Главная / Консультации / Банковский аудит / Вопросы применения Закона № 414-ФЗ «О налоге на сверхприбыль»

Вопросы применения Закона № 414-ФЗ «О налоге на сверхприбыль»

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

11.12.2023
Вопрос

Описание ситуации.

В соответствии с пунктом 8 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации настоящим Федеральным законом устанавливается налог на сверхприбыль (далее - налог), являющийся налогом разового характера.

 

Вопрос.

Правильно ли банк понимает порядок расчета и сроки уплаты налога на сверхприбыль?

1. Расчет основан на данных из налоговой декларации по налогу на прибыль соответствующего года  (2018, 2019, 2021, 2022) (налоговая база).

2. Один из критериев, по которому возникает обязанность уплатить данный налог - средняя арифметическая величина прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год более 1 миллиарда рублей.

3. Банком рассчитана средняя арифметическая за 2018 и 2019 соответственно по 2021 и 2022 году, превышение средней арифметической за 2021 и 2022 над средней арифметической за 2018 и 2019 является налоговой базой для исчисления налога на сверхприбыль.

4. Налог на сверхприбыль 10% от исчисленной базы.

5. Банк может оплатить обеспечительный платеж в размере 5% от исчисленной базы  в период с 01.10.2023 по 30.11.2023, тогда этот обеспечительный платеж будет рассматриваться при расчете налога на сверхприбыль как льгота при окончательном расчете налога сверхприбыль за год. Другими словами, оплатив обеспечительный платеж в размере 5 % в указанный период, сумма доплаты налога на сверхприбыль за год составит ноль.

Пример расчета налога на сверхприбыль (руб.):

 

Ср.арифм.

налоговых баз за  2021, 2022

Ср.арифм. налоговых баз за 2018, 2019

Налоговая база

2022

Налоговая база

2021

Налоговая база

2019

Налоговая база

2018

Налоговая база

 

1 485 400 000.00

 

98 950 000.00

 

2 900 000 000.00

 

70 800 000.00

 

82 900 000.00

 

115 000 000.00

Налоговая  база для исчисления налога на сверхприбыль

 

1 386 450 000,00 

Сумма налога,

ставка 10%

138 645 000,00

Обеспечительный платеж 50% исчисленной суммы  налога

69 322 500,00;

период уплаты с 01.10.2023 по 30.11.2023

Налоговый вычет

69 322 500,00

Сумма налога к уплате по сроку 28.01.2024

0

Ответ

Телеграм-канал https://t.me/knk_banki Консультации по бухгалтерии и налогам для финансовых организаций, в т.ч. банков. Сложные случаи, непростые ситуации.



Мнение консультантов.

Банк верно понимает порядок расчета и сроки уплаты налога на сверхприбыль.

Обоснование мнения консультантов.

На основании части 1 статьи 2 Закона № 414-ФЗ российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, определяемые в соответствии с  пунктом 2 статьи 306 НК РФ, признаются налогоплательщиками по налогу на сверхприбыль[1].

Объектом налогообложения налогом признается сверхприбыль, полученная налогоплательщиком, которая, если иное не установлено настоящей статьей, определяется как превышение средней арифметической величины прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год над средней арифметической величиной прибыли за 2018 год и прибыли за 2019 год (части 1, 2 статьи 3 Закона № 414-ФЗ).

Налоговой базой является денежное выражение сверхприбыли, определяемой в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящей статьей (часть 1 статьи 4 Закона № 414-ФЗ). Одновременно статьей 4 Закона № 414-ФЗ предусмотрено следующее:

если средняя арифметическая величина прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год оказалась не более средней арифметической величины прибыли за 2018 год и прибыли за 2019 год, то налоговая база принимается равной нулю (часть 3);

если средняя арифметическая величина прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год оказалась не более 1 миллиарда рублей, то налоговая база принимается равной нулю[2] (часть 4).

Согласно части 3 статьи 3 Закона № 414-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных частями 4 – 12[3]  настоящей статьи, прибыль для целей настоящего Федерального закона за соответствующий год исчисляется как сумма налоговых баз по налогу на прибыль организаций, определяемых в соответствии с положениями статьи 274 НК РФ за соответствующий год с учетом положений  статьи 283 НК РФ. При этом не учитываются налоговые базы по налогу на прибыль организаций, к которой применяются налоговые ставки, предусмотренные пунктами 1.6, 1.14, 3, 4, 4.1, 4.3, 4.4 и 5 статьи 284 НК РФ.

Коллегия Налоговых Консультантов

оказывает финансовым организациям весь комплекс аудиторских, консультационных и юридических услуг +7915-329-02-05

В случае, если налоговая база, определенная налогоплательщиком, превысила половину исчисленной прибыли за 2022 год, то для налогоплательщиков, у которых отношение средней арифметической величины прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год к средней арифметической величине прибыли за 2018 год и прибыли за 2019 год оказалось ниже отношения средней арифметической величины показателей балансовой стоимости активов на конец 2021 и 2022 годов к средней арифметической величине аналогичных показателей за 2018 год и 2019 год, налоговая база признается равной половине прибыли за 2022 год. Если средняя арифметическая величина прибыли за 2018 год и прибыли за 2019 год оказалась равна нулю, то для целей настоящей части ее значение признается равной 1 (часть 6[4] статьи 4 Закона № 414-ФЗ).

В приведенном условном примере, средняя арифметическая величина прибыли Банка за 2021 год и прибыли за 2022 год составляет 1 485 400 000руб., и больше чем средняя  арифметическая величина прибыли за 2018 год и прибыли за 2019 год. Следовательно, установленные частями 3 и 4 статьи 4 Закона № 414-ФЗ условия для признания налоговой базы по налогу на сверхприбыль равной нулю не выполняются, и у Банка возникает обязанность рассчитать и уплатить в бюджет налог на сверхприбыль исходя из налоговой базы, определяемой как превышение средней арифметической величины прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год над средней арифметической величиной прибыли за 2018 год и прибыли за 2019 год и составляющей согласно приведенным в условном примере данным – 1 386 450 000 руб. (1 485 400 000 - 98 950 000).

Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно и определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона (части 1, 6 статьи 6 Закона № 414-ФЗ).

Налоговая ставка устанавливается в размере 10 процентов (статья 5 Закона № 414-ФЗ).

Налог уплачивается не позднее 28 января 2024 года в федеральный бюджет (части 1, 3 статьи 7 Закона № 414-ФЗ). При этом согласно части 2 статьи 6 Закона № 414-ФЗ налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога, исчисленную в порядке, установленном частью 1 настоящей статьи, на налоговый вычет с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Размер налогового вычета определяется как сумма обеспечительного платежа по налогу, перечисленного в федеральный бюджет за период с 1 октября по 30 ноября 2023 года включительно, и не может превышать половину суммы налога, исчисленного в порядке, установленном частью 1 настоящей статьи (часть 3 статьи 6 Закона № 414-ФЗ).

В силу части 2 статьи 7 Закона № 414-ФЗ сумма обеспечительного платежа по налогу с 28 января 2024 года признается суммой уплаченного налога[5]. В целях подтверждения права на уменьшение суммы налога, исчисленного в порядке, установленном частью 1 настоящей статьи, на налоговый вычет, налогоплательщик одновременно с налоговой декларацией обязан представить в налоговый орган копию (копии) платежных документов, подтверждающих перечисление обеспечительного платежа по налогу, указанного в части 3 настоящей статьи (часть 4 статьи 6 Закона № 414-ФЗ).

«Ставка налога составит 10% от суммы превышения прибыли за 2021 - 2022 годы над аналогичным показателем за 2018 - 2019 годы. Налог уплачивается не позднее 28 января 2024 года, а его сумма исчисляется налогоплательщиками самостоятельно. Сумму налога можно снизить в два раза до эффективной ставки 5%, если перечислить обеспечительный платеж с 1 октября по 30 ноября 2023 года. В законопроекте предлагается реализовать такое решение через налоговый вычет» - такой комментарий опубликовал Минфин РФ на своем официальном сайте https://minfin.gov.ru, сообщая об одобрении Правительством РФ законопроекта, устанавливающего налог на сверхприбыль.

Таким образом, согласно приведенному выше комментарию Минфина РФ уплата обеспечительного платежа в размере, равном половине суммы налога на сверхприбыль, рассчитанной по ставке 10%, фактически обеспечивает налогоплательщику право уплаты налога на сверхприбыль по льготной налоговой ставке в размере 5%. В общем случае, сумма налога к перечислению в бюджет по сроку 28.01.2024г. определяется как сумма налога, рассчитанная в порядке части 1 статьи 6 Закона № 414-ФЗ, за вычетом обеспечительного платежа, но не более ½ суммы налога рассчитанного, и налогового вычета, равного величине обеспечительного платежа.

Учитывая изложенное, Банк правильно понимает порядок расчета и сроки уплаты налога на сверхприбыль. В частности, Банком верно понято, что он вправе в период с 01 октября по 30 ноября текущего года перечислить в бюджет обеспечительный платеж по налогу на сверхприбыль, который 28 января 2024 году будет признан суммой уплаченного налога. Одновременно Банком может быть заявлен налоговый вычет в размере обеспечительного платежа, но не более половины рассчитанной суммы налога. Соответственно для приведенных в тексте вопроса данных в случае уплаты Банком обеспечительного платежа в величине равной 50% суммы налога, рассчитанного в порядке части 1 статьи 6 Закона № 414-ФЗ, Банк вправе заявить в этой же сумме налоговый вычет без последующей доплаты налога («сумма доплаты налога на сверхприбыль за год составит ноль»).

Коллегия Налоговых Консультантов

предлагает финансовым организациям безлимитное консультационное обслуживание. Стоимость 60 тыс рублей в месяц.

+7915-329-02-05

Документы и литература.

1.             НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации (ч.I) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ  и (ч.II) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ;

2.             Закон № 414-ФЗ - Федеральный закон от 04.08.2023г. №  414-ФЗ «О налоге на сверхприбыль» (документ вступает в силу с 01.01.2024г.).



[1] В целях настоящего Федерального закона к российским организациям приравниваются иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в порядке, установленном статьей 246.2 НК РФ.

[2] Положения настоящей части не применяются при определении налоговой базы налогоплательщиков, являвшихся по состоянию на 31 декабря 2022 года участниками консолидированной группы налогоплательщиков, в состав которой в 2022 году не входили организации, указанные в пунктах 4 и (или) 6 части 4 статьи 2  настоящего Федерального закона

[3] В случае доначисления по результатам налоговой проверки налога на прибыль организаций, относящегося к налоговым базам по налогу на прибыль организаций, учитываемым при исчислении прибыли в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи, сумма налоговых баз по налогу на прибыль организаций за соответствующий год подлежит увеличению на величину, равную произведению суммы соответствующего доначисления налога на прибыль организаций по результатам налоговой проверки и коэффициента 5 (часть 11 статьи 3 Закона № 414-ФЗ). В случае подачи налогоплательщиком уточненной налоговой декларации за налоговые периоды 2021 и (или) 2022 годов по налогу на прибыль организаций прибыль в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи исчисляется на основании показателей соответствующей уточненной налоговой декларации (часть 12 статьи 3 Закона № 414-ФЗ).

[4] Положения настоящей части не применяются в отношении кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, организаций, которые осуществляли распределение прибыли за 2021 год и (или) за 2022 год, и российских организаций, являвшихся по состоянию на 31 декабря 2022 года участниками консолидированной группы налогоплательщиков, в состав которой в 2022 году не входили организации, указанные в пунктах 4, 5, 6 части 4 статьи 2 настоящего Федерального закона.

[5] В случае возврата до установленного статьей 7 настоящего Федерального закона срока уплаты налога полностью или частично налогоплательщику (правопреемнику налогоплательщика) на основании его заявления ранее перечисленного им обеспечительного платежа по налогу, указанного в части 3 настоящей статьи, размер налогового вычета принимается равным нулю (часть 5 статьи 6 Закона № 414-ФЗ).


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел