Главная / Консультации / Банковский аудит / По вопросам организации работы службы инкассации

По вопросам организации работы службы инкассации

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

12.04.2022
Вопрос

Описание ситуации.
Согласно Положению Банка России от 29 января 2018г. № 630-П «Положение о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации», мы можем создать службу инкассации, где сотрудник (инкассатор) не будет иметь оружия, а для его вооруженного сопровождения будет привлечен сотрудник частной охранной организации, с которой у нашего Банка будет заключен договор на охрану перевозимых ценностей. Сам сотрудник (инкассатор) будет застрахован.
Основное место работы сотрудника будет служба безопасности Банка (СБ), где он будет выполнять определенные должностные обязанности, а по совместительству будет трудоустроен в кассовое подразделение Банка, где он будет в свободное от работы в СБ время, выполнять функции инкассатора (специалиста по перевозке, инкассации ценностей).

Вопросы.
Возможно ли такое внутреннее совместительство? Работая в Службе безопасности, сотрудник обладает знаниями о методах и процедурах контроля, а у инкассатора иной функционал.
Не возникнет ли здесь конфликт интересов, т.к. Служба безопасности - подразделение Банка, контролирующее риски, а кассовое подразделение Банка - принимающее эти риски?
Ответ

Коллегия Налоговых Консультантов

оказывает  финансовым организациям весь комплекс аудиторских, консультационных и юридических услуг +7915-329-02-05

 

 

 

Мнение консультантов.

Отличие профессионально-квалификационных знаний, которыми гражданин обладает для  исполнения трудовых функций по должности (профессии), занимаемой им по основному месту работы, от тех, которые предъявляются работодателем к должности (профессии), на которую этот гражданин претендует на условиях работы по совместительству, не является самодостаточным основанием для отказа в заключении с гражданином трудового договора о работе по совместительству.

В зависимости от конкретного функционала, вмененного указанному в тексте вопроса сотруднику на должности в Службе безопасности Банка, совмещение им обязанностей сотрудника Службы безопасности Банка и инкассатора кассового подразделения Банка может создать условия для возникновения конфликта интересов, (совершения преступлений и осуществления иных противоправных действий). В случае, если в силу функциональных обязанностей на должности сотрудника Службы безопасности Банка совмещение данной должности с работой в качестве инкассатора кассового подразделения Банка очевидно порождает конфликт интересов (совершение сотрудником преступлений и осуществления иных противоправных действий), предотвращение которого невозможно иначе как недопущением такого совместительства, заключение Банком с работником указанных трудовых договоров является нарушением требований Положения № 242-П и, как следствие, статьи 11.1-2 Закона № 395-1. 

Обоснование мнения консультантов.

Пунктом 1 статьи 64 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Работник имеет право заключать трудовые договоры[1] о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство). Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству, определяются главой 44 ТК РФ  (статья 60.1 ТК РФ).

В силу статьи 22 ТК РФ работодатель в числе прочего имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ, иными федеральными законами; требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка; принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями). Пленумом ВАС РФ отмечено, что  «…исходя из содержания статьи 8, части 1 статьи 34, частей 1 и 2 статьи 35 Конституции РФ и абзаца второго части первой статьи 22 Кодекса работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя…» (пункт 10 Постановления Пленума ВАС РФ № 2). При этом на основании статьи 283 ТК РФ при приеме на работу по совместительству, требующую специальных знаний, работодатель имеет право потребовать от работника предъявления документа об образовании и (или) о квалификации либо его надлежаще заверенной копии, а при приеме на работу с вредными и (или) опасными условиями труда - справку о характере и условиях труда по основному месту работы.

Одновременно, статьей 64 ТК РФ установлен запрет на необоснованный отказ в заключении трудового договора, а также на какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора обстоятельств[2], не связанных с  деловыми качествами работников, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами. При этом, как разъяснено  Пленумом ВАС РФ в пункте 10 Постановления № 2, под деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли).

Отметим, что в силу пункта 1.7 Положения № 630-П должностные лица, ответственные за сохранность ценностей, кассовые, инкассаторские работники обязаны знать установленные настоящим Положением порядок ведения кассовых операций, правила хранения, перевозки наличных денег, инкассации наличных денег в кредитных организациях.

Вместе с тем, статья 11.1-2 Закона № 395-1 обязывает кредитные организации (головные кредитные организации банковской группы) соблюдать установленные Банком России требования к системам управления рисками и капиталом, внутреннего контроля, включая требования к деятельности руководителя службы внутреннего контроля и руководителя службы внутреннего аудита кредитной организации, в банковских группах. 

В соответствии с пунктом 2.7 Указания Банка России №  3624-У кредитная организация обеспечивает распределение между своими структурными подразделениями функций, связанных с принятием и управлением рисками, таким образом, чтобы осуществление операций (сделок), связанных с принятием рисков, и управление рисками не являлись функциями одного структурного подразделения.

Телеграм-канал https://t.me/knk_banki Консультации по бухгалтерии и налогам для финансовых организаций, в т.ч. банков. Сложные случаи, непростые ситуации.

Требования к системам внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах, порядок оценки Банком России качества систем внутреннего контроля кредитных организаций и банковских групп, а также особенности осуществления Банком России надзора за соблюдением указанных требований, установлены Положением № 242-П, в соответствии пунктом 3.1 которого система внутреннего контроля[3] кредитной организации должна включать, в том числе, контроль за распределением полномочий при совершении банковских операций и других сделок; осуществляемое на постоянной основе наблюдение за функционированием системы внутреннего контроля в целях оценки степени ее соответствия задачам деятельности кредитной организации, выявления недостатков, разработки предложений и осуществления контроля за реализацией решений по совершенствованию системы внутреннего контроля кредитной организации (далее - мониторинг системы внутреннего контроля). В свою очередь согласно  пункту 3.4 Положения № 242-П:

· кредитная организация должна обеспечить распределение должностных обязанностей служащих таким образом, чтобы исключить конфликт интересов (противоречие между имущественными и иными интересами кредитной организации и (или) ее служащих и (или) клиентов, которое может повлечь за собой неблагоприятные последствия для кредитной организации и (или) ее клиентов) и условия его возникновения, совершение преступлений и осуществление иных противоправных действий при совершении банковских операций и других сделок, а также предоставление одному и тому же подразделению или служащему права (подпункта 3.4.2):

- совершать банковские операции и другие сделки и осуществлять их регистрацию и (или) отражение в учете;

- санкционировать выплату денежных средств и осуществлять (совершать) их фактическую выплату;

- проводить операции по счетам клиентов кредитной организации и счетам, отражающим собственную финансово-хозяйственную деятельность кредитной организации;

- предоставлять консультационные и информационные услуги клиентам кредитной организации и совершать операции с теми же клиентами;

- оценивать достоверность и полноту документов, представляемых при выдаче кредита, и осуществлять мониторинг финансового состояния заемщика;

- совершать действия в любых других областях, где может возникнуть конфликт интересов;

· кредитная организация должна установить порядок выявления и контроля за областями потенциального конфликта интересов, проверки должностных обязанностей служащих, занимающих должности, предусмотренные частью третьей статьи 11.1 Закона № 395-1, а также иных служащих кредитной организации, с тем, чтобы исключить возможность сокрытия ими противоправных действий (подпункт 3.4.3).

Частным случаем ненадлежащего распределения полномочий и возникновения конфликта интересов является предоставление одному и тому же работнику кредитной организации полномочий по управлению рисками или осуществлению внутреннего контроля одновременно с осуществлением таким работником функций, связанных с принятием рисков (осуществлением банковских операций и других сделок) (Письмо Банка России от 27.10.2014г. № 41-2-3-10/1911, по вопросам 7, 8, 9).

Наряду с этим,  в пояснениях к принципу 6[4] Рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору «Система внутреннего контроля в банках: основы организации[5]» указывается, что отсутствие надлежащего разделения полномочий является одной из главных причин крупных убытков банков. Наделение сотрудника полномочиями, порождающими конфликт интересов, дает ему доступ к имуществу и возможность подтасовывать финансовую информацию в корыстных целях или с тем, чтобы скрыть понесенные убытки. Для снижения риска манипулирования финансовой информацией и риска хищения имущества, некоторые полномочия должны в максимально возможной степени быть разделены между несколькими сотрудниками банка.

Таким образом, Базельский комитет под конфликтом интересов понимает такое их острое противоречие, где носителем обоих противостоящих интересов является один и тот же субъект, и которое может привести к появлению крупных убытков и сокрытию неправомерных действий. Иными словами, конфликт интересов в контексте внутреннего контроля - это совмещение или возможность совмещения в одном участнике (лице или коллективе лиц) двух или более противоборствующих интересов, которое может привести к крупным убыткам кредитной организации или ее клиента или к совершению неправомерных деяний либо к их сокрытию. В связи с этим справедливо и обратное утверждение: противоположность интересов субъекта, не приводящая к крупным убыткам и сокрытию неправомерных действий, не может рассматриваться в качестве конфликта интересов.

На основании изложенного приходим к следующим выводам:

согласно нормам действующего трудового законодательства отличие профессионально-квалификационных знаний, которыми гражданин обладает для  исполнения трудовых функций по должности (профессии), занимаемой им по основному месту работы, от тех, которые предъявляются работодателем к должности (профессии), на которую этот гражданин претендует на условиях работы по совместительству, не является самодостаточным основанием для отказа в заключении с гражданином трудового договора о работе по совместительству;

в зависимости от конкретного функционала, вмененного указанному в тексте вопроса сотруднику на должности в Службе безопасности Банка, совмещение им обязанностей сотрудника Службы безопасности Банка и инкассатора кассового подразделения Банка может создать условия для возникновения конфликта интересов, (совершения преступлений и осуществления иных противоправных действий);

в случае, если в силу функциональных обязанностей на должности сотрудника Службы безопасности Банка совмещение данной должности с работой в качестве инкассатора кассового подразделения Банка очевидно порождает конфликт интересов (совершение сотрудником преступлений и осуществления иных противоправных действий), предотвращение которого невозможно иначе как недопущением такого совместительства, заключение Банком с работником указанных трудовых договоров является нарушением требований Положения № 242-П и, как следствие, статьи 11.1-2 Закона № 395-1. 

Документы и литература.

1.             ТК РФ – Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. № 197-ФЗ;

2.             Закон № 395-1 – Федеральный закон Российской Федерации от 02.12.1990г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;

3.             Постановление Пленума ВАС РФ № 2 – Постановление Пленума ВАС РФ от 17.03.2004г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»;

4.             Положение № 242-П – Положение Банка России от 16.12.2003г. № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»;

5.              Положение № 630-П - Положение Банка России от 29.01.2018г. № 630-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации»;

6.             Указание № 3624-У - Указание Банка России от 15.04.2015г. № 3624-У «О требованиях к системе управления рисками и капиталом кредитной организации и банковской группы».

Телеграм-канал https://t.me/knk_banki Консультации по бухгалтерии и налогам для финансовых организаций, в т.ч. банков. Сложные случаи, непростые ситуации.



[1] Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя (статья 56 ТК РФ).

[2] в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, и т.п.

[3] согласно пункту 2.2 Положения № 242-П  внутренний контроль должны осуществлять в соответствии с полномочиями, определенными учредительными и внутренними документами кредитной организации:

органы управления кредитной организации, предусмотренные статьей 11.1 Закона № 395-1;

ревизионная комиссия (ревизор);

главный бухгалтер (его заместители) кредитной организации;

руководитель (его заместители) и главный бухгалтер (его заместители) филиала кредитной организации;

подразделения и служащие, осуществляющие внутренний контроль в соответствии с полномочиями, определяемыми внутренними документами кредитной организации, включая: службу внутреннего аудита - структурное подразделение кредитной организации, осуществляющее деятельность в соответствии с требованиями главы 4 настоящего Положения (подпункт 2.2.1);

службу внутреннего контроля (комплаенс-службу) (далее - служба внутреннего контроля) - структурное подразделение и (или) служащие кредитной организации, осуществляющие деятельность в соответствии с требованиями главы 4(1) настоящего Положения (продпункт 2.2.1(1));

ответственного сотрудника (структурное подразделение) по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, назначаемого (создаваемого) и осуществляющего свою деятельность в соответствии с пунктом 2статьи 7 Закона № 115-ФЗ (подпункт 2.2.2);

иные структурные подразделения и (или) ответственных сотрудников кредитной организации, к которым, в зависимости от характера и масштаба осуществляемых операций, уровня и сочетания принимаемых рисков, может относиться контролер профессионального участника рынка ценных бумаг - ответственный сотрудник и (или) структурное подразделение, осуществляющее контроль за соответствием деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг требованиям законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг, в том числе нормативных актов Банка России, нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, законодательства Российской Федерации о рекламе, а также соблюдением внутренних документов профессионального участника, связанных с его деятельностью на рынке ценных бумаг (подпункт 2.2.3).

[4] Принцип 6 Рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору «Система внутреннего контроля в банках: основы организации» гласит, что эффективная система внутреннего контроля предполагает четкое разделение обязанностей работников и исключение ситуаций, когда сфера ответственности работника допускает конфликт интересов. Сферы потенциальных конфликтов интересов должны быть выявлены, минимизированы и поставлены под строгий и независимый контроль.

[5] доведены до сведения кредитных организаций Письмом Банка России от 10.07.2001г.  № 87-Т «О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору»


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел