Главная / Консультации / Общий аудит / О порядке учета финансирования, полученного от ФСС

О порядке учета финансирования, полученного от ФСС

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

27.02.2020
Вопрос

Следует ли учитывает финансирование затрат на основании решения ФСС, путем зачета ФСС суммы предоставленного финансирования в счет уплаты начисленных ранее страховых взносов, на счете 86, или достаточно учесть по счету 91? В каких формах отчетности данное финансирование должно отражаться: Отчет об изменениях Капитала, получение государственной помощи и т.п.?
Согласно дополнительным разъяснениям ФСС РФ принял решение о предоставлении финансирования по уже осуществлённым расходам на приобретение спецодежды и проведение медицинских осмотров. При этом расходы на спецодежду признаются в бухгалтерском учёте равномерно в течение срока службы. На момент вынесения решения ФСС РФ часть стоимости спецодежды не списана в состав расходов.
Ответ

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 18 Закона № 125-ФЗ[1] страховщик имеет право принимать решение о направлении страхователями в размере, определяемом ежегодно федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на очередной финансовый год, части сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с правилами, утверждаемыми в порядке, определяемом Правительством РФ.

Так, порядок и условия финансового обеспечения страхователем предупредительных мер определены Приказом Минтруда РФ от 10.12.12 № 580н.[2]

Согласно пункту 2 Приказа № 580н финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда социального страхования РФ на текущий финансовый год.

Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем финансовом году.

Пунктом 3 Приказа № 580н установлено, что финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на следующие мероприятия:

г) приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, средств индивидуальной защиты, изготовленных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее соответственно - СИЗ, типовые нормы) и (или) на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств;

е) проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Следовательно, Организация вправе получать из ФСС РФ финансовое обеспечение расходов на приобретение средств индивидуальной защиты и проведение медицинских осмотров. При этом финансовое обеспечение осуществляется за счёт подлежащих уплате сумм страховых взносов на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В соответствии со статьёй 10 БК РФ к бюджетам бюджетной системы РФ относятся федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ.

Таким образом, по нашему мнению, бухгалтерский учёт получения финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников от ФСС РФ осуществляется в соответствии  с нормами ПБУ 13/2000 «Учёт государственной помощи».[3]

Так, согласно пункту 1 ПБУ 13/2000 настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных организаций), являющимся юридическими лицами по законодательству РФ, и признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества).

Пунктом 5 ПБУ 13/2000 установлено, что организация принимает бюджетные средства, включая ресурсы, отличные от денежных средств, к бухгалтерскому учету при наличии следующих условий:

- имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и т.п.;

- имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.

В рассматриваемом нами случае расходы фактически осуществлены, и решение ФСС РФ о зачёте уже принято, соответственно, на наш взгляд, условия для признания бюджетных средств в бухгалтерском учёте выполняются.

Согласно пункту 7 ПБУ 13/2000 бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п.[4]

Согласно пункту 9 ПБУ 13/2000 списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования производится на систематической основе:

- суммы бюджетных средств на финансирование текущих расходов - в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске материально-производственных запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера.

В пункте 10 ПБУ 13/2000 отмечено, что бюджетные средства, предоставленные в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как прочие доходы.

В рассматриваемой ситуации ФСС РФ осуществляется финансирование уже осуществленных Организацией расходов, при этом часть расходов уже признаны, а часть признается равномерно (списание спецодежды). По нашему мнению, в этом случае подлежат применению и пункт 9, и пункт 10 ПБУ 13/2000.

В соответствии с Планом счетов[5] в бухгалтерском учёте необходимо сделать следующие записи:

Дт 76 Кт 86 – отражены средства целевого финансирования на дату получения решения ФСС;

Дт 69 Кт 76 – осуществлён зачёт на основании решения ФСС.

В отношении уже признанных расходов:

Дт 86 Кт 91.01 – отражён прочий доход в размере фактически осуществлённых расходов, покрытых средствами целевого финансирования.

 

В отношении расходов, которые продолжают признаваться:

Дт 86 Кт 98 – размер целевого финансирования (в размере стоимости не списанной на дату решения ФСС РФ спецодежды) отражён в составе доходов будущих периодов.

Далее ежемесячно до полного списания:

Дт 20 Кт 10 – стоимость спецодежды включена в состав расходов;

Дт 98 Кт 91.01 – сумма целевого финансирования, соответствующая размеру признанного расхода, учтена в составе прочих доходов.

При этом, на наш взгляд, если стоимость спецодежды будет полностью списана до 31.12.19, то необходимость в применении счёта 98 «Доходы будущих периодов» отсутствует. Однако, по нашему мнению, счёт 86 «Целевое финансирование» целесообразно использовать в целях заполнения пояснений к бухгалтерской отчётности.

Отражение информации в бухгалтерской отчётности

Пунктом 5 ПБУ 4/99[6] бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки (далее приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и пояснительная записка именуются пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках), а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Согласно пункту 27 ПБУ 4/99 пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать данные о государственной помощи.

Пример оформления пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах содержится в приложении № 3 к Приказу Минфина РФ от 02.07.10 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». В частности, Приложение № 3 содержит таблицу 9 «Государственная помощь»:

Наименование показателя

за 2019 год

за 2020 год

Получено бюджетных средств - всего

Указать итоговую величину

-

том числе:

на текущие расходы

Размер финансирования[7]

-

на вложения во внеоборотные активы

-

-

Таким образом, по нашему мнению, сумма полученного в текущем отчётном периоде финансирования расходов на приобретение спецодежды и проведение медицинских осмотров подлежит отражению по строке «Получено бюджетных средств на финансирование текущих расходов» графы «За 2019 год».

Кроме того разделом IV ПБУ 13/2000 определён следующий порядок раскрытия информации о целевом финансировании в бухгалтерской отчётности:

«20. Остаток средств по счету учета средств целевого финансирования в части предоставленных организации бюджетных средств отражается в бухгалтерском балансе по статье "Доходы будущих периодов" либо обособленно в разделе "Краткосрочные обязательства".

21. Суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете организации согласно пункту 8 настоящего Положения в качестве доходов на счете учета финансовых результатов, отражаются в составе прочих доходов как активы, полученные безвозмездно.

Суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете организации в прошлые годы согласно пункту 8 настоящего Положения в качестве доходов, но подлежащие возврату в соответствии с пунктом 14 настоящего Положения, отражаются на счете учета финансовых результатов в составе прочих расходов в качестве убытков прошлых лет, признанных в отчетном году.

22. В бухгалтерской отчетности организации подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация в отношении государственной помощи:

характер и величина бюджетных средств, признанных в бухгалтерском учете в отчетном году;

назначение и величина бюджетных кредитов;

характер прочих форм государственной помощи, от которых организация прямо получает экономические выгоды;

не выполненные по состоянию на отчетную дату условия предоставления бюджетных средств и связанные с ними условные обязательства и условные активы».

Таким образом, информацию о характере полученных бюджетных средствах целесообразно:

- указать в соответствующей строке таблицы 9 пояснений;[8] или

- указать соответствующую информацию а текстовой части пояснений.

В годовой бухгалтерской отчётности сумма признанных доходов в виде полученного финансирования из ФСС РФ отражается в составе прочих доходов Отчёта о финансовых результатах, в составе нераспределённой прибыли Бухгалтерского баланса. В Отчёте об изменениях капитала величина полученного целевого финансирования отдельной строкой не выделяется.

В случае если сумма доходов будущих периодов не списана по состоянию на 31.12.19, то данная сумма подлежит отражению по строке «Доходы будущих периодов» или обособленно в разделе «Краткосрочные обязательства» Бухгалтерского баланса.

Коллегия Налоговых Консультантов, 15 октября 2019 года



[1] Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», далее – Закон № 125-ФЗ

[2] Приказ Минтруда РФ от 10.12.12 № 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами», далее – Приказ № 580н

[3] Приказ Минфина РФ от 16.10.00 № 92н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000»

[4] В рассматриваемой ситуации дебет счёта 69 «Расчёты по социальному страхованию и обеспечению»

[5] Приказ Минфина РФ от 31.10.00 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению», далее – План счетов, Инструкция по применению Плана счетов

[6] Приказ Минфина РФ от 06.07.99 № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)»

[7] Указать оборот по кредиту счёта 86 «Целевое финансирование»

[8] Например: «Получено бюджетных средств – всего, том числе на текущие расходы из органов ФСС РФ»


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел