Главная / Консультации / Общий аудит / О запросе банками данных о FATCA-статусе организаций - клиентов

О запросе банками данных о FATCA-статусе организаций - клиентов

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

12.11.2021
Вопрос

Банки периодически запрашиваю данные о FATCA-статусе Организации, в частности, просят заполнить форму W-8BEN-E. Обязана ли Организация предоставлять такую информацию банку?
Ответ

С 30.06.2014 вступил в силу Федеральный закон от 28.06.14 № 173-ФЗ «Об особенностях  осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закона № 173-ФЗ).

В Письме ЦБ РФ от 05.09.14 № 41-2-3-3/1625 были даны разъяснения о том, что Закон № 173-ФЗ был принят в целях создания для российских финансовых организаций условий, позволяющих банкам осуществлять взаимодействие с иностранными налоговыми органами, в первую очередь в рамках закона США «О налоговой дисциплине в отношении зарубежных счетов». При этом данный закон не исключает взаимодействия кредитных организаций с налоговыми органами иных иностранных государств.

В Письме ЦБ РФ от 26.08.14 № 41-2-3-7/1537 было отмечено, что Закон № 173-ФЗ был принят в целях создания для российских финансовых организаций условий, позволяющих избежать применения санкций, предусмотренных Законом США «О налоговой дисциплине в отношении зарубежных счетов», а также с учетом необходимости минимизировать ущерб национальным интересам РФ. При этом данный закон не исключает взаимодействия банков с налоговыми органами прочих иностранных государств.

Таким образом, Закон № 173-ФЗ в первую очередь направлен на возможное установление взаимоотношений организаций финансового рынка с налоговыми органами США.

В соответствии со статьей 1 Закона № 173-ФЗ данный закон устанавливает особенности осуществления, в частности, кредитными организациями (далее – организации финансового рынка, ОФР) финансовых операций на территории РФ с лицами, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов, действующее на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Так, согласно части 1 статьи 2 Закона № 173-ФЗ ОФР принимают обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди лиц, заключающих (заключивших) с ОФР договор, предусматривающий оказание финансовых услуг (далее – клиент), лиц, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов (далее – клиент – иностранный налогоплательщик).

В Письме Банка России «Обобщение практики применения Федерального закона от 28 июня 2014 года N 173-ФЗ "Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» от 02.11.15 № 12-4-5/2568 по вопросу наличия прав у кредитных организаций по выявлению клиентов – налогоплательщиков иностранных государств, и необходимости представления кредитным организациям информации, свидетельствующей или опровергающей возникновение налоговых обязательств перед иностранными государствами, были даны следующие разъяснения:

 «7. Правомерно ли требование ОФР к клиентам, в том числе являющимся ОФР, о заполнении анкет (опросников) в соответствии с иностранным налоговым законодательством?

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 173-ФЗ ОФР принимают обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди лиц, заключающих (заключивших) с ОФР договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, клиентов - иностранных налогоплательщиков.

Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона N 173-ФЗ критерии отнесения клиентов к категории клиента - иностранного налогоплательщика и способы получения от них необходимой информации определяются ОФР самостоятельно на основании Федерального закона N 173-ФЗ в своих внутренних документах, которые подлежат размещению на ее официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Таким образом, в целях выявления клиентов - иностранных налогоплательщиков ОФР вправе запросить необходимую информацию от лиц, заключающих (заключивших) с ОФР договор, предусматривающий оказание финансовых услуг. При этом не исключается возможность использования в указанных целях анкет (опросников), составленных ОФР, в том числе с учетом требований иностранного законодательства.

8. В каких случаях в соответствии с Федеральным законом N 173-ФЗ ОФР имеет право отказывать лицу в заключении договора, предусматривающего оказание финансовых услуг, либо расторгать заключенный с клиентом договор, предусматривающий оказание финансовых услуг?

В соответствии с частями 1 - 2 статьи 4 (для кредитных организаций) и частями 1 - 2 статьи 5 (для других ОФР) Федерального закона N 173-ФЗ ОФР вправе отказать клиенту в заключении договора, предусматривающего оказание финансовых услуг, либо расторгнуть заключенный с клиентом договор в следующих случаях:

1) в случае непредоставления клиентом, в отношении которого у ОФР имеется обоснованное, документально подтвержденное предположение, что клиент относится к категории клиентов - иностранных налогоплательщиков, информации, необходимой для его идентификации в качестве клиента - иностранного налогоплательщика;

2) в случае непредоставления клиентом - иностранным налогоплательщиком согласия (отказа от предоставления согласия) на передачу информации в ИНО.

Необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с Федеральным законом N 173-ФЗ под клиентом - иностранным налогоплательщиком понимаются лица, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов».

Из приведенных норм Закона № 173-ФЗ и разъяснений следует, что Банк, который относится к ОФР, должен предпринимать меры по выявлению среди своих клиентов лиц, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов.

Для указанных целей, в частности, может осуществляться сбор сведений путем заполнения Клиентом формы W-8BEN-E.

Таким образом, сбор информации в рассматриваемом нами случае осуществляется Банком в целях реализации требований Закона № 173-ФЗ.

Отметим, что в случае, если у Банка имеется уверенность в том, что Клиент является иностранным налогоплательщиком, но такой Клиент отказывается в предоставлении соответствующей информации, то Банк вправе расторгнуть Договор финансового обслуживания с таким Клиентом.

Кроме того, согласно сведениям, размещенным на сайте https://www.irs.gov/businesses/corporations/fatca-related-forms, в Инструкции по заполнению формы W-8BEN-E отмечено следующее:

«Предоставьте форму W-8BEN-E налоговому агенту или плательщику до того, как доход будет выплачен или зачислен вам. Непредоставление формы W-8BEN-E по запросу может привести к удержанию по ставке 30% или по ставке резервного удержания в определенных случаях, когда вы получаете платеж, к которому применяется дополнительное удержание».

Таким образом, в случае не представления Банку соответствующей информации, у Организации существует риск удержания налогов из сумм поступающих платежей в соответствии с законодательством иностранного государства.

На основании изложенного можно сделать следующие выводы:

- Банк вправе запрашивать сведения в рамках реализации норм Закона № 173-ФЗ;

- Организация заинтересована в предоставлении сведений, запрашиваемых Банком.

Коллегия Налоговых Консультантов, 21 сентября 2021 года


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел