Главная / Консультации / Общий аудит / О последствиях невозврата аванса по импортному контракту в случае неисполнения иностранным импортером обязательств по поставке товара

О последствиях невозврата аванса по импортному контракту в случае неисполнения иностранным импортером обязательств по поставке товара

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

30.07.2021
Вопрос

Организацией заключен контракт с иностранным поставщиком. В счет будущей поставки товара уплачен 100% аванс. Товар частично поставлен импортером. Контрактом определен срок его окончания.
Какие риски возникают у Организации в случае, если товар не будет поставлен и аванс не будет возвращен до момента окончания срока контракта?
Ответ

Коллегия Налоговых Консультантов

оказывает и юридические услуги, в т.ч. по 

налоговым проверкам +7915-329-02-05





В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ[1] при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты РФ в виде займов нерезидентам резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) и (или) договорами займа, обеспечить:

1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

2) возврат в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в РФ (неполученные на территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

3) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями договоров займа.

Пунктом 1 статьи 2 Закона № 164-ФЗ[2] определены следующие понятия:

4) внешнеторговая деятельность - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью;

7) внешняя торговля товарами - импорт и (или) экспорт товаров.

Соответственно, в рамках импортного контракта Организация обязана обеспечить возврат денежных средств (авансовых платежей), уплаченных поставщику – нерезиденту за неполученные на территории РФ товары в сроки, предусмотренные импортным контрактом.

В соответствии с частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в РФ (не полученные в РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

- на юридических лиц в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы денежных средств, возвращенных в РФ с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки возврата в РФ таких денежных средств, и (или) в размере от 3% до 10% суммы не возвращенных в установленный срок в РФ денежных средств в валюте РФ, уплаченных нерезиденту по условиям внешнеторгового договора (контракта), сумма обязательств по которому определена в валюте РФ и условиями которого предусмотрена оплата в валюте РФ, и (или) в размере от 5% до 30% суммы не возвращенных в установленный срок в РФ денежных средств, уплаченных нерезиденту по условиям внешнеторгового договора (контракта) в иностранной валюте;

- на должностных лиц в размере от 20 000 до 30 000 рублей.

Соответственно, если в определенный контрактом срок аванс не будет возращен Организации импортером, Организация может быть привлечена к административной ответственности на основании части 5 статьи 15.25 КоАП РФ.

В силу части 1.1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ в целях исполнения требования о репатриации иностранной валюты и валюты РФ в договорах (контрактах), заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами нерезидентам займов, должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств по договорам (контрактам).

Из приведенной нормы следует, что импортным контрактом должны быть определены сроки исполнения сторонами своих обязательств.

Из постановки вопроса не ясно, установлен ли контрактом срок для возврата аванса, а также сроки поставки товаров. Известно, что срок действия контракта определен до 31.12.2021 года. В рамках контракта Организацией уплачен аванс. Часть товара импортером не поставлена и не будет поставлена до момента окончания срока действия контракта.

Хотелось бы обратить ваше внимание на Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.09.20 № Ф03-3868/2020 по делу № А51-42/2020:

«Как установлено судами и следует из материалов дела, между ООО "Лайт" (покупатель) и иностранной компанией "HOANG DAT JUTE JOINT STOCK COMPANY" (продавец) 23.10.2015 заключен контракт N L/HDJ-01, по условиям пункта 1.1 которого продавец продает, а покупатель покупает на условиях Инкотермс 2010 плодоовощную консервацию, цена и наименование которой определяются в отдельном приложении на каждую отдельную поставку.

Оплата по настоящему контракту осуществляется за каждую отдельную партию на условиях, оговоренных в приложениях. В случае отказа или невозможности для продавца поставить покупателю товар в течение 175 дней после получения предоплаты, продавец обязан вернуть авансовый платеж покупателю на указанный счет. Оплата за поставленный товар должна производиться на счет, указанный в пункт 11 контракта, либо по согласию сторон по другим реквизитам в адрес иной компании, указанной продавцом (пункт 3 контракта).

Пункт 10 контракта устанавливает срок его действия до 31.12.2018.

В целях учета валютных операций и осуществления контроля за их проведением по контракту от 23.10.2015 N L/HDJ-01 в ПАО "Дальневосточный банк" 27.10.2015 оформлен паспорт сделки (далее - ПС) N 15100032/0843/0000/2/1 и контракту присвоен уникальный номер контракта (УНК) N 15100032/0843/0000/2/1.

В соответствии с пунктом 6 раздела 3 "Общие сведения о контракте" УНК N 15100032/0843/0000/2/1 дата завершения исполнения обязательств по контракту - 30.12.2018.

Установив, что обязанность по возврату в Российскую Федерацию денежных средств в размере 14 658,62 долл. США, уплаченных нерезиденту за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары в установленный срок до 09.01.2019 включительно (с учетом положений статьи 193 ГК РФ) обществом не исполнена, таможенный орган пришел к выводу о нарушении заявителем требований пункта 2 части 1 статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ).

Не согласившись с постановлением административного органа, общество оспорило его в арбитражном суде.

Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности таможней факта наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, и установив пропуск срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, удовлетворил заявленные требования, признав оспариваемое постановление незаконным и подлежащим отмене.

Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом. При этом суды обеих инстанций правомерно исходили из следующего.

Частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 19 Закона N 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено этим законом, обязаны в сроки, установленные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданную информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Таким образом, обязанность резидентов заключается в том, чтобы обеспечить возврат в Российскую Федерацию денежных средств за не поставленные товары в сроки, установленные договором (контрактом).

В случае если во внешнеторговом договоре специально не установлен срок возврата в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезиденту за не ввезенный на таможенную территорию Российской Федерации товар, при решении вопроса о сроке возврата этих денежных средств следует исходить из установленного договором срока поставки товара, а не общего срока действия договора.

Нарушение продавцом срока передачи товара покупателю, даже если на этот момент срок действия договора не истек, создает у покупателя право на принятие определенных нормами действующего законодательства и конкретного договора мер по обеспечению исполнения продавцом обязательства по передаче товара, компенсации убытков от ненадлежащего исполнения продавцом такого обязательства, не дожидаясь для этого окончания срока действия договора.

Соответственно, неисполнение иностранным контрагентом обязанности передать товар российскому покупателю в установленный во внешнеторговом контракте срок влечет для российского покупателя обязанность принять меры к возврату уплаченных за этот товар денежных средств в Российскую Федерацию.

В соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. В случае, если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока.

Таким образом, совершенное обществом правонарушение считается оконченным в момент истечения установленного сторонами договора срока возврата денежных средств за неполученные товары (невыполненные работы, неоказанные услуги) или срока поставки товаров (работ, услуг).

Как следует из материалов дела и установлено судами, срок возврата денежных средств, уплаченных нерезиденту за не ввезенный на таможенную территорию Российской Федерации товар условиями контракта не определен. В данном случае стороны определи, что в случае отказа или невозможности для продавца поставить покупателю товар в течение 175 дней после получения предоплаты, продавец обязан вернуть авансовый платеж покупателю на указанный счет. Последний авансовый платеж был осуществлен обществом 25.11.2016, таким образом, обязанность по возврату денежных средств, уплаченных за не ввезенный товар, в рассматриваемом случае возникла у общества 13.04.2017 (25.11.2016 + 175 дней), в связи с чем двухгодичный срок давности привлечения к ответственности начал исчисляться с 14.04.2017, следовательно, на момент вынесения таможней постановления от 10.12.2019 о привлечении ООО "Лайт" к административной ответственности по части 5 статьи 15.25 КоАП РФ срок давности истек.

Суды правомерно применили положения пункта 3.7 Приложения N 4 к Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" (далее - Инструкция), согласно которому в графе 9 раздела II "Сведения о платежах" ведомости банковского контроля в формате ДД.ММ.ГГГГ указывается информация об ожидаемом сроке репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в случае осуществления резидентом авансовых платежей (коды видов операций: 11100, 21100, 23100, 23110).

Ожидаемый срок репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации определяется резидентом в соответствии с абзацем третьим подпункта 1.1 пункта 1 Приложения N 3 к настоящей Инструкции и представляется в банк в соответствии с настоящей Инструкцией.

В соответствии с абзацем третьим подпункта 1.1 пункта 1 Приложения N 3 к Инструкции при определении ожидаемого срока репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации указывается также срок (сроки) возврата в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Анализ сведений строки 16 графы II "Сведения о платежах" ведомости банковского контроля по УНК N 15100032/0843/0000/2/1 показал, что в качестве ожидаемого срока репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации резидент проставил дату 13.04.2017, что также свидетельствует о воле заявителя считать в качестве предельного срока исполнения его обязательства по возврату денежных средств, уплаченных нерезиденту за не ввезенный в Российскую Федерацию товар указанную дату (13.04.2017).

С учетом установленных обстоятельств, суды правомерно признали незаконным и отменили оспариваемое постановление, как вынесенное таможней за пределами срока давности привлечения к административной ответственности».

Из приведенного судебного Постановления можно сделать вывод о том, что срок наступления административного правонарушения должен определяться не по дате окончания срока действия договора, а по дате истечения срока для возврата аванса, либо по дате истечения срока для поставки товара.

Более того, в соответствии с Инструкцией Банка России № 181-И[3] в Ведомости банковского контроля по контракту в графе 9 раздела II «Сведения о платежах» указывается информация об ожидаемом сроке репатриации иностранной валюты и (или) валюты РФ в случае осуществления резидентом авансовых платежей.

Следовательно, в качестве срока наступления административного нарушения, проверяющими органами, скорее всего, будет учитываться срок, указанный в графе 9 раздела II Ведомости банковского контроля, в качестве ожидаемого срока репатриации.

Отметим, что с 31 июля 2020 года статья 15.25 КоАП РФ была дополнена примечаниями 9, согласно которым административная ответственность, установленная частями 4 - 4.3, 5, 5.2 и 5.3 настоящей статьи, применяется по истечении 45 дней после окончания срока, установленного для выполнения соответствующей обязанности, в случае ее невыполнения в течение указанного времени.

Письмом ФНС РФ от 10.08.20 № ВД-4-17/12881@ были даны разъяснения, касающиеся порядка применения примечания 9 к статье 15.25 КоАП РФ:

«3.3. Также установлено, что административная ответственность, предусмотренная частями 4 - 4.3, 5, 5.2, 5.3 КоАП РФ, применяется по истечении 45 дней после окончания срока, установленного для выполнения соответствующей обязанности в соответствии с вышеуказанными частями в случае ее невыполнения в течении указанного времени (т.е. 45 дней) (примечание 9 к статье 15.25 КоАП РФ).

Таким образом, привлечению к административной ответственности за неисполнение в срок обязанности по репатриации денежных средств подлежат лица, которые не исполнили ее в течение 45 дней после установленного внешнеторговым договором (контрактом) срока (ожидаемого срока, указанного в ведомости банковского контроля по контракту).

Применение к виновным лицам административной ответственности предусмотренной частями 4 - 4.3, 5, 5.2, 5.3 КоАП РФ, возможно только по истечении 45 дней со дня окончания установленного срока исполнения обязанности по репатриации денежных средств».

Следовательно, в рассматриваемом нами случае Организация может быть привлечена к административной ответственности на основании части 5 статьи 15.25 КоАП РФ по истечении 45 дней с момента истечения срока для возврата аванса, либо с момента истечения срока для поставки товара (если срок возврата аванса условиями контракта не предусмотрен), указанного в ведомости банковского контроля.

Отметим, что для случая, когда сумма невозвращенного аванса составляет более 100 млн. руб., административная ответственность предусмотрена положениями пункта 5.2 статьи 15.25 КоАП РФ, согласно которому действия (бездействие), предусмотренные частями 4, 4.1, 4.2, 4.3 и 5 настоящей статьи, если сумма зачисленных на счета в уполномоченных банках и (или) на счета, открытые в банках за пределами территории РФ, с нарушением установленного срока либо не зачисленных на счета в уполномоченных банках и (или) на счета, открытые в банках за пределами территории РФ, денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ, причитающихся в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта), договора займа с нерезидентом по однократно либо неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям, превышает сто миллионов рублей и если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа:

- на юридических лиц в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках и (или) на счета, открытые в банках за пределами территории РФ, с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и (или) в размере от 75% до 100% суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках и (или) на счета, открытые в банках за пределами территории РФ;

- на должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.

Также хотелось бы обратить Ваше внимание следующее.

В силу части 5 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если у него имелась возможность для соблюдения закона, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.

Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 15.09.09 № 5227/09 по делу № А22-325/08/12-3 был сделан вывод о том, что невыполнение резидентом обязанности по возврату денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары при отсутствии фактов его противоправного поведения, препятствующего получению товаров или возврату уплаченных денежных средств, а также в случае принятия резидентом зависящих от него мер для получения этих средств не образует состава правонарушения, установленного частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ.

Так, например, со ссылкой на приведенное нами выше Постановление Президиума ВАС РФ в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.11.17 № Ф02-6141/201 по делу № А10-1842/2017 был сделан вывод об отсутствии состава правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ на том основании, что фактические обстоятельства по делу свидетельствуют о принятии экономическим субъектом необходимых и достаточных мер по возврату денежных средств (направление письменной претензии, переговоры по телефону и с использованием программного обеспечения Skype, обращение в Арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании задолженности с контрагента по договору).

На основании изложенного, считаем, что в случае если Организация сможет доказать, что ею предпринимались все зависящие от нее меры по возврату аванса на территорию РФ путем ведения претенциозной работы с контрагентом, направления заявления в суд, она может быть освобождения от административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ.

Обращаем Ваше внимание на уголовную ответственность за нарушение валютного законодательства о репатриации на территорию РФ авансового платежа, которая может наступить в случае невозврата денежных средств в крупных или особо крупных размерах, а само юридическое лицо привлечено к административной ответственности на основании части 5.2 статьи 15.25 КоАП РФ.

Так, на основании пункта 1 статьи 193 УК РФ[4] нарушение требований валютного законодательства РФ о зачислении денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ в крупном размере от одного или нескольких нерезидентов на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории РФ, в установленном порядке, причитающихся резиденту в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, а равно нарушение требований валютного законодательства РФ о возврате в РФ на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории РФ, в установленном порядке денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ в крупном размере, уплаченных одному или нескольким нерезидентам за не ввезенные на территорию РФ (не полученные на территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, совершенные лицом, подвергнутым административному наказанию за деяния, предусмотренные частью 5.2 статьи 15.25 КоАП РФ, наказывается штрафом в размере от 200 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок до 3 лет.

Примечание. Деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если сумма незачисленных или невозвращенных денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ по однократно либо по неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям превышает 100 миллионов рублей, а в особо крупном размере - 150 миллионов рублей.

Коллегия Налоговых Консультантов, 4 июня 2021 года



[1] Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.03 № 173-ФЗ.

[2] Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.03 № 164-ФЗ.

[3] Инструкция Банка России «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» от 16.08.17 № 181-И.

[4] Пунктом 2 статьи 193 УК РФ установлено, что нарушение требований валютного законодательства РФ о зачислении денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ в крупном размере от одного или нескольких нерезидентов на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории РФ, в установленном порядке, причитающихся резиденту в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, а равно нарушение требований валютного законодательства РФ о возврате в РФ на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории РФ, в установленном порядке денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ в крупном размере, уплаченных одному или нескольким нерезидентам за не ввезенные на территорию РФ (не полученные на территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, совершенные:

а) в особо крупном размере;

б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

в) с использованием заведомо подложного документа;

г) с использованием юридического лица, созданного для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с проведением финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, наказываются лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до 1 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового.


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел