Главная / Консультации / Общий аудит / О порядке выплаты выходного пособия сотрудникам в случае их увольнения в связи с ликвидацией обособленного подразделения, расположенного в районе Крайнего Севера

О порядке выплаты выходного пособия сотрудникам в случае их увольнения в связи с ликвидацией обособленного подразделения, расположенного в районе Крайнего Севера

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

14.06.2021
Вопрос

Вопрос:
Просим проанализировать механизм выплаты выходного пособия, установленный статьей 318 ТК РФ, в случае увольнения сотрудника в связи с ликвидацией обособленного подразделения, расположенного в районе Крайнего Севера
Ответ

Оказываем помощь в предоставлении услуги

экспресс-аудита, и оперативном получении 

аудиторского заключения. +7906-045-85-75

В случае увольнения сотрудников, выполняющих трудовую функцию в районах Крайнего Севера и приравненных к ним областях в связи с ликвидацией обособленного подразделения, порядок осуществления выплат регламентирован статьей 318 ТК РФ.

Нормами статьи 318 ТК РФ установлено следующее:

Работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 ТК РФ), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка (часть 1).

Из части 1 статьи 318 ТК РФ следует, что в связи с увольнением сотруднику полагается выплатить выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

По сути, данное пособие является платой за первый месяц, после увольнения.

В случае, если длительность периода трудоустройства работника, уволенного в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 ТК РФ), превышает один месяц, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, а если длительность периода трудоустройства превышает два месяца, - за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц (часть 2).

Из части 2 статьи 318 ТК РФ следует, что в случае если сотрудник не смог трудоустроиться в течение второго месяца со дня увольнения, то ему полагается выплатить пособие в размере среднего месячного заработка за второй месяц.

В том случае, если сотрудник устроился на работу в течение второго месяца, то пособие выплачивается не в полной сумме, а пропорционально периоду трудоустройства в течение второго месяца, т.е. до момента, пока он не был принят на другую работу.

В аналогичном порядке предусмотрена выплата пособия за третий месяц.

В исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 ТК РФ), средний месячный заработок последовательно за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на соответствующий месяц, при условии, что в течение четырнадцати рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение соответственно трех, четырех и пяти месяцев со дня увольнения (часть 3).

Из части 2 статьи 318 ТК РФ следует, что в случае если сотрудник не смог трудоустроиться в течение четвертого месяца со дня увольнения, то ему полагается выплатить пособие в размере среднего месячного заработка за четвертый месяц.

В том случае, если сотрудник устроился на работу в течение четвертого месяца, то пособие выплачивается не в полной сумме, а пропорционально периоду трудоустройства в течение четвертого месяца, т.е. до момента, пока он не был принят на другую работу.

В аналогичном порядке предусмотрена выплата пособия за пятый и шестой месяц.

При этом основанием для выплаты пособий за четвертый, пятый и шестой месяцы в порядке, приведенном выше, является факт обращения сотрудника в службу занятости в течение 14 рабочих дней с момента увольнения.

Из совокупности приведенных частей 1 - 3 статьи 318 ТК РФ следует, что максимальный размер пособия, который может быть выплачен сотруднику, выполняющему трудовую функцию в обособленном подразделении, расположенном в районе Крайнего Севера и приравненных к ним областях, в связи с ликвидацией такого обособленного подразделения, составляет шесть средних месячных заработков  которое будет состоять из выходного пособия в размере среднего месячного заработка и пяти выплат в размере среднего месячного заработка на период трудоустройства.

В случае, предусмотренном частью второй настоящей статьи, уволенный работник вправе обратиться в письменной форме к работодателю за выплатой среднего месячного заработка за период трудоустройства в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после окончания соответственно второго и третьего месяцев со дня увольнения, а в случае, предусмотренном частью третьей настоящей статьи, - после принятия решения органом службы занятости населения, но не позднее пятнадцати рабочих дней после окончания соответственно четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения. При обращении уволенного работника за указанными выплатами работодатель производит их не позднее пятнадцати календарных дней со дня обращения (часть 4).

Частью 4 статьи 318 ТК РФ предусмотрен порядок обращения и порядок выплат выходных пособий сотруднику:

- для получения пособия за второй и третий месяцы сотруднику следует обратиться в письменной форме к работодателю не позднее 15 рабочих дней после окончания второго и третьего месяца;

-  для получения пособия за четвертый, пятый и шестой месяцы сотруднику следует обратиться в письменной форме к работодателю после принятия решения службой занятости, но не позднее 15 рабочих дней после окончания соответственно четвертого, пятого и шестого месяцев

Работодатель обязан осуществить выплату пособий за соответствующие месяцы не позднее 15 календарных дней с момента каждого обращения сотрудника.

Работодатель взамен выплат среднего месячного заработка за период трудоустройства (части вторая и третья настоящей статьи) вправе выплатить работнику единовременную компенсацию в размере пятикратного среднего месячного заработка. Если работнику уже были произведены выплаты среднего месячного заработка за второй, третий, четвертый или пятый месяц со дня увольнения, единовременная компенсация выплачивается ему с зачетом указанных выплат (часть 5).

Из части 5 статьи 318 ТК РФ следует, что работодатель, не дожидаясь периода трудоустройства сотрудника, вправе единовременно выплатить компенсацию за второй, третий, четвертый, пятый и шестой месяцы с момента увольнения в размере пятикратного среднего месячного заработка.

При ликвидации организации выплаты среднего месячного заработка за период трудоустройства (части вторая и третья настоящей статьи) и (или) выплата единовременной компенсации (часть пятая настоящей статьи) в любом случае должны быть произведены до завершения ликвидации организации в соответствии с гражданским законодательством (часть 6).

Из части 6 статьи 318 ТК РФ следует, что выплаты за период трудоустройства или выплата компенсации должны быть произведены до завершения ликвидации.

Отметим, что общими нормами ТК РФ, предусмотрены аналогичные требования в отношении сотрудников, увольняемых в связи с ликвидацией организации – часть 6 статьи 178 ТК РФ:

«При ликвидации организации выплаты среднего месячного заработка за период трудоустройства (части вторая и третья настоящей статьи) и (или) выплата единовременной компенсации (часть пятая настоящей статьи) в любом случае должны быть произведены до завершения ликвидации организации в соответствии с гражданским законодательством».

По нашему мнению, положения части 6 статьи 318 ТК РФ и части 6 статьи 178 ТК РФ направлены на защиту интересов сотрудников в части оплаты им месяцев, в течение которых они не могут трудоустроиться.

Между тем, не ясно, каким образом работодатели могут реализовать на практике требования приведенных норм в случае, если юридическое лицо ликвидируется до момента истечения шести месяцев, в течение которых уволенный сотрудник не смог трудоустроиться, а основания для осуществления выплат (части выплат) за период трудоустройства в момент ликвидации еще не возникли.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.12.18 № 45-П по данному вопросу были даны следующие разъяснения:

«Закрепление гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка на период трудоустройства на законодательном уровне обусловлено стремлением государства оказать материальную поддержку лицам, уволенным в связи с обстоятельствами, препятствующими сохранению трудовых отношений и не зависящими от волеизъявления работника либо его виновного поведения. Соответственно, данная гарантия - поскольку ее предоставление связывается федеральным законодателем исключительно с основаниями увольнения по инициативе работодателя, принимающего кадровые решения в рамках определения стратегии экономической деятельности, - должна распространяться на всех лиц, увольняемых по таким основаниям, что в полной мере согласуется с необходимостью соблюдать при осуществлении правового регулирования конституционные принципы равенства и справедливости.

Между тем если к моменту возникновения права на получение среднего месячного заработка на период трудоустройства у работника, уволенного в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации), его бывший работодатель продолжает свою экономическую деятельность, т.е. такому лицу данная выплата гарантирована, то к моменту возникновения этого права у работников, уволенных в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации), в единый государственный реестр юридических лиц уже могут быть внесены сведения о ее прекращении.

4. Ликвидация организации, будучи завершающей стадией ее существования как юридического лица, прекращением ее хозяйственной деятельности, представляет собой сложный, многостадийный и продолжительный процесс, требующий заблаговременной подготовки, планирования порядка и сроков проведения ликвидационных процедур.

Между тем в рамках стандартных ликвидационных процедур, притом что требуемые для осуществления ликвидации сроки являются разумными, реализация увольняемыми работниками права на сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения, не всегда может быть гарантирована для всех без исключения работников. В зависимости от момента увольнения, определяемого работодателем с учетом как предназначения ликвидации в целом, так и текущих задач отдельных ее этапов, данное право при наличии к тому установленных законом оснований может возникнуть у работника и после ликвидации юридического лица, которая считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц (пункт 9 статьи 63 ГК Российской Федерации), т.е. когда субъект, к которому можно предъявить соответствующее требование, уже не существует, что лишает такого работника - в отличие от уволенных ранее истечения двух месяцев до прекращения организации-работодателя - возможности получить гарантированную законом выплату.

Таким образом, реализация гарантии, предусмотренной частью первой статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации, на равных условиях - независимо от времени, прошедшего со дня увольнения до прекращения организации-работодателя, - всеми ее работниками, уволенными на основании пункта 1 части первой его статьи 81, действующим правовым регулированием не обеспечивается.

Отсутствие в Трудовом кодексе Российской Федерации соответствующего правового механизма, согласованного с положениями гражданского законодательства о ликвидации юридических лиц, свидетельствует о наличии в правовом регулировании трудовых отношений пробела, приводящего к нарушению права работников, уволенных в связи с ликвидацией организации, на получение гарантии в виде сохранения среднего заработка на период трудоустройства, но не более чем на два месяца (с зачетом выходного пособия), если на момент приобретения такого права в единый государственный реестр юридических лиц уже были внесены сведения о прекращении организации, с которой они состояли в трудовых отношениях.

В целях обеспечения прав работников ликвидируемых организаций Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь пунктом 12 части первой статьи 75 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", считает целесообразным установить следующий порядок исполнения настоящего Постановления:

федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Постановлении, - внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на установление правового механизма, обеспечивающего сохранение среднего заработка на период трудоустройства наравне с другими уволенными в связи с ликвидацией организации работниками тем из них, кто приобретет право на предоставление данной гарантии после завершения ликвидации организации-работодателя. При этом федеральный законодатель в силу имеющихся у него дискреционных полномочий вправе определить как виды гарантий, предоставляемых увольняемым в связи с ликвидацией организации работникам, так и порядок их предоставления;

впредь до внесения в действующее правовое регулирование изменений, вытекающих из настоящего Постановления, предоставление гарантии, предусмотренной частью первой статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации, работникам, уволенным в связи с ликвидацией организации и приобретшим право на сохранение среднего заработка на период трудоустройства после ее завершения, обеспечивается по выбору работодателя либо путем увеличения увольняемому работнику размера выходного пособия в порядке, предусмотренном частью четвертой статьи 178 данного Кодекса, либо с использованием гражданско-правовых механизмов, не противоречащих законодательству».

Из Постановления следует, что КС РФ признал часть 1 статьи 178 ТК РФ не соответствующей Конституции РФ и постановил, что сотрудникам, уволенным в связи с ликвидацией организации, должно быть гарантировано право на сохранение среднего заработка на период трудоустройства и после ее завершения. В связи с этим федеральным органам власти надлежит внести соответствующие поправки в законодательные акты.

До внесения соответствующих правок в законодательство сотрудникам, уволенным в связи с ликвидацией организации и приобретшим право на сохранение среднего заработка на период трудоустройства после ее завершения, предоставление гарантий обеспечивается по выбору работодателя:

- либо за счет увеличения увольняемому работнику размера выходного пособия;

- либо с использованием гражданско-правовых механизмов, не противоречащих законодательству.

В рассматриваемом нами случае ликвидируется обособленное подразделение. Сама Организация продолжает осуществление деятельности.

На этом основании считаем, что в случае если обособленное подразделение будет ликвидировано до истечения шести месяцев с момента увольнения сотрудников, в случае если у сотрудников возникнет основание для получения выплат за период трудоустройства после ликвидации обособленного подразделения, такие выплаты должна осуществить сама Организация.

В противном случае существует риск привлечения ее к административной ответственности за нарушение трудового законодательства.

Кроме того, как было отмечено нами выше, частью 5 статьи 318 ТК РФ предусмотрено, что работодатель, не дожидаясь периода трудоустройства сотрудника, вправе единовременно выплатить компенсацию за второй, третий, четвертый, пятый и шестой месяцы с момента увольнения в размере пятикратного среднего месячного заработка.

В этом случае, по нашему мнению, Организацией будут гарантированно выполнены обязательства перед сотрудником, увольняемым в связи с ликвидацией обособленного подразделения.

На основании изложенного, считаем, что в случае досрочного расторжения договора с сотрудником обособленного подразделения, находящегося в районе Крайнего Севера, у Организации возникают следующие обязательства:

- осуществить выплату компенсации за период с момента расторжения договора до момента истечения срока предупреждения об увольнении;

- осуществить выплату выходного пособия в размере среднего месячного заработка за первый месяц после увольнения;

- осуществлять выплаты за период трудоустройства за второй, третий, четвертый, пятый, шестой месяцы по мере возникновения прав у сотрудника на такие выплаты и по мере обращения сотрудника с соответствующим письменным заявлением.

Кроме того, Организация, не дожидаясь периода трудоустройства сотрудника, вправе единовременно выплатить компенсацию за второй, третий, четвертый, пятый и шестой месяцы с момента увольнения в размере пятикратного среднего месячного заработка.

Коллегия Налоговых Консультантов, 28 апреля 2021 года


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел