Главная / Консультации / Банковский аудит / По вопросам учета факта реструктуризации ссуды в рамках банковских программ реструктуризации при оценке кредитного риска на основе внутрибанковских оценок кредитоспособности заемщика

По вопросам учета факта реструктуризации ссуды в рамках банковских программ реструктуризации при оценке кредитного риска на основе внутрибанковских оценок кредитоспособности заемщика

16.11.2020
Вопрос

Описание ситуации.
В соответствии с Информационным сообщением Банка России от 20.03.2020 «Банк России утвердил меры по поддержке граждан, экономики и финансового сектора в условиях пандемии коронавируса» малый и средний бизнес (далее – МСП) определены в качестве одного из наиболее уязвимых секторов экономики в условиях пандемии.
Банкам предоставлены возможности:
- до 30 сентября 2020 года не ухудшать оценку качества обслуживания долга вне зависимости от оценки финансового положения заемщика - субъекта МСП по реструктурированным ссудам,
- до 30 сентября 2020 года принимать решение о неухудшении оценки финансового положения заемщика - субъекта МСП для целей формирования резервов под потери.
В качестве первоочередной меры, направленной на предотвращение случаев возникновения у субъектов МСП просроченной задолженности или в целях ее урегулирования, рекомендовано (Информационное письмо Банка России от 20.03.2020 № ИН-06-59/24) рассматривать реструктуризацию предоставленных им кредитов (займов) в случае поступления соответствующих заявлений от субъектов МСП.
В Банке действуют программы кредитования субъектов МСП, оценка кредитного риска которых основана на внутрибанковских оценках кредитоспособности заемщика без использования официальной отчетности и проведения оценки его финансового положения в соответствии с требованиями главы 3 Положения 590-П. Банком разработаны собственные программы реструктуризации ссудной задолженности, возникшей по данным программам, включающие в себя увеличение срока кредитования и изменение графика погашения основного долга (уменьшение ежемесячных платежей). Условием участия в программе реструктуризации является отсутствие просроченной задолженности на момент реструктуризации.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5.1 Положения Банка России 590-П ссуды с индивидуальными признаками обесценения (то есть с признаками, наличие которых не позволяет классифицировать ссуду в I категорию качества, в том числе если финансовое положение заемщика и качество обслуживания долга по ссуде оцениваются хуже, чем хорошие, с учетом требований пунктов 3.3 - 3.5, 3.7 и 3.8 настоящего Положения и (или) выявлены факторы, являющиеся основанием для классификации ссуд в соответствии с требованиями пунктов 3.12 - 3.14 и 4.9 настоящего Положения), за исключением случаев, предусмотренных абзацами шестым, шестнадцатым и двадцать пятым настоящего пункта, оцениваются (классифицируются) на индивидуальной основе.Рассматриваемая программа кредитования соответствует условиям, установленным абзацем 16 пункта  5.1 Положения Банка России 590-П и, соответственно, данные ссуды не подлежат исключению из ПОС при наличии индивидуальных признаков обесценения, в т.ч. реструктуризации.
Принимая во внимание комплекс реализуемых Банком России мер по поддержке кредитования субъектов МСП, соответствие системы оценки кредитного риска по программе кредитования условиям, при которых не требуется исключать реструктурированную ссуду из ПОС, Банком принято решение о нецелесообразности учета факта реструктуризации долга в качестве фактора повышенного кредитного риска при оценке кредитоспособности заемщика.

Вопросы.
1.    Требуется ли документально оформленное решение органов управления Банка о нецелесообразности учета факта реструктуризации долга в качестве фактора повышенного кредитного риска при оценке кредитоспособности заемщика и необходимо ли рассматривать данное решение в качестве решения, принятого в соответствии с п.3.10 Положения Банка России 590-П (в том числе в части увеличения на 0,5% размера резерва по ПОС в соответствии с абзацем 3 п.5.1. Положения Банка России 590-П)?Возможно ли распространить данный подход на оценку кредитного риска по реструктурированным ссудам после 30.09.2020г.?
2.    Допустимо ли объединять в один ПОС реструктурированные и нереструктурированные ссуды, выданные по одной программе и является ли обязательным проведение оценки кредитоспособности заемщика на дату реструктуризации ссуды?
Ответ

Мнение консультантов.

Кредитные организации обязаны формировать резервы на возможные потери по ссудам (далее по тексту – резерв) в соответствии с порядком, установленным Положением № 590-П.

Классификация (реклассификация) ссуд и формирование (уточнение размера) резерва осуществляются на основании следующих принципов (пункт 1.2 Положения № 590-П):

соответствие фактических действий по классификации ссуд и формированию резерва требованиям настоящего Положения и внутренних документов кредитной организации по вопросам классификации ссуд и формирования резерва, принимаемых уполномоченным органом (уполномоченными органами) кредитной организации (далее по тексту - внутренние документы);

комплексный и объективный анализ всей информации, относящейся к сфере классификации ссуд и формирования резервов;

своевременность классификации (реклассификации) ссуды и (или) формирования (уточнения размера) резерва и достоверность отражения изменений размера резерва в учете и отчетности.

Пунктом 2.3 Положения № 590-П определено, что внутренние документы должны соответствовать требованиям настоящего Положения и иных нормативных актов по вопросам кредитной политики кредитных организаций и (или) методов ее реализации, а также содержать полный перечень существенных факторов, используемых кредитной организацией при классификации ссуд в соответствии с настоящим Положением. Состав внутренних документов определяется кредитной организацией самостоятельно с учетом требований настоящего Положения, при этом, должен предусматривать, в том числе:

порядок оценки ссуд, в том числе критерии оценки ссуд, порядок документального оформления и подтверждения оценки ссуд;

порядок принятия и исполнения решений по формированию резерва;

порядок оценки кредитного риска по портфелю однородных ссуд;

систему оценки кредитного риска по ссудам, позволяющую классифицировать ссуды (портфели однородных ссуд) по категориям качества, в том числе содержащую более детализированные процедуры оценки качества ссуд и формирования резерва, чем это предусмотрено настоящим Положением;

систему оценки кредитного риска по ссудам, предоставленным субъектам малого и среднего предпринимательства, определенным статьями 3, 4 и 4.1 Закона № 209-ФЗ (далее по тексту – субъекты МСП[1]) и сгруппированным в портфели однородных ссуд, по которым оценка риска осуществляется на основе внутрибанковских оценок кредитоспособности заемщика без использования официальной отчетности и проведения оценки финансового положения в соответствии с требованиями главы 3 настоящего Положения (далее  по тексту - внутрибанковские оценки кредитоспособности);

иные положения.

Кредитная организация раскрывает информацию о кредитной политике (правилах, процедурах, методиках), которая применяется при классификации ссуд и формировании резерва по соответствующим типам и видам ссуд, включая отраслевые, территориальные и иные аспекты, а также по портфелям однородных ссуд, в составе отчетности, представляемой в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России (пункт 2.4 Положения № 590-П).В частности в соответствии с пунктом 3.10 Положения № 590-П:

- решение (общее решение в отношении совокупности ссуд) о признании обслуживания долга хорошим по реструктурированным ссудам, по ссудам, по которым платежи по основному долгу и (или) по процентам осуществляются за счет денежных средств и (или) иного имущества, предоставленных заемщикукредитной организацией - ссудодателем прямо либо косвенно (через третьих лиц), обслуживание долга по которым осуществляется своевременно и в полном объеме, по ссудам, выданнымкредитной организацией заемщику для погашения долга по ранее предоставленной ссуде, при условии, что финансовое положение заемщика по вышеперечисленным ссудам в течение последнего завершенного и текущего года оценивалось не хуже, чем среднее, в соответствии с пунктом 3.3 настоящего Положения, а для заемщиков, являющихся головными исполнителями или исполнителями в соответствии с Законом № 275-ФЗ, независимо от оценки финансового положения, принимает уполномоченныйорган управления кредитной организации[2]. Принятие решения о признании обслуживания долга хорошим не допускается в отношении ссуд, обслуживание долга по которым на дату оценки признается неудовлетворительным в соответствии с подпунктом 3.7.3 пункта 3.7 настоящего Положения (абзац 1);

- кредитная организация включает в досье заемщика документально оформленное решение уполномоченного органа управления (органа) кредитной организации о признании обслуживания долга хорошим по указанным в абзаце 1 настоящего пункта ссудам, а также обоснование принятого решения и документы, подтверждающие данное обоснование (абзац 3);

- информация о принятии решения о признании обслуживания долга хорошим в отношении ссуд (совокупности ссуд, выданных одному заемщику или группе связанных заемщиков), превышающих 1 процент от величины собственных средств (капитала) кредитной организации, включая обоснование данного решения и информацию о категории качества ссуды, представляется кредитной организацией в Банк России (уполномоченное структурное подразделение центрального аппарата Банка России) одновременно с формой отчетности 0409115 «Информация о качестве активов кредитной организации (банковской группы)», установленной Указанием № 4927-У. Непредставление указанного обоснования или представление недостаточного обоснования является основанием для оценки Банком России обслуживания долга по ссудам в соответствии с требованиями пункта 3.7 настоящего Положения (абзац 4).

На основании пункта 1.7 Положения № 590-П ссуды классифицируются, а сформированные портфели однородных ссуд распределяются в одну из пяти категорий качества.Согласно пункту 2.1 Положения № 590-П оценка кредитного риска по ссуде и портфелям однородных ссуд осуществляется на постоянной основе, начиная с момента выдачи ссуды. Классификация и оценка ссуды (портфелей однородных ссуд), определение (уточнение размера) резерва по ссуде и портфелям однородных ссуд производятся с периодичностью, установленной главами 3 и 5 Положения № 590-П.

Размер резерва по портфелю однородных ссуд определяется в зависимости от применяемой методики оценки риска по портфелю однородных ссуд. Порядок оценки кредитного риска по портфелю (портфелям) однородных ссуд приводится в приложении 3 к настоящему Положению и содержит, в частности, следующие аспекты (пункт 5.2 Положения № 590-П):

- размер резерва по портфелю однородных ссуд определяется на основе профессионального суждения и отражает величину потерь, обусловленных общим обесценением совокупности однородных ссуд, объединенных (сгруппированных) в портфель (пункт 4);

- оценка кредитного риска по портфелю однородных ссуд и определение размера резерва по портфелю однородных ссуд могут осуществляться с использованием следующих методов (пункт 5):

оценка вероятности потерь по портфелю однородных ссуд на основании данных о величине потерь по группе однородных ссуд за прошлый период при обеспечении сопоставимости всех существенных обстоятельств, касающихся характера, объема ссуд, условий деятельности заемщиков и иных обстоятельств;

учет различных факторов, относящихся к характеристике заемщиков (например, срок, на который предоставлены ссуды, и качество кредитной истории) и текущих экономических условий их деятельности;

- по результатам анализа за прошлый период сведений о доле просроченных либо безнадежных списанных и (или) подлежащих списанию с баланса ссуд группы однородных ссуд либо фактических убытков по группе однородных ссуд кредитная организация может формировать шкалу оценки кредитного риска и (или) размера обесценения портфеля однородных ссуд в зависимости от доли просроченных и безнадежных ссуд в группе однородных ссуд либо фактических убытков по группе однородных ссуд. Сведения, на основании которых формируется шкала оценки кредитного риска, могут включать информацию о текущих, реструктурированных (в том числе пролонгированных), своевременно исполненных, просроченных и признанных безнадежной задолженностью ссудах (пункт 6).

Согласно абзацу 3 пункта 5.1 Положения № 590-П ссуды с индивидуальными признаками обесценения (то есть с признаками, наличие которых не позволяет классифицировать ссуду в I категорию качества, в том числе если финансовое положение заемщика и качество обслуживания долга по ссуде оцениваются хуже, чем хорошие, с учетом требований пунктов 3.3 – 3.5, 3.7 и 3.8 настоящего Положения и (или) выявлены факторы, являющиеся основанием для классификации ссуд в соответствии с требованиями пунктов 3.12 – 3.14 и 4.9 настоящего Положения), за исключением случаев, предусмотренных абзацами 6, 16 и 25 настоящего пункта, оцениваются (классифицируются) на индивидуальной основе. В портфели однородных ссуд, резервы по которым определяются в размерах, указанных в таблицах настоящего пункта, увеличенных на 0,5 процентных пункта, но не более 100 процентов, могут группироваться ссуды, в отношении которых принято решение в соответствии с пунктом 3.10, подпунктом 3.12.3 пункта 3.12 и подпунктом 3.14.3 пункта 3.14 настоящего Положения, и ссуды (совокупность ссуд), предоставленные одному заемщику - физическому лицу, величиной не более 100 тысяч рублей при отсутствии документов для оценки финансового положения заемщика. Минимальный размер резерва по ссудам, решения по которым принимаются в соответствии с пунктом 3.10.1[3], настоящего Положения, определен в таблицах 3, 3.1, 3.2 и 3.3 настоящего пункта.

Одновременно абзацем 16 пункта 5.1 Положения № 590-П предусмотрено, что ссуды величиной не более 10 миллионов рублей, предоставленные субъектам МСП, в том числе финансовое положение которых оценивается как среднее, а также ссуды величиной не более 10 миллионов рублей, предоставленные субъектам МСП, по которым оценка риска осуществляется на основе внутрибанковских оценок кредитоспособности, в зависимости от продолжительности просроченных платежей по ссудам группируются в один из портфелей[4] обеспеченных ссуд (ссуд, обеспечением по которым являются поручительства, указанные в подпунктах 6.3.4 пункта 6.3 настоящего Положения, ипотека, залог автотранспортных средств при условии государственной регистрации и страхования автотранспортного средства) и прочих ссуд. По указанным портфелям резервы формируются в минимальном размере, указанном в таблице 4 Положения № 590-П. Кредитная организация своими внутренними документами вправе предусмотреть создание в рамках указанных портфелей соответствующих субпортфелей обесцененных ссуд, предоставленных субъектам МСП, с соблюдением подходов к формированию резервов, вытекающих из требований настоящего пункта по минимальному размеру резервов.

Информационным письмом от 20.03.2020г. № ИН-06-59/24[5] Банк России рекомендовал кредитным организациям в целях оказания дополнительной финансовой поддержки субъектам МСП, с учетом складывающейся экономической ситуации в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), до 30.09.2020г. включительно в качестве первоочередной меры, направленной на предотвращение случаев возникновения у субъектов МСП просроченной задолженности по договорам кредита (займа) или на ее урегулирование, рассматривать реструктуризацию предоставленных им кредитов (займов), в том числе путем предоставления отсрочки по погашению остатка основного долга и процентов, в случае поступления соответствующих заявлений от субъектов МСП. При этом при принятии  решения о форме реструктуризации задолженности рекомендуется исходить из оценки фактической способности субъектов МСП исполнять свои обязательства по кредитным договорам (договорам займа), а также учитывать необходимость надлежащего исполнения кредитными организациями своих обязательств перед кредиторами и вкладчиками. Кроме того о том, что решение о реструктуризации должно  приниматься кредитором исходя из осуществляемой на основе информации, имеющейся в его распоряжении, оценки фактической способности субъекта МСП исполнять свои обязательства по кредитным договорам (договорам займа) Банк России указал в Письме от 28.05.2020г. № 06-59-7/3853 (пункты 19, 20).

При этом, согласно разъяснению Банка России, приведенному в Письме от 07.05.2020г. № 41-1-3-1/431, если кредитная организация при классификации ссуд, предоставленных заемщикам физическим лицам и субъектам МСП, оцениваемых на портфельной основе, воспользовалась правом принятия решения (общего решения в отношении совокупности ссуд, прочих активов и условных обязательств кредитного характера) в соответствии с информационными письмами «Об особенностях применения нормативных актов Банка России» от 20.03.2020г. № ИН-01-41/19, ИН-01-41/20 или от 17.04.2020г. № 01-41/72, то такие ссуды следует группировать в соответствующие субпортфели однородных ссуд с учетом условий, указанных в данных письмах.

Как справедливо отмечено Банком в тексте вопроса, Информационным письмом от 20.03.2020г. № ИН-01-41/20 Банк России довел до сведения кредитных организаций, что в целях применения Положения № 590-П и Положения № 611-П при классификации ссуд, прочих активов и условных обязательств кредитного характера заемщиков (контрагентов) - субъектов МСП, финансовое положение и (или) качество обслуживания долга которыхухудшилось в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), уполномоченным органом управления (органом) кредитной организации может быть принято решение (общее решение в отношении совокупности ссуд и (или) прочих активов и (или) условных обязательств кредитного характера) о неухудшении оценки их финансового положения, и (или) качества обслуживания долга, и (или) категории качества ссуд, прочих активов и условных обязательств кредитного характера, осуществленной на 1 февраля 2020 года. В обоснование решений уполномоченного органа управления (органа) кредитной организации рекомендуется включать документальное подтверждение взаимосвязи ухудшения финансового положения, и (или) качества обслуживания долга, и (или) категории качества ссуд, прочих активов и условных обязательств кредитного характера заемщиков (контрагентов) - субъектов МСП с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19).

В Информационном письме от 20.03.2020г. № ИН-01-41/20 Банк России рекомендовал кредитными организациям направлять в Банк России (структурное подразделение Банка России) в порядке, установленном пунктом 3.10 Положения № 590-П, одновременно с формами отчетности 0409115 и 0409155 «Сведения об условных обязательствах кредитного характера и производных финансовых инструментах» информацию о решениях, принятых уполномоченным органом управления (органом) кредитной организации, и обоснование решений кредитной организации. Аналогичная рекомендация содержится в Информационных письмах Банка России от 15.07.2020г. № ИН-08-41/112, от 20.04.2020г. № ИН-03-41/76, от 17.04.2020г. №  ИН-01-41/72.

На сновании приведенных норм, разъяснений и рекомендаций Банка России консультанты пришли к следующим выводам.

1.                        Указанное в тексте вопроса решение органов управления Банка о «нецелесообразности» учета факта реструктуризации долга в качестве фактора повышенного кредитного риска при оценке кредитоспособности заемщика не должно противоречить положениям внутренних документов Банка и подлежит документальному оформлению в установленном ими порядке;

2.                      Изложенный в Информационном письме Банка России от 20.03.2020г. № ИН-01-41/20 подход к оценке кредитного риска носит исключительный характер и применим к кредитам, реструктурированным до 30.09.2020г. по заявлениям  субъектов МСП, ухудшение финансового положения которых обусловлено влиянием негативных последствий от распространения коронавирусной инфекции;

3.                      Исходя из рекомендаций Банка России, изложенных в Информационных письмах от 15.07.2020г. № ИН-08-41/112, от 20.04.2020г. № ИН-03-41/76, от 17.04.2020г. №  ИН-01-41/72, от 20.03.2020г. № ИН-01-41/20, указанное в тексте вопроса решение следует расценивать, как решение, информация о принятии и обоснование которого подлежит направлению в Банк России в порядке, установленном пунктом 3.10 Положения № 590-П, одновременно с формой отчетности 0409115;

4.                      Реструктурированные и нереструктурированные ссуды, выданные по одной программе, группируются в соответствующие субпортфели однородных ссуд,выданных по данной программе;

5.                      Решение о реструктуризации должно приниматься Банком исходя из оценки фактической способности субъекта МСП исполнять свои обязательства по кредитным договорам, осуществляемой Банком на основе имеющейся в его распоряжении информации. То есть, проведение оценки кредитоспособности заемщика на дату реструктуризации ссуды является обязательным.

 

Документы и литература.

1.             ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации (ч.I) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ,  (ч.II) от 26.01.1996г. № 14-ФЗ, (ч. III) от 26.11.2001г. № 146-ФЗ, (ч. IV) от 18.12.2006г. № 230-ФЗ;

2.             Закон № 209-ФЗ – Федеральный закон от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

3.             Закон № 106-ФЗ - Федеральный закон от 03.04.2020г. № 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа»;

4.             Закон № 76-ФЗ - Федеральный закон от 01.05.2019г. № 76-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа, которые заключены с заемщиком - физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, по требованию заемщика»;

5.             Закон № 275-ФЗ - Федеральный закон от 29.12.2012г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»;

6.             Закон № 353-ФЗ - Федеральный закон от 21.12.2013г. № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»;

7.             Постановление Правительства РФ  410 - Постановление Правительства РФ от 02.04.2020г. №  410 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на обеспечение отсрочки платежа по кредитам, выданным субъектам малого и среднего предпринимательства»;

8.             Постановление Правительства № 434 - Постановление Правительства РФ от 03.04.2020г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции»;

9.              Положение № 590-П– Положение Банка России от 28.06.2017г. № 590-П «О порядке формирования кредитными организациями резерва на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности»;

10.         Указание № 4927-У – Указание Банка России от 08.10.2018г. № 4927-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации».



[1]Субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 1статьи 3 Закона № 209-ФЗ). Сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с настоящей статьей (пункт 1 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ).

[2] В случае когда размер ссуд (совокупности ссуд, выданных одному заемщику или группе связанных заемщиков), указанных в абзаце 1 настоящего пункта, составляет 1 процент и менее от величины собственных средств (капитала) кредитной организации, решение о признании обслуживания долга хорошим может приниматься уполномоченным органом кредитной организации (абзац 2 пункта 3.10 Положения № 590-П).

[3]На основании пункта 3.10.1 Положения № 590-П уполномоченный орган управления кредитной организации вправе принять решение (общее решение в отношении совокупности ссуд) о неухудшении качества обслуживания долга по предоставленным заемщикам - физическим лицам ссудам, реструктурированным в соответствии со статьей 6.1-1 Закона № 353-ФЗ, независимо от оценки финансового положения указанных заемщиков.

[4] портфель ссуд без просроченных платежей;

портфель ссуд с просроченными платежами продолжительностью от 1 до 30 календарных дней;

портфель ссуд с просроченными платежами продолжительностью от 31 до 90 календарных дней;

портфель ссуд с просроченными платежами продолжительностью от 91 до 180 календарных дней;

портфель ссуд с просроченными платежами продолжительностью от 181 до 360 календарных дней;

портфель ссуд с просроченными платежами продолжительностью свыше 360 календарных дней.

[5]Информационное Письмо Банка России от 23.03.2020г. № ИН-06-59/24 «О реструктуризации кредитов (займов) субъектам МСП»


Назад в раздел