Главная / Консультации / Банковский аудит / Обложение НДФЛ доходов в виде страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Обложение НДФЛ доходов в виде страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

14.04.2020
Вопрос

Описание ситуации.
По результатам проверки Фондом социального страхования отказано Банку в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством:
а) отпуска по беременности и родам в связи с неверно оформленным медицинской организацией листком нетрудоспособности;
б) части ежемесячного пособия за период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет в связи с неверным применением ст.11 Закона № 255-ФЗ (матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного пособияпо беременности и родам в случае, если размер пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам) и п.7 ст.18 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29.12.2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости»), а именно у Банка отсутствовали основания для замены отпуска по беременности и родам на отпуск по уходу за ребенком с 30.06.2016г. и следовательно, для назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в двойном размере.

Вопрос.
Нужно ли в этом случае с указанных выплат исчислить и удержать НДФЛ?
Ответ

Мнение консультантов.

В приведенной в тексте вопроса ситуации произведенные Банком сотрудникам выплаты подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

Обоснование мнения консультантов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц (далее по тексту – НДФЛ, налог) признается доход, полученный  от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со  статьей 212 НК РФ (пункт 1 статьи 210 НК РФ).

Наряду с этим статьей 217 НКРФ определен закрытый перечень доходов, не подлежащих налогообложению (освобождены от налогообложения) НДФЛ, в числе которых:

- государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) (пункт 1);

- ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка, осуществляемые в соответствии с Законом № 418-ФЗ (пункт 2.1);

- суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых работодателями работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, выплачиваемых в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), но не более 50 тысяч рублей на каждого ребенка (пункт 8).

Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, установлена Законом № 81-ФЗ, статьей 3 которого к числу государственных пособий отнесены, в том числе:

- пособие по беременности и родам;

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

- пособие на ребенка.

Согласно статье 4 Закона № 81-ФЗ выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет: средств Фонда социального страхования Российской Федерации в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми. Об этом сказано в статье 2 Закона № 81-ФЗ.

Условия, размеры и порядок выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяются Законом № 255-ФЗ, Законом № 81-ФЗ (пункт 2 статьи 1.4 Закона № 255-ФЗ). При этом в целях применения Закона № 255-ФЗ обязательное страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (страховое обеспечение) - исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты пособий, установленных настоящим Федеральным законом (подпункт 3 статьи 1.2).

Согласно пункту 1 статьи 1.4 Закона № 255-ФЗ видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются, в частности:

- пособие по беременности и родам (подпункт 2);

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (подпункт 3);

- единовременное пособие при рождении ребенка (подпункт 4);

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком (подпункт 5).

В соответствии с пунктом 1 статьи 4.6 Закона № 255-ФЗ страхователи, указанные в части 1  статьи 2.1 настоящего Федерального закона, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей. Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями, указанными в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (пункт 2 статьи 4.6 Закона № 255-ФЗ).

Наряду с этим в силу пункта 1 статьи 4.2 Закона № 255-ФЗ страховщик вправе:

- проводить проверки правильности выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок (подпункт 1);

- запрашивать у страхователей документы, связанные с расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе при выделении страхователю средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов (подпункт 2);

- не принимать к зачету расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов (подпункт 4).

В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету (пункт 4 статьи 4.7Закона № 255-ФЗ). Решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения является основанием для взыскания со страхователя недоимки по страховым взносам, образовавшейся в результате осуществления таких расходов. Взыскание недоимки по страховым взносам осуществляется налоговым органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 6 статьи 4.7 Закона № 255-ФЗ).

Из приведенных норм следует, что одним из квалифицирующих признаков государственного пособия гражданам, имеющим детей в связи с их рождением и воспитанием является финансирование выплат таких пособий за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации посредством механизма зачета произведенных страхователем расходов на выплату страхового обеспечения в счет исполнения его текущего обязательства по уплате страховых взносов.

Соответственно, в случае вынесения Фондом социального страхования Российской Федерации  решения о непринятии к зачету произведенных страхователем расходов на выплату страхового обеспечения, расходы на выплату пособия будут осуществлены за счет средств страхователя. Как следствие, такая выплата утрачивает характер государственного  пособия, как он определяется согласно нормам Закона № 81-ФЗ, и при  налогообложении НДФЛ не подпадает под действие пункта 1 статьи 217 НК РФ, а также под иные, установленные статьей 217 НК РФ, основания освобождения от обложения НДФЛ. Наши выводы косвенно подтверждаются разъяснениями представителей Минфина РФ, изложенными в Письме от 01.09.2017г. № 03-15-07/56382 ,  а также налогового ведомства в Письме ФНС России от 05.03.2018г. № ГД-4-11/4193@.

Таким образом, в приведенной в тексте вопроса ситуации произведенные Банком сотрудникам выплаты подлежат обложению НДФЛ.

Российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (пункт 1 статьи 226 НК РФ). В свою очередь, пунктом 2 статьи 226 НК РФ установлено, что исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога , а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 НК РФ, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.

Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 НК РФ, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам , в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 НК РФ, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога (пункт 3 статьи 226 НК РФ).

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом (пункт 4 статьи 226 НК РФ). Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода. При выплате налогоплательщику доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты (пункт 6 статьи 226 НК РФ).

Документы и литература.

1.           НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации (ч.I) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ  и (ч.II) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ;

2.           Закон № 81-ФЗ - Федеральный закон от 19.05.1995г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;

3.           Закон № 255-ФЗ - Федеральный закон от 29.12.2006г. №  255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;

4.           Закон № 418-ФЗ - Федеральный закон от 28.12.2017г. №  418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел