Главная / Консультации / Общий аудит / О положительных и отрицательных моментах перехода на налоговый мониторинг

О положительных и отрицательных моментах перехода на налоговый мониторинг

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

23.10.2020
Вопрос

ООО периодически получает письма от налоговой о переводе на налоговый мониторинг.
Сотрудники бухгалтерии загружены предоставлением документов на требования налоговой.
В связи с переходом на налоговый мониторинг предполагаем, что количество запросов увеличится, учитывая большой объем документов и их предоставление в сканированном виде в налоговые органы.
Наш вариант взаимодействия - по ТКС.

Вопрос: Просим предоставить консультацию о  положительных и отрицательных моментах перехода на налоговый мониторинг.
Ответ

Особенности осуществления налогового контроля в форме налогового мониторинга установлены разделом V.2 НК РФ.

Так, согласно пункту 1 статьи 105.26 НК РФ предметом налогового мониторинга являются правильность исчисления (удержания), полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) – организацию.

Пунктом 2 статьи 105.26 НК РФ установлено, что налоговый мониторинг проводится налоговым органом на основании решения[1] о проведении налогового мониторинга.

По общему правилу организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторингапри одновременном соблюдении следующих условий (пункт 3 статьи 105.26 НК РФ):

1) совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 миллионов рублей;

2) суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей;

3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством на режим налогового мониторинга могут перейти только определенные категории налогоплательщиков[2].

К заявлению необходимо приложить следующие документы (пункт 2 статьи 105.27 НК РФ):

ü регламент информационного взаимодействия;

ü информация об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов;

ü учетная политика для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга;

ü внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации.

Формы документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним изложены в Приказе ФНС РФ от 21.04.17 № ММВ-7-15/323@ «Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним» (далее по тексту – Приказ № ММВ-7-15/323@).

Одним из важнейших документов является регламент информационного взаимодействия[3](далее по тексту – Регламент) в котором отражается порядок представления налоговому органу документов (информации), связанных с исчислением (удержанием), уплатой (перечислением) налогов, сборов, страховых взносов в электронной форме, и (или) доступа к информационным системам организации, в которых содержатся указанные документы (информация), по выбору организации. Также в Регламенте указывается порядок ознакомления налогового органа с подлинниками таких документов в случае необходимости (абзац 1 пункта 6 статьи 105.26 НК РФ).

В том числе, в Регламентеуказываются порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов, объектов налогообложения и налоговой базы, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета, а также информация о системе внутреннего контроля данной организации за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов (абзац 2 пункта 6 статьи 105.26 НК РФ).

Порядок представления налоговому органу документов (информации) в рамках мониторинга предусмотрен главой I Приказа № ММВ-7-15/323@, в котором подлежит раскрытию способ информационного взаимодействияорганизации с налоговым органом, общая информация об информационных систем и используемых программных продуктов, описание функциональных возможностей информационной системы, в том числе, описание дополнительных функциональных возможностей, а также техническая и информационная поддержка.

Между тем, в соответствии с пунктом 3.8 главы III Приказа № ММВ-7-15/323@ организация должна отразить срок предоставления налоговому органу возможности ознакомитьсяс подлинниками документов - не позднее 10 рабочих дней со дня уведомления организации налоговым органом. При этом предусматривается возможность продления указанного срока в порядке, аналогичном предусмотренному пунктом 5 статьи 105.29 НК РФ[4].

Таким образом, предоставление доступа налоговых органов к информационной системе не освобождаетотпредоставление подлинников документов. 

Главой II Приказа от 21.04.17 № ММВ-7-15/323@ предусмотрен также порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов, расходов, объектов налогообложения, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета[5].

Данной главной предусмотрен «классический» список документов (информации), который запрашивает налоговый орган. Однако необходимо обратить внимание, что заполнение второй главы Регламента заполняется с учетом установленной формы согласно приложениям № 1 - 3кПриказу от 21.04.17 № ММВ-7-15/323@.

Глава III Регламента предусматривает раскрытие информации о системе внутреннего контроля организации за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.

Позицию налогового органапо вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов отражает мотивированное мнение налогового органа (далее по тексту – мотивированное мнение). Мотивированное мнение направляется организации при проведении налогового мониторинга (пункт 1 статьи 105.30 НК РФ).

Форма и требования к составлению мотивированного мнения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (абзац 3 пункта 1 статьи 105.30 НК РФ).

Как следует из пункта 2 статьи 105.30 НК РФ, налоговый орган составляет мотивированное мнение в двух случаях:

- по собственной инициативе;

- по запросу[6]организации.

Мотивированное мнение по инициативе налогового органа составляется в случае, если при проведении налогового мониторинга налоговым органом установлен факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) организацией налогов, сборов, страховых взносов. Мотивированное мнение направляется организации в течение пяти дней со дня его составления (пункт 3 статьи 105.30 НК РФ)

Как следует из пункта 6 статьи 105.30 НК РФ, о согласии с мотивированным мнениеморганизация уведомляет налоговый орган, которым составлено это мотивированное мнение, в течение одного месяца со дня его получения с приложением документов, подтверждающих выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии).

Мотивированное мнение является обязательнымдля исполнения налоговыми органами и организацией в ходе проведения налогового мониторинга, за исключением случаев, если указанное мотивированное мнение основано на неполной или недостоверной информации, представленной организацией, или существенные условия исполнения сделки (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также совершения иного факта хозяйственной жизни не соответствуют информации, представленной организацией, либо если на момент исполнения сделки (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), совершения иного факта хозяйственной жизни нормы законодательства и нормативно-правовых актов, на основании которых составлено мотивированное мнение, утратили силу (изменены).

Организация выполняет мотивированное мнение путем учета изложенной в нем позиции налогового органа в налоговом учете, налоговых декларациях (расчетах) (уточненных налоговых декларациях (расчетах) или иным способом (пункт 7 статьи 105.30 НК РФ).

В случае несогласия с мотивированным мнением организация в течение одного месяца со дня его получения представляет разногласия в налоговый орган, которым составлено это мотивированное мнение (пункт 8 статьи 105.30 НК РФ).

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, после получения разногласий и материалов, представленных налоговым органом в соответствии с пунктом 8 статьи 105.30 настоящего Кодекса, инициирует проведение взаимосогласительной процедуры в рамках налогового мониторинга (далее в настоящей статье - взаимосогласительная процедура) (пункт 1 статьи 105.31 НК РФ).

По результатам взаимосогласительной процедуры федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, уведомляет организацию об изменении мотивированного мнения либо оставлении мотивированного мнения без изменения (пункт 3 статьи 105.31 НК РФ).

Невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа может привести к выездной проверке, по итогам которой налоговый орган может привлечь организацию к ответственности за совершение налогового правонарушения. Такие выводы следуют из подпункта 3 пункта 5 статьи 89 НК РФ[7], пунктов 7 и 8 статьи 101 НК РФ[8].

Запрос о предоставлении мотивированного мнения направляется организацией в налоговый орган, проводящий налоговый мониторинг, при наличии у нее сомнений или в случае неясности по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов по совершенной или планируемой сделке (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации (пункт 4 статьи 105.30НК РФ).

Таким образом, налогоплательщик - организация в ходе налогового мониторинга:

1) раскрывает налоговому органу финансово-хозяйственную информацию:

Объем раскрываемой информации определяется в Регламенте. Объем информации зависит от оценки системы внутреннего контроля Организации. На первом (начальном) уровне Организация предоставляет налоговой инспекции до 50% документов, на пятом (совершенствуемом) уровне - не более 5% (пункт 6 статьи 105.26 НК РФ, Приложение № 8к Приказу ФНС РФ от 16.06.17 № ММВ-7-15/509@ «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля»).

При этом, если при проведении налогового мониторинга выявлены противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах (информации), либо выявлены несоответствия сведений, представленных организацией, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, налоговый орган сообщает об этом организации с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в течение десяти дней (пункт 2 статьи 105.29 НК РФ).

Кроме того, при проведении налогового мониторинга налоговый орган вправе истребовать у организации необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, а также привлекать эксперта и специалиста в порядке, установленном статьями 95 и 96 НК РФ (пункт 3 статьи 105.29 НК РФ).

Документы (информация), пояснения, которые были истребованы в соответствии с пунктом 3 статьи 105.29 НК РФ при проведении налогового мониторинга, представляются организацией в течение десяти дней со дня получения соответствующего требования (пункт 5 статьи 105.29 НК РФ)[9];

Истребуемые документы (информация), пояснения могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (пункт 4 статьи 105.29 НК РФ).

2) раскрывает риски, выявленные его системой внутреннего контроля (раздел VII Требований к организации системы внутреннего контроля Приказа № ММВ-7-15/323@, Приложение № 1 к указанным Требованиям);

3) запрашивает мотивированное мнение налогового органа:

В случае возникновения сомнений или неясности по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) обязательных платежей, предусмотренных НК РФ, по совершенной или планируемой сделке (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организация вправе обратиться в налоговый орган, проводящий мониторинг, с запросом о представлении мотивированного мнения. Это следует из пунктов 1, 2, 4 статьи 105.30 НК РФ.

При этом, выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга гарантирует налогоплательщику неначисление пеней и штрафов, даже если впоследствии у организации в результате его выполнения возникнет недоимка (абзац 1 пункта 8 статьи 75 НК РФ, абзац 1 подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ). Исключение составляют случаи, когда мотивированное мнение основано на неполной или недостоверной информации, представленной организацией (абзац 2 пункта 8 статьи 75 НК РФ, абзац 2 подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ);

4) проводит взаимосогласительной процедуры в случае несогласия с мотивированным мнением организация в течение одного месяца со дня его получения представляет разногласия в налоговый орган, которым составлено это мотивированное мнение (пункт 8 статьи 105.30 НК РФ)

По общим правилам, установленным НК РФ,за налоговый (отчетный) период, за который проводится налоговый мониторинга камеральные и выездные проверки не проводятся (пункт 1.1 статьи 88 НК РФ, пункт 5.1 статьи 89 НК РФ, пункт 4.1 статьи 89.1 НК РФ), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.1 статьи 88 НК РФ[10], пунктом 5.1 статьи 89 НК РФ[11].

В Письме ФНС РФ от 17.12.14 № ЕД-4-2/26194 о порядке проведения налогового мониторинга разъяснено следующее:

«Налоговый мониторинг - форма налогового контроля, при которой организация добровольно предоставляет налоговому органу онлайновый доступ к данным своего бухгалтерского и налогового учета. Инспекторы вместо проведения камеральных и выездных проверок контролируют расчет налогов в режиме реального времени и сообщают организации о выявленных ошибках. Документы и пояснения ИФНС может потребовать от организации в любое время .

<…>

Таким образом, налоговый мониторинг обеспечивает предсказуемость в применении налогового законодательства: налогоплательщик предоставляет налоговым органам доступ к своей финансовой документации, а взамен получает право в случае наличия сомнений запросить у налогового органа мотивированное мнение по вопросу налоговых последствий совершаемых им сделок. Режим налогового мониторинга существенно ускоряет решение спорных ситуаций о применении налогового законодательства и позволяет налогоплательщику избежать в будущем доначислений сумм налогов, пеней и штрафов, а также снижает бремя налогового контроля. Налоговые органы не смогут проводить налоговые проверки за период проведения налогового мониторинга кроме случаев, указанных в пункте 1.1 статьи 88 и пункте 5.1 статьи 89 Кодекса».

В юридической литературе отмечается, что налоговый мониторинг - это пример весьма удачного использования и внедрения зарубежного опыта правового обеспечения налогового контроля[12], важнейший способ обеспечения финансовой безопасности государства[13].

На официальном сайте ФНС РФ (https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/7956306/) содержится следующая информация:

«Налоговый мониторинг - это замена традиционных налоговых проверок на онлайн-взаимодействие на основе удаленного доступа к информационным системам налогоплательщика.

<…>

Кроме того, участники налогового мониторинга могут получить мотивированное мнение ФНС России о налогообложении той или иной сделки, исправить ошибки и предупредить налоговые риски и спорные ситуации. Получить мотивированное мнение налогоплательщик может как по планируемой сделке, так и по совершенным операциям.

За три года налоговые органы выпустили 28 мотивированных мнений. Совокупная сумма налога по урегулированным налоговым позициям составила 142 млрд рублей. В среднем по одному мотивированному мнению сумма налога составила 5 млрд рублей».

 

Проведя соответствующий анализ правовых основ налогового мониторинга как формы налогового контроля, приходим к следующим выводам:

Положительные моменты перехода на налоговый мониторинг

- на основании соответствующего заявления налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган с просьбой проверитьправильность исчисления налогов, полноту и своевременность их уплаты (перечисления) вне рамок подачи налоговой декларации и вне рамок налоговой проверки;

- налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган с запросом о предоставлении мотивированного мнения не только по совершенным, но и по планируемым операциям, что позволяет обсуждать с налоговыми органами последствия будущих сделок и минимизировать налоговые риски, что в частности, позволяет своевременно выявлять недобросовестных контрагентов, что в последствии позволит избежать разногласий с налоговым органом;

- возможность устранить выявленные налоговым органом противоречия и несоответствия между представленными документами, а также сведениями, имеющимися у налогового органа, путем представления необходимых пояснений или внесения соответствующих исправлений;

- своевременное исправление ошибок и предупреждение налоговых рисков с целью предотвращения возникновения конфликтных ситуаций в налоговой сфере;

- получение мотивированного мнения ФНС РФ о налогообложении той или иной сделки. Мотивированное мнение может быть составлен, в том числе, по запросу налогоплательщика в случае возникновения у него сомнений или неясностей в части исчисления и уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов. Выполнение мотивированного мнения налогового органа в данном случаегарантирует налогоплательщику неначисление пеней и штрафов, даже если впоследствии у организации в результате его выполнения возникнет недоимка. Исключение составляют случаи, когда мотивированное мнение основано на неполной или недостоверной информации, представленной организацией;

.................................................................

Консультация размещена не полностью. Для БЕСПЛАТНОГО получения полного текста обращайтесь к Андрианову Александру Борисовичу по тел. +7495-775-59-32 доб.106,  +7915-329-02-05 или по эпочте ab@knka.ru


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел