Главная / Консультации / Общий аудит / О создании резерва предстоящих расходов на оплату аудиторских услуг

О создании резерва предстоящих расходов на оплату аудиторских услуг

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

03.04.2020
Вопрос

Организация планирует создать резерв предстоящих расходов на проведение аудита бухгалтерской отчётности за 2019 год. Организация планирует провести аудит в феврале или марте 2020 года, сумму резерва предстоящих расходов Организация планирует отразить в бухгалтерской отчётности за 2019 год.
Вопрос: правомерно ли создание такого резерва?
Ответ

Порядок формирования оценочных обязательств регламентируется нормами ПБУ 8/2010.[1]


В соответствии с пунктом 4 ПБУ 8/2010 обязательство организации с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения (далее - оценочное обязательство) может возникнуть:

а) из норм законодательных и иных нормативных правовых актов, судебных решений, договоров;

б) в результате действий организации, которые вследствие установившейся прошлой практики или заявлений организации указывают другим лицам, что организация принимает на себя определенные обязанности, и, как следствие, у таких лиц возникают обоснованные ожидания, что организация выполнит такие обязанности.

Таким образом, оценочное обязательство может существовать в силу требований закона, договора или судебного решения.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 5 Закона № 307-ФЗ[2] обязательный аудит проводится в случаеесли объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей.[3]

Согласно пункту 2 статьи 5 Закона № 307-ФЗ обязательный аудит проводится ежегодно.

Пунктом 1 статьи 18 Закона № 402-ФЗ[4] установлено, что обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность экономические субъекты, за исключением организаций бюджетной сферы и Центрального банка Российской Федерации, представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации.

Пунктом 2 статьи 18 Закона № 402-Фз установлено, что  обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Таким образом, в случае если одно из условий, указанных в пункте 1 статьи 5 Закона № 307-ФЗ, выполняется, то у Организации на основании закона возникают обязанности:

- по проведению аудита годовой бухгалтерской отчётности;

- по предоставлению экземпляра аудиторского заключения в органы статистики.

 

Однако пунктом 5 ПБУ 8/2010 предусмотрено, что оценочное обязательство признается в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении следующих условий:

а) у организации существует обязанность, явившаяся следствием прошлых событий ее хозяйственной жизни, исполнения которой организация не может избежать. В случае, когда у организации возникают сомнения в наличии такой обязанности, организация признает оценочное обязательство, если в результате анализа всех обстоятельств и условий, включая мнения экспертов, более вероятно, чем нет, что обязанность существует;

б) уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства, вероятно;

в) величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена.

По нашему мнению, обязанность по проведению аудита и по предоставлению экземпляра аудиторского заключения вытекает из требований законодательства и является неотъемлемой частью текущей хозяйственной деятельности. Следовательно, данная обязанность не является следствием какого-либо конкретного прошлого события, и по состоянию на отчётную дату какое-либо обязательство у Организации отсутствует.

Данный вывод находит подтверждение в примерах, приведённых в Приложении № 1 к ПБУ 8/2010:

«Пример 1. Организация имеет утвержденную программу ремонта основных средств, предусматривающую, в частности, периодичность ремонтов и плановые расходы на них. Законодательство не предусматривает обязательность таких ремонтов. Информация о данной программе организации опубликована и доступна широкому кругу лиц.

Обязательство в отношении предстоящих ремонтов основных средств не возникает, поскольку у организации не существует обязанность, возникшая в результате прошлых событий ее деятельности, исполнения которой она не может избежать. Оценочное обязательство по предстоящим расходам по ремонту основных средств организации не признается.

Пример 2. Законодательство предусматривает обязательность ремонтов основных средств в отрасли, в которой организация ведет деятельность. За эксплуатацию основных средств без проведения ремонтов законодательством предусмотрены штрафы. Организация имеет утвержденную программу ремонта основных средств, предусматривающую, в частности, периодичность ремонтов и плановые расходы на них. Информация о данной программе организации опубликована и доступна широкому кругу лиц.

Обязательство в отношении предстоящих ремонтов основных средств не возникает, поскольку у организации не существует обязанность, возникшая в результате прошлых событий ее деятельности, исполнения которой она не может избежать. Оценочное обязательство по предстоящим расходам по ремонту основных средств организации не принимается к бухгалтерскому учету. Однако организация признает оценочное обязательство по предстоящим к уплате штрафам за непроведение ремонтов, если выполняются все условия признания оценочных обязательств в отношении таких штрафов».

Также отмечаем, что абзацем 3 статьи 48 Закона № 14-ФЗ[5] установлено, что привлечение аудитора для проверки и подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества обязательно в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами РФ.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 33 Закона № 14-ФЗ к компетенции общего собрания участников общества относятся назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг.

Таким образом, можно предположить, что по состоянию на отчётную дату общим собранием участников (единственным учредителем) утверждёна аудиторская организация для проведения аудита бухгалтерской отчётности за 2019 год, с данной аудиторской организацией заключен договор.

Пунктом 1 статьи 779 ГК РФ установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно подпункту «а» пункта 2 ПБУ 8/2010 положение не применяется в отношении договоров, по которым по состоянию на отчетную дату хотя бы одна сторона договора не выполнила полностью своих обязательств, за исключением трудовых договоров, а также договоров, неизбежные расходы на исполнение которых превосходят поступления, ожидаемые от их исполнения (далее - заведомо убыточные договоры). Не является заведомо убыточным договор, исполнение которого может быть прекращено организацией в одностороннем порядке без существенных санкций;

В рассматриваемой ситуации обязательства аудиторской организации по проведению проверки будут выполнены только в 2020 году.

На основании изложенного считаем, что у Организации отсутствуют основания для признания оценочного обязательства в силу положений подпункта «а» пункта 2 ПБУ 8/2010.

Коллегия Налоговых Консультантов, 29 ноября 2019 года



[1] Приказ Минфина РФ от 13.12.10 № 167н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010)»

[2] Федеральный закон от 30.12.08 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

[3] Иные подпункты пункта 1 статьи 5 Закона № 307-ФЗ к рассматриваемой ситуации не применимы

[4] Федеральный закон от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

[5] Федеральный закон от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее – Закон № 14-ФЗ


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел