Главная / Консультации / Общий аудит / О порядке применения положений подпункта 61 пункта 1 статьи 251 НК РФ к субсидиям

О порядке применения положений подпункта 61 пункта 1 статьи 251 НК РФ к субсидиям

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

18.10.2021
Вопрос

Вопрос:
В 2019 году ООО получило субсидию за поставки товаров на экспорт от Российского экспортного центра в соответствии с Постановлением от 26.04.17 № 496.
Субсидия была включена в состав внереализационных доходов, учитываемых в целях исчисления налога на прибыль.
В Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ введен в пункт 1 ст.251 новый подпункт 61.
Может ли ООО уменьшить текущую налоговую базу  по налогу на прибыль за 2021 год. Руководствуясь положениями подпункта 61 пункта 1 статьи 251 НК РФ?
Ответ

Коллегия Налоговых Консультантов

оказывает и юридические услуги, в т.ч. по 

налоговым проверкам +7915-329-02-05


Ответ:

Подпункт 61 пункта 1 статьи 251 НК РФ применяется к полученным на безвозмездной основе работам, услугам, имущественным правам, и не распространяется на субсидии.

Следовательно, Организация не вправе уменьшить текущую налоговую базу по налогу на прибыль на сумму полученной и учтенной в составе внереализационных доходов субсидии.

Обоснование:

В соответствии пунктом 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются следующие доходы:

61) в виде работ (услуг), имущественных прав, полученных безвозмездно

от органов государственной власти, органов местного самоуправления, корпорации развития малого и среднего предпринимательства и ее дочерних обществ, организаций, включенных в единый реестр организаций инфраструктуры поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24.07.07 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (далее – Закон № 209-ФЗ), в рамках выполнения ими возложенных на них полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Законом № 209-ФЗ, а также

от организаций, осуществляющих функции по поддержке экспорта в соответствии с Федеральным законом от 08.12.03 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее – Закон № 164-ФЗ), в рамках выполнения ими возложенных на них полномочий по поддержке экспорта в соответствии с Законом №  164-ФЗ в случае, если выполнение указанных работ (оказание услуг), передача имущественных прав осуществляются в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления.

Положения настоящего подпункта распространяются также на доходы в виде работ (услуг), имущественных прав, полученных от физических или юридических лиц, если оплата стоимости указанных работ (услуг), имущественных прав осуществлена лицами, указанными в абзаце первом настоящего подпункта, в рамках выполнения ими вышеуказанных полномочий.

Подпункт 61 пункта 1 статьи 251 НК РФ введен в действие Федеральным законом от 02.07.21 № 305-ФЗ, и его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года.

Статьей 46 Закона № 164-ФЗ установлено, что Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ в рамках своей компетенции осуществляют в соответствии с международными договорами РФ, законодательством РФ мероприятия (включая необходимое их финансирование), содействующие развитию внешнеторговой деятельности, в том числе обеспечивают:

1) кредитование участников внешнеторговой деятельности;

2) функционирование систем гарантий и страхования экспортных кредитов;

3) организацию торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них;

4) проведение кампаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки.

Пунктом 1 статьи 46.1 Закона № 164-ФЗ установлено, что функции по осуществлению финансовой, страховой, гарантийной и иной поддержки экспорта реализуются акционерным обществом «Российский экспортный центр» (далее - Российский экспортный центр), акционерным обществом «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций», Государственным специализированным Российским экспортно-импортным банком (акционерное общество) и их дочерними хозяйственными обществами в соответствии с настоящим Федеральным законом, актами Правительства РФ, решениями уполномоченных органов управления этих организаций.

В рассматриваемом нами случае в 2019 году Организацией получены субсидии от Российского экспортного центра в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О государственной поддержке российских организаций промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции» от 26.04.17 № 496.

В соответствии с пунктом 1 Правил предоставления субсидий[1] субсидия предоставляется организациям на компенсацию части затрат на транспортировку продукции.

В качестве затрат на транспортировку продукции организаций понимаются затраты, понесенные на транспортировку продукции непосредственно производителями поставляемой продукции

Таким образом, субсидии выплачиваются Организации на возмещение уже осуществленных ею расходов. 

Соответственно, в рассматриваемом нами случае от Российского экспортного центра, т.е. от организации, осуществляющей функции по поддержке экспорта в соответствии с Законом № 164-ФЗ, Организацией получены не работы, услуги, имущественные права на безвозмездной основе, а денежные средства в виде субсидии.

На основании изложенного, считаем, что норма подпункта 61 пункта 1 статьи 251 НК РФ в рассматриваемом нами случае не применима.

Дополнительным аргументом в пользу высказанной нами позиции, на наш взгляд, является следующее.

В случае получения налогоплательщиками на безвозмездной основе работ, услуг, имущественных прав от организации, осуществляющей функции по поддержке экспорта в соответствии с Законом  № 164-ФЗ, стоимость таких работ, услуг, имущественных прав не учитывается в составе доходов в силу подпункта 61 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

При этом, поскольку налогоплательщики не несут расходов, связанных с приобретением таких работ, услуг, имущественных прав, их стоимость не учитывается в составе расходов, учитываемых по налогу на прибыль.

Следовательно, стоимость полученных на безвозмездной основе работ, услуг, имущественных прав не оказывает влияния на налоговую базу по налогу на прибыль.

Между тем, в рассматриваемом нами случае Организацией были осуществлены расходы на приобретение транспортных услуг, стоимость которых уменьшила налоговую базу по налогу на прибыль. В свою очередь, сумма субсидии, полученная в счет возмещения транспортных расходов, была включена в состав доходов.

Таким образом, влияние транспортных расходов на налоговую базу по налогу на прибыль было нивелировано в сумме полученной субсидии.

В том случае, если полученная субсидия не будет учитываться в составе доходов, то налогоплательщики, получающие на безмездной основе товары, работы, услуги, имущественные права, будут поставлены в неравное положение с налогоплательщиками, получающими субсидии в целях возмещения стоимости осуществленных расходов, связанных с приобретением услуг.

Коллегия Налоговых Консультантов, 27 августа 2021 года



[1] Утверждены Постановлением Правительства РФ «О государственной поддержке российских организаций промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции» от 26.04.17 № 496.


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел