Главная / Консультации / Общий аудит / О сборе данных о состоянии здоровья сотрудников с точки зрения выполнения требований Закона о персональных данных № 152-ФЗ

О сборе данных о состоянии здоровья сотрудников с точки зрения выполнения требований Закона о персональных данных № 152-ФЗ

11.09.2020
Вопрос

Подскажите, пожалуйста, является ли показания температуры наших сотрудников, внесенные в специальный журнал персональными данными?
Сколько времени мы можем хранить журнал с показаниями температуры наших сотрудников?
Нужно ли что-то добавлять в политику о персональных данных нашей компании?
Ответ

Порядок работы с персональными данными регламентирован Законном  № 152-ФЗ[1], который регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой в том числе юридическими лицами,как с использованием средств автоматизации, так и без использования таких средств, а также главой 14 ТК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона № 152-ФЗ персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона № 152-ФЗ обработка персональных данных – это любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона № 152-ФЗ  обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 10 Закона № 152-ФЗ обработка указанных в части 1 настоящей статьи специальных категорий персональных данных допускается в случаях, если:

-обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о государственной социальной помощи, трудовым законодательством, пенсионным законодательством Российской Федерации (пункт 2.3).

На основании статьи 88 ТК РФ при передаче персональных данных работника работодатель должен соблюдать следующие требования, в том числе:

- не запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за исключением тех сведений, которые относятся к вопросу о возможности выполнения работником трудовой функции.

Из изложенного можно сделать вывод, что температура тела работника относится к специальным категориям персональных данных. Обработка таких данных допускается, если осуществляется для исполнения работниками их трудовых функций.

 

Соответствующие Разъяснения были даны Роскомнадзором[2]:

«…В связи с запросами работодателей - операторов персональных данных - о допустимости использования тепловизоров для измерения температуры работников, посетителей предприятий и организаций, Роскомнадзор разъясняет.

Температура тела - это информация о состоянии здоровья и, соответственно, относится к специальной категории персональных данных. Обработка таких данных без согласия субъекта в соответствии с частью 2.3 ст. 10 Федерального закона "О персональных данных" допускается, если осуществляется в соответствии с трудовым законодательством.

В соответствии со ст. 88 ТК РФ, работодатель не вправе запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за исключением данных, свидетельствующих о возможности выполнения работником трудовых функций. Поскольку меры по выявлению заболевания связаны с определением возможности выполнения трудовых функций, согласия работника на измерение температуры не требуется.

Посетители, не имеющие с организацией трудовых отношений, будут выражать свое согласие на сбор сведений о температуре тела (без идентификации) посредством конклюдентных действий, выражающихся в намерении посетить организацию. При этом при выявлении повышенной температуры посетителя направляют на консультацию к врачу.

Работники, а также посетители организации должны быть надлежащим образом уведомлены о проведении измерений температуры. С этой целью рекомендуется разместить на входе в организацию соответствующее объявление.

Показатели тепловизора рекомендуется уничтожать в течение суток после их получения ввиду достижения цели сбора указанных показателей.

(ВНИМАНИЕ: данные разъяснения могут быть скорректированы работодателями с учетом региональных нормативных актов, принятых в связи с угрозой распространения коронавируса, например, Указа Мэра Москвы N 12-УМ от 5 марта 2020 г.)..».

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона № 152-ФЗхранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вышеизложенными Разъяснениями Роскомнадзораданы рекомендации об уничтожении показателей тепловизорав течение суток после их получения ввиду достижения цели сбора таких показателей.При этом Роскомнадзоробратил внимание, что указанные разъяснения могут быть скорректированы с учетом, в том числе Указа Мэра № 12-УМ.[3]

Отметим, что согласно пункту 11.1 Указа Мэра № 12-УМ и 2.3 Приложения № 6 к Указу Мэра № 12-УМ работодатели, осуществляющие деятельность на территории города  Москвы, обязаныобеспечить измерение температуры тела работникам на рабочих местах.

Как указано  в пункте 4 Приложения № 6 к Указу Мэра № 12-УМ контроль за соблюдением настоящих требований обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с УказомМэра Москвы № 40-УМ.[4]

Несоблюдение требований предусмотренных Указом Мэра № 12-УМ, влечет привлечение Организации к административной ответственности по статье 20.6.1 КоАП[5] (пункт 1 Указа Мэра Москвы № 40-УМ).

В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020):

«..Вопрос 18: Должностные лица каких органов имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ?

Ответ: В соответствии с пунктом 18 части 5 и частью 6.4 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, вправе составлять:

- должностные лица, указанные в Перечне должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ (утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 975-р);

- должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, перечень которых утверждается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации. Такие перечни установлены, например, Указом Мэра Москвы от 4 апреля 2020 г. N 40-УМ "Об особенностях применения мер ответственности за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями режима повышенной готовности в городе Москве", Постановлением Губернатора Московской области от 12 марта 2020 г. N 108-ПГ (в редакции от 4 апреля 2020 г.) "О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области", Указом Президента Республики Татарстан от 6 апреля 2020 г. N УП-224 "Об утверждении Перечня органов исполнительной власти Республики Татарстан и их должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" и др.

Вопрос 19: Каков срок давности привлечения к административной ответственности по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ?

Ответ: Административные правонарушения, ответственность за которые установлена частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, являются длящимися.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, составляет 3 месяца и исчисляется с момента их обнаружения.

Вопрос 20: Какой субъект административной юрисдикции рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, как определяются место рассмотрения указанных дел и место совершения правонарушения?

Ответ: Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, рассматриваются судьями районных судов (часть 3 статьи 23.1 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, подлежат рассмотрению по месту совершения таких правонарушений. При этом местом совершения административных правонарушений данной категории является место их выявления.

В случае проведения по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, административного расследования такое дело рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование (часть 1 статьи 28.7, часть 2 статьи 29.5 КоАП РФ).

Из вышеизложенного Обзора следует, что административные правонарушения, ответственность за которые установлена частью 1 статьи 20.6.1КоАП РФ, являются длящимися. При этом срок давности привлечения к административной ответственности за совершение таких правонарушений составляет 3 месяца и исчисляется со дня их обнаружения. Следует отметить, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения[6].

Перечень должных лиц, уполномоченных составлять протокол об административном правонарушении описан вышеизложенным Обзором. В частности,Указом мэра № 40-УМ[7] определены в зависимости от осуществляемого организацией вида деятельности следующие уполномоченные должностные лица:

- должностные лица, объединений административно-технических инспекций города Москвы;

- должностные лица Департамента торговли и услуг города Москвы, префектур административных округов города Москвы и управ районов города Москвы.

По нашему мнению, исходя из того, что за неисполнение требований Указа Мэра № 12-УМ Организация может быть привлечена к административной ответственности, журналы с температурой работников целесообразно хранить в течение периода действия режима повышенного готовности, установленного Указом Мэра № 12-УМ.

 

При этом поскольку нормативными актами не установлен какой-либо срок хранения документов, подтверждающих выполнение требований Указа Мэра № 12-УМ, то Организацией может быть установлен более продолжительный срок хранения журналов учета температуры работников, в том числе обусловленный сроками осуществления проверки уполномоченными должностными лицами.

 

В общем случае проверки осуществляются не чаще чем один раз в три года, а основанием для включения в план проверки является, в том числе,истечение трех лет со дня последней проверки (пункт 2, подпункт 2 пункта 8 статьи 9 Закона № 294-ФЗ).[8]Следовательно, Организация может установить срок хранении журнала измерения температуры равным три года.

В соответствии со статьей 18.1 Закона № 152-ФЗ оператор обязан принимать меры, необходимые и достаточные для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Оператор самостоятельно определяет состав и перечень мер,необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами. К таким мерам могут, в частности, относиться:

2) издание оператором, являющимся юридическим лицом, документов, определяющих политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальных актов по вопросам обработки персональных данных, а также локальных актов, устанавливающих процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений (пункт 2).

 

В политике персональных данных содержатся общие положения, касающиеся обработки персональных данных, в том числе обработки персональных данных при исполнении трудовых функции работниками. На наш взгляд,  дополнения в отношении обработки персональных данных температуры работника необходимы в части перечня обрабатываемых персональных данных, в случае если перечень ограничен,  в части порядка и условия обработки персональных данных, в случае если порядок и условия обработки персональных данных не затрагивают обработку специальных категорий персональных данных.

 

Коллегия Налоговых Консультантов, 19 июня 2020 года



[1] Федеральный закон от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных»

[2] Разъяснения Роскомнадзора, Особенности использования тепловизоров работодателями - операторами персональных данных - с целью предотвращения распространения коронавируса.

[3] Указ Мэра Москвы от 05.03.20 № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности».

[4] Мэра Москвы от 04.04.20 № 40-УМ «Об особенностях применения мер ответственности за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями режима повышенной готовности в городе Москве».

[5]Статьей 20.6.1 «Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения» предусмотрено:

«1. Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6.3 настоящего Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.»

[6] Пункт 14  Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.05 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

[7] Указ Мэра № 40-УМ издан в целях обеспечения соблюдения в городе Москве режима повышенной готовности, соответственно в связи с отменой Указа Мэра № 12-УМ, на наш взгляд, Указа Мэра № 40-УМ также будет отменен.

[8]Федеральный закон от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»


Назад в раздел