Главная / Консультации / Общий аудит / О выплате среднего заработка за третий месяц сотруднику – пенсионеру в случае сокращения

О выплате среднего заработка за третий месяц сотруднику – пенсионеру в случае сокращения

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

12.04.2023
Вопрос

Вправе ли сотрудник – пенсионер в случае сокращения претендовать на выплату среднего заработка за третий месяц?
Ответ

Телеграм-канал https://t.me/knk_audit Бухучет, налоги, нововведения, прослеживаемость, иностранные компании, сложные случаи




В случае если уволенным сотрудником-пенсионером будет предоставлено решение (справка) службы занятости о сохранении за ним среднего заработка за третий месяц, Организация обязана произвести соответствующую выплату.

Обоснование:

На основании положений статьи 178 ТК РФ в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 ТК РФ), средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, при условии, что в течение четырнадцати рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение двух месяцев со дня увольнения.

В случае, предусмотренном частью третьей настоящей статьи, уволенный работник вправе обратиться в письменной форме к работодателю за выплатой среднего месячного заработка за период трудоустройства после принятия решения органом службы занятости населения, но не позднее пятнадцати рабочих дней после окончания третьего месяца со дня увольнения. При обращении уволенного работника за указанными выплатами работодатель производит их не позднее пятнадцати календарных дней со дня обращения.

Таким образом, работодатель выплачивает уволенному сотруднику средний заработок за третий месяц на основании решения, принятого службой занятости.

В отношении вопроса выплаты среднего заработка за третий месяц в письме Минтруда РФ от 10.10.2022 № 14-1/ООГ-6387 были даны следующие разъяснения:

«Части 1 и 2 статьи 178 ТК РФ являются общей нормой, определяющей двухмесячный срок для сохранения среднего месячного заработка уволенному работнику, а часть 3 статьи 178 ТК РФ является исключением из общего правила, то есть специальной нормой, применяемой в случае, если гражданин в двухнедельный срок после увольнения обратился в органы службы занятости, был зарегистрирован в целях поиска подходящей работы или в качестве безработного, осуществлял поиск работы при посредничестве органов службы занятости и не был трудоустроен по истечении третьего месяца со дня увольнения. Следовательно, тот факт, что уволенному работнику не удалось трудоустроиться в течение трех месяцев со дня увольнения, и является исключительным случаем.

Согласно пункту 14 Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 г., утвержденного Решением Конституционного Суда Российской Федерации от 7 февраля 2013 г., в Определении от 29 ноября 2012 г. N 2214-О Конституционный Суд выявил смысл положения части второй статьи 178 ТК РФ, предусматривающего сохранение в исключительных случаях за уволенным работником, имеющим право на получение среднего месячного заработка в период трудоустройства в установленных законом случаях, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости, при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Таким образом, вывод об исключительности случая проистекает из деятельности органа службы занятости по оказанию содействия уволенному работнику в поиске подходящей работы в рамках предоставления государственной услуги по содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, что не является предметом регулирования трудового законодательства, в частности ТК РФ, поскольку регулируется законодательством о занятости населения, в том числе Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения).

При этом в качестве иных имеющих значение для решения этого вопроса обстоятельств органами службы занятости рассматриваются в том числе наличие отказов гражданина от вариантов подходящей работы, несвоевременное посещение им работодателей, нарушение без уважительных причин установленных сроков и условий перерегистрации его в целях поиска подходящей работы или в качестве безработного.

Обращаем внимание, что согласно пункту 3 статьи 3 Закона о занятости населения безработными не могут быть признаны в том числе граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 данного Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению».

В указанном письме Минтруд РФ указал, что решение о праве на получение среднего заработка за третий месяц принимается службой занятости на основании имеющих значение обстоятельств, в том числе наличие отказов гражданина от вариантов подходящей работы, несвоевременное посещение им работодателей, нарушение без уважительных причин установленных сроков и условий перерегистрации его в целях поиска подходящей работы или в качестве безработного.

При этом Минтруд РФ отмечает, что пенсионер не может быть признан безработным.

Таким образом, Минтруд РФ не дал четкого ответа на вопрос. Однако, по нашему мнению, на основании указанных разъяснений можно сделать вывод о том, что уволенный по сокращению пенсионер вправе претендовать на сохранение за ним среднемесячного заработка за третий месяц после увольнения, если в этот срок он так и не трудоустроился.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы регулируются Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ» (далее по тексту – Закон № 1032-1).

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона № 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством РФ. Указанные порядки содержат в том числе перечень необходимых для регистрации документов и (или) сведений.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона № 1032-1 безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению

Таким образом, Закон № 1032-1 различает порядок регистрации граждан безработными и порядок регистрации граждан в поисках работы.

Порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы установлен Постановлением Правительства РФ от 02.11.2021 № 1909[1].

Коллегия Налоговых Консультантов, номер ОДИН в реестре аудиторов ОЗО,

оказывает  весь комплекс аудиторских, консультационных и юридических услуг +7915-329-02-05

Указанный порядок содержит следующие положения:

2. Порядок регистрации граждан, обратившихся в центры занятости населения, включает в себя постановку на регистрационный учет граждан в целях поиска подходящей работы, ведение регистрационного учета граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы (далее - зарегистрированные граждане), и снятие с регистрационного учета зарегистрированных граждан (далее - регистрационный учет).

5. Гражданин, обратившийся в центр занятости населения, подает заявление вместе с информацией о себе, об уровне своей квалификации и о стаже работы (далее - резюме) в форме электронного документа.

В случае направления заявления с использованием единого портала или регионального портала гражданин, обратившийся в центр занятости населения, направляет резюме с использованием единой цифровой платформы не позднее 3 календарных дней со дня направления заявления. Гражданину, обратившемуся в центр занятости населения, направляется уведомление о необходимости направления резюме в установленный срок.

В заявлении гражданин, обратившийся в центр занятости населения, указывает, претендует ли он на признание его безработным.

14. Основаниями для отказа центром занятости населения в принятии заявления гражданина, обратившегося в центр занятости населения, являются:

а) ненаправление гражданином, обратившимся в центр занятости населения, резюме в центр занятости населения в установленный срок. Уведомление об отказе в приеме заявления направляется такому гражданину на 4-й день со дня направления им заявления;

б) несоответствие резюме требованиям к информации. Уведомление об отказе в приеме заявления с указанием причин отказа направляется гражданину, обратившемуся в центр занятости населения, не позднее следующего рабочего дня со дня проведения оценки резюме;

в) неявка гражданина, обратившегося в центр занятости населения, в установленный срок в центр занятости населения в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил. Уведомление об отказе в приеме заявления направляется такому гражданину не позднее следующего рабочего дня по истечении срока, установленного для личного посещения центра занятости населения.

28. Снятие с регистрационного учета зарегистрированных граждан осуществляется центрами занятости населения в следующих случаях:

а) трудоустройство зарегистрированного гражданина;

б) длительное (более одного месяца с даты, указанной в уведомлении центра занятости населения, начиная с которой зарегистрированный гражданин обязан осуществить взаимодействие с центром занятости населения) отсутствие взаимодействия зарегистрированного гражданина с центром занятости населения в электронной форме с использованием единой цифровой платформы, в том числе через единый портал или региональный портал;

в) осуждение зарегистрированного гражданина к исправительным либо принудительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы, если такое наказание не назначено условно;

г) отказ зарегистрированного гражданина от посредничества центра занятости населения в случаях отзыва зарегистрированным гражданином заявления с использованием единой цифровой платформы или единого портала (при направлении заявления через единый портал) и с использованием регионального портала (при направлении заявления через региональный портал). Отзыв зарегистрированным гражданином заявления в случаях, предусмотренных пунктами 6 и 10 настоящих Правил, не является отказом от посредничества центра занятости населения;

д) отзыв зарегистрированным гражданином заявления в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;

е) смерть зарегистрированного гражданина.

На основании указанных положений можно сделать вывод о том, что получение пенсии гражданином не является основанием для отказа ему в регистрации в целях поиска подходящей работы. При этом при подаче заявления в нем указывается информация о том, претендует ли гражданин на статус безработного или нет.

Следовательно, гражданин, в том числе пенсионер, может быть зарегистрирован в целях поиска работы службой занятости без присвоения ему статуса безработного.

Учитывая изложенное, по нашему мнению, признание гражданина пенсионером не является основанием для отказа в принятии решения службой занятости о выплате ему среднего месячного заработка за третий месяц, в случае, если он был поставлен на учет в целях поиска работы и при этом не был трудоустроен.

Аналогичные разъяснения были даны в Письмах Роструда от 13.09.2005 № 1539-6-2, от 28.12.2005 № 2191-6-2:

«…полагаем, что под понятием "уволенный работник", используемым в редакциях ч. 1 и 2 ст. 178 ТК РФ, следует понимать любое физическое лицо, у которого до расторжения трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ст. 81 ТК РФ) имели место трудовые отношения с определенным работодателем.

На основании изложенного полагаем, что у органов службы занятости нет достаточных оснований для принятия в отношении пенсионеров решений об отказе в сохранении за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения среднего месячного заработка в порядке ч. 2 ст. 178 ТК РФ и выдачи пенсионерам соответствующих документов (справок)».

Судебная практика по вопросу правомерности выплаты сокращенному пенсионеру среднего заработка за третий месяц, сложилась неоднозначная.

Вместе с этим, следует отметить, что более ранние решения судов содержали мнение о том, что рассматриваемая выплата пенсионерам не полагается. При этом такие решения, на наш взгляд, во многом были основаны не на положениях норм законодательства, а в большей степени на субъективной оценки социальной защиты уволенного работника, который утратил средства к существованию (например, Апелляционное определение Тверского областного суда от 24.12.2013 № 33-4635, Определение Краснодарского краевого суда от 29.08.2013 № 44Г-2427/2013).

Однако позднее суды стали высказывать противоположную точку зрения.

Так, например, в Апелляционном определении Московского городского суда от 24.08.2018 № 33-36753/2018 было отмечено следующее:

«Доводы апелляционной жалобы о том, что истец не мог быть признан безработным ввиду того, что на момент увольнения являлся пенсионером, не могут быть приняты во внимание, поскольку были оценены надлежащим образом судом, который указал, что положения ч. 2 ст. 178 Трудового кодекса РФ распространяются в равной степени и на лиц, достигших пенсионного возраста и получающих пенсию, поскольку они наравне с иными гражданами вправе обращаться в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве, факт того, что указанные лица не могут быть признаны безработными, не означает невозможности сохранения за ними среднего заработка в случае увольнения по сокращению численности или штата работников организации, поскольку такая выплата связана с фактом невозможности трудоустройства конкретного лица, а не с фактом признания его безработным. Помимо этого, решение органа занятости населения о сохранении за С. среднего месячного заработка на период трудоустройства за 3-й месяц работодателем не оспорено, в связи с чем имелись основания для предоставления истцу указанной выплаты».

Аналогичный подход изложен в Апелляционном определении Санкт-Петербургского городского суда от 06.12.2018 № 33-23645/2018 № 2-2887/2018, Апелляционном определении Московского городского суда от 20.02.2017 № 33-6683/2017, Апелляционном определении Новосибирского областного суда от 05.05.2016 № 33-4321/2016.

Учитывая изложенное, по нашему мнению, сокращенный работник-пенсионер вправе претендовать на выплату среднего заработка за третий месяц.

Согласно статье 178 ТК РФ в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Таким образом, средний заработок за третий месяц выплачивается только по решению службы занятости в случае, если работник не устроился на работу и на третий месяц после увольнения.

 Соответственно, для получения среднего заработка работник, на наш взгляд, должен представить решение (справку) службы занятости о сохранении за ним среднего заработка за третий месяц.

Такой подход косвенно подтверждает Письмо Роструда от 28.12.2005 № 2191-6-2:

«Какой-либо специальной формы документа, подтверждающего отсутствие возможности гражданина трудоустроиться на подходящую работу, выдаваемого гражданину органом службы занятости, не установлено. В любом случае, такой документ не должен устанавливать права и обязанности работодателя и его бывшего работника. Данные права и обязанности установлены трудовым законодательством. Документ, выдаваемый органом службы занятости, должен лишь подтвердить обстоятельство, при наличии которого могут быть реализованы указанные права и обязанности. Поэтому логично предположить, что органы службы занятости могут по своему усмотрению устанавливать процедуру принятия подобных решений и форму документа, их подтверждающего. На практике такое решение чаще всего оформляется в виде справки».

Также считаем необходимым обратить внимание на то, что статья 178 ТК РФ не содержит условия о том, что средний заработок за третий месяц  выплачивается только гражданину имеющему статус безработного. Соответственно, отсутствие у бывшего работника справки о том, что он является безработным, не является основанием для отказа в выплате.

Учитывая изложенное, в случае, если уволенным работником-пенсионером будет предоставлено решение (справка) службы занятости о сохранении за ним среднего заработка за третий месяц, Организация обязана произвести соответствующую выплату.

Коллегия Налоговых Консультантов – номер ОДИН в реестре аудиторов ОЗО.  Сопровождаем выездные и камеральные налоговые проверки. Оказываем помощь в решении досудебных и арбитражных споров с налоговой,  минимизируем ущерб от деятельности налоговых органов. ab@knka.ru  +7915-329-02-05

Коллегия Налоговых Консультантов, 30 января 2023 года



[1] «О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства РФ от 08.04.2020 № 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ».


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел