Главная / Консультации / Банковский аудит / По отдельным вопросам применения части первой НК РФ в редакции Закона № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

По отдельным вопросам применения части первой НК РФ в редакции Закона № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

17.01.2023
Вопрос

Описание ситуации.
Согласно п. 9 ст. 58 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 №263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в случае, если законодательством о налогах и сборах предусмотрена уплата (перечисление) налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов до представления соответствующей налоговой декларации (расчета) либо если обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) не установлена НК РФ (за исключением случаев уплаты налогов физическими лицами на основании налоговых уведомлений), налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты, плательщики страховых взносов представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов.

Вопросы.  
1.    Следует ли после 01.01.2023 предоставлять в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов по налогу на прибыль и по налогу на добавленную стоимость?
2.    Порядок заполнения КПП, ОКТМО и КБК в уведомлении об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов.
3.    Порядок предоставления отчётности по страховым взносам, в том числе уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов.
Ответ

1.     

Коллегия Налоговых Консультантов

предлагает  финансовым организациям безлимитное консультационное обслуживание. Стоимость 45 тыс рублей в месяц.

+7915-329-02-05

 

 

 

 

Мнение консультантов.

1.    После 01.01.2023г. у Банка не возникает обязанность предоставления  в налоговый орган уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов по налогу на прибыль организаций и по налогу на добавленную стоимость.

2.    Порядок заполнения полей «КПП», «ОКТМО» и «КБК» уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов приведен в разделе «Обоснование мнения консультантов».

3.    Начиная с 01.01.2023г. расчет по страховым взносам предоставляется в налоговый орган по месту учета не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом.  Уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов представляется в налоговый орган по месту учета не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты соответствующих налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи либо через личный кабинет налогоплательщика.

 

Обоснование мнения консультантов.

Как указывается в пояснительной записке к законопроекту[1],  закон «разработан в целях упрощения порядка уплаты налогов и иных обязательных платежей, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - налоги) и совершенствования налогового администрирования. При этом законопроект ни в коей мере не затрагивает вопросы, связанные с порядком исчисления налогов. …

Единый налоговый счет - это новая система учета подлежащих уплате и уплаченных налогов, которая позволит учитывать результаты исполнения налогоплательщиком обязательств перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации через формирование единого сальдо расчетов на его едином налоговом счете.

... в целях внедрения единого налогового счета устанавливаются единые сроки уплаты налогов, что приведет к упрощению платежного календаря налогоплательщиков.

Реализация положений законопроекта позволит создать для налогоплательщиков более комфортные условия для исполнения обязанности по уплате налогов, сократит издержки субъектов, участвующих в расчетно-кассовых операциях, время оформления расчетных документов, количество документов, формируемых налоговым органом для сальдирования расчетов по разным видам платежей (зачеты, уточнения платежей), а также позволит обеспечить понятное и простое состояние расчетов плательщика с бюджетом при минимальном количестве ошибок как со стороны плательщиков, так и налоговых органов».

Статьей 1 Закона № 263-ФЗ вносятся изменения в часть первую НК РФ.

Глава 1 НК РФ дополняется статьей 11.3, определяющей понятия единый налоговый платеж и единый налоговый счет и устанавливающей правила их формирования.

Согласно пункту 4 статьи 11.3 НК РФ единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами.

Пунктом 4 статьи 11.3 НК РФ определены документы, на основании которых формируется совокупная обязанность лица, подлежащего учету на его едином налоговом счете. К таким документам относятся, в том числе, налоговые декларации (расчеты), которые представлены в налоговый орган, уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленные в налоговый орган (далее по тексту – Уведомление), иные документы, предусматривающие возникновение, изменение, прекращение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов, установленной законодательством о налогах и сборах.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ (здесь и далее в редакции Закона № 263-ФЗ)  установлена обязанность налогоплательщиков представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), Уведомления, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом.

Поручение на перечисление суммы денежных средств в счет исполнения обязанности по уплате налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов заполняется в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Банком России, с учетом положений настоящего пункта (пункт 15 статьи 45 НК РФ).

Статья 58 НК РФ определяет порядок уплаты налогов, сборов, страховых взносов:

- уплата (перечисление) налога, авансовых платежей по налогам в бюджетную систему Российской Федерации осуществляется в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 1);

- в соответствии с настоящим Кодексом может предусматриваться уплата (перечисление) в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога (пункт 3);

- в случае, если законодательством о налогах и сборах предусмотрена уплата (перечисление) налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов до представления соответствующей налоговой декларации (расчета) либо если обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) не установлена настоящим Кодексом (за исключением случаев уплаты налогов физическими лицами на основании налоговых уведомлений), налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты, плательщики страховых взносов представляют в налоговый орган Уведомление (абзац 1 пункта 9);

- Уведомление представляется в налоговый орган по месту учета не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты соответствующих налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи либо через личный кабинет налогоплательщика. Налогоплательщиками, не указанными в пункте 3 статьи 80 настоящего Кодекса, Уведомление может быть представлено на бумажном носителе (абзац 2 пункта 9);

- форма и форматы Уведомления утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (абзац 4 пункта 9).

В настоящее время действует Приказ № ЕД-7-8/178@, утвердивший форму уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, введенного пунктом 4 статьи 45.2 НК РФ. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 10 статьи 1 Закона № 263-ФЗ статья 45.2 НК РФ с 01.01.2023г. признается утратившей силу.

В справочной правовой системе КонсультантПлюс размещен проект Приказа ФНС России «Об утверждении формы уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, порядка его заполнения, а также формата его представления в электронной и бумажной форме»[2]. На момент подготовки ответа в соответствии со статусом Проекта [3] Приказ не подписан.

Таким образом, мы можем прокомментировать порядок заполнения полей «КПП», «ОКТМО» и «КБК»,  лишь опираясь на порядок заполнения Уведомления, определенный Проектом Приказа.

Согласно Порядку:

- в поле «КПП» для российской организации в Уведомлении указывается КПП в соответствии со свидетельством о постановке на учет российской организации в налоговом органе (5 и 6 разряд КПП – «01») (пункт 2.5.2);

- для организаций - крупнейших налогоплательщиков ИНН и КПП по месту нахождения организации указываются согласно свидетельству о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения (5 и 6 разряд КПП – «01») (пункт 2.5.3);

- поле «КПП в соответствии с налоговой декларацией (расчетом)» заполняется юридическим лицом в соответствии с правилами налоговой декларации (расчета), представляемая плательщиком по налогам, страховым взносам, по которым направляется Уведомление (пункт 2.6.1);

- в поле «Код по ОКТМО» указывается актуальный код территории бюджетополучателя. При указании значений кода ОКТМО следует учитывать особенности исчисления и уплаты конкретных налогов и сборов, страховых взносов, установленные частью второй Налогового кодекса. При заполнении показателя «Код по ОКТМО», под который отводится одиннадцать знакомест, свободные знакоместа справа от значения кода в случае, если код ОКТМО имеет восемь знаков, не подлежит заполнению дополнительными символами (заполняются прочерками). Например, для восьмизначного кода ОКТМО 12445698 в поле «Код по ОКТМО» указывается одиннадцатизначное значение «12445698---« (пункт 2.6.1);

- в поле «Код бюджетной классификации» указывается актуальный КБК налога с подвидом вида дохода «налог» (пункт 2.6.3).

Статьей 4 Закона № 263-ФЗ определены переходные положения.

Так,  согласно пункту 12 указанной статьи в течение 2023 года Уведомления могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности.

Вместе с тем, распоряжения на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы не могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности, не признаются представлением Уведомления, не подлежат отражению в совокупной обязанности налогоплательщика в соответствии с пунктом 5 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации и не могут быть уточнены в соответствии с частью 15 настоящей статьи (пункт 16 статьи 4 Закона № 263-ФЗ).

Налогоплательщики могут воспользоваться правом на представление в течение 2023 года Уведомлений в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации при условии, что ранее ими указанные уведомления в налоговые органы не представлялись (пункт 14 статьи 4 Закона № 263-ФЗ).

С учетом изложенного полагаем, что Уведомления позволяют налоговому органу в полном объеме учитывать перечисленные налогоплательщиком в бюджетную систему денежные средства при формировании совокупной обязанности этого налогоплательщика и своевременно отражать их на едином налоговом счете в части исполнения обязанности по конкретному налогу. Налогоплательщику необходимо уведомить налоговый орган о сумме перечисленного платежа в бюджетную систему в том случае, когда информация о такой сумме не представлялась в налоговой орган ранее (до момента уплаты), в том числе не указывалась в налоговой декларации.

Телеграм-канал https://t.me/knk_banki Консультации по бухгалтерии и налогам для финансовых организаций, в т.ч. банков. Сложные случаи, непростые ситуации.

Статьей 2 Закона № 263-ФЗ вносятся изменения в часть вторую НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 174 НК РФ уплата налога на добавленную стоимость (далее по тексту – НДС) по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода[4] исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Пунктом 5 статьи 174 НК РФ установлено, что налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 8 статьи 161 и пункте 5 статьи 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Таким образом, в соответствии с нормами главы 21 НК РФ уплата НДС производится за истекший квартал, авансовые платежи по НДС не предусмотрены; в общем случае сумма НДС к уплате определяется на основании расчета, представленного в налоговой декларации; предельный срок представления налоговой декларации за истекший квартал истекает ранее, чем предельный срок для уплаты первой части НДС. Таким образом, в отношении НДС у Банка отсутствует обязанность по представлению в налоговый орган Уведомлений.

 Следует отметить, что даже если Банк произведет уплату первой части НДС за истекший квартал до представления налоговой декларации, то предельный срок представления Уведомления совпадает с предельным сроком для сдачи налоговой декларации. И в этом случае вместо Уведомления Банк вправе предоставить налоговую декларацию по итогам налогового периода.

Полагаем, что в целях исключения ошибок в расчетах с бюджетом по НДС, корректного отражения исполнения обязанности налогоплательщика по НДС Банку целесообразно предоставлять в налоговый орган налоговую декларацию по НДС до  осуществления первого платежа по НДС, рассчитанного в соответствии с этой декларацией.

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 287 НК РФ налог на прибыль организаций (далее по тексту – налог), подлежащий уплате по истечении налогового периода[5], уплачивается не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодом.

Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 28-го числа месяца, следующего за соответствующим отчетным периодом.

Порядок исчисления суммы ежемесячного авансового платежа установлен пунктом 2 статьи 286 НК РФ.

Согласно статье 289 НК РФ:

- налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 25 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода[6]. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление авансового платежа (пункт 3);

- налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 4).

Форма налоговой декларации по налогу на прибыль, порядок  ее заполнения утверждены Приказом ФНС России от 23.09.2019г. №  ММВ-7-3/475@.

На основании норм пункта 2 статьи 286 НК РФ организации, уплачивающие ежемесячные авансовые платежи,  в составе налоговой декларации заполняют Раздел 1.2, в котором определяется сумма авансовых платежей, подлежащих уплате в следующем квартале.

Для организаций, уплачивающих ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, сумма подлежащего уплате авансового платежа определяется на основании представленной в налоговый орган  налоговой декларации.

Таким образом, нормами главы 25 НК РФ срок уплаты налога на прибыль  за налоговый период (28 марта)  наступает позже срока представления налоговой декларации (25 марта).

Для организаций уплачивающие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли срок уплаты ежемесячного авансового платежа (28 число) наступает позже срока представления налоговой декларации (25 число).

Для организаций, уплачивающих ежемесячные авансовые платежи, первый срок уплаты авансового платежа (28 число) наступает позже срока предоставления налоговой декларации, в которой определяется его сумма (25 число).

Как следствие, в отношении налога на прибыль у Банка отсутствует обязанность по представлению в налоговый орган Уведомлений.

 Следует отметить, что даже если Банк произведет уплату налога/авансового платежа  до представления соответствующей налоговой декларации, то предельный срок представления Уведомления совпадает с предельным сроком для сдачи налоговой декларации. И в этом случае вместо Уведомления Банк вправе предоставить налоговую декларацию по итогам отчетного/налогового периода.

Полагаем, что в целях исключения ошибок в расчетах с бюджетом по налогу на прибыль и корректного отражения исполнения обязанности налогоплательщика по налогу Банку целесообразно предоставлять в налоговый орган налоговую декларацию до  осуществления платежа, рассчитанного в соответствии с этой декларацией.

В настоящее время порядок предоставление отчетности по страховым взносам регулируется пунктом 7статьей 431 НК РФ, который с 01.01.2023г. излагается в редакции  Закона № 239-ФЗ, согласно которой:

плательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса (за исключением физических лиц, производящих выплаты, указанные в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 настоящего Кодекса), представляют по форме, формату и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организации, которым организацией открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

расчет по страховым взносам - не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом;

персонифицированные сведения о физических лицах, включающие персональные данные физических лиц и сведения о суммах выплат и иных вознаграждений в их пользу за предшествующий календарный месяц, - не позднее 25-го числа каждого месяца, следующего за истекшим.

Коллегия Налоговых Консультантов

предлагает  финансовым организациям безлимитное консультационное обслуживание. Стоимость 45 тыс рублей в месяц.

+7915-329-02-05

При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 431 НК РФ в редакции Закона № 263-ФЗ сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 28-го числа следующего календарного месяца.

Документы и литература.

1.             НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации (ч.I) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ  и (ч.II) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ;

2.             Закон № 263-ФЗ – Федеральный закон от 14.07.2022г. №  263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»;

3.             Закон № 239-ФЗ – Федеральный закон от 14.07.2022г. №  239-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения»»;

4.             Приказ №  ММВ-7-3/475@ – Приказ ФНС России от 23.09.2019г. № ММВ-7-3/475@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме»;

5.             Приказ №   ЕД-7-8/178@ – Приказ ФНС России от 02.03.2022г. № ЕД-7-8/178@ «Об утверждении формы уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, а также формата его представления в электронной форме».



[1] Проект Федерального закона  № 46702-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

[2] По состоянию на 01.08.2022г., ID проекта 01/02/06-22/00129158.

[3] https://regulation.gov.ru/projects#npa=129158

[4] Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее - налоговые агенты) устанавливается как квартал (пункт 1 статьи 163 НК РФ).

[5] Налоговым периодом по налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 285 НК РФ)

[6] Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года (пункт 2 статьи 285 НК РФ).


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел