Главная / Консультации / Общий аудит / О требованиях маркировки упаковки импортируемых приборов на русском языке

О требованиях маркировки упаковки импортируемых приборов на русском языке

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

18.04.2022
Вопрос

Организация осуществляет ввоз и реализацию электронных приборов на территории РФ.
Согласно требованиям регламентов ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования», ТР ТС 020/2011 «Электромагнитная совместимость технических средств» к форме упаковки и маркировке продукции, приборы должны иметь наклейки с информацией на русском языке (название, страна производства и т.д.).
Какие последствия возникнут у импортера, если часть приборов не будет содержать наклейки на русском языке?
Ответ

Коллегия Налоговых Консультантов

оказывает  весь комплекс аудиторских, консультационных и юридических услуг +7915-329-02-05

 

 

 

Невыполнение требований ТР ТС 020/2011 и ТР ТС 004/2011, в том числе требований к маркировке, может повлечь отказ в выпуске товаров, а также риск привлечения к административной ответственности по статье 16.2 или 14.43 КоАП РФ.

Обоснование:

В соответствии с пунктом 1 статьи 134 ТК ЕАЭС таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой товары находятся и используются на таможенной территории Союза без ограничений по владению, пользованию и (или) распоряжению ими, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования в отношении иностранных товаров, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Пунктом 1 статьи 135 ТК ЕАЭС установлено, что условиями помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления являются:

1) уплата ввозных таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящим Кодексом;

2) уплата специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии с настоящим Кодексом;

3) соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса;

4) соблюдение мер защиты внутреннего рынка, установленных в ином виде, чем специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) установленные в соответствии со статьей 50 Договора о Союзе иные пошлины.

Пунктом 2 статьи 7 ТК ЕАЭС установлено, что соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе, а мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, - в случаях и порядке, установленных в соответствии с законодательством государств-членов, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.

Требования к маркировке и эксплуатационным документам технических средств установлены статьей 5 ТР ТС 020/2011[1] и статьей 5 ТР ТС 004/2011[2].

Так, в силу пункта 1 статьи 5 ТР ТС 004/2011 наименование и (или) обозначение низковольтного оборудования (тип, марка, модель), его основные параметры и характеристики, влияющие на безопасность, наименование и (или) товарный знак изготовителя, наименование страны, где изготовлено низковольтное оборудование, должны быть нанесены на низковольтное оборудование и указаны в прилагаемых к нему эксплуатационных документах.

При этом наименование изготовителя и (или) его товарный знак, наименование и обозначение низковольтного оборудования (тип, марка, модель) должны быть также нанесены на упаковку.

Пунктом 2 статьи 5 ТР ТС 004/2011 установлено, что если сведения, приведенные в пункте 1 настоящей статьи, невозможно нанести на низковольтное оборудование, то они могут указываться только в прилагаемых к данному оборудованию эксплуатационных документах. При этом наименование изготовителя и (или) его товарный знак, наименование и обозначение низковольтного оборудования (тип, марка, модель (при наличии)) должны быть нанесены на упаковку.

Маркировка низковольтного оборудования должна быть разборчивой, легко читаемой и нанесена на низковольтное оборудование в доступном для осмотра без разборки с применением инструмента месте (пункт 3 статьи 5 ТР ТС 004/2011).

Статьей 5 ТР ТС 020/2011 предусмотрены аналогичные положения:

Наименование и (или) обозначение технического средства (тип, марка, модель - при наличии), его основные параметры и характеристики, наименование и (или) товарный знак изготовителя, наименование страны, где изготовлено техническое средство, должны быть нанесены на техническое средство и указаны в прилагаемых к нему эксплуатационных документах.

При этом наименование изготовителя и (или) его товарный знак, наименование и обозначение технического средства (тип, марка, модель - при наличии) должны быть также нанесены на упаковку (пункт 1).

Если сведения, приведенные в пункте 1 настоящей статьи, невозможно нанести на техническое средство, то они могут указываться только в прилагаемых к данному техническому средству эксплуатационных документах. При этом наименование изготовителя и (или) его товарный знак, наименование и обозначение технического средства (тип, марка, модель - при наличии) должны быть нанесены на упаковку (пункт 2).

Маркировка технического средства должна быть разборчивой, легко читаемой и нанесена на техническое средство в доступном для осмотра без разборки с применением инструмента месте (пункт 3).

Коллегия Налоговых Консультантов

оказывает и юридические услуги, в т.ч. по 

налоговым проверкам +7915-329-02-05


В соответствии с пунктом 6 Протокола о техническом регулировании в рамках евразийского экономического союза[3] продукция, соответствующая требованиям технических регламентов Союза, распространяющимся на эту продукцию, и прошедшая установленные техническими регламентами Союза процедуры оценки соответствия, подлежит обязательной маркировке единым знаком обращения продукции на рынке Союза.

Изображение единого знака обращения продукции на рынке Союза и порядок его применения утверждаются Комиссией.

При обращении продукции на территории Союза маркировка продукции должна быть нанесена на русском языке и при наличии соответствующих требований в законодательстве государств-членов на государственном (государственных) языке (языках) государства-члена, на территории которого реализуется продукция.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 118 ТК ЕАЭС выпуск товаров производится таможенным органом при условии, что соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры, за исключением случаев, когда такое условие, как соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов, может быть подтверждено после выпуска товаров.

Частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ установлено, что заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Следовательно невыполнение требований ТР ТС 020/2011 и ТР ТС 004/2011, в том числе требований к маркировке, может повлечь отказ в выпуске товаров, а также риск привлечения к административной ответственности.

О существовании данного риска свидетельствует арбитражная практика (например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2019 № 09АП-8101/2019 по делу № А40-265538/18, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.11.2016 № Ф07-10183/2016 по делу № А21-9015/2015, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2019 № 13АП-34276/2018 по делу № А56-112635/2018).

Кроме того, статьей 14.43 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов.

Так, согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

В письме Управления Федеральной службы по аккредитации по Сибирскому федеральному округу от 05.12.2017 г. № СФО/1474/АЛ указано, что отсутствие хотя бы одного маркировочного обозначения, установленного в техническом регламенте, свидетельствует о несоблюдении требований данного технического регламента в части маркировки продукции. В случае отсутствия на товарах маркировки, предусмотренной ТР ТС, либо ее несоответствия требованиям ТР ТС, представляемые разрешительные документы не могут являться подтверждением соблюдения запретов и ограничений в отношении данных товаров, следовательно, они не относятся к этим товарам[4].

С учетом изложенного, мы также не можем исключить риск привлечения к ответственности по статье 14.43 КоАП РФ в случае, если маркировка товара будет составлена только на иностранном языке.

  

Коллегия Налоговых Консультантов, 4 февраля 2022 года


Телеграм-канал https://t.me/knk_audit Бухучет, налоги, нововведения, прослеживаемость, иностранные компании, сложные случаи

 



[1] ТР ТС 020/2011. Технический регламент Таможенного союза. Электромагнитная совместимость технических средств, утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 879

[2] ТР ТС 004/2011. Технический регламент Таможенного Союза. О безопасности низковольтного оборудования, утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 768

[3] Приложение № 9 к «Договору о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.14)

[4] Аналогичные выводы содержит Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2019 № 09АП-66739/2018 по делу № А40-191120/18


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел