Главная / Консультации / Общий аудит / О маркировке бытовой техники

О маркировке бытовой техники

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

17.06.2020
Вопрос

Какие категории товара и товарные группы из бытовой техники необходимо будет маркировать в 2020 году?
Каким образом будет это происходить?
Какие документы необходимо создавать и куда предоставлять?
Ответ

Пунктом 7 статьи 8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» от 28.12.09 № 381-ФЗ (далее – Закон № 381-ФЗ) установлено, что в целях охраны жизни и здоровья человека, защиты общественной морали и правопорядка, охраны окружающей среды, животных и растений, культурных ценностей, выполнения международных обязательств РФ и (или) обеспечения обороны страны и безопасности государства Правительством РФ может быть установлена обязанность хозяйствующих субъектов или отдельных групп хозяйствующих субъектов осуществлять маркировку отдельных товаров средствами идентификации.

В силу пункта 1 статьи 5 Закона № 381-ФЗ Правительство РФ в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляет следующие полномочия в области государственного регулирования торговой деятельности:

3.1) утверждение перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, или критериев определения таких товаров, перечня групп хозяйствующих субъектов, осуществляющих маркировку отдельных товаров средствами идентификации по видам деятельности, правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, а также особенностей маркировки отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, и внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении указанных товаров, включая сроки внедрения такой информационной системы и порядок реализации указанных товаров, произведенных до ввода обязательной маркировки средствами идентификации и не маркированных средствами идентификации.

В настоящее время Распоряжением Правительства РФ от 28.04.18 № 792-р утвержден следующий Перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации:

Наименование группы товаров

Код ОКПД 2

Код ТН ВЭД ЕАЭС

Срок введения обязательной маркировки

1.

Табачная продукция

12.00.11

2402

1 марта 2019 г.

2.

Духи и туалетная вода

20.42.11

3303 00

1 декабря 2019 г.

3.

Шины и покрышки пневматические резиновые новые

22.11.11

22.11.12

22.11.13

22.11.14

22.11.15

22.11.20

4011

1 декабря 2019 г.

4.

Предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи

14.11.10

4203 10 000

1 декабря 2019 г.

5.

Блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек

14.14.13

6106

1 декабря 2019 г.

6.

Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков

14.13.21

6201

1 декабря 2019 г.

7.

Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек

14.13.31

6202

1 декабря 2019 г.

8.

Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное

13.92.13

13.92.14

6302

1 декабря 2019 г.

9.

Обувные товары

15.20.11

15.20.12

15.20.13

15.20.14

15.20.21

15.20.29

15.20.31

15.20.32

32.30.12

6401

6402

6403

6404

6405

1 июля 2019 г.

10.

Фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки

26.70.12

26.70.14

26.70.17

26.70.19

9006

1 декабря 2019 г.

11.

Молочная продукция

10.51.11

10.51.12

10.51.21

10.51.22

10.51.30

10.51.40

10.51.51

10.51.52

10.51.55

10.51.56

10.52.10[1]

0401

0402

0403

0404

0405

0406

2105 00

2202 99 910 0

2202 99 950 0

2202 99 990 0

1 июня 2020 г.

Таким образом, исходя из приведенного перечня, в 2020 годубытовая техника не подлежит обязательной маркировке.

Статьей 20.1 Закона № 381-ФЗ предусмотрены следующие положения:

1. Государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, - государственная информационная система, создаваемая в целях автоматизации процессов сбора и обработки информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, хранения такой информации, обеспечения доступа к ней, ее предоставления и распространения, повышения эффективности обмена информацией об обороте таких товаров и обеспечения их прослеживаемости, а также в иных целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Порядок создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации информационной системы мониторинга, порядок предоставления информации, содержащейся в информационной системе мониторинга, и ее отнесения к общедоступной информации, порядок взаимодействия информационной системы мониторинга с государственными информационными системами и информационными системами участников оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Оператор информационной системы мониторинга определяется Правительством РФ.

4. Оператор информационной системы мониторинга централизованно обеспечивает формирование (генерацию) кода проверки с использованием технических средств формирования кода проверки.

5. Участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны представлять оператору информационной системы мониторинга информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации, для включения такой информации в информационную систему мониторинга.

6. Информация, содержащаяся в информационной системе мониторинга, в обязательном порядке должна включать в себя:

1) сведения об участниках оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации;

2) сведения о товарах, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации;

3) сведения о средствах идентификации, нанесенных на товары, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации;

4) сведения о технических средствах, используемых участниками оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, для обмена информацией с информационной системой мониторинга;

5) сведения о нарушениях требований об обязательной маркировке товаров средствами идентификации, выявленных потребителями этих товаров;

6) иные сведения, установленные Правительством Российской Федерации.

13. Общедоступная информация, содержащаяся в информационной системе мониторинга, размещается оператором информационной системы мониторинга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

14. Организация информационного взаимодействия информационной системы мониторинга с государственными информационными системами обеспечивается в том числе посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

15. В информационной системе мониторинга обеспечиваются формирование и обработка информации в форме электронных документов, обмен информацией в форме электронных документов между оператором информационной системы мониторинга, федеральными органами исполнительной власти, участниками оборота товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, иными юридическими лицами, физическими лицами.

16. Участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность представления ими информации об обороте таких товаров оператору информационной системы мониторинга для включения в информационную систему мониторинга в соответствии с законодательством РФ.

17. Производители товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, получают содержащуюся в информационной системе мониторинга информацию о товарах, произведенных ими и находящихся в гражданском обороте в РФ, безвозмездно в порядке, установленном Правительством РФ.

Отметим, что Постановлением Правительства РФ «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» от 26.04.19 № 515 утверждены Правила маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - Правила) и Положение о государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - Положение).

Правилами установлен следующий порядок маркировки товаров:

4. Маркировка товаров осуществляется путем формирования и нанесения средств идентификации (кодов маркировки в машиночитаемой форме) на товары, упаковку товаров или на иной материальный носитель, предназначенный для нанесения средств идентификации, в местах их производства, упаковки (переупаковки) или хранения.

5. В целях формирования средств идентификации оператор предоставляет участникам оборота товаров, обеспечивающих нанесение средств идентификации, коды маркировки на основании заявок на получение кодов маркировки от таких участников оборота товаров. Указанные заявки направляются участником оборота товаров оператору с использованием устройств регистрации эмиссии.

6. Заявка на получение кодов маркировки должна содержать сведения о коде товара и количество кодов маркировки. Указанная заявка может содержать уникальные коды идентификации, которые планируется присвоить маркируемым товарам. Если такие коды идентификации не представлены участником оборота товаров в такой заявке, они предоставляются оператором, который гарантирует их уникальность.

В целях получения кодов маркировки участники оборота товаров заключают с оператором договор на оказание услуг по предоставлению кодов маркировки, типовая форма которого утверждается Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

7. Формирование кода маркировки осуществляется путем формирования кода идентификации и формирования кода проверки. Код идентификации включает в себя в том числе код товара и его индивидуальный серийный номер. Формирование кода проверки осуществляется оператором с использованием российских криптографических технологий.

Сформированные коды маркировки предоставляются оператором участникам оборота товаров, обеспечивающим нанесение средств идентификации, с использованием устройств регистрации эмиссии.

8. Оснащение участников оборота товаров, обеспечивающих нанесение средств идентификации, соответствующими устройствами регистрации эмиссии осуществляет оператор путем их непосредственной передачи либо предоставления удаленного доступа информационных систем участников оборота товаров, обеспечивающих нанесение средств идентификации, ктаким устройствам регистрации эмиссии.

Решение о выборе способа оснащения принимается участниками оборота товаров, обеспечивающими нанесение средств идентификации, если иное не установлено Правительством РФ для отдельных товаров.

В целях такого оснащения участники оборота товаров, обеспечивающие нанесение средств идентификации, заключают с оператором договоры, содержащие в том числе условия предоставления устройств регистрации эмиссии и их регламентного обслуживания. Типовая форма таких договоров утверждается Министерством промышленности и торговли РФ. Предоставленные устройства регистрации эмиссии оператор регистрирует в информационной системе мониторинга.

9. Участник оборота товаров, обеспечивающий нанесение средств идентификации на товары, до ввода в оборот товара направляет сведения о нанесении средств идентификации на товар в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации эмиссии.

10. Товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством РФ, считаются немаркированными.

11. Участники оборота товаров представляют информацию оператору для ее включения в информационную систему мониторинга самостоятельно или с привлечением иных юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, уполномоченных участниками оборота товаров и действующих от имени участников оборота товаров в соответствии с законодательством РФ.

12. Представление информации об обороте товаров оператору для ее включения в информационную систему мониторинга осуществляется участниками оборота товаров после прохождения ими регистрации в информационной системе мониторинга и предоставления им доступа к личному кабинету.

В целях регистрации в информационной системе мониторинга участники оборота товаров заключают с оператором договор о подключении к информационной системе мониторинга, типовая форма которого утверждается Министерством промышленности и торговли РФ.

13. Регистрация участников оборота товаров в информационной системе мониторинга и предоставление им доступа к личному кабинету осуществляются оператором на основании сведений, представленных участниками оборота товаров оператору в электронной форме.

14. Для осуществления регистрации в информационной системе мониторинга участники оборота товаров направляют в информационную систему мониторинга заявление о регистрации, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации или индивидуального предпринимателя, содержащее следующие сведения:

а) наименование участника оборота товаров, являющегося юридическим лицом, или фамилия, имя, отчество (при наличии) участника оборота товаров, являющегося индивидуальным предпринимателем;

б) тип участника оборота товаров (производитель, организация оптовой или розничной торговли, импортер);

в) место нахождения участника оборота товаров, являющегося юридическим лицом, или место жительства участника оборота товаров, являющегося индивидуальным предпринимателем;

г) идентификационный номер налогоплательщика участника оборота товаров;

д) фамилия, имя, отчество (при наличии), телефон и адрес электронной почты контактного лица участника оборота товаров.

15. Формат заявления о регистрации устанавливается оператором.

16. Обработка и проверка заявления о регистрации, а также уведомление заявителя о результатах такой проверки осуществляются оператором в течение 5 рабочих дней со дня подачи такого заявления.

19. В случае положительного результата проверки заявления о регистрации оператор в срок, предусмотренный пунктом 16 настоящих Правил, осуществляет регистрацию участника оборота товаров в информационной системе мониторинга, предоставляет ему доступ к личному кабинету и направляет на адрес электронной почты, указанный в заявлении о регистрации, уведомление о регистрации, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью оператора. Использование одного и того же адреса электронной почты для регистрации различных участников оборота товаров не допускается.

20. Участник оборота товаров (или уполномоченное лицо) авторизуется в личном кабинете информационной системы мониторинга с использованием сертификата ключа проверки усиленной квалифицированной электронной подписи.

24. В целях размещения в информационной системе мониторинга информации об обороте товаров осуществляется регистрация товаров в информационной системе мониторинга на основании заявления участника оборота товаров, зарегистрированного в информационной системе мониторинга, направляемого оператору в электронной форме. Состав информации, которая содержится в заявлении о регистрации товара, устанавливается правилами маркировки отдельных товаров, в отношении которых вводится обязательная маркировка.

25. Ответственность за полноту, достоверность и своевременность представляемых оператору сведений несут участники оборота товаров.

Распоряжением Правительства РФ «Об операторе государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» от 03.04.19 № 620-р определено, что в соответствии с частью 3 статьи 20.1Закона № 381-ФЗобщество с ограниченной ответственностью «Оператор-ЦРПТ»является оператором государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

Отметим, что из анализа нормативных требований, а также сведений, размещенных на официальном сайте Национальной системы цифровой маркировки «Честный знак» - https://честныйзнак.ру,для выполнения требований об обязательной маркировке товаров, необходимо:

1.      Заключить договор с ООО «Оператор - ЦРПТ».

2.      Зарегистрироваться в единой системе «Честный знак».

3.      Направлять соответствующие заявки на получение кодов маркировки товаров через систему «Честный знак».

4.      Осуществлять соответствующую маркировку товаров с помощью полученных кодов маркировки.

5.      Подавать сведения в единую систему «Честный знак» о нанесении маркировки.

Отметим, что в силу пункта 5 статьи 4.7 Закона № 54-ФЗ[2] Правительство РФ вправе устанавливать дополнительный обязательный реквизит кассового чека или бланка строгой отчетности – «код товара», определяемый Правительством РФ и позволяющий идентифицировать товар или код товарной номенклатуры.

Постановлением Правительства РФ «Об установлении дополнительного обязательного реквизита кассового чека и бланка строгой отчетности» от 21.02.19 № 174 установлено следующее:

а) кассовый чек и бланк строгой отчетности, предусмотренные Законом № 54-ФЗ, должны содержать дополнительный обязательный реквизит – «код товара»;

б) в реквизите «код товара» кассового чека и бланка строгой отчетности для товаров, в отношении которых на территории РФ в соответствии с Законом № 381-ФЗпредусмотрена обязательная маркировка товаров средствами идентификации, указывается код идентификации, предусмотренный указанным Законом № 381-ФЗ.

Таким образом, в отношении реализуемых товаров, подлежащих обязательной маркировке, в кассовом чеке следует отражать соответствующий код идентификации.

Отметим, что в силу пунктов 1 и 2 статьи 15.12 КоАП РФ производство организацией-производителем или индивидуальным предпринимателем товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством РФ, а также с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и (или) нанесения информации в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, за исключением продукции, указанной в части 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа:

- на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;

- на юридических лиц в размере от 50 000 до 100 000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

Продажа товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством РФ, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта, за исключением продукции, указанной в части 4 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа:

- на граждан в размере от 2 000 до 4 000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;

- на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;

- на юридических лиц в размере от 50 000 до 300 000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

За отсутствие маркировки товаров статьей 171.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность:

1. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны (за исключением продукции, указанной в частях третьей и пятой настоящей статьи), совершенные в крупном размере, наказываются штрафом в размере до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев.

1.1. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, наказываются штрафом в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 4 лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до 100 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года либо без такового.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные:

а) организованной группой;

б) в особо крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 1 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового.

Коллегия Налоговых Консультантов, 10 января 2020 года



[1]При использовании кода ОКПД 2 для определения необходимости маркировки продукции рекомендуется использовать переходные ключи (сопоставительные таблицы) ТН ВЭД ЕАЭС - ОКПД 2, разработанные Минэкономразвития РФ.

[2] Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ» от 22.05.03 № 54-ФЗ.


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел