Главная / Консультации / Общий аудит / Квотирование рабочих мест при наличии обособленных подразделений

Квотирование рабочих мест при наличии обособленных подразделений

25.09.2019
Вопрос

Нам пришло Представление прокуратуры г.Москвы, о том что наша компания имеет в штате более 100 сотрудников и мы обязаны иметь в штате инвалидов, ссылаясь на Постановления г.Москвы (Представление - в Приложении)
Просим разъяснить и подтвердить нашу позицию, что мы не обязаны квотировать рабочие места ввиду малой численности сотрудников в головном подразделении (г.Москва) – менее 20 человек. Остальные сотрудники выполняют трудовую функцию в обособленном подразделении, расположенном за пределами г. Москвы.
Ответ

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закон РФ «О занятости населения в РФ» от 19.04.91 № 1032-1 (далее – Закон № 1032-1) государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

Пунктом 2 статьи 13 Закона № 1032-1 установлено, что квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.95 № 181-ФЗ (далее – Закон № 181-ФЗ).

 

Так, в силу статьи 20 Закона № 181-ФЗ инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

2) установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

 

На основании пункта 1 статьи 24 Закона № 181-ФЗ работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах.

 

Статьей 21 Закона № 181-ФЗ установлено, что работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта РФ может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

 

Из приведенных положений следует, что размер квоты для приема на работу инвалидов устанавливается законодательством субъекта РФ.

 

Так, в силу пункта 1 статьи 3 Закона г. Москвы «О квотировании рабочих мест» от 22.12.04 № 90 (далее – Закон № 90) работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников: 2 процента - для трудоустройства инвалидов и 2 процента - для трудоустройства категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона.

 

Из приведенной формулировки, на наш взгляд, не ясно, каким образом определяется среднесписочная численность работников организации, осуществляющей деятельность на территории РФ в случае, если у организации есть обособленные подразделения, находящиеся на территории иного субъекта.

 

В Определении ВАС РФ от 03.09.12 № ВАС-11395/12 по делу № А32-13713/11 по вопросу, связанному с порядком определения среднесписочной численности работников организации, в случае, если у организации имеются обособленные подразделения на территории иного субъекта, были даны следующие разъяснения:

«Как следует из содержания оспариваемых судебных актов, спор возник в связи с тем, что администрация определила обществу квоту для трудоустройства социально защищаемых граждан исходя общей численности его работников, включая представительства и филиалы, расположенные за пределами города Краснодара.

Суды согласились с обществом о необходимости расчета квоты пропорционально штатной численности его работников (рабочих мест) на территории города, без учета филиалов и представительств, расположенных на территориях других муниципальных образований. При этом они руководствовались положениями статей 7 и 10 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также статьи 7.2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", указывающих на компетенцию органов местного самоуправления, в том числе по вопросам трудоустройства безработных граждан, и сферу действия муниципальных правовых актов в границах территории муниципальных образований. Кроме того, суды учли общегосударственный характер задачи по трудоустройству социально незащищенных граждан по месту их жительства, которая может быть выполнена только за счет имеющихся на соответствующих территориях рабочих мест, в том числе в филиалах и представительствах юридических лиц, зарегистрированных в иных городах и населенных пунктах».

 

Таким образом, согласно позиции ВАС РФ, в случае, если организация имеет представительства, филиалы, обособленные подразделения на территории иного субъекта, то в целях определения необходимости квотирования рабочих мест для инвалидов, среднесписочная численность сотрудников определяется отдельно по головному офису, отдельно по филиалу, отдельно по представительству, отдельно по обособленному подразделению в соответствии с законодательством того субъекта, на территории которого находится головной офис, филиал, представительство, обособленное подразделение.

 

На основании изложенного, считаем, что при анализе необходимости квотирования рабочих мест для инвалидов Организации следует исходить из среднесписочной численности сотрудников, выполняющих свои трудовые функции на территории города Москвы. Сотрудники, выполняющие свою трудовую функцию в обособленных подразделениях за пределами города Москвы при определении среднесписочной численности сотрудников, определяемой в соответствии с Законом № 90, учитываться не должны.

 

На основании изложенного, считаем, что в рассматриваемом нами случае, исходя из представленных сведений Организация не обязана квотировать рабочие места для приема на работу инвалидов на том основании, что численность сотрудников, для которых организованы рабочие места на территории города Москвы (в головном офисе) составляет 18 человек, т.е. требование пункта 1 статьи 3 Закона № 90 не выполняется.

 

Между тем, мы не исключаем вероятности того, что проверяющими органами будет трактована норма пункта 1 статьи 3 Закона № 90 иным образом. В этом случае Организации придется отстаивать свою точку зрения в судебном порядке.

 

 

Коллегия Налоговых Консультантов, 16 июля 2019 года

 


Назад в раздел