Главная / Консультации / Общий аудит / О порядке формирования резерва по обесценение запасов в соответствии с ФСБУ 5/2019

О порядке формирования резерва по обесценение запасов в соответствии с ФСБУ 5/2019

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

20.08.2021
Вопрос

Вопрос:
До вступления в силу ФСБУ 5/2019 Организация формировала и ежегодно проводила инвентаризацию резерва под снижение стоимости товарно-материальных ценностей (ТМЦ).
Может ли Организация по итогам 2021 года изменить методику формирования резерва?
Например: 25% от балансовой стоимости ТМЦ, по которым не было движения за последний год; 50% от балансовой стоимости ТМЦ, по которым не было движения за последние 2 года; 100% от балансовой стоимости ТМЦ, по которым не было движения за последние 3 года
Ответ

Ответ:

С 1 января 2021 года вступили в силу положения Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы», утвержденного Приказом Минфина РФ от 15.11.19 № 180н (далее – ФСБУ 5/2019).

В соответствии с пунктом 9 ФСБУ 5/2019 запасы признаются в бухгалтерском учете по фактической себестоимости, если иное не установлено настоящим Стандартом.

Пунктом 28 ФСБУ 5/2019 установлено, что запасы коммерческой организации, а также используемые в приносящей доход деятельности запасы некоммерческой организации оцениваются на отчетную дату по наименьшей из следующих величин (если иное не установлено пунктами 32 - 35 настоящего Стандарта):

а) фактическая себестоимость запасов;

б) чистая стоимость продажи запасов, определяемая в соответствии с пунктом 29 настоящего Стандарта.

В силу пункта 29 ФСБУ 5/2019 чистая стоимость продажи запасов определяется организацией как предполагаемая цена, по которой организация может продать запасы в том виде, в котором обычно продает их в ходе обычной деятельности, за вычетом предполагаемых затрат, необходимых для их производства, подготовки к продаже и осуществления продажи.

Согласно пункту 30 ФСБУ 5/2019 для целей бухгалтерского учета превышение фактической себестоимости запасов над их чистой стоимостью продажи считается обесценением запасов. Признаками обесценения запасов могут быть, в частности, моральное устаревание запасов, потеря ими своих первоначальных качеств, снижение их рыночной стоимости, сужение рынков сбыта запасов. В случае обесценения запасов организация создает резерв под обесценение в размере превышения фактической себестоимости запасов над их чистой стоимостью продажи. При этом балансовой стоимостью запасов считается их фактическая себестоимость за вычетом данного резерва. В случае если чистая стоимость продажи запасов, по которым признано обесценение, продолжает снижаться, балансовая стоимость таких запасов уменьшается до их чистой стоимости продажи путем увеличения резерва под обесценение. В случае если чистая стоимость продажи запасов, по которым признано обесценение, повышается, балансовая стоимость таких запасов увеличивается до их чистой стоимости продажи путем восстановления ранее созданного резерва (но не выше их фактической себестоимости).

На основании пункта 31 ФСБУ 5/2019 величина обесценения запасов признается расходом периода, в котором создан (увеличен) резерв под их обесценение.

Величина восстановления резерва под обесценение запасов относится на уменьшение суммы расходов, признанных в этом же периоде в соответствии с подпунктом «а» пункта 43 настоящего Стандарта.

Таким образом, в бухгалтерском учете запасы учитываются фактической себестоимости. Впоследствии, стоимость запасов оцениваются на отчетную дату по наименьшей из величин:

- фактическая себестоимость запасов;

- чистая стоимость продажи запасов.

Если чистая стоимость запасов будет меньше фактической себестоимостью запасов, то на разницу между фактической себестоимостью и чистой стоимостью продажи запасов создается резерв.

При этом чистая стоимость продажи запасов определяется как предполагаемая цена, по которой организация может продать запасы в том виде, в котором обычно продает их в ходе обычной деятельности, за вычетом предполагаемых затрат

Отметим, что ФСБУ 5/2019 применяется, начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год. Организация может принять решение о применении настоящего Стандарта до указанного срока (пункт 2 Приказа Минфина РФ от 15.11.19 № 180н).

В соответствии с пунктом 10 ПБУ 1/2008[1] изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

- изменения законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает повышение качества информации об объекте бухгалтерского учета;

- существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения (пункт 12 ПБУ 1/2008).

В силу пункта 6 статьи 8 Закона № 402-ФЗ[2] изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:

1) изменении требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

2) разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

3) существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

Пунктом 7 статьи 8 Закона № 402-ФЗ установлено, что в целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.

Таким образом, изменение способа формирования резерва в связи с началом применения ФСБУ 5/2019 с отчетности за 2021 год, является изменением учетной политики.

Пунктами 47 и 48 ФСБУ 5/2019 предусмотрено, что последствия изменения учетной политики в связи с началом применения настоящего Стандарта отражаются по выбору организации ретроспективно (как если бы настоящий Стандарт применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни) либо перспективно (только в отношении фактов хозяйственной жизни, имевших место после начала применения настоящего Стандарта, без изменения сформированных ранее данных бухгалтерского учета).

 

Организация раскрывает выбранный ею способ отражения последствий изменения учетной политики в связи с началом применения настоящего Стандарта в своей первой бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной с применением настоящего Стандарта.

Таким образом, Организация вправе принять решение о том, что способ резервирования, установленный ФСБУ 5/2019, применяется перспективно или ретроспективно.

Из вопроса следует, что с отчетности за 2021 год Организация планирует установить следующую методику формирования резерва:

«25% от балансовой стоимости ТМЦ, по которым не было движения за последний год; 50% от балансовой стоимости ТМЦ, по которым не было движения за последние 2 года; 100% от балансовой стоимости ТМЦ, по которым не было движения за последние 3 года».

По нашему мнению, способ формирования резерва, приведенный в вопросе, будет противоречить методике, установленной в ФСБУ 5/2019, поскольку в случае применения указанного способа резерв будет формироваться без учета чистой стоимости продажи запасов. Кроме того, приведенный способ в принципе не предполагает возможности увеличения балансовой стоимости запасов.

Более того, ФСБУ 5/2019 не дает право выбора способа формирования резерва.

На основании изложенного, считаем, что Организации следует формировать резерв под обесценение запасов в том случае, если имеются признаки обесценения запасов в порядке, уставленном пунктом 30 ФСБУ 5/2019, как разницу между фактической себестоимостью запасов и чистой стоимостью продажи запасов.

Способ резервирования, установленный ФСБУ 5/2019, Организации следует начать применять с отчетности за 2021 год.

Коллегия Налоговых Консультантов, 25 июня 2021 года



[1] Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.10.08 № 106н.

[2] Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.11 № 402-ФЗ.


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел