Главная / Консультации / Общий аудит / О необходимости проведения аудита отчетности присоединяемого ООО

О необходимости проведения аудита отчетности присоединяемого ООО

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

17.12.2019
Вопрос

ООО1 в 2019 году присоединяется к ООО2. ООО1 подлежит обязательному аудиту. Нужно ли проводить аудит отчетности присоединяемого ООО1, составленную за период с 1 января 2019 года по дату исключения из ЕГРЮЛ?
Ответ

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.08 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон № 307-ФЗ) обязательный аудит проводится в случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

Таким образом, если выполняется хотя бы одно из приведенных выше условий, то Организация подлежит обязательному аудиту.

Обязательный аудит проводится ежегодно (пункт 2 статьи 5 Закона № 307-ФЗ).

При этом в силу пункта 3 статьи 1 Закона № 307-ФЗ аудит это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей настоящего Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.11 № 402-ФЗ (далее – Закон № 402-ФЗ) или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация.

Таким образом, аудиту подлежит бухгалтерская (финансовая) отчетность в понимании Закона № 402-ФЗ.

Согласно пункту 2 статьи 13 Закона № 402-ФЗ экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год (пункт 3 статьи 13 Закона № 402-ФЗ).

Следовательно, обязательному аудиту подлежит годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность присоединяемой ООО1.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона № 402-ФЗ отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица.

На основании пунктов 2 и 3 статьи 16 Закона № 402-ФЗ при реорганизации юридического лица в форме присоединения последним отчетным годом для юридического лица, которое присоединяется к другому юридическому лицу, является период с 1 января года, в котором внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, до даты ее внесения.

Реорганизуемое юридическое лицо составляет последнюю бухгалтерскую (финансовую) отчетность на дату, предшествующую дате государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица).

Таким образом, последним отчетным годом для ООО1 является период с 1 января 2019 года по дату, предшествующую дате внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности присоединяемого ООО1.

 

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что заключительная бухгалтерская (финансовая) отчетность присоединяемого ООО1, подлежит обязательному аудиту.

В соответствии с пунктом 1 статьи 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (пункт 4 статьи 57 ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 53 Закона № 14-ФЗ[1] присоединением общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу.

При присоединении одного общества к другому к последнему переходят все права и обязанности присоединенного общества в соответствии с передаточным актом (пункт 4 статьи 53 Закона № 14-ФЗ).

В силу пункта 2 статьи 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

Таким образом, при осуществлении реорганизации в форме присоединения все обязанности присоединяемого ООО1 переходят к ООО2, в том числе и обязанность по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности присоединяемого ООО1.

С учетом вышеизложенного, формально, ООО2 должно провести обязательный аудит заключительной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО1, составленной за период с 1 января 2019 года по дату, предшествующую дате внесения сведений в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности ООО1.

Отметим, что на основании пункта 1 статьи 15.11 КоАП РФ грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.15.6 настоящего Кодекса), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Примечания:

1. Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.15.6 КоАП РФ), понимается:

- отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Отметим, что на основании пунктов 1 и 2 статьи 18 Закона № 402-ФЗ обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность экономические субъекты, за исключением организаций бюджетной сферы и Центрального банка РФ, представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации.

Обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Таким образом, в настоящее время у организаций, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, возникает обязанность представить аудиторское заключение в орган государственной статистики.

Согласно статье 19.7 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности,[2] влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

- на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей;

- на юридических лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Между тем, Федеральным законом от 28.11.18 № 444-ФЗ были внесены изменения в Закон № 402-ФЗ, которые вступят в силу с 1 января 2020 года.

Так, пунктом 1 статьи 18 Закона № 402-ФЗ вводится понятие государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - государственный информационный ресурс), который представляет собой совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту.

Пунктом 2 статьи 18 Закона № 402-ФЗ установлено, что государственный информационный ресурс формируется и ведется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (далее -  ФНС РФ).

В силу пункта 3 статьи 18 Закона № 402-ФЗ в целях формирования государственного информационного ресурса экономический субъект обязан представлять один экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - обязательный экземпляр отчетности) в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта, если иное не установлено настоящей статьей[3].

На основании пункта 5 статьи 18 Закона № 402-ФЗ обязательный экземпляр отчетности представляется экономическим субъектом в виде электронного документа по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым ФНС РФ не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. При представлении обязательного экземпляра отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется в виде электронного документа вместе с такой отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

При этом пунктом 7 статьи 18 Закона № 402-ФЗ установлено, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется организациями, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством РФ, и организациями в случаях, установленных Правительством РФ, в орган государственной статистики по месту их государственной регистрации в срок, установленный частью 5 настоящей статьи для представления обязательного экземпляра отчетности.

Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 28.11.18 № 444-ФЗ установлено, что обязательный экземпляр отчетности за 2019 год представляется в срок, установленный пунктом 5 статьи 18 Закона № 402-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона):

1) субъектами малого предпринимательства на бумажном носителе или в виде электронного документа;

2) иными экономическими субъектами в виде электронного документа.

Таким образом, с 1 января 2020 года бухгалтерская финансовая отчетность, а также аудиторские заключения в случаях, когда такая отчетность подлежит обязательному аудиту, следует представлять в налоговый орган по месту нахождения организации.

Обязанность представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в органы государственной статистики сохранена только в отношении отдельных категорий организаций, которые к рассматриваемому нами случаю не относятся.

Между тем, хотелось бы обратить Ваше внимание на изменения статьи 16 Закона № 402-ФЗ, также вступающие в силу с 1 января 2020 года.

Как было отмечено нами ранее, согласно пунктам 2 и 3 статьи 16 Закона № 402-ФЗ при реорганизации юридического лица в форме присоединения последним отчетным годом для юридического лица, которое присоединяется к другому юридическому лицу, является период с 1 января года, в котором внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, до даты ее внесения.

Реорганизуемое юридическое лицо составляет последнюю бухгалтерскую (финансовую) отчетность на дату, предшествующую дате государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица).

Пунктом 4 статьи 16 Закона № 402-ФЗ последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать данные о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до даты государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица).

При этом Федеральным законом от 28.11.18 № 444-ФЗ статья 16 Закона № 402-ФЗ дополнена пунктом 4.1, согласно которому на последнюю бухгалтерскую (финансовую) отчетность, указанную в части 4 настоящей статьи, не распространяются требования статьи 18 настоящего Федерального закона.

Из приведенных норм, на наш взгляд, следует, что присоединяемое ООО МАН ФС не обязано представлять последнюю бухгалтерскую отчетность, составляемую в связи с проведением реорганизации, а также аудиторское заключение в порядке, установленном статьей 18 Закона № 402-ФЗ в налоговый орган.

Таким образом, по нашему мнению, отсутствие аудиторского заключения последней бухгалтерской (финансовой) отчетности присоединяемого ООО1 не повлечет ни для присоединяемого ООО1, ни для реорганизуемого ООО2 каких-либо неблагоприятных последствий в связи с непредставлением такой отчетности в налоговый орган, поскольку указанные организации прямо освобождены от такой обязанности.

На основании изложенного, считаем, что непроведение обязательного аудита в отношении последней бухгалтерской отчетности присоединяемого ООО, не повлечет для обеих организаций каких-либо неблагоприятных налоговых последствий, за исключением вероятности применения штрафных санкций на основании статьи 15.11 КоАП РФ. При этом, учитывая отсутствие официальных разъяснений и арбитражной практики по рассматриваемому нами вопросу, на наш взгляд, вероятность применения административной ответственности в рассматриваемом нами случае крайне мала.

Коллегия Налоговых Консультантов, 20 августа 2019 года



[1] Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.98 № 14-ФЗ.

[2] либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 5 статьи 14.5, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.7.14, 19.8, 19.8.3 КоАП РФ.

[3] Согласно пункту 4 статьи 18 Закона № 402-ФЗ от представления обязательного экземпляра отчетности освобождаются:

1) организации бюджетной сферы;

2) Центральный банк РФ;

3) религиозные организации;

4) организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Центральный банк РФ;

5) организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством РФ;

6) организации в случаях, установленных Правительством РФ.


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел