Главная / Консультации / Общий аудит / О безвозмездной передаче медицинских масок ЮЛ - резиденту КНР

О безвозмездной передаче медицинских масок ЮЛ - резиденту КНР

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

09.07.2020
Вопрос

Как отразить благотворительную помощь партнеру-нерезиденту юридическому лицу КНР?Подлежит ли операция валютному контролю? Благотворительная помощь оказана в виде предоставления медицинских масок. Проводки в БУ?
Ответ

Правовое регулирование благотворительной деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.95 № 135-ФЗ (далее – Закон № 135-ФЗ).

На основании статьи 1 Закона № 135-ФЗ под благотворительной деятельностью понимается добровольнаядеятельность граждан июридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам илиюридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Статьей 4 Закона № 135-ФЗ установлено, что граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей.

Никто не вправе ограничивать свободу выбора установленных настоящим Федеральным законом целей благотворительной деятельности и форм ее осуществления.

В силу статьи 5 Закона № 135-ФЗ под участниками благотворительной деятельности для целей настоящего Федерального закона понимаются граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки существующей или создания новой благотворительной организации, а также граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность: благотворители, добровольцы (волонтеры), благополучатели.

Благотворители - лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах:

- бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности.

При этом пунктом 2 статьи 2 Закона № 135-ФЗ предусмотрено условие о том, что направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются.

На основании изложенного, считаем, что передача медицинских масок на безвозмездной основе коммерческой организации – резиденту КНРблаготворительностью не является независимо от целей такой передачи.

НДС

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ реализация товаров на безвозмездной основе на территории РФ подлежит обложению НДС.

Местом реализации товаров признается территория РФ, если  товар в момент начала отгрузки и транспортировки находится на территории РФ и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией (подпункт 2 пункта 1 статьи 147 НК РФ).

Из приведенных положений следует, что в общем случае передача имущества, находящегося на территории РФ, в адрес иностранной организации на безвозмездной основе подлежит обложению НДС.

На основании подпункта 12 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории РФ  операции по передаче товаров (выполнение работ, оказание услуг), передача имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Законом № 135-ФЗ, за исключением подакцизных товаров.

Поскольку передача на безвозмездной основе медицинских масоккоммерческой организации – резиденту КНР не будет являться благотворительной деятельностью,такая операция не освобождается от налогообложения НДС.

Между тем, обращаем Ваше внимание, что в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение НДС производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта.

При этом в качестве реализации товаров признается передача право собственности на товар на безвозмездной основе (подпункт 1 пункта 1 статьи 39 НК РФ).

В качестве таможенная процедуры экспорта понимается таможенная процедура, применяемая в отношении товаров Союза, в соответствии с которой такие товары вывозятся с таможенной территории Союза для постоянного нахождения за ее пределами (пункт 1 статьи 139 Таможенного кодекса Таможенного Союза).

На основании изложенного, считаем, что вывоз товаров на безвозмездной основе с территории РФ на территорию КНРбудет облагаться НДС по ставке 0%.

Согласно пункту 1 статьи 165 НК РФ при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% (или особенностей налогообложения), в налоговые органы, если иное не предусмотрено настоящей статьей, представляются следующие документы:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза и (или) припасов за пределы территории Российской Федерации либо контракт (копия контракта) с российской организацией на поставку товара ее филиалу, представительству, отделению, бюро, конторе, агентству либо другому обособленному подразделению, находящемуся за пределами таможенной территории Евразийского экономического союза. Если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, вместо копии полного текста контракта представляется выписка из него, содержащая информацию, необходимую для проведения налогового контроля (в частности, информацию об условиях поставки, о сроках, цене, виде продукции).

3) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории РФ и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией.

Таким образом, Организация будет вправе применить ставку по НДС 0% в том случае, если представит в налоговый орган контракт, заключенный с иностранной организацией, на поставку товара на безвозмездной основе, и таможенные декларации с отметкой таможенный органов, подтверждающих убытие товара с территории РФ.

О правомерности применения по НДС ставки 0% в случае экспорта товаров на безвозмездной основе свидетельствуют разъяснения Минфина РФ, изложенные в Письме от 14.03.12 № 03-07-08/74:

«Вопрос: О возможности после 1 октября 2011 г. при безвозмездной поставке товаров на экспорт применять нулевую ставку НДС без представления в налоговые органы выписки банка (ее копии).

Ответ: В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по нулевой ставке при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса.

Согласно Федеральному закону от 19.07.2011 N 245-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 октября 2011 г. вступила в силу норма, согласно которой из перечня документов, обосновывающих правомерность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость, исключены документы, подтверждающие оплату экспортируемых товаров.

Таким образом, при безвозмездной поставке товаров на экспорт после 1 октября 2011 г. нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется без представления в налоговые органы выписки банка (ее копии)».

В том случае если Организация не будет подтверждать ставку по НДС 0%, у нее возникнет обязанность исчислить НДС со стоимости безвозмездно переданных медицинских масок по ставке 20%.

Отметим, что в общем случае суммы НДС по приобретенным товарам принимаются к вычету при выполнении следующих условий:

- сумма налога должна быть предъявлена, о чем должен свидетельствовать соответствующий счет-фактура (пункт 1 статьи 172 НК РФ);

- товары приобретены для осуществления операций, облагаемых НДС (подпункт 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ);

- товары приняты к учету на основании соответствующих первичных документов (пункт 1 статьи 172 НК РФ).

Поскольку операция по передаче масок иностранному юридическому лицу подлежит обложению НДС либо по ставке 0%, либо по ставке 20%, считаем, что сумму «входного» НДС Организация в любом случае вправе принять к вычету.

Налог на прибыль

В целях исчисления налога на прибыльстоимость масок, переданных безвозмездно резиденту КНР, не учитывается в составе расходов на основании пункта 16 статьи 270 НК РФ, согласно которому при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества.

Налоговый агент по налогу на прибыль

В соответствии со статьей 246 НК РФ налогоплательщиками налога на прибыль признаются иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

Перечень доходов, полученных иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью на территории РФ, но относятся к доходам иностранной организации от источников в РФ и подлежат обложению налогом у источника выплаты дохода, приведен в пункте 1 статьи 309 НК РФ.

На основании пункта 1 статьи 309 НК РФ к доходам иностранной организации от источников в РФ относятся:

2) доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации (с учетом положений  НК РФ);

10) иные аналогичные доходы.

Нормы НК РФ четко не регламентируют случаи, при которых применяются положения подпункта 2 и подпункта 10 пункта 1 статьи 309 НК РФ.

Поэтому мы не исключаем вероятности того, что имущество, переданное иностранному юридическому лицу на безвозмездной основе, будет расценено налоговым органом в качестве дохода, полученного от источника в РФ либо на основании подпункта 2, либо на основании подпункта 10 пункта 1 статьи 309 НК РФ.

При этом в силу подпункта 4 пункта 2 статьи 310 НК РФ исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся налоговым агентом по всем видам доходов, указанных в  НК РФ, во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением случаев выплаты доходов, которые в соответствии с  (соглашениями) не облагаются налогом в РФ, при условии предъявления иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение соответствующего дохода, налоговому агенту подтверждения, предусмотренного  НК РФ.

Между РФ и Правительством КНР заключено Соглашение «Об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы» от 13.10.14 (далее – Соглашение).

Порядок налогообложения доходов в виде стоимости безвозмездно полученного имущества данным Соглашением прямо не урегулирован.

Согласно пункту 1 статьи 21 Соглашения виды доходов резидента Договаривающегося Государства (КНР) независимо от источника возникновения, которые не рассматриваются в предыдущих статьях настоящего Соглашения, облагаются налогом только в этом Государстве (КНР).

Учитывая изложенное, стоимость имущества, переданного на безвозмездной основе резиденту КНР, будет облагаться налогом в соответствии с законодательством КНР.

При этом для применения норм Соглашения у Организации (до выплаты соответствующего дохода) должны быть в наличии:

- документы, подтверждающие местонахождение компаний в КНР;

- документы, подтверждающие, что компании являются конечным получателем дохода.

Бухгалтерский учет

На основании пункта 11 ПБУ 10/99 прочими расходами являются расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции.

Следовательно, стоимость переданных медицинских масок подлежит списанию в состав прочих расходов.

С учетом изложенного, а также с учетом порядка обложения операции НДС, изложенного выше, сделка по передаче масок на безвозмездной основе подлежит отражению в бухгалтерском учете следующим образом:

Дт 10, 41 Кт 76 – отражена стоимость приобретенных масок;

Дт 19 Кт 76 – отражена сумма «входного» НДС;

Дт 68 Кт 19 – НДС принят к вычету;

Дт 91 Кт 10, 41 – маски переданы иностранной организации – резиденту КНР;

Дт 91 Кт 68 – исчислен НДС по ставке 20% со стоимости переданных масок (проводка отражается только в том случае, если Организация примет решение не применять ставку по НДС 0% или не сможет подтвердить обоснованность применения ставки 0%).

Валютное законодательство

В силу статьи 2 Закона № 173-ФЗ[1] настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами за пределами территории РФ, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории РФ, а также валютой РФ и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (далее также - органы и агенты валютного контроля).

Подпунктом 9 пункт 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ установлено, что валютными операциями являются:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) ввоз в РФ и вывоз из РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;

д) перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;

е) перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ;

ж) перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет другого резидента, открытый на территории РФ, и со счета резидента, открытого на территории РФ, на счет другого резидента, открытый за пределами территории РФ;

з) перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет другого резидента, открытый за пределами территории РФ;

и) перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет того же резидента, открытый за пределами территории РФ.

При этом в силу подпункта 5 пункта 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ в качестве валютных ценностей понимаются иностранная валюта и внешние ценные бумаги.

На основании изложенного, считаем, что дарение Организацией в адрес иностранного юридического лица медицинских масок не признается валютной операцией. Следовательно, к такой сделке не применяются положения Закона № 173-ФЗ.

Коллегия Налоговых Консультантов, 30 января 2020 года



[1] Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.03 N 173-ФЗ.


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел