Главная / Консультации / Общий аудит / О национальной системе прослеживаемости товаров для плательщиков НДС

О национальной системе прослеживаемости товаров для плательщиков НДС

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

25.06.2021
Вопрос

29 мая 2019 года между государствами – членами ЕАЭС, в том числе РФ, было заключено Соглашение «О механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза» (далее - Соглашение).
Ответ


В силу пункта 2 статьи 2 Соглашения в соответствии с настоящим Соглашением прослеживаемость осуществляется в отношении включенных в перечень, утверждаемый Евразийской экономической комиссией (далее соответственно - перечень, Комиссия), следующих товаров, ввезенных на таможенную территорию Союза:

1) товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

2) не помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товары, которые конфискованы или обращены в собственность (доход) государства иным способом;

3) не помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товары, на которые по решению суда обращено взыскание в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;

4) товары, задержанные таможенными органами в соответствии с главой 51 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и не востребованные в установленные сроки лицами, обладающими полномочиями в отношении таких товаров.

На основании пункта 5 статьи 2 Соглашения действие настоящего Соглашения не распространяется на:

1) товары, полученные (образовавшиеся) в результате операций по переработке на таможенной территории Союза или операций по переработке для внутреннего потребления (продукты переработки, отходы и остатки) и помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

2) товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров Союза и помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

3) товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, и товаров Союза и помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

4) товары, ввоз, приобретение, передача или отчуждение которых осуществляется физическими лицами в личных, семейных, иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

5) товары, предназначенные для официального пользования расположенными на таможенной территории Союза дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями, представительствами государств при международных организациях, международными организациями или их представительствами, пользующимися привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами государств-членов с третьей стороной и международными договорами, заключенными между государствами-членами, иными организациями или их представительствами, которые пользуются привилегиями и иммунитетами на территории государства-члена в соответствии с международными договорами этого государства-члена.

Кроме того, пунктом 6 статьи 2 Соглашения установлено, что прослеживаемость не осуществляется в отношении:

1) товаров, подлежащих прослеживаемости, реализованных в розничной торговле;

2) товаров, подлежащих прослеживаемости, сведения о которых содержат информацию, отнесенную в соответствии с законодательством государств-членов к государственной тайне (государственным секретам);

3) товаров, подлежащих прослеживаемости, в случаях, определяемых Комиссией.

На основании пункта 1 статьи 4 Соглашения создание и обеспечение функционирования национальных систем прослеживаемости осуществляются государствами-членами в соответствии с настоящим Соглашением и законодательством государств-членов в электронном виде с использованием информационных технологий.

В национальные системы прослеживаемости включаются сведения о товарах, подлежащих прослеживаемости, и операциях, связанных с оборотом таких товаров (пункт 2 статьи 4 Соглашения).

Пунктом 1 статьи 5 Соглашения установлено, что в национальную систему прослеживаемости включаются сведения из:

1) декларации на товары, корректировок декларации на товары, заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары (в отношении товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 2 настоящего Соглашения);

2) документов, на основании которых в соответствии с законодательством государств-членов товары, подлежащие прослеживаемости, указанные в подпунктах 2 - 4 пункта 2 статьи 2 настоящего Соглашения, включаются в национальную систему прослеживаемости;

3) сопроводительных документов, в том числе скорректированных сопроводительных документов;

4) документов, подтверждающих возобновление прослеживаемости в соответствии с пунктом 5 статьи 6 настоящего Соглашения;

5) иных документов, предусмотренных законодательством государств-членов и (или) международными договорами и актами, составляющими право Союза;

6) национальных систем прослеживаемости других государств-членов.

Документы, указанные в подпунктах 2 - 4 пункта 1 настоящей статьи, определяются законодательством государств-членов (пункт 2 статьи 5 Соглашения).

На основании пункта 1 статьи 7 Соглашения лица, осуществляющие оборот товаров, подлежащих прослеживаемости, обязаны:

1) оформлять сопроводительные документы в виде электронных документов в соответствии с законодательством государств-членов, за исключением случая, когда оформление в виде электронных документов невозможно в связи с неисправностью информационных систем, вызванной техническими сбоями, нарушениями в работе средств связи (телекоммуникационных сетей и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»), отключением электроэнергии, а также иных случаев, определяемых Комиссией;

2) представлять полные и достоверные сведения, подлежащие включению в национальную систему прослеживаемости, в порядке, установленном законодательством государств-членов.

Пунктами 2 и 3 статьи 7 Соглашения установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, лица, осуществляющие оборот товаров, подлежащих прослеживаемости, несут ответственность в соответствии с законодательством государств-членов.

Законодательством государств-членов устанавливается ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

Пунктами 1 и 2 статьи 14 Соглашения внедрение механизма прослеживаемости осуществляется поэтапно.

На первом этапе механизм прослеживаемости функционирует в рамках пилотного проекта.

На постоянной основе механизм прослеживаемости начинает функционировать в соответствии с решением Евразийского межправительственного совета, принятым по результатам пилотного проекта (пункт 5 статьи 14 Соглашения).

Из положений приведенного Соглашения следует, что:

- прослеживаемость осуществляется в отношении определенных товаров, включенных в Перечень, утвержденный комиссией по ЕАЭС, которые, в частности, ввезены на таможенную территорию и помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

- система прослеживаемости организуется на территории каждого государства - члена ЕАЭС в электронном виде в соответствии с законодательством государства-члена;

- у участников, осуществляющих оборот товаров, подлежащих прослеживаемости, возникают обязанности по оформлению сопроводительных документов, а также по представлению полных и достоверных сведений, подлежащих включению в национальную систему прослеживаемости;

- механизм прослеживаемости внедряется на территории государств – членов поэтапно. В рамках первого этапа предусмотрено внедрение пилотного проекта, по результатам которого на основании соответствующего решения начинает функционировать механизм прослеживаемости на постоянной основе.

Постановлением Правительства РФ «О проведении эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории РФ в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления» от 25.06.19 № 807 (далее – Постановление № 807) с 1 июля 2019 г. по 30 июня 2021 г. на территории РФ был введен эксперимент по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории РФ в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

Постановлением № 807 в рамках эксперимента был утвержден перечень товаров, подлежащих прослеживаемости.

В Письме ФНС РФ от 04.07.19 № ЕД-4-15/13072@ были даны Рекомендации по проведению эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории РФ в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

Отметим, что Постановление № 807 утратит силу с 30 июня 2021 года вместе Перечнем товаров, подлежащих прослеживаемости.

С указанной даты будут не актуальны и Рекомендации ФНС РФ.

С 1 июля 2021 года вступят в силу положения Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и Закон РФ «О налоговых органах РФ» от 09.11.20 № 371-ФЗ, которым внесены изменения в первую и вторую части НК РФ, в частности:

- вступит в силу пункт 2.3 статьи 23 НК РФ, на основании которого налогоплательщики, осуществляющие операции с товарами, подлежащими прослеживаемости в соответствии с законодательством РФ (далее в настоящем Кодексе - товары, подлежащие прослеживаемости), обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ;

- вступит в силу новая редакция статьи 169 НК РФ, которая будет дополнена пунктами 1.1 и 1.2 следующего содержания:

«1.1. При реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, счета-фактуры, в том числе корректировочные счета-фактуры, выставляются в электронной форме, за исключением случаев:

1) реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд, а также налогоплательщикам налога на профессиональный доход;

2) реализации и перемещения товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта);

3) реализации и перемещения товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации на территорию другого государства - члена Евразийского экономического союза.

1.2. Организации и (или) индивидуальные предприниматели при приобретении товаров, подлежащих прослеживаемости, обязаны обеспечить получение счетов-фактур, в том числе корректировочных счетов-фактур, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов».

Кроме того, счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры дополняются следующими реквизитами:

«16) регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости;

17) количественная единица измерения товара, используемая в целях осуществления прослеживаемости;

18) количество товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости»

Таким образом, с 1 июля 2021 года у налогоплательщиков возникнет обязанность предоставлять в налоговые органы отчеты об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости.

Кроме того, при осуществлении операций с товарами, подлежащими прослеживаемости, у налогоплательщиков возникнет обязанность оформлять счета-фактуры в электронной форме. В счетах-фактурах необходимо будет заполнять дополнительные реквизиты:

- регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости,

- количественная единица измерения товара, подлежащего прослеживаемости,

- количество товара, подлежащего прослеживаемости.

В связи с внесением изменений в статью 169 НК РФ, также внесены изменения в Постановление Правительства РФ № 1137[1], которым предусмотрен новый формат счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур, и внесены изменения в форму налоговой декларации по НДС[2].

Приказом Минфина РФ от 05.02.21 № 14н утвержден Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.

Отметим, что на сайте https://www.nalog.ru по состоянию на 28.04.21 размещена Информация ФНС РФ по уточнению правил отражения сведений в рамках системы прослеживаемости товаров:

«Минюст РФ зарегистрировал приказ ФНС России от 26.03.2021 N ЕД-7-3/228@. Он вносит изменения в форму, формат и правила заполнения декларации по налогу на добавленную стоимость, формат представления сведений из журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и продаж, а также дополнительных листов из них в части сведений, используемых в рамках системы прослеживаемости.

Так, в декларацию по налогу на добавленную стоимость теперь дополнительно включаются следующие сведения о прослеживаемости:

- регистрационный номер партии товаров,

- код единицы измерения товара,

- количество товара в единицах измерения,

Также в декларацию по налогу на добавленную стоимость включаются сведения о стоимости товара, подлежащего прослеживаемости, без НДС в рублях.

Стоит отметить, указанная информация заполняется только в случае наличия операций с товарами, подлежащих прослеживаемости.

Напомним, что ранее премьер-министр Михаил Мишустин подписал Постановление Правительства РФ от 02.04.2021 N 534, вносящее изменения в правила заполнения счетов-фактур, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж в части сведений, используемых в рамках системы прослеживаемости. Корректировки касаются отражения регистрационного номера партии товара, подлежащего прослеживаемости, его единиц измерения и количества.

Так, в счет-фактуру дополнительно включается порядковый номер и дата составления одного или нескольких документов об отгрузке (передаче) товаров (работ, услуг) и имущественных прав, указываемый относительно каждого порядкового номера записи в счет-фактуре. Кроме того, в журналы и книги дополнительно включается общая стоимость прослеживаемых товаров по каждому регистрационному номеру партии из счета-фактуры.

С 1 июля 2021 года на территории России будет запущена национальная система прослеживаемости импортных товаров. Она разработана в рамках международного Соглашения и позволит обеспечить единый механизм налогового и таможенного администрирования. Такой контроль направлен на формирование добросовестной конкурентной среды и сделает прозрачными процессы ценообразования при импорте товаров и их обороте на территории Российской Федерации. На начальном этапе прослеживаемости будут подлежать не все импортные товары, а ограниченный перечень их групп, утверждаемый Правительством РФ».

В Письме ФНС РФ от 05.05.21 № ЕА-4-15/6251@ даны разъяснения в отношении порядка применения временных форматов книги покупок, книги продаж, журналов учета счетов-фактур:

«В соответствии с пунктом 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции Федерального закона N 371-ФЗ счет-фактура дополняется сведениями о регистрационном номере партии товара, подлежащего прослеживаемости, количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости и количестве товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости. В соответствии с указанными положениями Кодекса Постановлением Правительства РФ внесены изменения в постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость". Так, формы счета-фактуры, книги покупок, книги продаж, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур дополнены новыми графами.

В этой связи разработан проект приказа об утверждении форматов журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, дополнительных листов книги покупок и книги продаж в электронной форме взамен приказа ФНС России от 04.03.2015 N ММВ-7-6/93@ "Об утверждении форматов счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, дополнительных листов книги покупок и книги продаж в электронной форме", учитывающий указанные изменения форм документов.

Учитывая, что изменения о национальной системе прослеживаемости товаров, внесенные Федеральным законом N 371-ФЗ и Постановлением Правительства РФ, вступают в силу с 1 июля 2021 года, ФНС России направляет для использования в работе и доработки информационных учетных систем рекомендуемые форматы журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, дополнительных листов книги покупок и книги продаж (прилагается)».

В Письме ФНС РФ от 14.04.21 № ЕА-4-15/5042@ также были даны следующие разъяснения:

«В соответствии с пунктом 2.3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона N 371-ФЗ налогоплательщики, осуществляющие операции с товарами, подлежащими прослеживаемости в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости.

В этой связи разработан проект приказа об утверждении форм, форматов, порядков заполнения отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости, который в настоящее время проходит процедуру утверждения.

Учитывая, что изменения о национальной системе прослеживаемости товаров, внесенные Федеральным законом N 371-ФЗ, вступают в силу с 1 июля 2021 года, ФНС России направляет для использования в работе и доработки информационных учетных систем рекомендуемые формы, форматы, порядки заполнения отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости (прилагается)».

Таким образом, в настоящее время в целях реализации механизма прослеживаемости товаров на законодательном уровне окончательно приняты положения, предусматривающие обязанности для налогоплательщиков, осуществляющих операции с товарами, подлежащими прослеживаемости:

- по предоставлению отчетов об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости;

- по оформлению счетов-фактур (корректировочных счетов-фактур), содержащих реквизиты прослеживаемости, в электронном виде;

- внесены изменения в формы счетов-фактур, в форму декларации по НДС.

Кроме того, фискальными органами в письмах приведены:

- рекомендуемые форматы журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, дополнительных листов книги покупок и книги продаж;

- рекомендуемые формы, форматы, порядки заполнения отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости (прилагается).

При этом в настоящее время не утверждены документы, регламентирующие/устанавливающие механизм прослеживаемости товаров с 1 июля 2021 года, в частности отсутствуют/не установлены:

- понятие прослеживаемости;

- понятие реквизитов прослеживаемости;

- перечень товаров, подлежащих прослеживаемости;

- форма отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости;

- виды документов, содержащих реквизиты прослеживаемости;

- порядок и случаи оформления счетов-фактур, содержащих реквизиты прослеживаемости,

- порядок и случаи оформления и представления отчетов об операциях с товарами, подлежащих прослеживаемости,

- порядок и случаи оформления и представления документов, содержащих реквизиты прослеживаемости;

- порядок формирования, получения регистрационных номеров партий товаров, подлежащих прослеживаемости.

Между тем, на сайте https://regulation.gov.ru/ размещены Проекты Постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка функционирования национальной системы прослеживаемости товаров» (далее – проект Порядка) и Постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня товаров, подлежащих прослеживаемости на территории РФ».

В соответствии с пунктом 7 Проекта Порядка создание, внедрение и сопровождение национальной системы прослеживаемости товаров осуществляются оператором национальной системы прослеживаемости товаров.

Пунктом 11 Проекта Порядка установлено, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, является оператором национальной системы прослеживаемости товаров.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в частности:

1) ведет учет товаров, подлежащих прослеживаемости, и операций, связанных с оборотом таких товаров, и обработку таких сведений с использованием национальной системы прослеживаемости.

В силу пункта 10 Проекта Порядка субъектами национальной системы прослеживаемости товаров являются:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов;

2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела;

3) участники оборота товаров, подлежащих прослеживаемости;

4) операторы электронного документооборота.

Таким образом, организацией национальной системы прослеживаемости товаров, в частности, ведение учета товаров, подлежащих прослеживаемости, операций с этими товарами на территории РФ осуществляет ФНС РФ.

Пунктом 2 Проекта Порядка определены следующие понятия:

прослеживаемость - организация учета товаров, подлежащих прослеживаемости, и операций, связанных с оборотом таких товаров, с использованием национальной системы прослеживаемости товаров;

товары, подлежащие прослеживаемости - товары, в отношении которых в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка осуществляется прослеживаемость;

участники оборота товаров, подлежащих прослеживаемости - индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, осуществляющие операции с товарами, подлежащими прослеживаемости.

В силу пункта 3 Проекта Порядка прослеживаемость осуществляется в отношении товаров, приведенных в Перечне товаров, при выполнении одного из следующих условий:

1) товары ввезены на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и выпущены в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления;

2) товары ввезены на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и не помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в связи с конфискацией или обращением в собственность (доход) РФ иным способом;

3) товары ввезены на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и не помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в связи с обращением взыскания на них по решению суда в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;

4) товары задержаны таможенными органами в соответствии с главой 51 ТК ЕАЭС, не востребованы в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 380 ТК ЕАЭС, лицами, обладающими полномочиями в отношении таких товаров;

5) товары ввезены на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, с территории государств - членов ЕАЭС, за исключением товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита;

6) товары ранее ввезены на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в случаях, определенных подпунктами 1 - 5 настоящего пункта, и фактически находятся на территории РФ и иных территориях, находящиеся под ее юрисдикцией, на дату вступления в силу Перечня товаров (изменений к нему).

Из приведенных положений можно сделать вывод о том, что прослеживаемость осуществляется, в отношении товаров, включенных в Перечень товаров[3], если выполняется, в частности, следующее условие:

- товар ввезен на территорию РФ в соответствии с таможенной процедурой для внутреннего потребления;

- товар ввезен на территорию РФ с территории государства – члена ЕАЭС;

- товар ввезен на территорию РФ в соответствии с таможенной процедурой для внутреннего потребления или с территории государства – члена ЕАЭС, до момента вступления в силу Перечня товаров, и на момент вступления в силу Перечня (изменений к нему), находится на территории РФ.

Пунктом 4 Проекта Порядка установлено, что прослеживаемость прекращается в следующих случаях:

1) исключение товара, подлежащего прослеживаемости, из Перечня товаров;

2) выбытие товаров, подлежащих прослеживаемости, не связанное с реализацией, в результате которого у участника оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, прекращается право собственности на товары: выбытие товаров, подлежащих прослеживаемости - в результате захоронения, обезвреживания, утилизации или уничтожения, безвозвратной утраты товаров вследствие действия непреодолимой силы, конфискации, а также в связи с передачей товаров, подлежащих прослеживаемости, в производство и (или) на переработку, в том числе в качестве давальческого сырья (материалов), комплектующих, для изготовления новых товаров;

3) реализация, а также передача на безвозмездной основе права собственности на товары, подлежащие прослеживаемости, физическим лицам для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также налогоплательщикам налога на профессиональный доход;

4) фактический вывоз с территории РФ или иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, товаров, подлежащих прослеживаемости, в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта);

5) вывоз товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории РФ или иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, на территорию другого государства - члена Евразийского экономического союза;

6) реализация товаров, подлежащих прослеживаемости, дипломатическим представительствам и консульским учреждениям, представительствам государств при международных организациях, международным организациям или их представительствам, пользующимся привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами Российской Федерации, при условии последующего официального использования этих товаров;

7) недостача товаров, подлежащих прослеживаемости, выявленная участником оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, при инвентаризации.

На основании пункта 5 Проекта Порядка прослеживаемость возобновляется в следующих случаях:

1) возврат остатков неиспользованных (непереработанных) товаров из производства (переработки), в отношении которых прослеживаемость подлежала прекращению в соответствии с положениями подпункта 2 пункта 4 настоящего Порядка;

2) возврат продавцу физическими лицами товаров, подлежащих прослеживаемости, ранее реализованных физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с предпринимательской деятельностью, нужд, а также возврат налогоплательщиками налога на профессиональный доход, товаров, подлежащих прослеживаемости, ранее реализованных налогоплательщикам налога на профессиональный доход;

3) выявление, участником оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, при инвентаризации товаров, подлежащих прослеживаемости, по которым ранее выявлена недостача.

В силу пункта 6 Проекта Порядка действие настоящего Порядка не распространяется:

- на товары, полученные (образовавшиеся) в результате операций по переработке на территории РФ и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией, или операций по переработке для внутреннего потребления (продукты переработки, отходы и остатки), помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

- на товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров РФ и помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

- на товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, и товаров РФ и помещенные под таможенную процедуру для внутреннего потребления;

- на товары, подлежащие прослеживаемости, предназначенные для официального пользования дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями, представительствами государств при международных организациях, международными организациями или их представительствами, пользующимися привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами РФ;

- на товары, отчужденные физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с предпринимательской деятельностью, нужд, а также налогоплательщикам налога на профессиональный доход;

- товары, сведения об операциях, с которыми составляют государственную тайну.

В приведенных положениях отсутствует указание на то, что действие Проекта Порядка не распространяется на товары, подлежащие прослеживаемости, которые используются юридическим лицом для собственных нужд, в частности, в качестве основных средств.

Между тем, положениями Проекта Порядка предусмотрены основания для прекращения прослеживаемости, в частности, в случае передачи товара в производство (подпункт 2 пункта 4 Проекта Порядка), а также основания для возобновления прослеживаемости, в частности, в случае возврата остатков части не использованных (не переработанных) товаров (подпункт 1 пункта 5 Проекта Порядка).

На основании изложенного, считаем, что в отношении товаров, включенных в Перечень товаров, и ввезенных на территорию РФ, распространяются требования о прослеживаемости. При этом с момента передачи товара в производство требования о прослеживаемости прекращаются. Если товар будет возвращен из производства, то требования о прослеживаемости товара возобновятся.

В отношении объектов основных средств специальные положения в Проекте Порядка не предусмотрены, в связи с чем можно сделать вывод о том, что к товарам, приобретенным для использования в качестве объектов основных средств, применяются общие положения Проекта.

Пунктом 13 проекта Порядка установлено, что участники оборота товаров, подлежащих прослеживаемости:

1) представляют документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в электронной форме в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случаях и в порядке, установленных настоящим Порядком;

2) отражают операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, указанные в пункте 33 настоящего Порядка, в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и представляют в налоговые органы отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, в электронной форме в порядке, установленном разделом IX настоящего Порядка;

3) участники оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, являющиеся налогоплательщиками НДС (не освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС), при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, выставляют счета-фактуры, в том числе корректировочные, содержащие реквизиты прослеживаемости, в электронной форме по форматам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в соответствии с пунктом 9 статьи 169 НК РФ, за исключением случаев:

- реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд, а также налогоплательщикам налога на профессиональный доход;

- реализации и перемещения товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории РФ в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта);

- реализации и перемещения товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории РФ на территорию другого государства - члена ЕАЭС;

4) – 8) (пунктами 4) - 8) регулируются случае оформления УПД лицами, не являющимися плательщиками НДС, а также случае продажи товаров через комиссионеров).

Таким образом, в отношении участников оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, предусмотрена обязанность:

- представлять документы, содержащие реквизиты прослеживаемости;

- отражать операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости;

- при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости оформлять счета-фактуры, содержащие реквизиты прослеживаемости, в электронном виде – для плательщиков НДС.

Отметим, что «реквизитами прослеживаемости» в силу пункта 2 Проекта Порядка являются:

- регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости;

- количественная единица измерения товара, используемая в целях осуществления прослеживаемости, в соответствии с Перечнем товаров;

- количество товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости.

В силу пункта 2 Проекта Порядка документами, содержащими реквизиты прослеживаемости, являются:

- уведомление о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории другого государства - члена ЕАЭС на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, предусмотренное пунктом 25 настоящего Порядка;

- уведомление о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории РФ на территорию другого государства - члена ЕАЭС, предусмотренное пунктом 23 настоящего Порядка;

- уведомление об имеющихся остатках товаров, подлежащих прослеживаемости, предусмотренное пунктом 28 настоящего Порядка.

В отношении порядка представления уведомления о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории другого государства - члена ЕАЭС на территорию РФ отметим следующее.

Из пункта 25 Проекта Порядка следует, что при ввозе на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, приобретенных на территории другого государства - члена ЕАЭС товаров, подлежащих прослеживаемости, участники оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, обязаны уведомлять федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, о ввозе с территории другого государства - члена ЕАЭС на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, подлежащих прослеживаемости, в течение пяти рабочих дней с даты принятия этих товаров на учет.

Уведомление о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, представляется в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в порядке, установленном разделом IX настоящего Порядка, по форме и формату, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Таким образом, в течение 5 дней с момента ввоза товаров на территорию РФ с территории государств – членов ЕАЭС у участника оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, возникает обязанность представить в электронном виде уведомление о ввозе товаров в налоговый орган.

В отношении порядка представления уведомление об имеющихся остатках товаров, подлежащих прослеживаемости, отметим следующее.

Согласно пункту 28 Проекта Порядка участники оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, обязаны уведомлять федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, об имеющихся на дату вступления в силу Перечня товаров, либо изменений в него, остатках товаров, подлежащих прослеживаемости (далее - Уведомление об остатках товаров), а также в иных случаях, установленных настоящим пунктом.

Участники оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, представляют Уведомление об остатках товаров начиная с даты вступления в силу Перечня товаров, либо изменений в него.

Положения абзаца первого настоящего пункта не распространяются на товары, подлежащие прослеживаемости, переданные для реализации физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с предпринимательской деятельностью, нужд, а также налогоплательщикам налога на профессиональный доход, до вступления в силу Перечня товаров (изменений в него), и реализованные в течение шести месяцев с даты вступления в силу Перечня товаров (изменений в него).

В случае внесения изменений в Перечень товаров, Уведомление об остатках товаров представляется участником оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, только в отношении тех видов имеющихся у него товаров, подлежащих прослеживаемости, которые перечислены в указанных изменениях.

Уведомление об остатках товаров представляется в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в порядке, установленном разделом IX настоящего Порядка, по форме и формату, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Из приведенных положений следует, что у участника оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, возникает обязанность представить уведомления об имеющихся остатках товаров, подлежащих прослеживаемости , в налоговый орган:

- на момент вступления в силу Перечня товаров в отношении товаров, указанных в Перечне;

- на момент вступления в силу изменений к Перечню товаров в отношении товаров, указанных в изменении.

Уведомление об имеющихся остатках представляется в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Уведомление об остатках не представляется в отношении тех товаров, которые переданы для реализации физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с предпринимательской деятельностью, нужд, а также самозанятым, до вступления в силу Перечня товаров (изменений в него), и реализованные в течение шести месяцев с даты вступления в силу Перечня товаров (изменений в него).

В отношении необходимости составления отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, предусмотрены следующие положения.

Пунктом 2 Проекта Порядка введены следующие понятия:

операции с товарами, подлежащими прослеживаемости - следующие операции, связанные с оборотом товаров, подлежащих прослеживаемости:

- ввоз на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, приобретенных на территории другого государства - члена ЕАЭС товаров, подлежащих прослеживаемости;

- реализация и перемещение товаров, подлежащих прослеживаемости, за пределы РФ и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией;

- приобретение товаров, подлежащих прослеживаемости, на территории РФ;

- реализация товаров, подлежащих прослеживаемости, на территории РФ;

- получение товаров, подлежащих прослеживаемости, комиссионером (агентом), действующим от своего имени на основе договора комиссии (агентского договора), от комитента (принципала) в целях последующей реализации;

- передача товаров, подлежащих прослеживаемости, комитентом (принципалом) комиссионеру (агенту), действующему от своего имени на основе договора комиссии (агентского договора) в целях последующей реализации;

- хранение товара, подлежащего прослеживаемости, имеющегося у участника оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, на момент вступления в силу Перечня товаров, (изменений к нему);

- передача (получение) на безвозмездной основе права собственности на товары, подлежащие прослеживаемости;

- прекращение прослеживаемости товаров в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка;

- возобновление прослеживаемости товаров в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка;

- передача товаров, подлежащих прослеживаемости, не связанная с реализацией или передачей на безвозмездной основе права собственности на товары (передача товара правопреемнику в рамках реорганизации юридического лица вклад в имущество организации, в том числе взнос в имущество в целях увеличения чистых активов, передача имущества в качестве вклада по договору простого товарищества, в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, передача товара в качестве вклада по договору инвестиционного товарищества или паевых взносов в паевые фонды кооперативов));

- получение товара, подлежащего прослеживаемости, не связанное с реализацией или получением на безвозмездной основе права собственности на товары (получение вклада в имущество организации, в том числе взнос в имущество в целях увеличения чистых активов, получение в качестве вклада в уставный капитал имущества, получение участником договора простого товарищества имущества при выходе из товарищества, а также при разделе имущества в результате прекращения простого товарищества, получение товара, ранее переданного в качестве вклада по договору инвестиционного товарищества или паевых взносов в паевые фонды кооперативов);

отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости - отчет, представляемый участниками оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, в случаях и в порядке, предусмотренном настоящим Порядком.

На основании пункта 32 Проекта Порядка участники оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, обязаны представлять в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации (по месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика), по месту жительства индивидуального предпринимателя отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, совершенным в отчетном периоде, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, только при наличии в отчетном периоде операций с товарами, подлежащими прослеживаемости. Отчетный период устанавливается как квартал.

Пунктом 33 Проекта Порядка установлено, что отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представляется в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в порядке, установленном разделом IX настоящего Порядка, по форме и формату, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов:

- участниками оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, применяющими специальные налоговые режимы (за исключением участников оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) и не имеющим права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, или не использующих указанное право), а также налогоплательщиками НДС, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, и должен содержать сведения об операциях по приобретению (получению), реализации (передаче) товаров, подлежащих прослеживаемости, в том числе через агента или комиссионера, об операциях по передаче (получению) товара, подлежащего прослеживаемости, не связанной с реализацией или передачей (получением) на безвозмездной основе права собственности на товары, подлежащие прослеживаемости, а также об операциях по прекращению и возобновлению прослеживаемости товаров в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящего Порядка, за исключением вывоза товаров с территории РФ на территорию другого государства - члена ЕАЭС;

- участниками оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, являющимися налогоплательщиками НДС (не освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика), и должен содержать сведения об операциях по приобретению (получению) товара, подлежащего прослеживаемости, в том числе через агента или комиссионера, у участников оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, указанных в подпункте 4 пункта 13 настоящего Порядка, об операциях по прекращению и возобновлению прослеживаемости товаров в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящего Порядка, за исключением подпунктов 2 - 4 пункта 4 и подпункта 2 пункта 5 настоящего Порядка, а также об операциях по реализации (передаче), приобретению (получению) товаров, подлежащих прослеживаемости, не признаваемых объектом налогообложения в соответствии с пунктом 2 статьи 146 НК РФ и (или) освобождаемых от налогообложения в соответствии со статьей 149 НК РФ.

 

Из приведенных положений следует, что участники оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, признаваемые плательщиками НДС, представляют отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, в частности[4], в следующих случаях:

1) в случае приобретения (получения) товаров, подлежащих прослеживаемости, у лиц, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, применяющие специальные налоговые режимы (за исключением ЕСХН);

2) в случае приобретения товаров, подлежащих прослеживаемости, у физических лиц, использующих эти товары в личных целях или у самозанятых, или реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, физическим лицам для личного потребления или самозанятым;

3) в случае продажи товаров, подлежащих прослеживаемости, которые не признаются объектом налогообложения НДС в силу пункта 2 статьи 146 НК РФ или освобождены от обложения НДС на основании статьи 149 НК РФ.

В отношении порядка определения регистрационного номера партии товара, подлежащего прослеживаемости, предусмотрено следующее.

Из определения понятия регистрационный номер партии товара, приведенного в пункте 2 Проекта Порядка можно сделать вывод о порядке присвоение такого номера:

регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости - идентификатор, используемый в целях прослеживаемости товаров, подлежащих прослеживаемости, и представляющий собой один из номеров:

1) номер, формируемый участником оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, совершающим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости согласно подпункту 1 пункта 3 настоящего Порядка, из показателей декларации на товары (регистрационный номер декларации на товары и порядковый номер товара, подлежащего прослеживаемости, в соответствии с декларацией на товары);

2) номер, формируемый участником оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, совершающим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости согласно подпункту 1 пункта 3 настоящего Порядка, из показателей заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары (регистрационный номер заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары и порядковый номер товара, подлежащего прослеживаемости, в соответствии с заявлением о выпуске товаров до подачи декларации на товары);

3) номер, присваиваемый федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в отношении товаров, подлежащих прослеживаемости согласно подпунктам 2 - 6 пункта 3 настоящего Порядка, на основании документов, представляемых участником оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, в соответствии с пунктами 25 или 28 настоящего Порядка.

Таким образом, в зависимости о того, с территории какого государства ввезен товар, а также от того факта, был ли ввезен товар до момента вступления в силу Проекта Порядка, регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости, либо присваивается участником оборота товаров самостоятельно, либо присваивается налоговым органом.

Минфином РФ в Письме от 30.03.21 № 27-01-24/23047 были даны разъяснения об учете сведений о товарах и документальной прослеживаемости на импортные товары:

«Рассмотрев письмо АО "АБ ИнБев Эфес" от 12 января 2021 г. N 12/01 по вопросу учета сведений о товарах, и документарной прослеживаемости на импортные товары, которые приобретаются для использования в хозяйственной деятельности и будут поставлены на учет в качестве основных средств, сообщаем следующее.

Проект постановления Правительства Российской Федерации, разрабатываемый в целях создания национальной системы прослеживаемости товаров, не содержит положений о необходимости представления специальной отчетности при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) товаров, подлежащих прослеживаемости, для собственных нужд.

В случае реализации товаров, подлежащих прослеживаемости:

- регистрационный номер партии товара (далее - РНПТ) указывается в счете-фактуре (универсальный передаточный документ);

- налогоплательщик налога на добавленную стоимость (далее - НДС), отражает в книге продаж (в разделе 9 налоговой декларации по НДС);

- организация (индивидуальный предприниматель) не являющаяся плательщиком НДС отражает такую операцию в отчете об операциях с товарами подлежащих прослеживаемости.

При этом налогоплательщик самостоятельно формирует РНПТ из номера декларации на товары и порядкового номера товара в указанной декларации.

При ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, из государств - членов ЕАЭС в течение 5 дней с даты принятия таких товаров на учет, налогоплательщик подает уведомление о ввозе товара, подлежащего прослеживаемости, в ответ на уведомление ФНС России будет направлена квитанция с присвоенным РНПТ для товаров, указанных в уведомлении.

Для получения РНПТ по имеющимся остаткам для целей реализации после 1 июля 2021 г. необходимо провести инвентаризацию имеющихся импортных товаров на предмет наличия остатков товаров, подлежащих прослеживаемости, и подать уведомление об остатках товаров, подлежащих прослеживаемости, в ответ на уведомление ФНС России будет направлена квитанция с присвоенным РНПТ для товаров, указанных в уведомлении.

Одновременно сообщаем, что прослеживаемость не распространяется на следующие товары:

- полученные (образовавшиеся) в результате операций по переработке на территории Российской Федерации или операций по переработке для внутреннего потребления (продукты переработки, отходы и остатки), помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

- изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров Российской Федерации и помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

- изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, и товаров Российской Федерации и помещенные под таможенную процедуру для внутреннего потребления;

- подлежащие прослеживаемости, предназначенные для официального пользования дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями, представительствами государств при международных организациях, международными организациями или их представительствами, пользующимися привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

- отчужденные физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с предпринимательской деятельностью, нужд, а также налогоплательщикам налога на профессиональный доход;

- сведения об операциях, которые составляют государственную тайну».

Из приведенных разъяснений фискальных органов можно сделать следующие выводы:

- по товарам, ввезенным на территорию ЕАЭС, регистрационный номер партии товара присваивается налогоплательщикам самостоятельно исходя из номера таможенной декларации и порядкового номера товара в декларации;

- по товарам, ввезенным на территорию РФ из страны – члена ЕАЭС, регистрационный номер партии товара присваивается ФНС РФ на основании уведомления о ввозе товара, поданном налогоплательщиком;

- в отношении остатков товаров, имеющихся у налогоплательщика к 1 июля 2021 года, налогоплательщикам следует представить уведомление об остатках в ФНС РФ, на основании которого ФНС РФ присвоит соответствующие регистрационные номера партии товаров.

При этом из анализа приведенных выше норм Проекта Порядка можно сделать вывод о том, что при ввозе товара на территорию РФ с территории государств – членов ЕАЭС, а также в отношении товаров, находящихся на территории РФ на момент вступления в силу Перечня товаров, ранее ввезенных на территорию РФ с территорий любых государств, сведения в национальную систему прослеживания товаров передаются участником оборота товаров путем представления соответствующих уведомлений (о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, об остатках товаров, подлежащих прослеживаемости).

В отношении товаров, ввезенных на территорию РФ с территории государства, не являющегося членом ЕАЭС, аналогичная обязанность у участника оборота товаров не предусмотрена.

Между тем, в силу пункта 12 Проекта Порядка федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела:

1) предоставляет сведения о товарах, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 3 настоящего Порядка, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с разделом IV настоящего Порядка.

Пунктом 17 Проекта Прослеживаемости предусмотрено, что в настоящем Порядке под обменом сведениями между национальной системой прослеживаемости товаров и иными государственными информационными системами понимается получение, размещение в автоматизированном режиме и использование информации, содержащейся в государственной информационной системе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области таможенного дела, в национальной системе прослеживаемости товаров, а также предоставление в государственную информационную систему федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области таможенного дела, информации, содержащейся в национальной системе прослеживаемости товаров.

Таким образом, сведения о товаре, ввезенном на территорию РФ в соответствии с таможенной процедурой для внутреннего потребления, т.е. с территории государства, не являющегося членом ЕАЭС, сведения о товаре передаются в ФНС РФ таможенным органом.

Коллегия Налоговых Консультантов, 20 мая 2021 года



[1] Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137 и признании утратившими силу некоторых положений постановления Правительства РФ от 19 августа 2017 г. № 981» от 02.04.21 № 534.

[2] Приказ ФНС РФ «О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 29 октября 2014 года № ММВ-7-3/558@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме» от 26.03.21 № ЕД-7-3/228@.

[3]  Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости на территории РФ.

[4] В выводы мы приводим ситуации, наиболее характерные для деятельности организаций – плательщиков НДС, однако, перечень случаев, когда плательщики НДС обязаны представить отчет является более широким.


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел