Главная / Консультации / Общий аудит / О расчете налоговой нагрузки налогоплательщиком

О расчете налоговой нагрузки налогоплательщиком

13.03.2019
Вопрос

В Приложении №2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 года № ММ-3-06/333@ указано:
Налоговая нагрузка рассчитана как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).
В письме ФНС России от 29.06.2018 N БА-4-1/12589@ указано:
Налоговая нагрузка по отдельной организации в целях сопоставимости с Концепцией рассчитывается как сумма уплаченных налогов с учетом налога на доходы физических лиц к сумме выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов) и прочих доходов.
Вопросы:
1. Какие показатели брать для расчета налоговой нагрузки: сумму фактически уплаченных налогов за период или сумму начисленных к уплате налогов по данным налоговой отчетности?
2. Сумму выручки необходимо учитывать с учетом прочих доходов.
Что считать прочим доходом в данном случае, входят ли в расчет следующие доходы:
доходы от реализации ОС, материалов, полученные премии, доходы по договорам переуступки прав требования, положительные курсовые разницы и т.д.

Ответ

В целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также совершенствования организации работы налоговых органов при реализации полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, предоставленных НК РФ Приложением № 2 к Приказу ФНС РФ от 30.05.07 № ММ-3-06/333@[1] утверждены Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (далее - Критерии), в частности:

«…1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

Расчет налоговой нагрузки, начиная с 2006 года, по основным видам экономической деятельности приведен в приложении N 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.

Налоговая нагрузка рассчитана как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата)…».

 

Значения Критериев могут использоваться налоговыми органами при планировании выездных налоговых проверок как на предстоящий, так и последующие годы (пункт 2 Приказа ФНС РФ от 22.09.10 № ММВ-7-2/461@[2]).

 

В Приложении № 3 к Приказу ФНС РФ от 30.05.07 № ММ-3-06/333@ закреплены средние показатели налоговой  нагрузки по видам экономической деятельности в 2017 году и справочно указано, что налоговая нагрузка рассчитана как отношение суммы налогов и сборов по данным официальной статистической отчетности ФНС России к обороту организаций по данным Росстата, умноженное на 100% и расчет произведен с учетом поступлений по НДФЛ.

 

Из изложенных норм следует, что налогоплательщику в целях нивелирования рисков включения ее в план проверок по критерию «налоговая нагрузка», следует сопоставлять свою налоговую нагрузку со средним показателем налоговой нагрузки по виду экономической деятельности, указанным  в Приложении № 3.

 

При этом при сопоставлении своей налоговой нагрузки со средним показателем налоговой нагрузки по виду экономической деятельности указанным  в Приложении № 3 следует учитывать порядок расчета налоговой нагрузки с помощью которого были получены показатели, указанные в Приложении  № 3.

 

Также отметим, что в Письме ФНС РФ от 29.06.18 № БА-4-1/12589@ изложено:

«…В соответствии с приказом ФНС России от 30 мая 2007 года N ММ-3-06/333@ "Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок" (далее - Концепция) налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным статистической налоговой отчетности и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики. Расчет налоговой нагрузки произведен с учетом поступлений по налогу на доходы физических лиц.

Оборот организаций рассчитывается Федеральной службой государственной статистики на регулярной основе и включает выручку организаций по данным бухгалтерского учета без налога на добавленную стоимость (Приложение 1).

Налоговая нагрузка по отдельной организации в целях сопоставимости с Концепцией рассчитывается как сумма уплаченных налогов с учетом налога на доходы физических лиц к сумме выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов) и прочих доходов…».

 

Вопрос 1. Какие показатели брать для расчета налоговой нагрузки: сумму фактически уплаченных налогов за период или сумму начисленных к уплате налогов по данным налоговой отчетности.

 

Как следует из пункта 1 Приложения № 2 к Приказу ФНС РФ от 30.05.07 № ММ-3-06/333@, при расчете налоговой нагрузки используется показатель суммы фактически уплаченных налогов.

 

Вопрос 2. Сумму выручки необходимо учитывать с учетом прочих доходов. Что считать прочим доходом в данном случае, входят ли в расчет следующие доходы: доходы от реализации ОС, материалов, полученные премии, доходы по договорам переуступки прав требования, положительные курсовые разницы и т.д.

 

Как следует из пункта 1 Приложения № 2 и Приложения № 3 к Приказу ФНС РФ от 30.05.07 № ММ-3-06/333@, при расчете налоговой нагрузки используется показатель оборота, т.е. выручки по данным бухгалтерского учета без учета НДС и акцизов.

По нашему мнению, т.к. показатель налоговой нагрузки в соответствии с пунктом 1 Приложения № 2 и Приложением № 3 к Приказу ФНС РФ от 30.05.07 № ММ-3-06/333@ определяется как отношение суммы уплаченных налогов к обороту (выручки), то учитывать  в составе оборота сумму прочих доходов для целей самостоятельной оценки рисков некорректно.

 

 

Коллегия Налоговых Консультантов, 11 января 2019 года



[1] Приказ ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»

[2] Приказ ФНС РФ от 22.09.10 № ММВ-7-2/461@ «О внесении изменений в Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок».


Назад в раздел