апреля 2020 года


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел