Главная / Консультации / Банковский аудит / Списание сумм переплат по налогам со сроком возникновения более трех лет

Списание сумм переплат по налогам со сроком возникновения более трех лет

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

25.01.2023
Вопрос

Описание ситуации.
С 1 января 2023 г. организации уплачивают налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы (кроме взносов на травматизм), пени, штрафы, проценты путем перечисления единого налогового платежа (ЕНП).
ЕНП организаций учитывается налоговыми органами на единых налоговых счетах (ЕНС).
Налоговыми органами рекомендовано организациям произвести инвентаризацию остатков на налоговых счетах в БУ, в том числе сумм переплат на предмет срока действия для зачета или возврата суммы переплаты по налогам.
В случае, если срок превышает 3 года с момента возникновения суммы переплаты, налоговые органы рекомендовали организациям списать с бухгалтерского учета в связи с тем, что эти суммы не будут зачислены на ЕНС.

Вопросы.
Правильно ли понимаем, что
1. Банк может списать с БУ сумму переплаты сроком более 3-х лет на основании перехода с 2023г. на новый порядок учета и оплаты налогов?
2. Какие могут потребоваться документы для осуществления списания?
3. На какой символ счета расходов отнести указанную «старую» переплату?
4. В целях налога на прибыль расход от списания суммы переплаты не включается в налоговую базу и соответственно в декларации по налогу на прибыль не отражается?
Ответ

 

Коллегия Налоговых Консультантов

предлагает  финансовым организациям безлимитное консультационное обслуживание. Стоимость 45 тыс рублей в месяц.

+7915-329-02-05

 

 

 

 


Мнение консультантов.

1., 2. Требования Банка по расчетам с бюджетной системой РФ по суммам налогов, излишне уплаченных Банком по состоянию на 31.12.2022г. более 3 лет назад, не возвращенных, не зачтенных Банком и не признанных в качестве единого налогового платежа на едином налоговом счете, с 01.01.2023г. подлежат списанию в регистрах бухгалтерского учета на основании выдаваемых налоговым органом актов сверки принадлежности указанных сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, справки о наличии положительного сальдо единого налогового счета.

3. Отраженные на счете 60302 «Расчеты по налогам и сборам» по состоянию на 01.01.2023г. суммы переплат налогов в бюджетную систему РФ, не признанные в качестве единого налогового платежа, подлежат списанию на расходы по символу Отчета о финансовых результатах 48606.

4. Указанные расходы от списания суммы переплаты не принимаются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций и, соответственно, в декларации по налогу на прибыль организаций не отражаются.

 

Обоснование мнения консультантов.

Согласно действующему в настоящий момент налоговому законодательству зачет или возврат сумм излишне уплаченных или взысканных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа осуществляется в соответствии с порядком, указанным в статьях 78, 79 НК РФ.

На основании статьи 78 НК РФ:

сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей по налогам, сборам, страховым взносам, погашения недоимки по иным налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням по налогам, сборам, страховым взносам и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику (пункт 1);

зачет и возврат сумм излишне уплаченного налога осуществляются на основании письменного заявления налогоплательщика[1] (пункты 4, 6);

заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет[2] со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения (пункт 7);

зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога (пункт 5);

правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков (пункт 14).

Согласно статье 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику на основании заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога, которое может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, если иное не предусмотрено по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения (пункты 1 – 3).

Заявление о возврате/зачете суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) предоставляется по форме соответственно Приложения № 8/ Приложения № 9 к Приказу ФНС России от 14.02.2017г. № ММВ-7-8/182@.

Таким образом, действующим налоговым законодательством предусмотрен пресекательный трехлетний срок на подачу заявления на зачет или возврат излишне уплаченных сумм налогов,  сборов, страховых взносов, пеней и штрафов. Для зачета или возврата налога на прибыль организаций действующим законодательством особенностей не установлено.

Законом № 263-ФЗ[3] в налоговое законодательство внесены изменения, в частности:

Изменен порядок исполнения налогоплательщиком, плательщиком сборов, страховых взносов обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов: 

- налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах,  в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе перечислить денежные средства в качестве единого налогового платежа до наступления установленного срока (пункт 1 статьи 45 НК РФ);

- обязанность по уплате налога считается исполненной (частично исполненной) налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 13 настоящей статьи, в том числе (пункт 7 статьи 45 НК РФ):

со дня перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа в бюджетную систему Российской Федерации или со дня признания денежных средств в качестве единого налогового платежа при наличии на соответствующую дату учтенной на едином налоговом счете совокупной обязанности в части, в отношении которой может быть определена принадлежность таких сумм денежных средств в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи (подпункт 1);

со дня учета на едином налоговом счете совокупной обязанности в соответствии с пунктом 5 статьи 11.3 настоящего Кодекса при наличии на эту дату положительного сальдо единого налогового счета в части, в отношении которой может быть определена принадлежность сумм денежных средств, уплаченных (перечисленных) в качестве единого налогового платежа, в соответствии с пунктом 8[4] настоящей статьи (подпункт 3);

- правила, предусмотренные статьей 45 НК РФ, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов,  плательщиков страховых взносов (пункт 16, 17 статьи 45 НК РФ);

- уплата (перечисление) налога, авансовых платежей по налогам в бюджетную систему Российской Федерации осуществляется в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено настоящим пунктом[5] (пункт 1 статьи 58 НК РФ).

Механизм реализации налогоплательщиками (плательщиками сборов, страховых взносов) права на возврат денежных средств или зачет средств изложен в новой редакции:

- налогоплательщики имеют право на своевременный возврат денежных средств в размере, не превышающем положительное сальдо единого налогового счета налогоплательщика, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, или зачет указанных денежных средств в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (подпункт 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ);

- порядок проведения зачета определен статьей 78 НК РФ, согласно которой налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент вправе распорядиться суммой денежных средств, формирующих положительное сальдо его единого налогового счета, на основании представленного им в налоговый орган заявления о распоряжении суммой денежных средств путем зачета в счет исполнения (пункты 1, 2):

обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов;

предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса);

решений налоговых органов, указанных в подпунктах 10 и 11 пункта 5 и подпункте 3 пункта 7 статьи 11.3 настоящего Кодекса, либо погашения задолженности, не учитываемой в   совокупной обязанности в соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 11.3 настоящего Кодекса.

Обязанности налоговых органов по возврату или зачету средств изложены в новой редакции:

- налоговые органы обязаны осуществлять возврат лицу - налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту денежные средства в размере, не превышающем положительное сальдо единого налогового счета такого лица, или осуществлять зачет указанных денежных средств в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов, в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса) либо в счет исполнения решений налоговых органов, указанных в подпунктах 10 и 11 пункта 5 и подпункте 3 пункта 7 статьи 11.3 настоящего Кодекса, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (подпункт 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ).

 

► Введены новые понятия (статья 11.3 НК РФ (пункт 2 статьи 1 Закона № 263-ФЗ)):

- «задолженность по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (далее - задолженность)» - общая сумма недоимок, а также не уплаченных налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов и (или) налоговым агентом пеней, штрафов и процентов, предусмотренных настоящим Кодексом, и сумм налогов, подлежащих возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, равная размеру отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица (пункт 2 статьи 11 НК РФ);

- «совокупная обязанность» - общая сумма налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую обязан уплатить (перечислить) налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент, и сумма налога, подлежащая возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом[6] (пункт 2 статьи 11 НК РФ). Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица в валюте Российской Федерации на основе документов, указанных в пункте 5 статьи 11.3 НК РФ (пункт 5 статьи 11.3 НК РФ);

- «единый налоговый платеж» - денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента; денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом;  суммы денежных средств, подлежащие учету на едином налоговом счете в указанных в пункте 1 статьи 11.3 НК РФ случаях (пункт 1 статьи 11.3 НК РФ);

- «единый налоговый счет» - форма учета налоговыми органами денежного выражения совокупной обязанности, денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа. Единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами. Сальдо единого налогового счета представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности. Положительное/отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, соответственно больше/меньше денежного выражения совокупной обязанности. При формировании положительного сальдо единого налогового счета не учитываются суммы денежных средств, зачтенные в счет исполнения соответствующей обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента на основании заявления, представленного в соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 78[7] настоящего Кодекса. Нулевое сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, равна денежному выражению совокупной обязанности (подпункты 2, 4 пункта 2, пункт 3 статьи 11.3 НК РФ).

Порядок формирования сальдо единого налогового счета организации определен статьей 4 Закона № 263-ФЗ, согласно которой:

сальдо единого налогового счета формируется 1 января 2023 года с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, в порядке, аналогичном установленному статьей 11.3 НК РФ, на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах (часть 1):

- неисполненных обязанностей организации, являющейся налогоплательщиком, плательщиком сборов, страховых взносов и (или) налоговым агентом, по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных НК РФ процентов (далее в настоящей статье - суммы неисполненных обязанностей) (пункт 1);

- излишне уплаченных и излишне взысканных налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных НК РФ процентов, а также о суммах денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа организации и не зачтенных в счет исполнения соответствующей обязанности по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов (далее в настоящей статье - излишне перечисленные денежные средства) (пункт 2);

► при этом в суммы неисполненных обязанностей не включаются суммы (часть 2):

- недоимок по налогам, государственной пошлине, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иным сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, предусмотренным НК РФ процентам, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания (пункт 1);

- недоимок по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, предусмотренным НК РФ процентам, указанным в оспариваемом в судебном порядке решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которых приостановлено по состоянию на 31 декабря 2022 года полностью или в части в результате принятия судом мер предварительной защиты (обеспечительных мер) либо принятия вышестоящим налоговым органом решения о приостановлении исполнения соответствующего решения (пункт 2);

излишне перечисленными денежными средствами не признаются суммы излишне уплаченных по состоянию на 31 декабря 2022 года (часть 3):

- налога на профессиональный доход, государственной пошлины, в отношении уплаты которой не выдан исполнительный документ, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц, уплачиваемому в порядке, установленном статьей 227.1 настоящего Кодекса (пункт 1);

- налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных НК РФ процентов, если со дня их уплаты прошло более трех лет (пункт 2);

сальдо единого налогового счета представляет собой разницу между излишне перечисленными денежными средствами и суммами неисполненных обязанностей с учетом  установленных частями 5 и 6 настоящей статьи особенностей (часть 4). В частности, частью 5 настоящей статьи определено, что суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций, зачисленного в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, не учитываются при формировании сальдо единого налогового счета и признаются зачтенными в счет исполнения предстоящих обязанностей по уплате указанного налога без заявления налогоплательщика, за исключением случая, если при исчислении разницы между суммами, указанными в части 4 настоящей статьи, без учета таких сумм налога на прибыль организаций она составила отрицательную величину. В этом случае суммы излишне уплаченного по состоянию на 31 декабря 2022 года налога на прибыль организаций, зачисленные в бюджет субъекта Российской Федерации и учитываемые при формировании сальдо единого налогового счета, зачитываются в счет погашения сумм неисполненных обязанностей начиная с наименьшей суммы. Остаток излишне уплаченного налога, не учтенного при формировании сальдо единого налогового счета, признается зачтенным в счет исполнения предстоящих обязанностей по уплате указанного налога, зачисляемого в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации;

не подлежат рассмотрению налоговыми органами после 1 января 2023 года заявления, в частности (часть 8):

- о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений до 31 декабря 2022 года (включительно) налоговым органом не принято решение о возврате денежных средств (пункт 1);

- о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений налоговым органом до 31 декабря 2022 года (включительно) не принято решение о зачете (пункт 2).

Коллегия Налоговых Консультантов

предлагает  финансовым организациям безлимитное консультационное обслуживание. Стоимость 45 тыс рублей в месяц.

+7915-329-02-05

Как указано в подпункте 1 пункта 7 статьи 11.3 НК РФ, при определении размера совокупной обязанности не учитываются, в числе прочего, суммы налогов, сборов, страховых взносов, подлежащих уменьшению на основании налоговых деклараций (расчетов), уточненных налоговых деклараций (расчетов), предусматривающих уменьшение подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов, если со дня истечения установленного законодательством о налогах и сборах срока уплаты соответствующих налога, сбора, страховых взносов прошло более трех лет, за исключением случаев осуществления налоговым органом перерасчета налогов, сборов, страховых взносов по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, и случаев восстановления судом указанного срока, если причины его пропуска признаны судом уважительными.

Таким образом, действующим в настоящее время (до 01.01.2023г.) налоговым законодательством для излишне уплаченных сумм налогов (сборов, страховых взносов, пеней и штрафов) предусмотрен механизм их возврата налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сборов, страховых взносов) или зачета в счет предстоящих платежей по налогам (сборам, страховым взносам, пеням и штрафам). Указанный возврат или зачет осуществляется по решению налогового органа на основании поданного налогоплательщиком заявления на зачет или возврат излишне уплаченного налога. Указанное заявление может быть подано налогоплательщиком в течение 3 лет со дня уплаты суммы налога.

С 01.01.2023г. изменяется:

- порядок исполнения обязанности по уплате налогов (сборов, страховых взносов). Уплата налогов в бюджетную систему Российской Федерации осуществляется в качестве единого налогового платежа на единый налоговый счет;

- механизм реализации налогоплательщиками (плательщиками сборов, страховых взносов) права на возврат или зачет денежных средств, уплаченных в бюджетную систему Российской Федерации. Зачет или возврат осуществляется в размере, не превышающем положительное сальдо единого налогового счета, по заявлению налогоплательщика.

Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, соответственно больше денежного выражения совокупной обязанности.

Суммы излишне уплаченных и излишне взысканных налогов (авансовых платежей, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов) увеличивают сальдо единого налогового счета. При этом не учитываются излишне уплаченные по состоянию на 31.12.2022г. налоги (авансовые платежи, сборы, страховые взносы, пени, штрафы), если со дня их уплаты прошло более трех лет.

Из приведенных норм следует, что суммы налогов, излишне уплаченные по состоянию на 31.12.2022г. более 3 лет назад, не возвращенные или не зачтенные налогоплательщиком, не признанные в качестве единого налогового платежа на едином налоговом счете, с 01.01.2023г. не смогут зачитываться в уплату предстоящих платежей в бюджетную систему и не будут подлежать возврату налогоплательщику.

Соответственно, мы согласны с тем, что с 2023г. суммы переплат в бюджет РФ сроком свыше 3 лет по состоянию на 31.12.2022г. подлежат списанию с данных бухгалтерского учета.

В регистрах бухгалтерского учета подлежат регистрации данные, содержащиеся в первичных учетных документах (пункт 1 статьи 10 Закона № 402-ФЗ).

Планом счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций для учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными актами Банка России по этим вопросам предназначены счета 60301 (пассивный) и 60302 (активный) «Расчеты по налогам и сборам». По дебету счета 60302 отражаются суммы переплат, подлежащие возмещению (возврату) из бюджета. Основанием для отражения в бухгалтерском учете переплат по налогам и сборам (других сумм, подлежащих возмещению (возврату) из бюджета), а также их зачета в счет уплаты других налогов или очередных платежей по данному налогу является решение налогового органа, оформленное в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обычаем делового оборота (пункт 6.5 части II Положения № 579-П).

На основании пункта 1 статьи 21 НК РФ (в редакции Закона № 263-ФЗ) налогоплательщики имеют  право:

- на осуществление сверки принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, либо сумм денежных средств, перечисленных не в качестве единого налогового платежа, а также на получение акта такой сверки (подпункт 5.1);

- на основании представленного в налоговый орган запроса получать справки о наличии по состоянию на дату такого запроса положительного, отрицательного или нулевого сальдо единого налогового счета налогоплательщика, справки о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа с учетом положений подпункта 10 пункта 1 статьи 32 настоящего Кодекса (подпункт 5.2).

Налоговые органы согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 32 НК РФ обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу, переданному в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика либо на бумажном носителе, справку о наличии по состоянию на дату формирования справки положительного, отрицательного или нулевого сальдо единого налогового счета такого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, справку о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа, и справку об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов по состоянию на дату формирования справки на основании данных налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика либо на бумажном носителе в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Справка о наличии положительного, отрицательного или нулевого сальдо единого налогового счета и справка о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа, представляются в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующих запросов, справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов - в течение десяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса. Справка о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа, формируется за период, не превышающий трех лет, предшествующих дню поступления в налоговый орган соответствующего запроса, и должна содержать сведения о всех денежных средствах, поступивших и признаваемых в качестве единого налогового платежа, и иных суммах, признаваемых в качестве единого налогового платежа, с указанием их принадлежности, определенной на дату формирования справки.

Полагаем, что в качестве первичных документов для отражения в бухгалтерском учете сумм излишне уплаченных в бюджетную систему налогов, а также списания сумм переплат сроком свыше 3 лет по состоянию на 31.12.2022г., с 01.01.2023г. могут использоваться акты сверки принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, справки о наличии положительного сальдо единого налогового счета, выданные налоговым органом.

Принципы и порядок определения доходов и расходов для кредитных организаций установлены в Положении № 446-П, согласно которому расходами кредитной организации признается уменьшение экономических выгод, приводящее к уменьшению собственных средств (капитала) кредитной организации, за исключением уменьшения экономических выгод по операциям с субординированными кредитами (депозитами, займами, облигационными займами), классифицированными как долевые инструменты, а также за исключением распределения прибыли между акционерами или участниками и (или) уменьшения вкладов по решению акционеров или участников, и происходящее в форме (пункт 1.3):

выбытия активов (например, в связи с утратой, порчей имущества);

снижения стоимости активов в результате переоценки (за исключением переоценки (уценки) основных средств, активов в форме права пользования, относящихся к основным средствам, нематериальных активов, финансовых активов, оцениваемых по справедливой стоимости через прочий совокупный доход, а также уменьшения требований по выплате долгосрочных вознаграждений работникам по окончании трудовой деятельности при переоценке, относимых на уменьшение добавочного капитала) или износа;

создания или увеличения резервов на возможные потери, создания или увеличения резервов - оценочных обязательств некредитного характера;

уменьшения активов в результате операций по поставке (реализации) активов, выполнению работ, оказанию услуг;

увеличения обязательств (за исключением увеличения обязательств по выплате долгосрочных вознаграждений работникам по окончании трудовой деятельности при переоценке, относимых на уменьшение добавочного капитала), не связанного с получением (образованием) соответствующих активов.

Расходы кредитных организаций в зависимости от их характера и видов операций подразделяются на процентные и операционные (пункт 2.1 Положения № 446-П).  Операционные расходы, в числе прочего, включают расходы, связанные с обеспечением деятельности кредитной организации, в том числе, носящие общеорганизационный характер и, в целях настоящего Положения, не идентифицируемые (не сопоставляемые) с каждой совершаемой операцией и (или) сделкой (пункт 2.3 Положения № 446-П). В частности, к  расходам, связанным с обеспечением деятельности кредитной организации, в том числе, относятся расходы, возникшие вследствие нарушения условий, связанных с осуществлением кредитной организацией своей деятельности, например, несоблюдения требований законодательства Российской Федерации, договорной и трудовой дисциплины, обычаев делового оборота и тому подобного, а также расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и тому подобное), в их числе (пункт 2.4 Положения № 446-П): неустойки (штрафы, пени) по прочим (хозяйственным) операциям; платежи в возмещение причиненных убытков; расходы от оприходования излишков и списания недостач; другие расходы, относимые к прочим, в том числе носящие разовый, случайный характер.

Расход признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий (пункт 16.1 Положения № 446-П):

расход производится (возникает) в соответствии с договором, требованиями законодательных и иных нормативных актов, обычаями делового оборота;

сумма расхода может быть определена;

отсутствует неопределенность в отношении признания расхода.

Согласно пункту 26.22 Положения № 446-П расходы от списания активов, в том числе невзысканной дебиторской задолженности, отражаются в Отчете о финансовых результатах по символу 48606 в фактических суммах на дату их выявления.

Полагаем, что отраженные на счете 60302 по состоянию на 01.01.2023г. суммы переплат налогов в бюджетную систему РФ, не признанные в качестве единого налогового платежа, на основании перечисленных выше документов налогового органа подлежат списанию по символу ОФР 48606.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик налога на прибыль организаций уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения, указан  в статье 270 НК РФ и фактически носит открытый характер, так как в пункте 49 поименованы иные расходы, не соответствующие критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 настоящего Кодекса.

В целях главы 25 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности (пункт 2 статьи 265 НК РФ):

в виде убытков прошлых налоговых периодов, выявленных в текущем отчетном (налоговом) периоде (подпункт 1);

суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва (подпункт 2).

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации, за исключением задолженности по договору кредита (займа) в пределах обязательства кредитора перед внешним участником по соглашению о финансировании участия в кредите (займе) (пункт 2 статьи 266 НК РФ).

 В связи с тем, что налогоплательщик вправе излишне уплаченные в бюджетную систему налоговые платежи зачесть в уплату других платежей в бюджет либо вернуть из бюджета, пропуск срока зачета или возврата средств налогоплательщиком и, как следствие, непризнание излишне уплаченных сумм в составе единого налогового платежа, по нашему мнению, не приводит к признанию невостребованных налогоплательщиком излишне уплаченных сумм экономически обоснованными затратами в целях главы 25 НК РФ, в том числе безнадежными долгами. Как следствие, указанные расходы не могут учитываться в целях уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль организаций и, соответственно, в декларации по налогу на прибыль организаций не отражаются.

Коллегия Налоговых Консультантов

предлагает  финансовым организациям безлимитное консультационное обслуживание. Стоимость 45 тыс рублей в месяц.

+7915-329-02-05

Документы и литература.

1.             НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации (ч.I) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ  и (ч.II) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ;

2.             Закон № 263-ФЗ – Федеральный закон от 14.07.2022г. № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»;

3.             Закон № 402-ФЗ – Федеральный закон от 06.12.2011Г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

4.             Положение № 579-П – Положение Банка России от 27.02.2017г. № 579-П «О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения»;

5.             Положение № 446-П - Положение Банка России от 22.12.2014г. № 446-П «О порядке определения доходов, расходов и прочего совокупного дохода кредитных организаций».



[1] если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 52 настоящего Кодекса

[2] Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд (пункт 3 статьи 6.1 НК РФ).

[3] Начало действия документа – 01.01.2023г.

[4] Принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности: 1) недоимка - начиная с наиболее раннего момента ее выявления; 2) налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате; 3) пени; 4) проценты; 5) штрафы.

[5] Уплата налога на профессиональный доход и сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, уплачиваемых самостоятельно плательщиками сборов в соответствии с главой 25.1 настоящего Кодекса, может осуществляться не в качестве единого налогового платежа. Уплата государственной пошлины, в отношении уплаты которой судом выдан исполнительный документ, осуществляется в качестве единого налогового платежа. Уплата государственной пошлины, не указанной в абзаце третьем настоящего пункта, налога на доходы физических лиц, уплачиваемого в порядке, установленном статьей 227.1 настоящего Кодекса, осуществляется не в качестве единого налогового платежа.

[6] При этом в совокупную обязанность не включаются суммы налога на доходы физических лиц, уплачиваемого в порядке, установленном статьей 227.1 настоящего Кодекса, и суммы государственной пошлины, в отношении уплаты которой судом не выдан исполнительный документ

[7] В заявлении о распоряжении путем зачета в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса) указываются принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности.


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел