Главная / Консультации / Банковский аудит / Учет при налогообложении прибыли убытка у налогоплательщика – участника организации при ее ликвидации.

Учет при налогообложении прибыли убытка у налогоплательщика – участника организации при ее ликвидации.

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

26.09.2019
Вопрос

Описание ситуации.
Решение о ликвидации организации принято единственным участником в мае 2018 года, после этого запущен процесс ликвидации, и в марте 2019 года принято решение о принятии ликвидационного баланса и регистрации заявления о ликвидации организации в ИФНС.  
Согласно ст. 265 п.2 пп.8 НК РФ, с 2019 года, к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные в отчетном (налоговом) периоде у налогоплательщика - участника (пайщика) организации в результате ее ликвидации. Убыток определяется на дату ликвидации организации, как разница между доходами в виде рыночной цены полученного имущества и фактически оплаченной налогоплательщиком стоимости доли (пая).
В уставный капитал организации, вносилась часть суммы денежными средствами  и часть суммы в виде земельных участков, которые в последствии  организацией были переданы государству.
Возврат средств будет произведен (примерно) в размере 10% от общей суммы взноса в уставный капитал (только денежные средства).

Вопросы.
1.    Какая дата будет являться датой ликвидации организации – дата принятия решения о принятии ликвидационного баланса, дата подачи заявления в ИФНС или дата регистрации факта ликвидации организации в ЕГРЮЛ?
2.    Какую сумму убытка можно будет принять как внереализационный расход:  всю сумму убытка (разница между суммой возвращенной участнику и суммой переданных в УК денежных средств и стоимостью переданных земельных участков), или только как разницу между полученными денежными средствами и внесенными денежными средствами.
Ответ

Мнение консультантов.

1.    Налогоплательщик – участник организации определяет финансовый результат от ликвидации организации на дату ее ликвидации, которая в соответствии с  пунктом 9 статьи 63 ГК РФ, пунктом 6 статьи 22 Закона № 129-ФЗ определяется как дата внесения сведений о прекращении организации в единый государственный реестр юридических лиц.

2.    Сумма убытка, учитываемого налогоплательщиком в составе внереализационных расходов, рассчитывается как разница между суммой полученных при ликвидации денежных средств и фактически оплаченной стоимостью долей (паев), равной сумме переданных в уставный фонд денежных средств и стоимости земельных участков, определяемой по данным налогового учета налогоплательщика на дату перехода права собственности на указанное имущество при оплате уставного фонда.

Ограничений по максимальной сумме убытка, учитываемого налогоплательщиком при определении налогооблагаемой базе, НК РФ не содержит.

 

Обоснование мнения консультантов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 247 НК РФ для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций (далее по тексту - налог) признается прибыль, исчисляемая как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

  В зависимости от характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика доходы и расходы подразделяются на:

- доходы/расходы, связанные с оказание с производством и реализацией (статья 249/ статья 253 НК РФ);

- внереализационные доходы/расходы (статья 250/статья 265 НК РФ).

Особенности признания доходов и расходов налогоплательщика при передаче имущества (имущественных прав) в уставный капитал  учреждаемой организации определены в статье 277 НК РФ, согласно пункту 1 которого при размещении эмитированных акций (долей, паев) доходы и расходы налогоплательщика-эмитента и доходы и расходы налогоплательщика, приобретающего такие акции (доли, паи) (акционера (участника, пайщика)), определяются с учетом следующих особенностей:

1) у налогоплательщика-эмитента не возникает прибыли (убытка) при получении имущества (имущественных прав) в качестве оплаты за размещаемые им акции (доли, паи);

2) у налогоплательщика-акционера (участника, пайщика) не возникает прибыли (убытка) при передаче имущества (имущественных прав) в качестве оплаты размещаемых акций (долей, паев).

При этом стоимость приобретаемых акций (долей, паев) для целей настоящей главы признается равной стоимости (остаточной стоимости) вносимого имущества (имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку), определяемой по данным налогового учета на дату перехода права собственности на указанное имущество (имущественные права), с учетом дополнительных расходов, которые для целей налогообложения признаются у передающей стороны при таком внесении.

В соответствии с пунктом 2 статьи 277 НК РФ при ликвидации организации и распределении имущества ликвидируемой организации доходы налогоплательщиков-акционеров (участников, пайщиков) ликвидируемой организации определяются исходя из рыночной цены получаемого ими имущества (имущественных прав) на момент получения данного имущества за вычетом фактически оплаченной (вне зависимости от формы оплаты) соответствующими акционерами (участниками, пайщиками) этой организации стоимости акций (долей, паев).

Законом № 424-ФЗ внесены вступившие в силу с 01.01.2019г. изменения в части 1 и 2 НК РФ, целью которых является, в том числе, обеспечение единообразного подхода при налогообложении некоторых операций, связанных с выходом из дочерних обществ и их ликвидацией.

В соответствии с нормами пункта 1 статьи 250 НК РФ в редакции Закона № 424-ФЗ с 01.01.2019г. к доходам от долевого участия в других организациях, выплачиваемых в виде дивидендов, также относится доход в виде имущества (имущественных прав), который получен акционером (участником) организации при выходе (выбытии) из организации либо при распределении имущества ликвидируемой организации между ее акционерами (участниками) в размере, превышающем фактически оплаченную (вне зависимости от формы оплаты) соответствующим акционером (участником) стоимость акций (долей, паев) такой организации.

Кроме того, Законом № 424-ФЗ внесены изменения в главу 25 НК РФ, касающиеся порядка признания убытков акционерами (участниками, пайщиками) при ликвидации хозяйственных обществ. Так, в соответствии с новой редакцией  пункта 2 статьи 265 НК РФ с 01.01.2019г. к внереализационным расходам относится убыток, возникающий у налогоплательщика - участника (пайщика) организации при ее ликвидации (в том числе в результате применения процедуры банкротства), выходе (выбытии) из организации и определяемый на дату ликвидации организации, выхода (выбытия) из организации как отрицательная разница между доходами в виде рыночной цены получаемого указанным участником (пайщиком) имущества (имущественных прав) и фактически оплаченной (вне зависимости от формы оплаты) налогоплательщиком - участником (пайщиком) этой организации стоимости доли (пая) (подпункт 8).

Таким образом:

1)   стоимость принадлежащих налогоплательщику  долей (паев) признается равной стоимости (остаточной стоимости) вносимого имущества, определяемой по данным налогового учета на дату перехода права собственности на указанное имущество, и стоимости внесенных денежных средств;

2)   налогоплательщик определяет финансовый результат от ликвидации организации на дату ее ликвидации;

3)   сумма убытка, определяемая в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 265 НК РФ рассчитывается как разница между полученными при ликвидации организации доходами и  фактически оплаченной налогоплательщиком стоимостью долей (паев) при учреждении организации.

НК РФ не содержит определение понятия «ликвидации организации». На основании пункта 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Понятие «имущество» определено в статье 128 ГК РФ, согласно которой под имуществом  понимаются вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, а также иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права.

В соответствии с пунктом 3 статьи 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц (далее по тексту – ЕГРЮЛ) сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица (пункт 1 статьи 50.1 ГК РФ).

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц (пункт 1 статьи 51 ГК РФ). Данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления (пункт 2 статьи 51 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано (пункт 2 статьи 61 ГК РФ).

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом (пункт 1 статьи 62 ГК РФ).

Учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет (пункт 2 статьи 62 ГК РФ).

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом (пункт 3 статьи 62 ГК РФ).

Согласно части 2 пункта 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

В соответствии с пунктом 2 статьи 63 ГК РФ после окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт 6 статьи 63 ГК РФ) .

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов (пункт 8 статьи 63 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 9 статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Отношения, возникающие в связи с ликвидацией юридического лица, регулируются Законом № 129-ФЗ, согласно пункту 1 статьи 4 которого в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом[1] в порядке[2], установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 2 статьи 4 Закона № 129-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся  сведения и документы о юридическом лице, в том числе:

- способ прекращения юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества, в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) (подпункт «и»);

- сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (подпункт и.1).

Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ (пункт 4.4 статьи 9 Закона № 129-ФЗ).

В случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона № 129-ФЗ сообщение учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в письменной форме.

Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или внесение в ЕГРЮЛ  записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которой является юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации (пункт 2 статьи 20 Закона № 129-ФЗ).

Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса (пункт 3 статьи 20 Закона № 129-ФЗ).

Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы (пункт 1 статьи 21 Закона № 129-ФЗ):

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины;

г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ и в соответствии с частью 4 статьи 9 Закона № 56-ФЗ. В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица (пункт 1 статьи 22 Закона № 129-ФЗ).

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица (пункт 2 статьи 22 Закона № 129-ФЗ).

Документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица (пункт 3 статьи 22 Закона № 129-ФЗ).

В соответствии с пунктом 5 статьи 22 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона[3].

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица (пункт 6 статьи 22 Закона № 129-ФЗ).

Как следует из текста вопроса, налогоплательщик является единственным участником организации. При этом взнос в уставный фонд осуществлен частично денежными средствами, частично – имуществом в виде земельного участка. Налогоплательщик принял решение о ликвидации организации, в марте 2019 года принято решение об утверждении ликвидационного баланса организации  и регистрации заявления о ликвидации организации в ИФНС. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество организации будет  передано налогоплательщику в размере 10% от общей суммы взноса в уставный капитал (только денежные средства).

Таким образом, применив к рассматриваемой ситуации приведенные выше нормы ГК РФ и Закона № 129-ФЗ, приходим к выводу, что налогоплательщик определяет финансовый результат от ликвидации организации на дату ее ликвидации, которая в соответствии с  пунктом 9 статьи 63 ГК РФ, пунктом 6 статьи 22 Закона № 129-ФЗ определяется как дата внесения сведений о прекращении организации в ЕГРЮЛ. При этом сумма убытка, учитываемого налогоплательщиком в составе внереализационных расходов, рассчитывается как  разница между суммой полученных налогоплательщиком денежных средств и фактически оплаченной стоимостью долей (паев), равной сумме переданных в уставный фонд денежных средств и стоимости земельных участков, определяемой по данным налогового учета налогоплательщика на дату перехода права собственности на указанное имущество при оплате уставного фонда). Максимальная величина убытка, учитываемого налогоплательщиком при расчете налогооблагаемой базе по налогу, нормами НК РФ не ограничена.

Документы и литература:

1.             ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации (ч.I) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ,  (ч.II) от 26.01.1996г. № 14-ФЗ, (ч. III) от 26.11.2001г. № 146-ФЗ, (ч. IV) от 18.12.2006г. № 230-ФЗ;

2.             НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации (ч.I) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ  и (ч.II) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ;

3.             Закон № 129-ФЗ – Федеральный закон Российской Федерации от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

4.             Закон № 424-ФЗФедеральный закон от 27.11.2018г. №  424-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»;

5.             Закон № 27-ФЗФедеральный закон от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

6.             Закон № 56-ФЗФедеральный закон от 30.04.2008г. №  56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».



[1] Государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (регистрирующими органами) (статья 2 Закона № 129-ФЗ).

[2]«Порядок ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, внесения исправлений в сведения, включенные в записи Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей на электронных носителях, не соответствующие сведениям, содержащимся в документах, на основании которых внесены такие записи (исправление технической ошибки)» утвержден Приказом  Минфина РФ от 30.10.2017г. № 165н.

 

[3] Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 8 Закона № 129-ФЗ).



Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел