Главная / Консультации / Общий аудит / О порядке регистрации сотрудников – резидентов Узбекистана по месту нахождения юридического лица

О порядке регистрации сотрудников – резидентов Узбекистана по месту нахождения юридического лица

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

18.06.2021
Вопрос

Вопрос:
Российская организация планирует заключить трудовые договоры в гражданами Узбекистана.
Может ли Организация зарегистрировать сотрудников по юридическому адресу организации в следующих случаях:
1) сотрудники проживают в одном из помещений организаций (комната отдыха, нежилое помещение),
2) сотрудники проживают  в жилом помещении, арендуемом организацией для проживания иногородних сотрудников на территории города?
Ответ

Оказываем помощь в предоставлении услуги

экспресс-аудита, и оперативном получении 

аудиторского заключения. +7906-045-85-75

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона № 109-ФЗ[1] временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.

Согласно пункту 1 статьи 21 Закона № 109-ФЗ иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания:

1) по адресу жилого помещения, не являющегося его местом жительства, в котором иностранный гражданин фактически проживает.

При этом пунктом 2 статьи 21 Закона № 109-ФЗ установлено, что иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.

Таким образом, иностранный гражданин может быть поставлен на учет:

- по месту жилого помещения, в котором он фактически проживает;

- по месту нахождения организации, в которой он работает, если место фактического проживания совпадает с адресом организации.

Далее рассмотрим порядок регистрации иностранного гражданина в случае, его проживания в нежилом помещении, расположенном по местонахождению Организации.

Как было указано выше, согласно пункту 2 статьи 21 Закона № 109-ФЗ иностранный гражданин подлежит регистрации по месту пребывания в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.

Из указанного пункта, по нашему мнению, нельзя сделать однозначного вывода о возможности регистрации иностранного гражданина в нежилом помещении.

Однако в пункте 11 статьи 2 Закона № 109-ФЗ приведено определение понятия «фиктивной постановки на учет по месту пребывания», согласно которому это постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом или ином помещении без их намерения фактически проживать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.

Следует отметить, что в предыдущей редакции данного пункта речь шла о фиктивной постановке на учет по месту пребывания только в жилом помещении.

Расширение перечня помещений для постановки на учет, на наш взгляд, свидетельствует о возможности учета иностранных граждан по месту пребывания также и в нежилых помещениях.

Такой вывод подтверждается Определением Конституционного Суда РФ от 24.11.16 № 2538-О:

«В соответствии с Федеральным законом "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции (преамбула).

Закрепляя обязанности иностранных граждан при осуществлении миграционного учета, федеральный законодатель установил, что постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания, а временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания (части 2 и 3 статьи 7 названного Федерального закона). При этом иностранные граждане во всяком случае обязаны представлять достоверные сведения (часть 1 указанной статьи). Местом же пребывания иностранного гражданина может выступать как жилое помещение, не являющееся местом жительства, так и иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин находится и (или) по адресу которых он подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном данным Федеральным законом (пункт 4 части 1 статьи 2).

Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых, по общему правилу, принимающей стороной - лицом, у которого иностранный гражданин проживает или осуществляет трудовую деятельность (пункт 7 части 1 статьи 2, часть 1 и подпункт "а" пункта 2 части 2 статьи 22).

По смыслу указанных законоположений, возможность постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания, являющегося нежилым помещением, допускается в том числе в случае, если принимающей стороной выступает юридическое лицо, у которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность.

Такое регулирование обусловлено в том числе целями формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции (пункт 3 части 1 статьи 4)».

Учитывая вышеизложенное, по нашему мнению, Организация вправе поставить на учет иностранного гражданина по месту нахождения Организации, предоставив ему для проживания нежилое помещение.

Далее рассмотрим порядок регистрации иностранного гражданина по месту нахождения Организации, в случае его фактического проживания по другому адресу в жилом помещении, арендуемом Организацией.

Согласно пункту 2 статьи 21 Закона № 109-ФЗ иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.

По нашему мнению, из указанной нормы можно сделать вывод, что по месту нахождения Организации иностранный гражданин подлежит постановке на учет только в следующих случаях:

- он фактически проживает по адресу организации;

- помещение, в котором проживает иностранный гражданин, не имеет адреса.

Следовательно, организация, предоставляющая арендованную квартиру иностранным работникам по договору субаренды (поднайма), является для них принимающей стороной и должна поставить их на миграционный учет по адресу данной квартиры.

Применительно к рассматриваемой ситуации, местом постановки на учет иностранного гражданина должен быть адрес жилого помещения, предоставленного для его проживания Организацией.

Регистрация иностранных граждан по месту нахождения Организации в такой ситуации, может повлечь претензии со стороны ФМС РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 19.27 КоАП РФ представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об иностранном гражданине или о лице без гражданства либо подложных документов принимающей стороной, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа:

- на должностных лиц в размере от 35 000 до 50 000 рублей;

- на юридических лиц в размере от 350 000 до 800 000 рублей.

Коллегия Налоговых Консультантов, 6 мая 2021 года



[1] Федеральный закон от 18.07.06 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел