Главная / Консультации / Банковский аудит / По вопросу определения срока просрочки исполнения по кредитам в случае предоставления льготного периода в соответствии с Федеральным законом №106-ФЗ и банковскими программами реструктуризации

По вопросу определения срока просрочки исполнения по кредитам в случае предоставления льготного периода в соответствии с Федеральным законом №106-ФЗ и банковскими программами реструктуризации

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

02.10.2020
Вопрос

Описание ситуации.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 03.04.2020 № 106-ФЗ Банк обязан предоставить льготный период заемщику, чья деятельность относится к перечню отраслей экономики, наиболее пострадавших от пандемии, в том числе в случае наличия просроченной задолженности по кредиту.
Также Банк предлагает собственные программы реструктуризации для заемщиков, пострадавших от пандемии, но не соответствующих условиям применения Федерального закона от 03.04.2020 №106-ФЗ. В отношении собственных программ реструктуризации Банком установлено условие об отсутствии просроченной задолженности на момент начала пандемии, при этом на момент установления льготного периода просроченная задолженность может быть.
И в том, и в другом случае просроченная задолженность, имеющаяся на момент предоставления льготного периода, фиксируется и переносится на срок окончания льготного периода, штрафы и пени не начисляются.
В соответствии с требованиями Главы 5 Положения Банка России от 28.06.2017 №590-П Банк группирует ссуды в зависимости от продолжительности просроченных платежей.
В соответствии с Информационным письмом Банка России от 17.04.2020 № ИН-01-41/72 Банк вправе не ухудшать оценку качества обслуживания долга по ссудам, реструктурированным в соответствии с Федеральным законом от 03.04.2020 №106-ФЗ и собственным программам реструктуризации.

Вопрос.
Вправе ли Банк в течение льготного периода приостановить счетчик продолжительности просроченных платежей, возникших до реструктуризации ссуды?
Ответ

Мнение консультантов.

Порядок формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности (далее по тексту - резерв) определен Положением № 590-П, в соответствии с пунктом 1.3 которого резерв формируется кредитной организацией при наличии кредитного риска по ссуде (при обесценении ссуды), то есть при потере ссудой стоимости вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде перед кредитной организацией либо существования реальной угрозы такого неисполнения (ненадлежащего исполнения).

Резерв формируется по конкретной ссуде либо по портфелю однородных ссуд, то есть по группе ссуд со сходными характеристиками кредитного риска, соответствующих требованиям, установленным настоящим Положением, и обособленных в целях формирования резерва (далее по тексту  - портфель однородных ссуд) в связи с кредитным риском, обусловленным деятельностью конкретного заемщика либо группы заемщиков, предоставленные которым ссуды включены в портфель однородных ссуд (пункт 1.5 Положения № 590-П).

На основании пункта 2.3 Положения № 590-П во внутренних документах кредитной организации должны быть утверждены, в том числе:

- порядок оценки кредитного риска по портфелю однородных ссуд;

- система оценки кредитного риска по ссудам, позволяющую классифицировать портфели однородных ссуд по категориям качества, предусмотренным в пункте 1.7 настоящего Положения[1], в том числе содержащую более детализированные процедуры оценки качества ссуд и формирования резерва, чем это предусмотрено настоящим Положением.

При этом внутренние документы должны соответствовать требованиям настоящего Положения и иных нормативных актов по вопросам кредитной политики кредитных организаций и (или) методов ее реализации, а также содержать полный перечень существенных факторов, используемых кредитной организацией при классификации ссуд в соответствии с настоящим Положением.

Формирование портфелей однородных ссуд, определение размера резерва по портфелям однородных ссуд осуществляются в соответствии с порядком, установленным главой 5 настоящего Положения (пункт 1.6 Положения № 590-П).

Согласно пункту 5.2 Положения № 590-П размер резерва по портфелю однородных ссуд определяется кредитной организацией в зависимости от применяемой методики оценки риска по портфелю однородных ссуд. Порядок оценки кредитного риска по портфелю (портфелям) однородных ссуд приводится в Приложении 3 к настоящему Положению (далее по тексту – Приложение 3). Примерный перечень информации для анализа финансового положения заемщика, которую кредитная организация использует при принятии решения о включении ссуды в соответствующий портфель однородных ссуд, приведен в Приложении 2 к настоящему Положению.

В соответствии с Приложением 3 к ссудам, группируемым в портфели однородных ссуд, по усмотрению кредитной организации могут быть отнесены:

ссуды физическим лицам;

ссуды предприятиям малого и среднего бизнеса (далее по тексту – субъекты МСП) и физическим лицам - индивидуальным предпринимателям;

другие категории ссуд, соответствующие параметрам, установленным пунктом 5.1 Положения № 590-П.

Ссуды объединяются в портфели однородных ссуд в зависимости от продолжительности просроченных платежей.

В целях осуществления антикризисных мер в ситуации, возникшей в результате распространения новой коронавирусной инфекции, Законом № 106-ФЗ предоставлено право заемщикам, являющимся:

- физическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее по тексту – ИП) (статья 6 Закона № 106-ФЗ),

- субъектами МСП (статья 7 Закона № 106-ФЗ),

заключившими до дня вступления в силу настоящего Закона кредитный договор, в том числе кредитный договор, обязательства по которому обеспечены ипотекой, в любой момент в течение времени действия такого договора, но не позднее 30 сентября 2020 года, обратиться к кредитору с требованием об изменении его условий, предусматривающим приостановление исполнения заемщиком своих обязательств на срок льготного периода.

Основанием для такого обращение заемщика является:

- снижение дохода заемщика (совокупного дохода всех заемщиков по кредитному договору) за месяц, предшествующий месяцу обращения заемщика с требованием, более чем на 30 процентов по сравнению со среднемесячным доходом заемщика (совокупным среднемесячным доходом заемщиков) за 2019 год – для физических лиц и ИП (подпункт 2 пункта 1 статьи 6 Закона № 106-ФЗ);

- осуществление заемщиком деятельности в отраслях экономики, определенных Правительством Российской Федерации в Постановлении № 434 (далее по тексту - пострадавшие отрасли экономики) – для субъектов МСП (пункт 1 статьи 7 Закона № 106-ФЗ).

Кредитор, получивший соответствующее требование заемщика, обязан рассмотреть указанное требование и в случае его соответствия вышеуказанным условиям сообщить заемщику об изменении условий кредитного договора (пункт 6 статьи 6, пункт 6 статьи 7 Закона № 106-ФЗ).

Таким образом, Законом № 106-ФЗ установленоправо заемщика обратиться к кредитору с требованием о проведении реструктуризации ссуды и обязанность кредитора исполнить такое требование.

Одновременно нормами Закона № 106-ФЗ предусмотрено, что в течение льготного периода не допускаются:

- начисление неустойки (штрафа, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение заемщиком обязательств по возврату кредита и (или) уплате процентов на сумму кредита (займа),

- предъявление требования о досрочном исполнении обязательства по кредитному договору;

- обращение взыскания на предмет залога или предмет ипотеки, обеспечивающий обязательства по соответствующему кредитному договору;

- обращение с требованием к поручителю (гаранту).

Сумма процентов, неустойки (штрафа, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение заемщиком обязательств по возврату кредита (займа) и (или) уплате процентов на сумму кредита, не уплаченная заемщиком до установления льготного периода, фиксируется на день установления льготного периода. При этом для субъектов МСБ установлено, что уплата зафиксированной суммы осуществляется после окончания льготного периода (пункт 14 статьи 6, пункт 9 статьи 7 Закона № 106-ФЗ).

Разъясняя применение  Закона № 106-ФЗ, Банк России на своем официальном сайте разместил ответы на часто возникающие вопросы[2] и указал, в частности,  что юридическое лицо, относящееся к субъектам МСП, вправе  воспользоваться льготным периодом по кредитному договору при наличии просроченных платежей по такому договору. «Если сфера деятельности компании относится к перечню отраслей экономики, наиболее пострадавших в результате пандемии, то кредитор не вправе отказывать в предоставлении льготного периода по заявлению заемщика в соответствии с Федеральным законом от 03.04.2020 № 106-ФЗ. Кредитные каникулы (льготный период) должны предоставляться бесплатно, без взимания каких-либо комиссий. В таком случае проценты, штрафы и пени (даже по ранее возникшим обязательствам) фиксируются и выплачиваются после окончания льготного периода. Кроме того, если сфера деятельности такого заемщика не относится к перечню отраслей экономики, наиболее пострадавших в результате пандемии, заемщику может быть предоставлен льготный период по собственным программам кредитора при их наличии. Закон № 106-ФЗ в этом случае применяться не будет».

Из изложенного следует, что для ссуд, предоставленных субъектам МСП:

- в течение льготного периода, предоставленного кредитором заемщику в соответствии с Законом № 106-ФЗ,  приостанавливается исполнение всех обязательств заемщика (включая исполнение обязательств по погашению просроченной задолженности);

- при предоставлении льготного периода по собственной программе кредитора положения Закона № 106-ФЗ не применяются; порядок исполнения заемщиком обязательств в течение льготного периода регулируется условия программы.

В Информации Банка России приведен перечень ключевых мер, принятых и принимаемых Банком России в целях ограничения последствий распространения коронавирусной инфекции (далее по тексту – Перечень), в который включены меры:

- по защите интересов граждан;

- по поддержке корпоративного кредитования и реструктуризаций;

- по поддержке кредитования малого и среднего бизнеса;

 - по поддержке ипотечного кредитования;

- по поддержке потенциала финансового сектора по предоставлению ресурсов экономике;

- по обеспечению дистанционного обслуживания клиентов и содействию самоизоляции;

 - по снижению регуляторной и надзорной нагрузки на финансовые организации;

- по снижению нагрузки на российские акционерные общества.

В пункте 1.2 Перечня средимер по защите интересов граждан указана предоставленная банкам возможность до 31 марта 2021 года не увеличивать резервы по кредитам заемщикам – физическим лицам, у которых ухудшилось финансовое положение на фоне пандемии, а также по реструктурированным кредитам (и в рамках Закона № 106-ФЗ, и в рамках дополнительных программ банков)[3]:

«В целях применения Положения Банка России № 590-П и Положения Банка России № 611-П при классификации реструктурированных в соответствии с Федеральным законом от 03.04.2020 № 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа» или реструктурированных в рамках банковских программ ссуд, прочих активови условных обязательств кредитного характера, вытекающих из условий кредитных договоров с заемщиками, по которым по состоянию на 1 марта 2020 года отсутствовала просроченная задолженность или непрерывная длительность просроченной задолженности не превышала 30 календарных дней, уполномоченным органом управления (органом) кредитной организации по 30 сентября 2020 года включительно может быть принято решение (общее решение в отношении совокупности ссуд, прочих активов и условных обязательств кредитного характера) на срок не более 6 месяцев о неухудшении оценки финансового положения, и (или) качества обслуживания долга, и (или) категории качества ссуд, прочих активов и условных обязательств кредитного характера заемщиков, определенных по состоянию на 1 марта 2020 года.

При принятии указанного решения в отношении ссуд, прочих активов и условных обязательств кредитного характера, классифицируемых на портфельной основе и реструктурированных в соответствии с Федеральным законом от 03.04.2020 № 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа» либо в рамках банковских программ по реструктуризации, они могут включаться в отдельные портфели исходя из соответствующей программы и длительности просроченных платежей, сложившейся по состоянию на 1 марта 2020 года».

Среди мер по поддержке кредитования субъектов МСП:

- в пункте 3.2 Перечня указана предоставленная банкам возможность  до 30 сентября 2020 года при классификации ссуд, прочих активов и условных обязательств кредитного характера юридических лиц - заемщиков (контрагентов) - субъектов МСП, финансовое положение и (или) качество обслуживания долга которых ухудшилось в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), принять решение о неухудшении оценки их финансового положения, и (или) качества обслуживания долга, и (или) категории качества ссуд, прочих активов и условных обязательств кредитного характера, осуществленной на 1 февраля 2020 года (Информационное Письмо Банка России от 20.03.2020г. № ИН-01-41/20[4]);

- в пункте 3.3 Перечня  Банком России рекомендовано банкам  в период до 30 сентября 2020 года в качестве первоочередной меры, направленной на предотвращение случаев возникновения у субъектов МСП просроченной задолженности или в целях ее урегулирования, рассматривать реструктуризацию предоставленных этой категории заемщиков кредитов, в том числе, путем предоставления отсрочки по погашению остатка основного долга и процентов, в случае поступления соответствующих заявлений от субъектов МСП (Информационное письмо Банка России от 20.03.2020г. № ИН-06-59/24).

На основании приведенных разъяснений и рекомендаций Банка России могут быть сделаны следующие выводы:

- включение в соответствующий портфель однородных ссуд исходя из длительности просроченных платежей, сложившихся по состоянию на 01 марта 2020г., возможно лишь для ссуд, классифицируемых на портфельной основе и реструктурированных в соответствии с Законом № 106-ФЗ, либо в рамках банковских программ  реструктуризации, и предоставленных физическим лицам. По таким ссудам Банк вправе приостановить с 01 марта 2020г. «счетчик продолжительности просроченных платежей»;

- разъяснения Банка России, изложенные в Информационном Письме от 17.04.2020г. № ИН-01-41/72, не распространяются на ссуды, предоставленные субъектам МСП;

- для ссуд, предоставленных субъектам МСП и реструктурированных в соответствии с Законом № 106-ФЗ, «счетчик продолжительности просроченных платежей» приостанавливается на время льготного периода на основании пункта 1 статьи 7 Закона № 106-ФЗ;

- для ссуд, предоставленных субъектам МСП и реструктурированных в соответствии с собственной программой Банка, предусмотренные Законом № 106-ФЗ положения о приостановлении «счетчика продолжительности просроченных платежей» не применяются,  порядок исполнения заемщиком обязательств в течение льготного периода регулируется условиями такой программы.

 

Документы и литература.

1.             Закон № 106-ФЗ Федеральный закон от 03.04.2020г. № 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа»;

2.             Постановление № 434– Постановление Правительства РФ от 03.04.2020г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции»;

3.             Положение № 590-П– Положение Банка России от 28.06.2017г. № 590-П «О порядке формирования кредитными организациями резерва на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности»;

4.             Положение № 611-П – Положение Банка России от 23.10.2017г. № 611-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери»;

5.             Информация Банка России – Информация Банка России «Меры Банка России по ограничению последствий пандемии коронавирусной инфекции», размещена на сайте https://cbr.ru по состоянию на 18.05.2020.



[1] Кредитная организация формирует резервы по портфелям однородных ссуд в соответствии с применяемой ею методикой оценки риска по соответствующим портфелям однородных ссуд. Кредитная организация распределяет сформированные портфели однородных ссуд по следующим категориям качества:

I категория качества - портфели однородных ссуд с размером сформированного резерва в размере, равном нулю (0) (потери по портфелю однородных ссуд отсутствуют);

II категория качества - портфели однородных ссуд с размером сформированного резерва не более 3 процентов совокупной балансовой стоимости ссуд, объединенных в портфель;

III категория качества - портфели однородных ссуд с размером сформированного резерва свыше 3 и до 20 процентов включительно совокупной балансовой стоимости ссуд, объединенных в портфель;

IV категория качества - портфели однородных ссуд с размером сформированного резерва свыше 20 и до 50 процентов включительно совокупной балансовой стоимости ссуд, объединенных в портфель;

V категория качества - портфели однородных ссуд с размером сформированного резерва свыше 50 процентов совокупной балансовой стоимости ссуд, объединенных в портфель.

[2]Меры по поддержке граждан и экономики в условиях пандемии коронавируса // Банк России: официальный сайт. 2020. URL: http://www.cbr.ru (дата обращения: 14.05.2020).

[3]Информационное письмо Банка России от 17.04.2020г. № ИН-01-41/72.

[4]В отношении юридических лиц - заемщиков, осуществляющих деятельность в сфере железнодорожного транспорта (междугородные и международные пассажирские и грузовые перевозки), прочего сухопутного пассажирского транспорта, автомобильного грузового транспорта и услуг по перевозкам, водного транспорта, пассажирского и грузового воздушного транспорта, услуг по предоставлению мест временного проживания, туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма, а также заемщиков  - субъектов малого и среднего предпринимательства.


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел