Главная / Консультации / Банковский аудит / По вопросу применения нормы пункта 2 статьи 60 НК РФ о невзимании платы за исполнение распоряжений на перевод денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации

По вопросу применения нормы пункта 2 статьи 60 НК РФ о невзимании платы за исполнение распоряжений на перевод денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

24.12.2020
Вопрос

Описание ситуации.
Согласно пункту 2 статьи 60 НК РФ: Поручение налогоплательщика или поручение налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается, за исключением операций по перечислению налога посредством осуществления трансграничного перевода денежных средств с использованием международных платежных карт, при осуществлении которого налогоплательщика обслуживает иностранный банк.

Вопрос.
При исполнении распоряжений клиентов на перевод денежных средств на какие балансовые счета (1 и 2 порядка) банки не имеют право взимать плату за обслуживание по операциям (уплата налогов, сборов и т.д.)?
Ответ

Мнение консультантов.

Норма пункта 2 статьи 60 НК РФ о невзимании платы за исполнение распоряжений на перевод денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации распространяется на распоряжения клиентов и налоговых органов о перечислении устанавливаемых в соответствии с НК РФ налогов, сборов, страховых взносов, штрафов и пеней на счет, открытый соответствующему органу федерального казначейства в подразделении Банка России на балансовом счете второго порядка 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации».

 

Обоснование мнения консультантов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.К отношениям по установлению и взиманию страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой указанных страховых взносов, обжалования актов, действий (бездействия) должностных лиц соответствующих органов контроля и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство оналогах и сборах не применяется (пункт 3 статьи 2 НК РФ).

Согласно статье 8 НК РФ:

налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (пункт 1);

сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности (пункт 2);

страховые взносы[1] - обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования (пункт 3).

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные[2], региональные[3] и местные[4] (пункт 1 статьи 12 НК РФ). НК РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 НК РФ настоящего Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов (пункт 7 статьи 12 НК РФ).

 

В соответствии с пунктом 3 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи с момента:

предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика (со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа (подпункт 1);

передачи физическим лицом в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства без открытия счета в банке денежных средств, предоставленных банку физическим лицом, при условии их достаточности для перечисления (подпункт 1.1).

Поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, установленными Минфином РФ, по согласованию с Банком России (пункт 7 статьи 45 НК РФ).

Правила, предусмотренные статьей 45 НК РФ, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, а также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов с учетом положений настоящего пункта (пункты 8, 9 статьи 45 НК РФ).

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. Уплата налога производится в наличной или безналичной форме(пункты 1, 4 статьи 58 НК РФ). Правила, предусмотренные статьей 58 НК РФ, применяются также в отношении порядка уплаты сборов, страховых взносов (пеней и штрафов) (пункт 7 статьи 58 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 60 НК РФ банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства (далее по тексту - поручение налогоплательщика), а также поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее по тексту  - поручение налогового органа) в очередности, установленной гражданским законодательством. Как справедливо отмечено Банком в тексте вопроса, в силу пункта 2 статьи 60 НК РФ, если иное не предусмотрено НК РФ, поручение налогоплательщика или поручение налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается, за исключением операций по перечислению налога посредством осуществления трансграничного перевода денежных средств с использованием международных платежных карт, при осуществлении которого налогоплательщика обслуживает иностранный банк.

Как указано КС РФ в Определении № 2013-О, норма пункта 2 статьи 60 НК РФ содержит ясное и однозначное требование, в силу которого банки, выполняющие в этом случае публичные обязанности, лишены возможности обременять плательщиков налоговых платежей дополнительными расходами в виде платы банку за обслуживание (комиссии).

Правила, установленные статьей 60 НК РФ, применяются также в отношении обязанности банков по исполнению поручений налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и распространяются на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации сборов, страховых взносов, единого налогового платежа физического лица, пеней и штрафов, а также применяются при исполнении банком поручений местных администраций, организаций федеральной почтовой связи и многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств, принятых от физических лиц - налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) (пункты 5, 6 статьи 60 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ № 703 Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с  законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Законом № 307-ФЗ.

Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные федеральные казенные учреждения во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Банком России, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Постановления Правительства РФ 3 703)

На основании пункта 5 Постановления Правительства РФ № 703 Федеральное казначейство осуществляет, в том числе следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

- ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета (подпункт 5.2);

- открывает в Банке России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливает режимы счетов федерального бюджета (подпункт 5.3);

- осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета (подпункт 5.11).

Одновременно пунктом 1 статьи 40 БК РФ установлено, что доходы от федеральных налогов и сборов, региональных налогов, местных налогов и сборов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными БК РФ, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями БК РФ, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Минфином РФ порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, указанный в  абзаце 1 настоящего пункта, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им поручению (уведомлению). Органы Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после дня получения от учреждения Банка России выписки со своих счетов, указанных в абзаце 1 настоящего пункта, осуществляют перечисление указанных доходов на единые счета соответствующих бюджетов.

Согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ в целях применения НК РФ под счетами  Федерального казначейства понимаются счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным  законодательством Российской Федерации.

Учет поступлений в валюте Российской Федерации и их распределение между бюджетами осуществляется на счетах, открытых органам Федерального казначейства в подразделениях расчетной сети Банка России для учета поступлений и их распределения между бюджетами (счет органа Федерального казначейства) (пункт 2  Порядка). Органы Федерального казначейства доводят до администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее по тексту - администраторы поступлений в бюджет) сведения о реквизитах счетов, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, не позднее рабочего дня, следующего за днем их открытия или днем их изменения. Администраторы поступлений в бюджет доводят до плательщиков сведения о реквизитах счетов, значения ИНН и КПП получателя (администратора поступлений в бюджет), код классификации доходов бюджетов Российской Федерации бюджетной классификации Российской Федерации (далее - код бюджетной классификации) и другую информацию, необходимую для заполнения распоряжений о переводе денежных средств в бюджеты (пункт 3 Порядка).

Планом счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях для учета доходов от уплаты федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежащих распределению органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации к балансовому счету 401 «Средства федерального бюджета» открыт балансовый счет второго порядка 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации». Счет открывается органам Федерального казначейства. По кредиту счета отражаются суммы поступивших денежных средств. По дебету счета отражаются суммы переводов денежных средств. В аналитическом учете ведутся лицевые счета органов Федерального казначейства (пункт 4.1 части II Положения № 579-П).

Таким образом, норма пункта 2 статьи 60 НК РФ о невзимании платы за исполнение распоряжений на перевод денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации распространяется на распоряжения клиентов и налоговых органов о перечислении устанавливаемых в соответствии с НК РФ налогов, сборов, страховых взносов, штрафов и пеней на счет, открытый соответствующему органу федерального казначейства в подразделении Банка России на балансовом счете 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации».

 

Документы и литература.

1.            НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации (ч.I) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ  и (ч.II) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ;

2.             БК РФ – Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. № 145-ФЗ;

3.            Определение КС РФ № 2013-О – Определение Конституционного Суда РФ от 25.09.2014г. № 2013-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Журбина Александра Павловича на нарушение его конституционных прав абзацем первым пункта 2 статьи 60 Налогового кодекса Российской  Федерации»;

4.            Закон № 307-ФЗ - Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2008г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

5.            Постановление Правительства РФ № 703 - Постановление Правительства РФ от 01.12.2004г. № 703 «О Федеральном казначействе»;

6.             Порядок – Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской  Федерации, утвержден Приказом Минфина РФ от 18.12.2013г. № 125н;

7.            Положение № 579-П – Положение Банка России от 27.02.2017г. № 579-П «О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения».



[1]Для целей НК РФ страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц (пункт 3 статьи 8 НК РФ).

[2] Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи (пункт 2 статьи 12 НК РФ).

[3]Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи (пункт 3 статьи 12 НК РФ).

[4]Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и  пунктом 7 настоящей статьи (пункт 4 статьи 12 НК РФ).


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел