Главная / Консультации / Общий аудит / Об обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении арендованного имущества

Об обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении арендованного имущества

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

18.03.2022
Вопрос

Организация арендует транспортные средства и офисные помещения. Возникает ли у нее обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду?
Ответ

Коллегия Налоговых Консультантов

оказывает  весь комплекс аудиторских, консультационных и юридических услуг +7915-329-02-05

  

У Организации отсутствует обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, как в отношении арендуемых транспортных средств, так и в отношении арендуемых офисных помещений.

Обоснование:

Аренда помещений

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона № 7-ФЗ[1] плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее – выбросы загрязняющих веществ);

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее – сбросы загрязняющих веществ);

хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Согласно пункту 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

В силу статьи 1 Закона № 7-ФЗ под стационарным источником загрязнения окружающей среды (далее – стационарный источник) понимается источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды.

Таким образом, плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются не собственники стационарных источников, а организации, которые осуществляют свою деятельность на таких источниках, то есть, в том числе арендаторы данных объектов.

Как следует из вопроса, Организация арендует офисные помещения. Как правило, офисные центры не осуществляют сбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух через стационарные источники загрязнения окружающей среды, а также не осуществляют сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.

Следовательно, по данным основаниям Организация, по нашему мнению, не является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Кроме того, из приведенных норм следует, что в случае, если Организация осуществляет свою деятельность исключительно на объектах IV категории, то она не обязана вносить плату за негативное воздействие.

Критерии отнесения объектов негативного воздействия на окружающую среду (далее – НВОС) к IV категории приведены в пункте 6 Постановления Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»:

- наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 т в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;

- отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

 

В соответствии со статьей 69.2 Закона № 7-ФЗ объекты НВОС (в том числе и IV категории) подлежат постановке на государственный учет путем предоставления соответствующих заявок.

За неподачу заявки на постановку НВОС (в том числе IV категории) на учет предусмотрена ответственность по статье 8.46 КоАП РФ в виде штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

При этом обращаем Ваше внимание на следующие разъяснения контролирующих органов.

Информация Росприроднадзора, размещенная на сайте http://rpn.gov.ru по состоянию на 06.12.2016:

«При определении объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в целях соблюдения требования Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" о постановке таких объектов на государственный учет, необходимо принимать во внимание следующее.

В соответствии с определением объекта НВОС (п. 1 ст. 69.2 Закона N 7-ФЗ) юридические лица, индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет именно те объекты, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность и которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду (далее - объекты НВОС).

При этом земельные участки к объектам негативного воздействия на окружающую среду не относятся. В соответствии с определением ст. 1 Закона N 7-ФЗ имеющиеся на балансе организации отдельные единицы оборудования также не могут рассматриваться в качестве самостоятельных объектов НВОС.

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029.

Согласно п. 4 статьи 4.2 Закона N 7-ФЗ присвоение объекту НВОС соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет.

Учитывая, что собственно образование и накопление отходов не являются критериями отнесения объекта к объекту какой-либо из четырех категорий негативного воздействия на окружающую среду, а в заявке о постановке объекта НВОС на учет предусмотрены только сведения о размещении отходов на объекте НВОС, в случае, если организация образует отходы (не осуществляя деятельность по размещению отходов самостоятельно), но при этом не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в Критериях, в ходе осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности (например, офисы, школы, детские сады и т.д.), у такой организации объект НВОС не определяется.

Постановка объектов, не отнесенных к объектам НВОС на учет, действующим законодательством не предусмотрена».

Коллегия Налоговых Консультантов

оказывает и юридические услуги, в т.ч. по 

налоговым проверкам +7915-329-02-05

В Письме Росприроднадзора от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354 (пункты 4-6) сделаны следующие выводы:

«4. По вопросу постановки на учет офисов, школ, детских садов, административных зданий, поликлиник, больниц и т.д.

Как отмечалось выше, у объекта НВОС IV категории в соответствии с п. 6 Критериев должны выполняться следующие условия:

наличие стационарных источников выбросов;

наличие не более 10 тонн выбросов загрязняющих веществ в год;

отсутствие выбросов радиоактивных веществ;

отсутствие сбросов в системы водоотведения загрязняющих веществ, образовавшихся в результате использования вод не для бытовых нужд;

отсутствие сбросов в окружающую среду (то есть сбросов в поверхностные и подземные водные объекты, недра, на земную поверхность).

Следует обратить внимание, что наличие на объекте стационарных источников выбросов является обязательным признаком объекта НВОС IV категории. Таким образом, в случае если на объекте отсутствуют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, отсутствуют сбросы в системы водоотведения загрязняющих веществ в результате использования вод не для бытовых нужд и не осуществляются виды деятельности, указанные в п. п. 1 - 4, 7, 8 Критериев, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС.

5. По вопросу постановки на учет объектов образования и обращения с отходами производства и потребления.

Образование отходов в соответствии с Критериями не является признаком отнесения объектов к какой-либо из четырех категорий объектов НВОС.

В случае, если на объекте образуются отходы, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия, указанные в Критериях, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС.

Транспортирование и накопление отходов сами по себе также не являются признаком отнесения объектов к категориям объектов НВОС.

Критериями отнесения объектов НВОС к объектам I, II категорий является осуществление деятельности по обезвреживанию или размещению (хранению и захоронению) отходов (подпункт "п" п. 1, подпункт "р" п. 2 Критериев).

Деятельность по сбору, обработке и утилизации отходов может являться критерием отнесения объектов к объектам НВОС только в случаях осуществления на этих объектах также деятельности по обезвреживанию и размещению отходов (подпункты "н", "о" п. 1, подпункт "ч" п. 2 Критериев).

6. По вопросу рассмотрения заявок с указанием сведений об объектах, не являющихся объектами НВОС.

В случае если объект, заявленный к постановке на учет, не является объектом НВОС в соответствии с Критериями, территориальные органы Росприроднадзора в 10-дневный срок со дня приема заявки о постановке объектов НВОС на государственный учет направляют заявителю уведомление с данной информацией и ссылкой на несоответствие объекта положениям Критериев.

На основании п. 1 ст. 16.1 Закона плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

В соответствии с п. 1 ст. 4.2 Закона объекты НВОС подразделяются на четыре категории, иных категорий и видов объектов НВОС в законодательстве не предусмотрено. Если объект хозяйственной деятельности не соответствует Критериям, то такой объект не является объектом НВОС, предусмотренным законодательством об охране окружающей среды.

Соответственно, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель не осуществляют хозяйственную деятельность с использованием объектов НВОС, то его деятельность не относится к деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, и таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду у таких лиц отсутствует».

Из приведенных разъяснений можно сделать вывод, что офис не является объектом НВОС.

Соответственно, если в процессе осуществления хозяйственной деятельности в офисе у Организации образуются отходы, при этом иные виды негативного воздействия на окружающую среду Организация не осуществляет, то у нее отсутствует объект негативного воздействия на окружающую среду (НВОС), подлежащий постановке на учет.

В отношении деятельности по образованию и размещению отходов отметим следующее.

В силу пункта 4 статьи 23 Закона № 89-ФЗ[2] внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.

В соответствии с пунктом 5 статьи 23 Закона № 89-ФЗ плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.

Согласно абзацу 2 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Таким образом, в отношении твердых коммунальных отходов плательщиком платы за негативное воздействие являются региональные операторы.

В соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ:

отходы производства и потребления (далее – отходы) – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;

твердые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Из приведенных формулировок, по нашему мнению, следует, что, если в результате деятельности организации образуются отходы, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, то такие отходы являются твердыми коммунальными отходами, в отношении которых внесение платы за негативное воздействие осуществляют региональные операторы.

Отметим, что, как правило, при осуществлении деятельности в офисе образуются именно твердые коммунальные отходы.

Таким образом, по нашему мнению, организации, ведущие свою деятельность на объектах НВОС IV категории или на объектах, которые не являются объектами НВОС, а также не образующие в процессе своей деятельности никаких других отходов кроме твердых коммунальных отходов, не являются плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Аренда транспортных средств

Статьей 1 Закона № 7-ФЗ определено, что передвижным источник загрязнения окружающей среды признается транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником загрязнения окружающей среды.

Как было отмечено нами выше, Законом № 7-ФЗ предусмотрено внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении ведения деятельности с использованием стационарных источников загрязнения окружающей среды.

Таким образом, по нашему мнению, у Организации отсутствует обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в связи с использованием в своей деятельности транспортных средств.

Аналогичные выводы содержит письмо Минприроды России от 10.03.2015 № 12-47/5413 «О плате за негативное воздействие от передвижных источников»:

«Со вступлением в силу с 1 января 2015 года Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" 28 статья Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" излагается в новой редакции, согласно которой с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.

Таким образом, с 1 января 2015 года взимание платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законодательством Российской Федерации не предусмотрено».

Коллегия Налоговых Консультантов, 18 января 2022 года

 

Оказываем помощь в предоставлении услуги

экспресс-аудита, и оперативном получении 

аудиторского заключения. +7906-045-85-75

 



[1] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

[2] Федеральный закон от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел