Главная / Консультации / Общий аудит / О предоставлении уведомления об остатках товаров, подлежащих прослеживаемости

О предоставлении уведомления об остатках товаров, подлежащих прослеживаемости

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

25.06.2021
Вопрос

Вопрос:
У Организации имеется малоценные основные средства импортного происхождения, которые были списаны как МПЗ, попадающие в Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости.
Должна ли Организация  по состоянию на 01.07.2021г. отражать сведения о таких ОС в уведомлении об остатках товаров, подлежащих прослеживаемости?
Когда решим продать эти ОС, какие действия Организация обязана предпринять в связи с тем, что ОС подлежат прослеживаемости?
Ответ

Ответ:

В настоящее время порядок функционирования системы прослеживаемости не установлен.

Между тем, на сайте https://regulation.gov.ru/ размещены Проекты Постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка функционирования национальной системы прослеживаемости товаров» (далее – Проект Порядка) и Постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня товаров, подлежащих прослеживаемости на территории РФ» (далее – проект Перечня).

Пунктом 2 Проекта Порядка определены следующие понятия:

прослеживаемость - организация учета товаров, подлежащих прослеживаемости, и операций, связанных с оборотом таких товаров, с использованием национальной системы прослеживаемости товаров;

товары, подлежащие прослеживаемости - товары, в отношении которых в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка осуществляется прослеживаемость;

участники оборота товаров, подлежащих прослеживаемости - индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, осуществляющие операции с товарами, подлежащими прослеживаемости.

В силу пункта 3 Проекта Порядка прослеживаемость осуществляется в отношении товаров, приведенных в Перечне товаров, при выполнении одного из следующих условий:

1) товары ввезены на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и выпущены в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления;

2) товары ввезены на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и не помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в связи с конфискацией или обращением в собственность (доход) РФ иным способом;

3) товары ввезены на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и не помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в связи с обращением взыскания на них по решению суда в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;

4) товары задержаны таможенными органами в соответствии с главой 51 ТК ЕАЭС, не востребованы в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 380 ТК ЕАЭС, лицами, обладающими полномочиями в отношении таких товаров;

5) товары ввезены на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, с территории государств - членов ЕАЭС, за исключением товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита;

6) товары ранее ввезены на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в случаях, определенных подпунктами 1 - 5 настоящего пункта, и фактически находятся на территории РФ и иных территориях, находящиеся под ее юрисдикцией, на дату вступления в силу Перечня товаров (изменений к нему).

Из приведенных положений нами следует, что прослеживаемость осуществляется, в отношении товаров, включенных в Перечень товаров[1], если выполняется, в частности, следующее условие:

- товар ввезен на территорию РФ в соответствии с таможенной процедурой для внутреннего потребления;

- товар ввезен на территорию РФ с территории государства – члена ЕАЭС;

- товар ввезен на территорию РФ в соответствии с таможенной процедурой для внутреннего потребления или с территории государства – члена ЕАЭС, до момента вступления в силу Перечня товаров, и на момент вступления в силу Перечня (изменений к нему), находится на территории РФ.

Пунктом 4 Проекта Порядка установлено, что прослеживаемость прекращается в следующих случаях:

1) исключение товара, подлежащего прослеживаемости, из Перечня товаров;

2) выбытие товаров, подлежащих прослеживаемости, не связанное с реализацией, в результате которого у участника оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, прекращается право собственности на товары: выбытие товаров, подлежащих прослеживаемости - в результате захоронения, обезвреживания, утилизации или уничтожения, безвозвратной утраты товаров вследствие действия непреодолимой силы, конфискации, а также в связи с передачей товаров, подлежащих прослеживаемости, в производство и (или) на переработку, в том числе в качестве давальческого сырья (материалов), комплектующих, для изготовления новых товаров;

3) реализация, а также передача на безвозмездной основе права собственности на товары, подлежащие прослеживаемости, физическим лицам для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также налогоплательщикам налога на профессиональный доход;

4) фактический вывоз с территории РФ или иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, товаров, подлежащих прослеживаемости, в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта);

5) вывоз товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории РФ или иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, на территорию другого государства - члена Евразийского экономического союза;

6) реализация товаров, подлежащих прослеживаемости, дипломатическим представительствам и консульским учреждениям, представительствам государств при международных организациях, международным организациям или их представительствам, пользующимся привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами Российской Федерации, при условии последующего официального использования этих товаров;

7) недостача товаров, подлежащих прослеживаемости, выявленная участником оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, при инвентаризации.

На основании пункта 5 Проекта Порядка прослеживаемость возобновляется в следующих случаях:

1) возврат остатков неиспользованных (непереработанных) товаров из производства (переработки), в отношении которых прослеживаемость подлежала прекращению в соответствии с положениями подпункта 2 пункта 4 настоящего Порядка;

2) возврат продавцу физическими лицами товаров, подлежащих прослеживаемости, ранее реализованных физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с предпринимательской деятельностью, нужд, а также возврат налогоплательщиками налога на профессиональный доход, товаров, подлежащих прослеживаемости, ранее реализованных налогоплательщикам налога на профессиональный доход;

3) выявление, участником оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, при инвентаризации товаров, подлежащих прослеживаемости, по которым ранее выявлена недостача.

В силу пункта 6 Проекта Порядка действие настоящего Порядка не распространяется:

- на товары, полученные (образовавшиеся) в результате операций по переработке на территории РФ и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией, или операций по переработке для внутреннего потребления (продукты переработки, отходы и остатки), помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

- на товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров РФ и помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

- на товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, и товаров РФ и помещенные под таможенную процедуру для внутреннего потребления;

- на товары, подлежащие прослеживаемости, предназначенные для официального пользования дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями, представительствами государств при международных организациях, международными организациями или их представительствами, пользующимися привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами РФ;

- на товары, отчужденные физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с предпринимательской деятельностью, нужд, а также налогоплательщикам налога на профессиональный доход;

- товары, сведения об операциях, с которыми составляют государственную тайну.

В приведенных положениях отсутствует указание на то, что действие Проекта Порядка не распространяется на товары, подлежащие прослеживаемости, которые используются юридическим лицом для собственных нужд, в частности, в качестве основных средств.

Кроме того, по нашему мнению, остается неясным вопрос, подлежат ли прослеживаемости малоценные основные средства, которые были списаны в качестве ТМЦ, но продолжают использоваться в деятельности Организации, а их учет может осуществляться на забалансовых счетах.

Между тем, положениями Проекта Порядка предусмотрены основания для прекращения прослеживаемости, в частности, в случае передачи товара в производство (подпункт 2 пункта 4 Проекта Порядка), а также основания для возобновления прослеживаемости, в частности, в случае возврата остатков части не использованных (не переработанных) товаров (подпункт 1 пункта 5 Проекта Порядка).

Из приведенной нормы следует, что в отношении товаров, включенных в Перечень товаров, и ввезенных на территорию РФ, распространяются требования о прослеживаемости. При этом с момента передачи товара в производство требования о прослеживаемости прекращаются. Если товар будет возвращен из производства, то требования о прослеживаемости товара возобновятся.

Следовательно, в отношении малоценного имущества, которое в учете было списано с баланса в качестве МПЗ, можно сделать вывод о том, что в отношении такого имущества по состоянию на 1 июля 2021 года не нужно будет подавать уведомление об остатках.

Однако отметим, что понятие «товар» и понятие «ввод товара в производство» проектом Порядка не определены. По этой причине мы не можем полностью исключить вероятности того, что основное средство, используемое в деятельности организации, но списанное в составе МПЗ, не будет признаваться переданным в производство в целях прекращения прослеживаемости, поскольку, фактически малоценные основные средства продолжают использоваться в деятельности Организации.

В этом случае существует риск того, что в отношении такого имущества может возникнуть необходимость представить по состоянию на 1 июля 2021 года уведомление об остатках.

В том случае, если уведомление об остатках не будет представлено в связи с тем, что переданное в производство малоценное основное средство не подлежит прослеживаемости, то при принятии решения о продаже имущества у Организации возникнет обязанность представить в налоговый орган отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, в силу следующего.

Так, на основании пункта 5 Проекта Порядка прослеживаемость возобновляется в следующих случаях:

1) возврат остатков неиспользованных (непереработанных) товаров из производства (переработки), в отношении которых прослеживаемость подлежала прекращению в соответствии с положениями подпункта 2 пункта 4 настоящего Порядка.

Следовательно, при возврате товара из производства, т.е. при прекращении использовании малоценного основного средства и принятии решения о его продаже, прослеживаемость в отношении такого имущества возобновляется в силу подпункта 1 пункта 5 Проекта Порядка.

Согласно абзацу 3 пункта 33 Проекта Порядка участники оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, признаваемые плательщиками НДС, представляют отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, в частности, об операциях по возобновлению прослеживаемости товаров в соответствии с пунктом 5 Проекта Порядка.

В отношении необходимости составления отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, отметим следующее.

Пунктом 33 Проекта Порядка установлено, что отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представляется в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в порядке, установленном разделом IX настоящего Порядка, по форме и формату, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов:

- участниками оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, являющимися налогоплательщиками НДС (не освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика), и должен содержать сведения об операциях по приобретению (получению) товара, подлежащего прослеживаемости, в том числе через агента или комиссионера, у участников оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, указанных в подпункте 4 пункта 13 настоящего Порядка, об операциях по прекращению и возобновлению прослеживаемости товаров в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящего Порядка, за исключением подпунктов 2 - 4 пункта 4 и подпункта 2 пункта 5 настоящего Порядка, а также об операциях по реализации (передаче), приобретению (получению) товаров, подлежащих прослеживаемости, не признаваемых объектом налогообложения в соответствии с пунктом 2 статьи 146 НК РФ и (или) освобождаемых от налогообложения в соответствии со статьей 149 НК РФ.

 

Из приведенных положений следует, что участники оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, признаваемые плательщиками НДС, представляют отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, в частности, в следующих случаях:

1) в случае продажи товаров, подлежащих прослеживаемости, которые не признаются объектом налогообложения НДС в силу пункта 2 статьи 146 НК РФ или освобождены от обложения НДС на основании статьи 149 НК РФ;

2) в случае прекращения прослеживаемости товаров в связи с их вывозом за пределы РФ в режиме экспорта или на территорию государства – члена ЕАЭС, или в случае продажи физическим лицам.

Подпунктом 3 пункта 13 проекта Порядка установлено, что участники оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, являющиеся налогоплательщиками НДС (не освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС), при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, выставляют счета-фактуры, в том числе корректировочные, содержащие реквизиты прослеживаемости, в электронной форме по форматам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в соответствии с пунктом 9 статьи 169 НК РФ, за исключением случаев:

- реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд, а также налогоплательщикам налога на профессиональный доход;

- реализации и перемещения товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории РФ в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта);

- реализации и перемещения товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории РФ на территорию другого государства - члена ЕАЭС.

Таким образом, в общем случае при реализации малоценного основного средства, подлежащего прослеживаемости, у Организации возникает обязанность оформить счета-фактуры в электронном виде с указанием реквизитов прослеживаемости.

Отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, необходимо будет оформить в том случае, если:

- имущество при реализации будет освобождено от налогообложения НДС или не будет признаваться объектом налогообложения НДС;

- имущество будет реализовано за пределы РФ.

При этом хотелось бы обратить ваше внимание на следующее.

На сайте https://regulation.gov.ru/ Проект Порядка получил отрицательное Заключение об оценке регулирующего воздействия от 28.05.21 № 16492-АХ/Д26и.

В тексте Заключения отмечено следующее:

«3. В проекте Порядка содержится ряд понятий (терминов), не подлежащих однозначному толкованию.

3.2. В пунктах 4, 5 и 6 проекта Порядка, устанавливающих случаи прекращения прослеживаемости товаров, случаи возобновления прослеживаемости товаров, а также виды товаров, которые не подлежат прослеживаемости, используется такое понятие как «передача товаров в производство и (или) переработку».

При этом следует отметить, что данное понятие проектом Порядка не раскрывается, что существенно может затруднить применение как указанных положений проекта Порядка, так и предлагаемого регулирования в целом.

В проекте Порядка необходимо предусмотреть четкое определение указанного понятия, позволяющее считать товары утратившими или изменившими свои первоначальные характеристики, если в результате операций по переработке код ТН ВЭД ЕАЭС прослеживаемых товаров изменен на уровне первых четырех знаков, а при передаче товаров в производство исключить прослеживаемость товаров, используемых в качестве основных средств производства.

3.3. Учитывая существующее в настоящее время различие в определении используемого в проекте Порядка понятия «товар» для целей налогового и таможенного  законодательства, участники дополнительных публичных консультаций считают необходимым предусмотреть в проекте Порядка четкое определение товара в целях исключения проблем правового характера при реализации процедур прослеживаемости товаров.

При раскрытии понятия «товар» необходимо, в частности, определить, признается ли товаром, в отношении которого осуществляется прослеживаемость, любое имущество, находящееся на праве собственности у участника оборота товаров (в том числе объекты основных средств в эксплуатации и имущество, приобретенное для собственных нужд хозяйствующего субъекта) или только реализуемое (предназначенное для реализации) имущество».

Таким образом, на законодательном уровне до сих пор не урегулирован вопрос о том, будут ли подлежать прослеживаемости все товары, включенные в соответствующий Перечень, с учетом основных средств, МПЗ, используемых для собственных нужд, или только те товары, которые приобретены для перепродажи.

На основании изложенного, считаем, что окончательные выводы об обязанностях Организации как участника оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, можно будет сделать только тогда, когда соответствующее Постановление вступит в силу.

Коллегия Налоговых Консультантов, 13 июня 2021 года



[1]  Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости на территории РФ.


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел