Главная / Консультации / Банковский аудит / Обложение НДС услуг, оказываемых иностранной компанией российскому банку по договору на оказание консультационных услуг и подготовку системы международных платежей

Обложение НДС услуг, оказываемых иностранной компанией российскому банку по договору на оказание консультационных услуг и подготовку системы международных платежей

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

29.08.2023
Вопрос

Описание ситуации.
Банк (Сторона А) заключил договор на оказание консультационных услуг и подготовку системы международных платежей в России, с иностранной  компанией (Сторона Б). Под услугами по «подготовке системы международных платежей» подразумевается следующее:
•    консультации по подготовке архитектуры системы международных платежей;
•    консультации по технологиям подключения;
•    консультации по требованиям к созданию и функционированию системы (функция приема и отправки сообщений, функция изменения формата сообщений);
•    другая информация по эксплуатационным потребностям, связанным с системой международных платежей.
Согласно условиям договора, цена включает соответствующие налоги и сборы, которая должна нести Сторона Б, по данному договору, и  Сторона А освобождается от каких-либо доплат в пользу Стороны Б.
Данный проект предполагает реализацию и передачу данных на территории России.
Иностранная организация не состоит на учете в российских налоговых органах в качестве налогоплательщика.

Вопрос.
Признается ли объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость оказание консультационных услуг и подготовку системы международных платежей, оказанных  Банку компанией-нерезидентом?
Ответ

Телеграм-канал https://t.me/knk_banki Консультации по бухгалтерии и налогам для финансовых организаций, в т.ч. банков. Сложные случаи, непростые ситуации.




Мнение консультантов.

Оказание иностранной  компанией Банку указанных в тексте вопроса услуг образует объект налогообложения по налогу на добавленную стоимость.

В рассматриваемом случае Банк признается налоговым агентом по налогу на добавленную стоимость и обязан исчислить, удержать из причитающихся иностранной компании в соответствии с договором платежей и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.

Из приведенных в тексте вопроса условий договора на оказание консультационных услуг следует, что установленная договором цена услуг включает суммы налога на добавленную стоимость, других налогов и сборов, уплатить которые в связи с исполнением договора иностранная  компания должна в бюджет Российской Федерации в соответствии  с требованиями российского налогового законодательства. При этом, никакие налоги и сборы, по которым в связи с исполнением договора иностранная компания согласно российскому налоговому законодательству признается налогоплательщиком или плательщиком сборов, не должны уплачиваться за счет собственных средств Банка сверх цены договора.

Обоснование мнения консультантов.

На основании пункта 1 статьи 143 НК РФ организации признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее по тексту  - НДС, налог). Под организациями в целях применения налогового законодательства  понимаются  юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, международные компании (далее по тексту  - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (далее по тексту - иностранные организации) (пункт 2 статьи 11 НК РФ).

Как указано в тексте вопроса, Банк заключил договор на оказание консультационных услуг и подготовку системы международных платежей в России, с иностранной компанией (Сторона Б). Под услугами по «подготовке системы международных платежей» подразумевается следующее: консультации по подготовке архитектуры системы международных платежей в юанях; консультации по технологиям подключения; консультации по требованиям к созданию и функционированию системы (функция приема и отправки сообщений, функция изменения формата сообщений); другая информация по эксплуатационным потребностям, связанным с системой CIPS.

Реализация работ, услуг на территории Российской Федерации, в том числе передача результатов выполненных работ, оказание услуг по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав признается объектом налогообложения по НДС (подпункт 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ). При этом в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ территория Российской Федерации признается местом реализации работ (услуг), если на территории Российской Федерации осуществляет деятельность покупатель консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых[1], рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации[2], за исключением услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Таким образом, по совокупности норм подпункта 1 пункта 1 статьи 146 и подпункта 4 пункта 1 статьи 148 услуги, оказываемые иностранной компанией Банку в соответствии с указанным в тексте вопроса договором,  являются объектом обложения НДС.  

Статьей 149 НК РФ определен закрытого характера перечень операций и сделок, не подлежащих обложению (освобождаемых от налогообложения) НДС. В частности на основании подпункта 4 пункта 3 статьи 149 НК РФ освобождены от обложения НДС операции, осуществляемые организациями, обеспечивающими информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и предоставлению участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами. Вместе с тем, услуги, аналогичные предоставлению консультаций по «подготовке системы международных платежей…» в статье 149 НК РФ не упомянуты. Как следствие, рассматриваемые консультационные услуги, облагаются НДС в общеустановленном порядке.

Коллегия Налоговых Консультантов

оказывает  финансовым организациям весь комплекс аудиторских, консультационных и юридических услуг +7915-329-02-05

 

 

 

 

 

Согласно пункту 1 статьи 153 НК РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). При этом, выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (пункт 2 статьи 153 НК РФ). Выручка (расходы) налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Банка России соответственно на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг), имущественных прав, установленному статьей 167 настоящего Кодекса, или на дату фактического осуществления расходов (пункт 3 статьи 153 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налоговая база определяется налоговыми агентами в случае реализации этих товаров (работ, услуг) налогоплательщиками - иностранными лицами:

не состоящими на учете в налоговых органах либо состоящими на учете в налоговых органах только в связи с нахождением на территории Российской Федерации принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств либо в связи с открытием счета в банке;

состоящими на учете в налоговых органах по месту нахождения их обособленных подразделений на территории Российской Федерации (за исключением осуществления реализации указанных в абзаце первом настоящего пункта товаров (работ, услуг) через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации).

Налоговая база определяется налоговыми агентами отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом настоящей главы как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.

Налоговыми агентами для целей пункта 1 статьи 161 НК РФ признаются организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в  пункте 1 настоящей статьи иностранных лиц, если иное не предусмотрено пунктом 5.2 настоящей статьи и пунктами 3 и 10.1 статьи 174.2 НК РФ. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой.

При удержании налога налоговыми агентами в соответствии с пунктами 1 – 3, 5.2 статьи 161 НК РФ сумма налога должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной  пунктом 2 или 3  настоящей статьи, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.

Налоговые агенты (организации и индивидуальные предприниматели) производят уплату суммы налога по месту своего нахождения (пункт  3 статьи 174 НК РФ).

Согласно правовой позиции Пленума ВАС РФ, приведенной в пункте 17 Постановления № 33, по смыслу положений пунктов 1 и 4 статьи 168 НК РФ сумма налога, предъявляемая покупателю при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должна быть учтена при определении окончательного размера указанной в договоре цены и выделена в расчетных и первичных учетных документах, счетах-фактурах отдельной строкой. При этом бремя обеспечения выполнения этих требований лежит на продавце как налогоплательщике, обязанном учесть такую операцию по реализации при формировании налоговой базы и исчислении подлежащего уплате в бюджет налога по итогам соответствующего налогового периода. В связи с этим, если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора, или прочих условий договора, судам надлежит исходить из того, что предъявляемая покупателю продавцом сумма налога выделяется последним из указанной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом (пункт 4 статьи 164 НК РФ).

 «Названный подход, отвечающий положениям ст. 424 ГК РФ, предполагает, что риск неправильного понимания налогового законодательства при определении окончательного размера цены, по общему правилу, приходится на обязанное по налоговому законодательству лицо - налогоплательщика (исполнителя), и не может с безусловностью переноситься на другую сторону договора.

Поэтому, по общему правилу, возможность увеличения цены сделки и дополнительного взыскания сумм НДС с покупателя в случае неправильного учета налога продавцом при формировании окончательного размера цены договора допускается только в случаях, когда такая возможность согласована обеими сторонами договора, либо предусмотрена нормативными правовыми актами» (пункт 36 Обзора судебной практики).

Как указано в тексте вопроса, цена договора включает соответствующие налоги и сборы, которая должна нести иностранная компания (Сторона Б), и Сторона А освобождается от каких-либо доплат в пользу Стороны Б. Таким образом, руководствуясь приведенной выше правовой позицией Пленума ВАС РФ, установленная договором  цена услуг включает сумму НДС,  других налогов и сборов, уплатить которые в бюджет Российской Федерации в соответствии с требованиями российского  законодательства должна Сторона Б в связи с исполнением договора. При этом, никакие налоги и сборы, по которым в связи с исполнением договора Сторона Б согласно российскому налоговому законодательству признается налогоплательщиком или плательщиком сборов, не должны уплачиваться в бюджет за счет собственных средств Банка сверх цены договора.

Коллегия Налоговых Консультантов

предлагает  финансовым организациям безлимитное консультационное обслуживание. Стоимость 45 тыс рублей в месяц.

+7915-329-02-05

 

Документы и литература.

1.                      ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации (ч.I) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ,  (ч.II) от 26.01.1996г. № 14-ФЗ, (ч. III) от 26.11.2001г. № 146-ФЗ, (ч. IV) от 18.12.2006г. № 230-ФЗ;

2.                      НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации (ч.I) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ  и (ч.II) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ;

3.                      Постановление Пленума ВАС РФ № 33 – Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014г. № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость»;

4.                      Обзор судебной практики  - Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1(2021), утвержден Президиумом Верховного Суда 07.04.2021г.



[1] К инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги).

[2] К услугам по обработке информации относятся услуги по осуществлению сбора и обобщению, систематизации информационных массивов и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел