Главная / Консультации / Общий аудит / Об НДС при реализации товара в качестве лома и отходов черных и цветных металлов

Об НДС при реализации товара в качестве лома и отходов черных и цветных металлов

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

11.06.2021
Вопрос

Вопрос:
На складе Организации имеется товар – кабель, который пришел в негодность. Может ли такой кабель быть реализовать в качестве лома и отходов черных и цветных металлов? Нужна ли для этого лицензия? Каковы последствия по НДС?
Ответ

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также передача имущественных прав.

Следовательно, в общем случае реализация товаров на территории РФ подлежит обложению НДС.

Пунктом 8 статьи 161 НК РФ установлено, что при реализации на территории РФ налогоплательщиками (за исключением налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога) сырых шкур животных, лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а также макулатуры налоговая база определяется исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со статьей 105.3 НК РФ, с учетом налога.

Налоговая база, указанная в абзаце первом настоящего пункта, определяется налоговыми агентами, если иное не установлено настоящим пунктом. Налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой, или нет.

Согласно пункту 3.1 статьи 166 НК РФ при реализации товаров, указанных в абзаце первом пункта 8 статьи 161 НК РФ, сумма налога налогоплательщиками-продавцами не исчисляется[1].

При реализации товаров, указанных в абзаце первом пункта 8 статьи 161 НК РФ, сумма налога исчисляется налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 НК РФ.

При реализации налогоплательщиками товаров, указанных в абзаце первом пункта 8 статьи 161 НК РФ, а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок таких товаров налогоплательщик составляет счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры без учета сумм налога. При этом в указанных счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах делается соответствующая надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом» (пункт 5 статьи 168 НК РФ).

Из приведенных положений следует, что при реализации лома и отходов черных и цветных металлов плательщиком НДС является налоговый агент – покупатель лома и отходов черных и цветных металлов. В этом случае продавец лома и отходов черных и цветных металлов выставляет счет-фактуру с отметкой «НДС исчисляется налоговым агентом».

Понятие лома и отходов черных и цветных металлов нормами НК РФ не определено.

В силу пункта 1 статьи 11 НК РФ в этом случае применяются иные отрасли законодательства РФ в целях определения понятия лома и отходов черных и цветных металлов.

Статьей 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.98 № 89-ФЗ (далее – Закон № 89-ФЗ) предусмотрены следующие понятия:

- отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством РФ;

- лом и отходы цветных и (или) черных металлов - пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

В соответствии с положениями пунктов 5 и 5.5(11) Постановления Правительства РФ от 30.07.04 № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 22 июля 2004 г. N 370» федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в частности:

- ведет государственный кадастр отходов, который включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов, а также проводит работу по паспортизации отходов I - IV классов опасности.

Федеральный классификационный каталог отходов утвержден Приказом Росприроднадзора от 22.05.17 № 242 (далее по тексту – ФККО).

ФККО содержит следующие коды отходов:

4 60 000 00 00 0

ЛОМ И ОТХОДЫ ЧЕРНЫХ И ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ

4 62 200 00 00 0

Лом и отходы, содержащие алюминий

4 62 200 02 51 5

лом электротехнических изделий из алюминия (провод, голые жилы кабелей и шнуров, шины распределительных устройств, трансформаторов, выпрямители)

4 68 000 00 00 0

Лом и отходы, содержащие черные и цветные металлы, загрязненные

4 68 851 11 72 3

лом изделий из стали, алюминия, меди, включая отходы кабелей

4 80 000 00 00 0

ОТХОДЫ МАШИН И ПРОЧЕГО ОБОРУДОВАНИЯ

4 82 300 00 00 0

Кабели и арматура кабельная, изделия электроустановочные, утратившие потребительские свойства

4 82 302 01 52 5

отходы изолированных проводов и кабелей

4 82 303 01 52 5

провод медный эмалированный, утративший потребительские свойства

4 82 304 01 52 3

провод медный, покрытый никелем, утративший потребительские свойства

4 82 304 02 52 3

провод медный в изоляции из поливинилхлорида, утративший потребительские свойства

4 82 304 03 52 3

провод медный в изоляции из негалогенированных полимерных материалов, утративший потребительские свойства

4 82 305 01 52 2

кабель медно-жильный освинцованный, утративший потребительские свойства

4 82 305 11 52 3

кабель медно-жильный, утративший потребительские свойства

4 82 305 21 52 3

кабель медно-жильный, загрязненный нефтью и/или нефтепродуктами

4 82 306 11 52 4

кабель с алюминиевыми жилами в изоляции из поливинилхлорида, утративший потребительские свойства

4 82 306 21 52 4

кабель с алюминиевыми жилами в изоляции из негалогенированных полимеров, утративший потребительские свойства

4 82 308 11 52 4

кабель связи оптический, утративший потребительские свойства

4 82 351 11 52 4

лом изделий электроустановочных

4 82 351 21 52 4

изделия электроустановочные в смеси, утратившие потребительские свойства

Таким образом, законом № 89-ФЗ разграничиваются понятия «отходы» и «лом и отходы черных и цветных металлов», которым присвоены соответствующие коды ФККО.

Следовательно, кабели, утратившие свои потребительские свойства, могут быть отнесены, как к отходам по коду 4 80 000 00 00 0 «Отходы машин и прочего оборудования», так и лому и отходам черных и цветных металлов по коду 4 60 000 00 00 0 «Лом и отходы черных и цветных металлов».

На основании изложенного, считаем, что порядок налогообложения НДС операции по реализации кабелей, утративших свои потребительские свойства, будет зависеть от их квалификации в качестве «товара», в качестве «отходов», в качестве «лома и отходов черных и цветных металлов».

1. Рассмотрим основания для квалификации кабелей не в качестве товара, а в качестве отходов.

Статьей 1 Закона № 89-ФЗ определено, что отходами производства и потребления (далее - отходы) признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством РФ.

Пунктом 3.1 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения»[2] определено понятие «отходы»:

Остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью.

Примечание. Под определенной деятельностью понимается производственная, исследовательская и другая деятельности, в том числе потребление продукции. Соответственно различают отходы производства и отходы потребления.

Таким образом, отходы могут образовываться не только в результате производства, но и в результате потребления.

Между тем, из приведенных определений нельзя сделать однозначные выводы о том, с какого момента товары могут стать отходом.

По этой причине споры с контролирующими органами в отношении классификации товара в качестве отходов являются предметом судебных разбирательств.

В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.04.17 № 09АП-10722/2017 по делу № А40-206749/16 суд принял сторону юридического лица по вопросу классификации имущества в качестве продукции, а не в качестве отхода, руководствуясь наличием заинтересованных сторонних лиц в этом имуществе, т.е. наличием возможности у третьего лица, купившем имущество, использовать его в  своей деятельности:

«Из материалов дела следует, что основанием для пересмотра данного вопроса явилось письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 29.07.2016 N 74/3-42-2016 об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления, по результатам которого Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации дан ответ о том, что решения, принятые в отношении ввоза на территорию Российской Федерации из Эстонии сожженного сланца - электрофильтровой и циклонной сланцевой золы производства Eesti Enerqia Narva Elektrijaamad AS (АО "Ээсти энергия Нарвские электростанции), связаны с необходимостью разделения целевой продукции, получаемой в процессе производства и востребованной потребителями, а также указано о том, что в действующем законодательстве о Техническом регулировании и законодательстве об отходах не устанавливается граница между продукцией и отходами. Согласно положениям Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" понятие "отход", сформулированное на основе определения, данного в Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой отходов и их удалением, ратифицированной Федеральным законом от 25.11.1994 N 49-ФЗ носит относительный характер и зависит от наличия или отсутствия заинтересованного в нем лица. Положениями Федерального закона от 27.12.2002 N 3 84-ФЗ "О техническом регулировании" продукцию определяется, как результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях. Из этого определения, невозможность "дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях" свидетельствует о том, данный материал относится к категории отходов.

При подготовке позиции Минприроды России по указанному вопросу учитывалось наличие технических условий ТУ 5745-001-87367999-2009 и сертификата соответствия N РОСС ЕЕ.АГ92.Н06759 на "Добавку активная минеральная для бетонов и строительных растворов (сожженный сланец) "ЗОЛЕСТ-БЕТ"; ранее принятое Ростехнадзором решением от 27.02.2010 N 04-00-10/965 определено, что ввоз сожженного сланца в качестве активной минеральной добавки в бетонные и сухие смеси не является предметом регулирования трансграничного перемещения отходов.

Определяющим в рассматриваемом случае являлся факт отсутствия золы сожженного сланца в приложениях VIII и IX к Базельской конвенции (списки, соответственно, опасных и неопасных отходов, подлежащих регулированию) и в Федеральном классификационном каталоге отходов Российской Федерации, утвержденном приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445 (зарегистрирован а Минюсте России 01.08.2014 N 33393)».

В Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.19 № 17АП-13378/2019-АК по делу № А60-13566/2019 юридическое лицо оспаривало предписание, связанное с необходимостью составить паспорт сделки в отношении отходов, на том основании, что образующиеся в процессе производства стружка не относится к отходам, поскольку реализуется юридическим лицом для вторичной переработки. При этом суд не принял доводов юридического лица по следующим основаниям:

«Заявитель, возражая против законности предписаний, указывает, что образующаяся в процессе деятельности предприятия стружка, не является отходом, т.к. не обладает признаками, необходимыми для отнесения ее к таковым; стружка содержит полезные компоненты, позволяющие использовать ее в дальнейшей переработке в качестве сырья (материала) при выплавке стали и чугуна, что относит ее к продукции, которая, к тому же, реализуется обществом потребителям в качестве продукции, соответствующей ГОСТ 2787-75, в подтверждение чего, с заявлением в суд в электронном виде представлены договор поставки N ДГНТ6-002044 от 10.11.2014, приемосдаточные акты, счета-фактуры за 2018 г. и Положение о сборе, хранении и учете лома и отходов черных и легированных металлов в ОАО "НТМК", утвержденное Приказом Управляющего директора НТМК от 29.12.2008 N 717, согласно которому, в бухгалтерском учете АО "ЕВРАЗ НТМК" отражает операции со стружкой в качестве операций с продукцией.

Приводимые обществом в жалобе доводы, судом апелляционной инстанции исследованы и отклонены.

Под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; лом и отходы цветных и (или) черных металлов - пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий (абзацы 2, 16 статьи 1 Федерального закона N 89-ФЗ).

При этом, исходя из диспозиции приведенной нормы ст. 1 Федерального закона N 89-ФЗ не следует, что критерием определения отхода является наличие потребительских свойств сырья после использования материала в производстве.

Согласно пункту 1 статьи 2 Базельской конвенции отходы представляют собой вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с положениями национального законодательства.

"Удаление" означает любую операцию, определенную в приложении IV к Базельской конвенции (пункт 4 статьи 2 Базельской конвенции). Одной из операций по удалению отходов в соответствии с приложением IV к Базельской конвенции является их утилизация.

Исходя из статьи 1 Федерального закона N 89-ФЗ, обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Таким образом, утилизацию отходов следует рассматривать в качестве разновидности операций по удалению отходов.

С учетом приведенных понятий отходам, лому и отходам, в смысле, придаваемом законодательством, регламентирующим соответствующую сферу, последующее использование и реализация образующейся у общества стружки металлической, не свидетельствует о том, что данная стружка не является отходом производства и, как следствие, об отсутствии необходимости учета данных отходов в нормативах образования отходов и лимитах на их размещение, разработки паспортов отходов».

Таким образом, наличие заинтересованности других лиц в приобретении товара, утратившего свои потребительские свойства, не является безусловным признаком того, что товар нельзя классифицировать в качестве отхода, поскольку реализация имущества в целях его последующей переработки является одним из видов удаления отхода.

В Определении Верховного Суда РФ от 06.04.20 № 309-ЭС20-2811 по делу № А50-40908/2018 при решении вопроса, относится ли имущество к отходам или нет, суды ориентировались на мнение экспертов о техническом состоянии имущества:

«Суд апелляционной инстанции, позиция которого была поддержана судом округа, отменяя решение суда первой инстанции, руководствуясь положениями статей 1, 11, 18, 19 Закона N 89-ФЗ, Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 50, Правилами проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712, Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой отходов и их удалением, ратифицированной Федеральным законом от 25.11.1994 N 49-ФЗ (далее - Конвенция), проанализировав пункты 3, 6.23 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", и установив, что при продаже труб, отсоединенных от трубопроводов, общество не осуществляет операции по удалению отходов, поскольку не предполагает их последующее уничтожение или захоронение, исходил из того, что отсутствуют основания для признания спорных труб отходом группы "лом и отходы черных и цветных металлов" (код ФККО 4 60 000 00 00 0), к которой относится группа "трубы стальные нефте-газопроводов отработанные" (код ФККО 4 69 520 00 00 0) ввиду отсутствия доказательств, свидетельствующих о том, что обществом в результате хозяйственной и иной деятельности в указанный в представлении период были образованы отходы заявленного класса.

Суды приняли во внимание, что заключением экспертизы промышленной безопасности от 16.04.2014 N З-069-14 рег. N 48-Ту-13853-2014, заключением специалиста в области экологической исследований от 28.01.2019 N 018800/15/59001/042019/И-11320/19z0133 подтверждено качественное состояние и целесообразность дальнейшего использования спорных труб, признано соответствие данного трубопровода установленным нормам, с указанием на возможность его эксплуатации еще 4 года.

Согласно экспертному заключению от 29.07.2019 N 02-65/2019/ПФ-ТО спорные трубы не пришли в состояние негодности и обладают свойствами, позволяющими их использовать в качестве труб стальных нефтепроводов, а также по иному назначению, в том числе в качестве трубопроводов водоснабжения и водоотведения сезонного (временного), вспомогательного использования, либо расположенных на земельных участках, предоставленных для индивидуального строительства».

На основании изложенного, считаем, что отличительными особенностями отходов является утрата потребительских свойств имущества, в связи с чем, оно:

- не способно использоваться по прямому назначению;

- предназначено/подлежит удалению.

В рассматриваемом нами случае Организацией был приобретен кабель, который не был своевременно реализован и долгое время пролежал на складе.

По нашему мнению, в том случае, если физические свойства кабеля за время хранения изменились настолько, что он не может быть использован по прямому назначению, то Организация вправе его классифицировать в качестве отхода с присвоением соответствующего кода из ФККО.

В том случае, если технические характеристики ухудшились, но кабель все равно может быть использован по прямому назначению, его реализация будет рассматриваться в качестве продажи уцененного товара, который подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке.

Отдельно отметим, что законодательством не установлена для Организации обязанность по привлечению экспертов в целях классификации имущества в качестве отхода, однако, мнение эксперта может служить дополнительным аргументом в пользу Организации в случае возникновения споров с контролирующими органами.

2. Рассмотрим основания для квалификации кабелей в качестве отходов или в качестве отходов лома черных и цветных металлов.

Как было отмечено нами выше, Законом № 89-ФЗ введены следующие понятия:

- отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством РФ;

- лом и отходы цветных и (или) черных металлов - пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

Постановлением Госстандарта СССР от 26.12.75 № 4035 утвержден «ГОСТ 2787-75*. Государственный стандарт Союза ССР. Металлы черные вторичные. Общие технические условия»[3].

Приказом Росстандарта от 29.11.11 № 648-ст утвержден «ГОСТ Р 54564-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия».

Из пункта 3 ГОСТ Р 54564-2011 следует, что в настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 54565, в частности:

2.2 лом цветных металлов: Непригодные для прямого использования изделия или части изделий, содержащие цветные металлы или их сплавы, которые по решению собственника утратили эксплуатационную ценность в результате физического или морального износа.

2.3 отходы цветных металлов: Отходы при производстве изделий из цветных металлов и сплавов, а также изделия из цветных металлов и сплавов, имеющие неисправимый брак, возникающий в процессе производства.

Согласно пункту 5.1. ГОСТ Р 54564-2011 характеристика лома и отходов цветных металлов и сплавов и технические требования к ним по группам должны соответствовать указанным в таблицах 2 - 18.

Таким образом, для классификации кабелей в качестве лома и отходов черных или цветных металлов законодательством введены соответствующие ГОСТы.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что, если кабели, утратившие потребительские свойства, содержат цветные или черные металлы или их сплавы, и их количество соответствует нормам, установленным ГОСТ, то они могут быть классифицированы в качестве лома и отходов черных или цветных металлов.

Отметим, что, по мнению судебных инстанций, НК РФ не содержит обязательных требований о соответствии реализуемого лома и отходов цветных и (или) черных металлов ГОСТ (Постановления ФАС Уральского округа от 28.09.12 № Ф09-9187/12 по делу № А47-11752/2011, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.12 № 18АП-10905/2012 по делу № А47-8869/2012).

Основываясь на позиции суда, можно сделать вывод о том, что, если имущество, содержащее цветные или черные металлы, или их сплавы, утратило свои потребительские свойства, то налогоплательщик вправе их квалифицировать в качестве лома и отходов черных и цветных металлов независимо от положений ГОСТ.

Между тем, фискальными органами высказывается иная позиция, согласно которой при отнесении  имущества, утратившего потребительские свойства, к лому и отходам черных и цветных металлов, следует руководствоваться ГОСТ.

Письмо Минфина РФ от 11.12.18 № 03-07-14/89845:

«Вопрос: Согласно классификации по ГОСТ Р 54564-2011 "Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия" аккумуляторные батареи относятся к группе C12 - "Лом свинцовых аккумуляторов в полиэтиленовых и полипропиленовых моноблоках". Данный ГОСТ применяется для производства цветных металлов, то есть для перерабатывающих заводов. В рассматриваемом случае переработки нет. Заготовка лома цветных металлов является лицензируемым видом деятельности согласно Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ.

В п. 3 ст. 13.1 Закона указано, что обращаться с ломом цветного металла нужно в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 N 370 "Об утверждении правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения". В этих Правилах указано, что можно принимать лом цветных металлов, указанный в Перечне разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ. В таком Перечне аккумуляторных батарей нет.

Из вышесказанного следует, что приобретать у населения аккумуляторные батареи, бывшие в употреблении, с целью дальнейшей передачи их на завод по переработке как лом цветного металла в рассматриваемом случае нельзя.

К тому же лицензионный комитет сообщил, что аккумуляторные батареи бывшие в употреблении не относятся к лому цветного металла, а относятся к отходам 2 или 3 классов опасности.

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО) аккумуляторные батареи, бывшие в употреблении, относятся к опасному отходу 2 или 3 классов: код ФККО 9 20 110 01 53 2 "Аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом" и код ФККО 9 20 110 02 52 3 "Аккумуляторы свинцовые отработанные в сборе, без электролита". Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по сбору отходов в том случае, если они обрабатываются, утилизируются, обезвреживаются или размещаются организацией, осуществляющей сбор. В рассматриваемом случае аккумуляторные батареи будут передаваться на обработку (переработку).

Получается, приобретение у населения аккумуляторных батарей как отходов 2 или 3 класса опасности разрешено без лицензий. Согласно Письму ФНС России от 06.08.2018 N СД-4-3/15231@ в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также передача имущественных прав. Согласно абз. 1 п. 8 ст. 161 Кодекса при реализации на территории РФ налогоплательщиками (за исключением налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога) сырых шкур животных, а также лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов налоговая база определяется исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со ст. 105.3 Кодекса, с учетом налога. При этом налоговая база, указанная в абзаце первом данного пункта, определяется налоговыми агентами.

Учитывая изложенное, в случае если товары соответствуют понятию лома и отходов цветных металлов, установленному Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ, то при реализации этих товаров обязанность по исчислению и уплате НДС возлагается на налогового агента - покупателя таких товаров.

Покупая аккумуляторные батареи как отходы 2 или 3 класса опасности, можно ли продавать аккумуляторные батареи, бывшие в употреблении, как лом цветного металла на завод по переработке, имеющий лицензию по заготовке, хранению, переработке и реализации лома цветных металлов, и возлагать уплату НДС на этот завод как на налогового агента?

Ответ: На основании пункта 8 статьи 161 Кодекса с 1 января 2018 года налог на добавленную стоимость по операциям реализации лома черных и цветных металлов, осуществляемым налогоплательщиком данного налога, исчисляет покупатель (получатель) данных товаров.

Согласно пункту 1 статьи 11 Кодекса понятия и термины гражданского законодательства, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этой отрасли законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Понятие лома и отходов черных и цветных металлов, в отношении операций по реализации которых налог на добавленную стоимость исчисляет их покупатель (получатель), Кодексом не предусмотрено.

В то же время статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ предусмотрено, что ломом и отходами цветных и (или) черных металлов признаются пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

Кроме того, в целях отнесения аккумуляторных батарей, бывших в употреблении, к лому и отходам цветных металлов, предназначенным для производства цветных металлов и их сплавов и других видов продукции, следует руководствоваться ГОСТ Р 54564-2011 "Национальный стандарт Российской Федерации. Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия", утвержденным приказом Росстандарта от 29 ноября 2011 г. N 648-ст.

Таким образом, положения вышеуказанного пункта 8 статьи 161 Кодекса применяются при реализации налогоплательщиком налога на добавленную стоимость пришедших в негодность или утративших свой потребительские свойства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, в том числе аккумуляторных батарей, предназначенных для производства цветных металлов и их сплавов и других видов продукции».

Законодательство не содержит требования о том, что соответствие отходов лому и отходам черных или цветных металлов должно быть удостоверено заключением экспертов, однако, наличие документов, подтверждающих такое соответствие, будет являться дополнительным аргументом в пользу Организации.

 По нашему мнению, при отнесении кабелей к лому и отходам черных или цветных металлов Организация также вправе основываться на ГОСТах и документах, в которых содержится информация о наличии в кабелях соответствующего вида металлов, сплавов, их процентном содержании.

В том случае, если, пользуясь разъяснениями судебных инстанций, кабели будут квалифицированы в качестве лома и отходов черных или цветных металлов без учета ГОСТ, мы не можем полностью исключить вероятности того, что налоговыми органами могут быть предъявлены претензии, связанные с неначислением НДС со стоимости реализованного лома. Между тем, по нашему мнению, если покупателем был исчислен НДС в качестве налогового агента, такой риск маловероятен, поскольку в целом по операции НДС был исчислен.

Косвенно, о малой вероятности такого риска свидетельствует отсутствие арбитражной практики по данному вопросу.

Соответственно, в случае если между Организацией и покупателем достигнуто соглашение о том, что Организация реализует лом и отходы черных или цветных металлов, а покупатель в качестве налогового агента осуществляет удержание и исчисление НДС, то риск предъявления претензий к Организации со стороны налоговых органов маловероятен.

*****************************************

Консультация размещена не полностью.

Полный текст консультации размещен в нашем телеграм-канале https://t.me/knk_audit. Для БЕСПЛАТНОГО получения полного текста также можно обратиться к Андрианову Александру Борисовичу по тел. +7495-775-59-32 доб.106,  +7915-329-02-05 или по эпочте ab@knka.ru

***********************************************

[1] за исключением случаев, предусмотренных абзацами седьмым и восьмым пункта 8 статьи 161, подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также при реализации указанных товаров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.

[2] введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.01 № 607-ст.

[3] Документ утрачивает силу с 01.09.2021 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 24.09.19 N 746-ст. Взамен вводится в действие ГОСТ 2787-2019.


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел