Главная / Консультации / Общий аудит / О перечислении пособия на карты «Мир»

О перечислении пособия на карты «Мир»

25.12.2019
Вопрос

Должны ли Организация перечислять детские пособия на карту «МИР»? Есть ли штрафные санкции если Организация детские пособия выплачиваем на зарплатные карты?
Ответ

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 30.5 Закона № 161-ФЗ[1] кредитные организации при осуществлении операций с предусмотренными частями 5.5 и 5.6 настоящей статьи выплатами за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - выплаты) обязаны (за исключением случаев, предусмотренных частью 5.4 настоящей статьи) в сроки, установленные частями 5.3 и 5.6 настоящей статьи зачислять выплаты на банковские счета клиентов - физических лиц, операции по которым осуществляются с использованием национальных платежных инструментов.

Согласно пункту 5.6 статьи 30.5 Закона № 161-ФЗ Правительство Российской Федерации по согласованию с Банком России вправе установить перечень иных выплат для целей применения частей 5 и 5.1 настоящей статьи, а также сроки применения указанного перечня.

Так, Постановлением № 1466[2] был утверждён перечень выплат, среди которого поименованы государственные пособия гражданам, имеющим детей, установленные Законом № 81-ФЗ[3].

В соответствии со статьёй 3 Закона № 81-ФЗ настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды государственных пособий:

пособие по беременности и родам;

единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;

единовременное пособие при рождении ребенка;

ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

пособие на ребенка;

единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Статьёй 4 Закона № 81-ФЗ установлено, что выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится, в том числе за счет средств ФСС РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона № 255-ФЗ[4] финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи.

Пунктом 2 статьи 8 Закона № 165-ФЗ[5] страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования, в том числе являются:

7) пособие по беременности и родам;

8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;

11) единовременное пособие при рождении ребенка.

Согласно статье 10 БК РФ к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся, в том числе федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

Таким образом, выплата рассматриваемых пособий осуществляются за счёт средств ФСС РФ, т.е. за счёт бюджетных средств.

При этом пунктом 1 статьи 4.6 Закона № 255-ФЗ установлено, что страхователи, указанные в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона[6], выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей.

Согласно пункту 2 статьи 4.6 Закона № 255-ФЗ сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями, указанными в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.

Таким образом, обязанность по выплате сумм страхового обеспечения возложена на работодателей. Сумма выплаченных пособий впоследствии зачитывается в счёт подлежащих уплате работодателем страховых взносов, или возмещается из ФСС РФ в случае если сумма выплаченных работодателем пособий превышает сумму начисленных страховых взносов.

Следовательно, фактически, выплата пособий осуществляется за счёт средств ФСС РФ (за счёт бюджетных средств) несмотря на то, что пособия их получателям перечисляют работодатели.

В Письме ФСС РФ от 05.07.19 № 02-08-01/16-05-6557л содержится разъяснение:

«Согласно пункту 2 части 5 статьи 30.5 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее - Закон № 161-ФЗ) кредитные организации при осуществлении операций с предусмотренными частями 5.5 и 5.6 статьи 30.5 Закона № 161-ФЗ выплатами за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации обязаны зачислять выплаты на банковские счета клиентов - физических лиц, операции по которым осуществляются с использованием карт «Мир».

Частью 5.5 статьи 30.5 Закона № 161-ФЗ определен перечень выплат, при осуществлении операций с которыми возникают обязанности кредитных организаций, установленные частями 5 и 5.1 статьи 30.5 Закона № 161-ФЗ.

В соответствии с частью 5.6 статьи 30.5 Закона № 161-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2018 № 1466 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2019 № 419 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2018 № 1466", вступившим в силу с 01.05.2019 (далее - Постановление № 1466), утвержден Перечень иных выплат за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для целей применения частей 5 и 5.1 статьи 30.5 Федерального закона "О национальной платежной системе" (далее - Перечень).

При этом следует отметить, что с 01.05.2019 под действие Постановления № 1466 подпадают следующие виды страхового обеспечения:

- пособие по временной нетрудоспособности (только в отношении граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне);

- пособие по беременности и родам;

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;

- единовременное пособие при рождении ребенка;

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Пунктом 2 Постановления № 1466 предусмотрено, что в отношении физических лиц, получающих на дату вступления в силу данного постановления выплаты, указанные в перечне, утвержденном пунктом 1 Постановления № 1466, на банковские счета, предусматривающие осуществление операций с использованием платежных карт, не являющихся картами "Мир", данное постановление подлежит применению по истечении срока действия указанных платежных карт, но не позднее 01.07.2020.

Для вновь обратившихся за выплатами с 1 мая 2019 года выплата указанных в Перечне пособий будет производиться на карту "Мир".

Учитывая изложенное, в соответствии с пунктом 5.4 статьи 30.5 Закона № 161-ФЗ перечисление выплат, предусмотренных Постановлением № 1466, осуществляется в том числе работодателем в соответствии с законодательством Российской Федерации на банковский счет застрахованного лица, операции по которому осуществляются с использованием карт «Мир» либо без использования каких-либо платежных карт. Также допускаются получение страхового обеспечения посредством наличных расчетов (в том числе через организации почтовой связи).»

Таким образом, руководствуюсь положениями Закона № 161-ФЗ, ФСС РФ делает вывод о том, что работодатели должны осуществлять выплату пособий на карты «Мир».

По нашему мнению, поскольку пункт 2 части 5 статьи 30.5 Закона № 161-ФЗ обязывает осуществлять зачисление платежей, осуществляемых за счёт бюджетных средств на карты «Мир» непосредственно банки, то, можно сделать вывод, что данный закон формально не обязывает работодателей осуществлять перечисление выплат на карту Мир.

Вместе с этим обращаем Ваше внимание на иные положения законодательства, устанавливающие обязанности банков.

Частью 5.4 статьи 30.5 Закона № 161-ФЗ установлено, что положения частей 5 - 5.3 настоящей статьи не распространяются на случаи получения клиентами - физическими лицами налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, получения клиентами - физическими лицами выплат на банковские счета, не предусматривающие осуществления по ним операций с использованием платежных карт, получения клиентами - физическими лицами выплат посредством наличных расчетовтом числе через организации почтовой связи), получения клиентами - физическими лицами определяемых в соответствии с нормативными правовыми актами единовременных выплат или выплат, осуществляемых с периодичностью реже одного раза в год, а также не применяются в отношении физических лиц, имеющих постоянное место жительства за пределами Российской Федерации, сотрудников дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях.

Следовательно, помимо карты «Мир» сумма пособия может быть зачислена банком на иной счёт физического лица, не предусматривающий использование банковской карты, может быть получена наличными денежными средствами или посредством почтового перевода.

В соответствии с Приложением № 1  к Положению № 383-П[7] при заполнении поля 110 платёжного поручения необходимо проставить следующий код выплат:

«При переводе денежных средств физическим лицам в целях осуществления выплат за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренных частями 5.5 и 5.6 статьи 30.5 Федерального закона № 161-ФЗ, указывается «1». В иных случаях значение реквизита не указывается.»

Таким образом, при заполнении платёжного поручения на перечисление суммы пособия в поле «110» платёжного поручения необходимо проставить код «1».

При этом обращаем Ваше внимание на Приложение № 13 к Положению № 383-П  Банка России от 19.06.12 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств»:

«Если в реквизите 110 распоряжения, в том числе на общую сумму с реестром, указан код выплат и денежные средства подлежат зачислению на банковский счет получателя средств - физического лица (далее - распоряжение с кодом выплат), банк получателя средств проверяет наличие к банковскому счету эмитированной платежной карты, являющейся национальным платежным инструментом, с учетом сроков, установленных частью 5.3 статьи 30.5 Федерального закона № 161-ФЗ.

При наличии к банковскому счету получателя средств - физического лица эмитированной платежной карты, являющейся национальным платежным инструментом, или при отсутствии к такому банковскому счету любой эмитированной платежной карты банк получателя средств зачисляет сумму выплаты на указанный в распоряжении с кодом выплат банковский счет с учетом требований части 5 статьи 30.5 Федерального закона № 161-ФЗ.

При отсутствии эмитированной платежной карты, являющейся национальным платежным инструментом, к банковскому счету получателя средств - физического лица, предусматривающему осуществление операций с использованием платежной карты, банк получателя средств отражает сумму выплаты на счете по учету сумм невыясненного назначения. В этом случае не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в банк распоряжения с кодом выплат, банк получателя средств направляет получателю средств - физическому лицу согласованным с ним способом уведомление с предложением в срок не позднее десяти рабочих дней со дня поступления распоряжения с кодом выплат явиться за получением суммы выплаты наличными деньгами либо представить распоряжение о зачислении суммы выплаты на банковский счет, предусматривающий осуществление операций с использованием национального платежного инструмента, или на банковский счет, не предусматривающий осуществление операций с использованием платежной карты.

Если в течение десяти рабочих дней со дня поступления в банк получателя средств распоряжения с кодом выплат получатель средств - физическое лицо не явился за получением наличных денег или не представил распоряжение о зачислении денежных средств на банковский счет, предусматривающий осуществление операций с использованием национального платежного инструмента, либо на банковский счет, не предусматривающий осуществление операций с использованием платежной карты, банк получателя средств на одиннадцатый рабочий день со дня поступления распоряжения с кодом выплат осуществляет возврат плательщику денежных средств в сумме выплаты с указанием в распоряжении в реквизите "Назначение платежа" на то, что возврат денежных средств осуществляется в связи с несоблюдением требований части 5 статьи 30.5 Федерального закона № 161-ФЗ. Одновременно банк получателя средств направляет получателю средств - физическому лицу согласованным с ним способом уведомление о возврате плательщику суммы выплаты.»

Таким образом, если сумма пособия была перечислена работодателем на иную платёжную карту, то банк не вправе осуществить зачисление денежных средств на данный банковский счёт. В данном случае сотруднику будет необходимо явиться в банк за получением денежных средств (предоставлением поручения на перечисление денежных средств на иной счёт). В случае если денежные средства не будут получены в течение 10 дней, то они будут возвращены отправителю (Организации).

Обращаем ваше внимание, что данная ситуация возникает только в случае, если Организацией в поле «110» платёжного поручения был указан код «1». В случае если данный код в поле «110» указан не будет, то банк не сможет идентифицировать денежные средства в качестве выплаты за счёт средств бюджета, и сумма пособия будет получена физическим лицом на карту любой платёжной системы.

Ответственность за неуказание кода «1» в графе «110» действующим законодательством не установлена.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

На наш взгляд, поскольку перечисление денежных средств на карту иной платёжной системы не приводит к невыплате суммы пособия, то Организация не может быть привлечена к ответственности по данному основанию.

Однако, мы полностью не можем исключить риск привлечения к ответственности в случае, если Организацией будет указан код «1» в поле «110» и денежные средства будут перечислены на другую карту, в связи с чем получатель не сможет получить их своевременно (денежные средства будут возвращены обратно отправителю - Организации)

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 5.2 Закона № 255-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.

Таким образом, поскольку иные основания для отказа в зачёте расходов на выплату страхового обеспечения действующим законодательством не предусмотрены, у органов ФСС РФ отсутствуют основания для отказа в зачёте выплаченных сумм страхового обеспечения в случае если данные суммы были перечислены на банковскую карту иной платёжной системы.

Дополнительно отмечаем, что Постановление Правительства РФ от 11.04.19 № 419 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2018 г. № 1466» вступило в силу с 1 мая 2019 г.

Пунктом 2 Постановления № 1466 установлено, что в отношении физических лиц, получающих на дату вступления в силу настоящего постановления выплаты, указанные в перечне, утвержденном пунктом 1 настоящего постановления, на банковские счета, предусматривающие осуществление операций с использованием платежных карт, не являющихся национальными платежными инструментами, настоящее постановление подлежит применению по истечении срока действия указанных платежных карт, но не позднее 1 июля 2020 г.

Таким образом, данное требование применяется в следующем порядке:

- для лиц, которым пособие назначается после 01.05.19 – зачисление пособий на карту «Мир» обязательно с даты начала выплат;

- для лиц, уже получающих пособие по состоянию на указанную дату, пособие продолжает зачисляться на прежнюю карту иной платёжной системы до истечения срока её действия, но не позднее 01.07.20.

- поскольку различные виды пособий выплачиваются при наступлении различных страховых случаев, то в случае назначения пособия по иному основанию, оно должно зачисляться на карту «Мир» с даты начала выплат.[8]

Резюмируя вышеизложенное отмечаем:

1. Действующее законодательство прямо не обязывает работодателей осуществлять перечисление пособий на карту «Мир».

2. При этом обязанность по зачислению пособий на карту «Мир» возложена непосредственно на банки.

3. В случае если банком будет установлено, что перечисление пособий производится на карту иной платёжной системы, то банк, предварительно уведомив получателя, обязан выдать денежные средства получателю наличными (в том числе через отделения почтовой связи), или перевести на иной счёт физического лица (который или предусматривает использование платёжной карты «Мир», или не подразумевает использование какой-либо платёжной карты). В случае если получатель не обратится в банк в течение 10 рабочих дней после получения уведомления банка, денежные средства будут возвращены Организации. В данном случае, на наш взгляд, Организация может быть привлечена к ответственности за несвоевременную выплату пособия в соответствии с частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ.

4. Данное обстоятельство может быть выявлено банком только в том случае, если в поле «110» платёжного поручения указан код «1». В случае если данный код не указан, платёж может быть совершён на карту любой платёжной системы. Ответственность за неуказание данного кода в настоящее время не предусмотрена.

5. У органов ФСС РФ отсутствуют основания для отказа в зачёте сумм пособий, так как обязанность по перечислению пособия на карту «Мир» законодательство о страховых взносах не устанавливает.

7. Несмотря на то, что в настоящее время ответственность за неперечисление пособий на карту «Мир» не предусмотрена, мы не исключаем вероятности того, что в дальнейшем в законодательство будут внесены соответствующие изменения.

8. Действующее законодательство предусматривает переходные положения до 01.07.20.

 

Коллегия Налоговых Консультантов, 28 августа 2019 года



[1] Федеральный закон от 27.06.11 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», далее – Закон № 161-ФЗ

[2] Постановление Правительства РФ от 01.12.18 № 1466 «Об утверждении перечня иных выплат за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для целей применения частей 5 и 5.1 статьи 30.5 Федерального закона «О национальной платежной системе», далее – Постановление № 1466

[3] Федеральный закон от 19.05.95 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», далее – Закон № 81-ФЗ

[4] Федеральный закон от 29.12.06 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», далее – Закон № 255-ФЗ

[5] Федеральный закон от 16.07.99 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», далее – Закон № 165-ФЗ

[6] В том числе российские организации – юридические лица

[7] Положение Банка России от 19.06.12 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств», далее – Положение № 383-П

[8] Пункт 2 статьи 1.3 Закона № 255-ФЗ


Назад в раздел