Главная / Консультации / Общий аудит / О последствиях за неуплату экологического сбора

О последствиях за неуплату экологического сбора

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

09.12.2019
Вопрос

Какие последствия для компании, если ею не уплачивается экологический сбор, или сумма экологического сбора определена неправильно?
Ответ

Экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно перечню, указанному в пункте 2 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров в этой упаковке (пункт 2 статьи 24.5 Закона № 89-ФЗ).

Порядок взимания экологического сбора (в том числе порядок его исчисления, срок уплаты, порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его внесения, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора) устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 8 статьи 24.5 Закона № 89-ФЗ).

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты экологического сбора осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, определенном в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи (пункт 9 статьи 24.5 Закона № 89-ФЗ).

Взимание экологического сбора, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его уплаты осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее - администратор экологического сбора) (пункт 3 Правил взимания экологического сбора).

В соответствии с пунктом 2 Правил взимания экологического сбора[1] исчисление и уплата экологического сбора осуществляются производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (далее - плательщики), по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно перечню товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2017 г. № 2970-р (далее - перечень товаров).

В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается теми плательщиками, которые производят и (или) ввозят (импортируют) товары в этой упаковке.

Ставка экологического сбора формируется на основе средних сумм затрат на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию единичного изделия или единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства. В ставку экологического сбора может включаться удельная величина затрат на создание объектов инфраструктуры, предназначенных для этих целей. Ставки экологического сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24.5 Закона № 89-ФЗ).

Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу товара или на количество единиц товара (в зависимости от вида товара) либо на массу упаковки товара, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах (пункт 6 статьи 24.5 Закона № 89-ФЗ).

Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу выпущенного в обращение на территории Российской Федерации товара, реализованного для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за календарный год, предшествующий отчетному периоду (на количество единиц товара в зависимости от вида товара), либо на массу выпущенной в обращение на территории Российской Федерации упаковки товара, реализованной для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за календарный год, предшествующий отчетному периоду, и на норматив утилизации, установленный на отчетный период и выраженный в относительных единицах (пункт 6 Правил взимания экологического сбора[2]).

Расчет суммы экологического сбора производится по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (пункт 7 Правил взимания экологического сбора).

 

В Письме Минприроды РФ от 04.04.19 № 01-19-44/7874 «О представлении отчетности и уплате экологического сбора» изложено:

«…В 2019 году за отчетный 2018 год расчет суммы экологического сбора формируется на основе данных о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2017 год, с применением нормативов утилизации, установленных на 2018 год распоряжением N 2971-р, и ставок экологического сбора, утвержденных Постановлением N 284 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1293).

Отмечаем, что новый подход по использованию в отчетности и в расчете суммы экологического сбора данных о товарах (упаковке товаров), выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской за год, предшествующий отчетному периоду, применяется с отчетного периода за 2018 год. Использование для расчета суммы экологического сбора и за 2017 год, и за 2018 год одних и те же значений массы товара, массы упаковки товара, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2017 год, и уплата экологического сбора за 2017 год не освобождают производителей товаров, импортеров товаров от обязанности уплатить в 2019 году экологический сбор за 2018 год при невыполнении ими в течение 2018 года нормативов утилизации.

Таким образом, при подготовке производителями и импортерами товаров, ассоциациями отчетности за 2018 отчетный год, а также расчета суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) необходимо использовать данные из декларации за 2017 год и нормативы утилизации на 2018 год, установленные распоряжением N 2971-р.».

 

Нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2018-2020 годы утверждены Распоряжением Правительства РФ от 28.12.17 № 2971-р.

 

Таким образом, экологический сбор рассчитывается следующим образом:

ЭС = С x М x Н / 1000, где[3]:

С - ставка экологического сбора, руб./т.;

М - масса товара или количество единиц товара (в зависимости от вида товара) либо масса упаковки товара, выпущенных в обращении на территории РФ, за календарный год, предшествующий отчетному периоду;

Н - норматив утилизации.

В соответствии со статьей 8.41.1 КоАП РФ неуплата в установленный срок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее двухсот пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее пятисот тысяч рублей.

Таким образом, размер штрафа за неуплату в установленный срок экологического сбора зависит от размера неуплаченной суммы сбора и не может быть менее 500 тыс. руб. Следовательно, уплата экологического сбора в неправильном размере повлечет для Организации меньшие последствия, чем неуплата экологического сбора в связи с невозможностью ее расчета.

КоАП РФ не предусмотрена ответственность за непредставление (несвоевременное представление) расчета суммы экологического сбора в уполномоченный орган, а также не предусмотрена ответственность  за представление расчета в неполном объеме либо расчета, содержащего недостоверные сведения.

При этом обращаем Ваше внимание, что до вступления в силу статьи 8.5.1 КоАП РФ[4], которая предусматривает административную ответственность, в частности,  за нарушение порядка представления деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год Росприроднадзор в Письме от 09.01.18 № АС-10-02-36/156 отметил:

«При этом непредставление или несвоевременное представление декларации, отчетности, а также представление недостоверных сведений в декларации, отчетности расценивается как сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, а, следовательно, является административным правонарушением, административная ответственность за которое установлена статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)…».

Согласно статье 8.5. КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Таким образом, по нашему мнению, Организация за непредставление в уполномоченный орган расчета суммы экологического сбора или представление его в неполном объеме или содержащего недостоверные сведения может быть привлечена к административной ответственности по статье 8.5. КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 25 Правил взимания экологического сбора в случае невнесения, внесения не в полном объеме экологического сбора и (или) непредставления расчета суммы экологического сбора плательщиком в установленные сроки администратор экологического сбора направляет плательщику требование о добровольном погашении задолженности и представлении расчета суммы экологического сбора.

В случае если в течение 15 календарных дней со дня получения плательщиком требования о добровольном погашении задолженности плательщик не погасил указанную задолженность в добровольном порядке, администратор экологического сбора осуществляет взыскание задолженности в судебном порядке.

Контроль за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения осуществляется администратором экологического сбора в течение 3 месяцев со дня представления расчета суммы экологического сбора (пункт 14 Порядка взимания экологического сбора).

Порядок осуществления контрольных мероприятий администратором экологического сбора предусмотрен пунктами 15 – 15(11) Порядка взимания экологического сбора.

Отметим, что на основании пункта 15 Порядка взимания экологического сбора администратор экологического сбора осуществляет контроль за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения с учетом информации, имеющейся в распоряжении администратора экологического сбора и (или) полученной им в установленном порядке при декларировании товаров и упаковки товаров, при представлении отчетности о выполнении нормативов утилизации (далее - отчетность о нормативах) и при проведении контроля выполнения установленных нормативов утилизации, а также федерального государственного экологического надзора.

 

Порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, перечень которых предусматривается пунктом 2 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ установлен Постановлением № 1417.[5]

Импортеры товаров включают в декларацию информацию о количестве товаров (упаковки товаров) на основании таможенных документов, товарно-сопроводительных документов (пункт 4 Постановления № 1417).

Количество товаров, упаковки товаров указывается для каждого наименования товара, упаковки товаров в килограммах с точностью до одного килограмма (пункт 6 Постановления № 1417).

Согласно пункту 16 Постановления № 1417 проверка полноты и достоверности сведений о количестве товаров, упаковки товаров, указанных в декларации, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) в течение 3 месяцев со дня приема декларации.

При осуществлении контроля за полнотой и достоверностью сведений о количестве товаров, упаковки товаров, указанных в декларации, по требованию Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или ее территориального органа производитель товаров, импортер товаров представляют надлежащим образом заверенные копии первичных учетных документов либо таможенных, товарно-сопроводительных документов, послуживших основанием для составления декларации.

В Информации Минприроды России Об актуальных вопросах исполнения «расширенной» ответственности производителей, импортеров товаров (далее - РОП)» по вопросу заполнения информации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за отчетный период товаров (упаковки) были даны следующие разъяснения:

«…Производители, импортеры товаров включают в декларацию информацию о количестве выпущенных в обращение товаров, упаковки товаров (произведенных на территории Российской Федерации или ввезенных из третьих стран или государств - членов Евразийского экономического союза) в целях реализации для внутреннего потребления на территории Российской Федерации на основании таможенных документов или первичных учетных документов.

В случае, если товары, упаковка товаров импортируются не в целях их последующей реализации, а для собственных нужд, то в отношении таких товаров, упаковки товаров импортеры ответственность в части уплаты экологического сбора и представления Отчетности и Декларации не несут.

Производители, импортеры товаров для подтверждения информации об упаковке товаров (весе, материале, использовании вторичного сырья при производстве упаковки) могут использовать информацию, содержащуюся в товарно-сопроводительных, коммерческих либо нормативно-технических документах, включая документы, полученные от контрагентов при осуществлении коммерческой деятельности.

Если товар реализуется не для целей его потребления, а поставляется в качестве комплектующих либо сырья (материалов) для производства других товаров, то он не включается производителем, импортером товаров в декларируемый объем товаров, выпущенных в обращение за год.

Если произведенный на территории Российской Федерации или ввезенный в страну товар вывозится с территории Российской Федерации и реализуется за ее пределами, в том числе другими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, то он не включается производителем, импортером товаров в декларируемый объем товаров, выпущенных в обращение за год.

Также при составлении декларации не учитывается упаковка как готовый товар, поставляемая для упаковывания иных товаров в процессе их производства…».

Также обращаем Ваше внимание, согласно пункту 19 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области таможенного дела направляет в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти:

информацию о товарах, об упаковке товаров, которые ввозятся из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, и включены в перечень, предусмотренный пунктом 2 настоящей статьи;

информацию о товарах, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза и включенных в перечень товаров, упаковки товаров, предусмотренный пунктом 2 настоящей статьи, в соответствии с правилами ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Таким образом, при осуществлении контроля администратором экологического сбора правильность исчисления экологического сбора может быть проверена на основании данных декларации или сведений представленных таможенным органом.

 

 

Коллегия Налоговых Консультантов, 14 августа 2019 года



[1]  Постановление Правительства РФ от 08.10.15 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора»

 

[3] Формула также представлена в Информации Минприроды России «Об актуальных вопросах исполнения «расширенной» ответственности производителей, импортеров товаров (далее - РОП)».

[4] Статья 8.5.1. Нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год

1. Непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

2. Представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, в неполном объеме либо отчетности, содержащей недостоверные сведения, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее ста тысяч рублей; на юридических лиц - в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее двухсот пятидесяти тысяч рублей.

[5] Постановление Правительства РФ от 24.12.15 № 1417 «Об утверждении Положения о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств»


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел