Главная / Консультации / Общий аудит / О последствиях при нарушениях порядка применения ККТ и способах исправления нарушений

О последствиях при нарушениях порядка применения ККТ и способах исправления нарушений

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

07.12.2022
Вопрос

Организация применяет формат фискальных документов версии ФФД – 1.2.
Организация при оформлении кассовых чеков была неверно указана ставка по НДС.
1. Какие штрафные санкции грозят? Зависит ли размер штрафа от количества неверно составленных чеков?
2. Будет ли Организация освобождена от ответственности при составлении чека коррекции? Нужно ли в этом случае дополнительно уведомлять налоговый орган о допущенных нарушениях при формировании кассовых чеков?
Ответ


Телеграм-канал https://t.me/knk_audit Бухучет, налоги, нововведения, прослеживаемость, иностранные компании, сложные случаи

 

 


1. Неверное указание ставки по НДС в кассовых чеках влечет для Организации риск применения административных последствий, предусмотренных частью 4 статьи 14.5 КоАП РФ, в виде предупреждения или наложения штрафа в размере в размере от 5 000 до 10 000 рублей. Для должностных лиц Организации существует риск наложения штрафа в размере от 1 500 до 3 000 рублей.

Если в рамках одной проверки налоговым органом будет выявлено несколько кассовых чеков, в которых допущено неверное указание обязательных реквизитов, то административные последствия, предусмотренные частью 4 статьи 14.5 КоАП РФ, будут применены как за совершение одного административного правонарушения.

2. В случае применения Организацией ККТ с версией ФФД 1.2 формирование кассового чека коррекции по каждому расчету, по которому было допущено нарушение, связанное с указанием неверных реквизитов, будет достаточно для освобождения от административной ответственности. В этом случае не требуется дополнительно письменно сообщать в налоговый орган о допущенных нарушениях.

Обоснование:

В соответствии с пунктом 1 статьи 4.7 Закона № 54-ФЗ[1] кассовый чек и бланк строгой отчетности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, содержат с учетом положений пункта 1.1 настоящей статьи следующие обязательные реквизиты:

- наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цена (в валюте РФ) за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки НДС (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками НДС или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) НДС);

- сумма расчета с отдельным указанием ставок и сумм НДС по этим ставкам (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками НДС или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) НДС).

В силу части 4 статьи  14.5 КоАП РФ применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

- на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей;

- на юридических лиц в размере предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

В Письме ФНС России от 13.12.2018 № ЕД-4-20/24234@ были даны следующие разъяснения:

«Статьей 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" утверждены обязательные реквизиты кассового чека и бланка строгой отчетности, к числу которых также относится налоговая ставка по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС).

Частью 4 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) устанавливается административная ответственность, в том числе за применение контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка и условий ее применения.

Указание в кассовом чеке неверной ставки и суммы НДС при отражении полной суммы расчета образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.5 КоАП РФ».

Аналогичная позиция изложена в Письме УФНС России по г. Москве от 26.12.2018 № 17-26/2/266814@.

Таким образом, неверное указание ставки по НДС в кассовых чеках влечет для Организации риск применения административных последствий, предусмотренных частью 4 статьи 14.5 КоАП РФ, в виде предупреждения или наложения штрафа в размере в размере от 5 000 до 10 000 рублей. Для должностных лиц Организации существует риск наложения штрафа в размере от 1 500 до 3 000 рублей.

Нормами статьи 14.5 КоАП РФ не было разъяснено, каким образом назначается административное наказание в случае, когда в рамках одной проверки обнаружено несколько кассовых чеков, содержащих неверные обязательные реквизиты.

В разъяснениях частных специалистов, а также в неофициальных разъяснениях фискальных органов высказывалась позиция, согласно которой штраф на основании части 4 статьи 14.5 КоАП РФ назначается за сам факт правонарушения, а не за каждый неверно составленный кассовый чек.

Арбитражная практика также свидетельствует о том, что неверное указание одного и того же реквизита в нескольких кассовых чеках является одним правонарушением, за которое однократно применяется административная ответственность в соответствии с частью 4 статьи 14.5 КоАП РФ.

Так, в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2022 № 17АП-7799/2022-АКу по делу № А71-2739/2022 было отмечено, что:

«…отсутствие обязательных реквизитов в остальных кассовых чеках, представленных в рамках настоящего спора, является одним и тем же правонарушением, за совершение которого ООО … привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.5 КоАП РФ».

Из Постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2022 № 13АП-40400/2021 по делу № А56-53065/2021 следует, что при наличии в нескольких кассовых чеков нарушений, связанных с неверным заполнением обязательных реквизитов кассового чека, юридическое лицо однократно было привлечено к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.5 КоАП РФ. 

Отметим, что Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ были внесены изменения, в частности в статью 4.4 КоАП РФ, которые вступили в силу с 6 апреля 2022 года:

«1. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи.

5. Если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения».

На основании изложенного, считаем, что в рассматриваемом нами случае если в рамках одной проверки налоговым органом будет выявлено несколько кассовых чеков, в которых допущено неверное указание обязательных реквизитов, то административные последствия, предусмотренные частью 4 статьи 14.5 КоАП РФ, будут применены как за совершение одного административного правонарушения.

Коллегия Налоговых Консультантов

оказывает и юридические услуги, в т.ч. по 

налоговым проверкам +7915-329-02-05

Согласно Примечанию к статье 14.5 КоАП РФ лицо, добровольно заявившее в налоговый орган в письменной форме о неприменении им контрольно-кассовой техники в случаях, установленных законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники, либо о применении им контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо о применении им контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий перерегистрации контрольно-кассовой техники и порядка ее применения и добровольно исполнившее до вынесения постановления по делу об административном правонарушении обязанность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой лицо привлекается к административной ответственности, а также лицо, направившее в налоговый орган кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции), освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 2, 4 или 6 настоящей статьи, если соблюдены в совокупности следующие условия:

- на момент обращения лица с заявлением в налоговый орган либо направления лицом в налоговый орган кассового чека коррекции (бланка строгой отчетности коррекции) налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

- представленные сведения и документы либо кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции) являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Таким образом, в целях освобождения от административной ответственности Организации необходимо представить в налоговый орган добровольное заявление и сведения, документы ИЛИ чеки коррекции до обнаружения налоговым органом допущенных ошибок. При этом информация, документы, чеки коррекции должны содержать сведения, позволяющие установить событие административного правонарушения.

Согласно пункту 4 статьи 4.3 Закона № 54-ФЗ при выполнении корректировки расчетов, которые были произведены ранее, формируется кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции) после формирования отчета об открытии смены, но не позднее формирования отчета о закрытии смены.

Кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции) формируется пользователем в целях исполнения обязанности по применению контрольно-кассовой техники в случае осуществления ранее таким пользователем расчета без применения контрольно-кассовой техники либо в случае применения контрольно-кассовой техники с нарушением требований законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники.

Кроме того, в силу пункта 1 статьи 4 Закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника должна отвечать следующим требованиям, в частности, исключать возможность формирования (печати) кассового чека (бланка строгой отчетности), кассового чека коррекции (бланка строгой отчетности коррекции), содержащих сведения более чем об одном признаке расчета.

Из приведенных норм следует, что чек коррекции составляется в случаях неприменения ККТ при осуществлении расчетов, а также в случае применения ККТ с нарушением порядка формирования кассового чека.

При этом чек коррекции следует применять в отношении каждого признака расчета.

В Письме ФНС РФ «Об особенностях формирования кассового чека коррекции» от 06.08.2018 № ЕД-4-20/15240@ были даны следующие разъяснения:

«…пользователю при формировании кассового чека коррекции в целях освобождения от административной ответственности необходимо обеспечить достаточность сведений в таком кассовом чеке коррекции, позволяющих точно идентифицировать конкретный расчет, в отношении которого применяется корректировка, например, в форме указания фискального признака документа, ранее некорректно сформированного с применением ККТ (в том числе с применением иной единицы ККТ).

Вышеуказанный фискальный признак документа, а также иные реквизиты указываются в кассовом чеке коррекции согласно Методическим указаниям по формированию фискальных документов при осуществлении отдельных видов расчетов, которые размещаются на сайте https://kkt-online.nalog.ru.

В случае формирования кассового чека коррекции в отношении расчета, ранее произведенного без применения ККТ, такой фискальный документ должен содержать (помимо обязательных реквизитов самого кассового чека коррекции) реквизиты, соответствующие расчету, который был произведен без применения ККТ (дата, наименование товара, работы, услуги, адрес расчета и другие реквизиты в соответствии с приказом ФНС России от 09.04.2018 N ММВ-7-20/207@ "О внесении изменений в приложение N 2 к приказу Федеральной налоговой службы от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@").

Обращается внимание, что вышеуказанная схема применения кассового чека коррекции допустима при использовании пользователем форматов фискальных документов версии 1.1.

При использовании форматов фискальных документов версии 1.05 для исправления ошибки в виде некорректно сформированного кассового чека кассовый чек коррекции не применяется, в связи с чем пользователю, например, при корректировке кассового чека с признаком расчета "приход" необходимо сформировать идентичный некорректному кассовый чек с признаком расчета "возврат прихода", в котором отразить фискальный признак некорректно сформированного кассового чека, а затем сформировать корректный кассовый чек с признаком расчета "приход". Аналогичным способом корректируется ошибочный кассовый чек с признаком расчета "расход". При необходимости корректировки расчета, ранее произведенного без применения ККТ, при использовании форматов фискальных документов версии 1.05 формируется кассовый чек коррекции с признаком расчета "приход" или "расход" и иными реквизитами, предусмотренными для указанной версии форматов фискальных документов.

Дополнительно сообщается, что каждая корректируемая сумма расчета должна отражаться в кассовом чеке коррекции отдельной строкой. Указание в кассовом чеке коррекции только общей суммы корректируемых расчетов при корректировке, как ранее осуществленных с применением ККТ расчетов с ошибкой, так и при корректировке расчетов, ранее произведенных без применения ККТ, не может являться достаточным для установления события административного правонарушения (поскольку невозможно идентифицировать из такой суммы конкретный расчет).

Учитывая изложенное, в случае корректировки только общей суммой расчетов при использовании форматов фискальных документов версий 1.05 и ниже в целях освобождения от административной ответственности на основании примечания к статье 14.5 КоАП РФ пользователю необходимо в обязательном порядке направить в налоговые органы в дополнение к сформированным кассовым чекам коррекции и (или) новым кассовым чекам, сформированным для исправления некорректных кассовых чеков, сведения и документы достаточные для установления каждого события административного правонарушения, т.е. идентификации каждого конкретного расчета.

В вышеуказанном случае при использовании форматов фискальных документов версии 1.1 в дополнение к кассовым чекам коррекции направление таких сведений и документов, достаточных для установления каждого события административного правонарушения, требуется для однозначного применения налоговым органом положений примечания к статье 14.5 КоАП РФ в части освобождения пользователя от административной ответственности».

В Информации ФНС РФ, размещенной на сайте https://www.nalog.gov.ru по состоянию на 21.07.2020, были даны следующие разъяснения:

«Организации и индивидуальные предприниматели могут избежать административной ответственности, если добровольно направят чек коррекции в налоговые органы. Новая редакция ст. 14.5 КоАП РФ об ответственности за неприменение ККТ или несоблюдение требований к ней начнет действовать с 31 июля 2020 года согласно опубликованному Федеральному закону от 20.07.2020 N 240-ФЗ.

Кассовый чек коррекции необходим в тех случаях, когда нужно оформить расчет, сделанный без кассы, или исправить ошибки при ее применении. При этом пользователь онлайн-кассы обязан обеспечить достаточность сведений в чеке коррекции, чтобы было понятно, в отношении какого расчета применяется корректировка. Например, сослаться на фискальный признак некорректного документа.

Налоговые органы не будут штрафовать юридических лиц и ИП, если пользователи онлайн-касс сформировали чек коррекции до того, как налоговым органам стало известно о нарушении. Такой чек станет одновременно и подтверждением исполнения обязанности по исправлению, и уведомлением о нарушении со стороны пользователя кассы».

В Письме ФНС РФ от 23.03.2021 № АБ-4-20/3755@ даны следующие разъяснения:

«…пользователю при формировании кассового чека коррекции в целях освобождения от административной ответственности необходимо обеспечить достаточность сведений в таком кассовом чеке коррекции, позволяющих точно идентифицировать конкретный расчет, в отношении которого применяется корректировка, например, в форме указания фискального признака документа, ранее некорректно сформированного с применением контрольно-кассовой техники (в том числе с применением иной единицы контрольно-кассовой техники).

При этом в случае формирования кассового чека коррекции в отношении расчета, ранее произведенного без применения контрольно-кассовой техники, такой фискальный документ должен содержать (помимо обязательных реквизитов самого кассового чека коррекции) реквизиты, соответствующие расчету, который был произведен без применения контрольно-кассовой техники (дата, наименование товара, работы, услуги, адрес расчета и другие реквизиты предусмотренные приказом ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@ "Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию")».

Из приведенных разъяснений можно сделать вывод о том, что в целях получения освобождения от административной ответственности информация, содержащаяся в чеках коррекции, должна давать возможность налоговому органу установить обстоятельство допущенного правонарушения, т.е. в чеке коррекции должны быть предоставлены сведения о конкретном расчете.

На основании изложенного, считаем, что чеки коррекции следует оформлять по каждому расчету, по которому было допущено нарушение, связанное с указанием неверных реквизитов в случае формирования кассового чека.

Таким образом, представление в налоговый орган чека коррекции по каждому расчету, по которому было допущено нарушение, связанное с указанием неверных реквизитов, будет являться достаточным для освобождения от административной ответственности. В этом случае не требуется дополнительно письменно сообщать в налоговый орган о допущенных нарушениях.

Отметим, что разъяснения, связанные с порядком исправления ошибок, нарушений, допущенных при осуществлении расчетов, были даны приведенном нами выше Письме ФНС РФ от 06.08.2018 № ЕД-4-20/15240@ (далее – Письмо ФНС РФ) в зависимости от версии формата фискальных документов (далее - ФФД).

В настоящее время известны следующие версии ФФД – 1.05, 1.0, 1.1 и 1.2.

В отношении версии ФФД 1.05 и 1.0 в Письме ФНС РФ было разъяснено, что в случае осуществления расчетов без применения ККТ следует сформировать кассовые чеки коррекции, содержащие необходимые реквизиты, идентифицирующие соответствующий расчет.

В отношении расчетов, при осуществлении которых были сформированы кассовые чеки, содержащие ошибки в реквизитах, ошибка исправляется путем составления кассового чека, отменяющего приход, с указанием реквизитов ошибочного чека, а далее формируется кассовый чек, содержащий верные реквизиты. Чеки коррекции в этом случае не формируются.

В отношении версии ФФД 1.1 в Письме ФНС РФ были даны разъяснения, согласно которым во всех случаях применяются чеки коррекции, т.е. и в случае, когда расчеты были осуществлены без применения ККТ, и в случаях, когда в связи с применением ККТ были допущены ошибки – неверно указаны реквизиты кассового чека.

По мнению частных специалистов, разъяснения ФНС РФ, касающиеся порядка исправления ошибок для версии ФФД 1.1 справедливы и для версии ФФД 1.2.

На основании изложенного, считаем, что в случае применения Организацией ККТ с версией ФФД 1.2 формирования кассового чека коррекции по каждому расчету, по которому было допущено нарушение, связанное с указанием неверных реквизитов, будет достаточно для освобождения от административной ответственности. В этом случае не требуется дополнительно письменно сообщать в налоговый орган о допущенных нарушениях.

Коллегия Налоговых Консультантов, 1 сентября 2022 года

Оказываем помощь в предоставлении услуги

экспресс-аудита, и оперативном получении 

аудиторского заключения. +7906-045-85-75

 



[1] Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ» от 22.05.2003 № 54-ФЗ.


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел