Главная / Консультации / Общий аудит / О комиссии банка по внешнеторговому контракту

О комиссии банка по внешнеторговому контракту

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

07.04.2020
Вопрос

16.10.2019 был принят Федеральный закон 341-ФЗ, внесший изменения в валютное законодательство. Как правильно в учете отражать комиссии банков-корреспондентов, не предусмотренные внешнеторговым контрактом, если иностранный покупатель сделал нам перевод средств с учетом комиссии «за счет получателя», т.е. за наш счет. Можем ли мы принимать эти расходы для налогообложения прибыли?
Ответ

В соответствии  с пунктом 1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты РФ в виде займов нерезидентам резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) и (или) договорами займа, обеспечить:

1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

2) возврат в РФденежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в РФ (неполученные на территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Таким образом, резиденты[1] при осуществлении внешнеторговой деятельностиобязаны обеспечить поступление на свои банковские счета денежных средств в сроки, установленные договором.

Поскольку вследствие удержания банками-посредниками комиссии сумма денежных средств от иностранных контрагентов не всегда поступает на банковские счета в установленном договором объёме, у контролирующих органов ранее возникали претензии к российским организациям в части неисполнения требований о репатриации валютной выручки.

С целью устранения данного противоречия Законом № 341‑ФЗ[2]была дополнена статья 19 Закона № 173-ФЗ пунктом 6следующего содержания:

«Резидент признается исполнившим обязанность, предусмотренную настоящей статьей, если он обеспечил в сроки, предусмотренные соответствующим внешнеторговым договором (контрактом) о передаче нерезиденту товаров, выполнении для него работ, об оказании ему услуг, о передаче ему информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, или договором о предоставлении резидентом иностранной валюты или валюты РФ в виде займа нерезиденту, получение насвои банковские счета в уполномоченных банках или в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, в банках за пределами территории РФиностранной валютыили валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями таких договоров (контрактов), или возврат в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам по заключенным с ними внешнеторговым договорам (контрактам) за не ввезенные в РФ (не полученные на территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, в каждом случае за вычетом сумм комиссионного вознаграждения, уплаченных банкам-корреспондентамза осуществление операций по переводу денежных средств».

Пункт 6 статьи 19 Закона № 173-ФЗ вступил в силу с 27 октября 2019 года.

Таким образом, с 27 октября 2019 года действующим валютным законодательством прямо установлено, что в случае поступления денежных средств в адрес резидента по внешнеторговому контракту в сумме, предусмотренной условиями контракта, за вычетом комиссии банка, резидент признается исполнившим свои обязательства по репатриации выручки.

При этом норма не конкретизирует, должен ли в этом случае договор предусматривать условие о том, что комиссия банка уплачивается за счет поставщика.

В связи с чем, на наш взгляд, условие о репатриации выручки будет выполняться в любом случае, независимо от условий внешнеторгового контракта.

Бухгалтерский учёт

В силу пункта 2 ПБУ 10/99[3]расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Пунктом 11 ПБУ 10/99 предусмотрено, что прочими расходами являются расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями.

На основании изложенного, считаем, что комиссия банка, удержанная из суммы денежных средств, поступивших Организации по внешнеторговому контракту, может учитываться в составе прочих расходов в случае, если Организация не планирует взыскивать указанную сумму у покупателя.

Налог на прибыль

В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет» и иные аналогичные системы).

Согласно подпункту 25 пункта 1 статьи 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся, в частности расходы на услуги банков, включая услуги, связанные с продажей иностранной валюты при взыскании налога, сбора, пеней и штрафа в порядке, предусмотренном статьей 46 настоящего Кодекса, с установкой и эксплуатацией электронных систем документооборота между банком и клиентами, в том числе систем «клиент-банк».

При этом из положений пункта 1 статьи 252 НК РФ следует, что расходы учитываются для целей налогообложения при единовременном соблюдении следующих условий:

- расходы прямо не поименованы в статье 270 НК РФ;

- расходы экономически обоснованы и направлены на получение дохода;

- расходы документально подтверждены.

Обращаем Ваше внимание на Письмо Минфина РФ от 18.01.17 № 03-03-06/1/1916:

«Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль расходов в виде оплаты комиссии банку.

Ответ: На основании положений пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода (а в случаях, предусмотренных в статье 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Согласно подпункту 25 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, информационно-телекоммуникационной сети Интернет и иных аналогичных систем).

Кроме того, в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 265 НК РФ расходы на услуги банков относятся к внереализационным расходам.

Таким образом, затраты налогоплательщикапо оплате комиссии банковвключаются в состав расходов, если указанные расходыэкономически оправданны».

На основании изложенного, считаем, что оплата комиссии банку в рамках внешнеторгового контракта является обоснованным расходом и направленным на получение дохода. Кроме того, такой расход может быть документально подтвержден.

Следовательно, по нашему мнению, расходы на уплату комиссии банку по внешнеторговому контракту могут учитываться в составе расходов в целях исчисления налога на прибыль.

Между тем, из вопроса следует, что условие об уплате комиссии банку прямо внешнеторговым контрактом не предусмотрено.

Отметим, что международным законодательством не урегулировано, за чей счет осуществляется оплата услуг банка.

По нашему мнению, в общем случае, оплата услуг банка должна осуществляться за счет той стороны, с которой заключен договор с банком на проведение соответствующего обслуживания.

На основании изложенного логично предположить, что в случае удержания комиссии банком – нерезидентом, заключившим договор банковского обслуживания с покупателем, оплата услуг банка должна осуществляться за счет покупателя.

В этом случае фискальными органами могут быть исключены из состава расходов Организации затраты, связанные с оплатой услуг банка по внешнеторговому контракту.

 

Отметим, что официальные разъяснения по данному вопросу отсутствуют, поэтому оценить вероятность возникновения претензий со стороны налоговых органов мы не можем.

По нашему мнению, в целях нивелирования риска возникновения претензий со стороны контролирующих органовв контракте целесообразно прямо указать за чей счет осуществляется оплата комиссии банку.

 

Коллегия Налоговых Консультантов, 18 ноября 2019 года



[1] Резидентами признаются, в частности, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ (пункт 6 статьи 1 Закона № 173-ФЗ)

[2] Федеральный закон от 16.10.19 № 341-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

[3] Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 33н.


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел