Главная / Консультации / Банковский аудит / Обложение налогом на прибыль процентных доходов, полученных от китайских и азербайджанских банков

Обложение налогом на прибыль процентных доходов, полученных от китайских и азербайджанских банков

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

23.01.2023
Вопрос


1.    Какой порядок налогообложения доходов в виде процентов, полученных от банков нерезидентов с юрисдикцией Китая и Азербайджана?
2.    Какие документы необходимо запросить у банков - нерезидентов в целях подтверждения удержания 10 % налога при выплате банками процентов, в целях избежания двойного налогообложения?
Ответ

1.     

Коллегия Налоговых Консультантов

предлагает  финансовым организациям безлимитное консультационное обслуживание. Стоимость 45 тыс рублей в месяц.

+7915-329-02-05

 

 

 

 

 Мнение консультантов.

          Согласно статье 247 НК РФ  для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, прибылью для целей уплаты налога на прибыль организаций (далее по тексту – налог) признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.

          К доходам в целях настоящей главы относятся (пункт 1 статьи 248 НК РФ):

          - доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации) (подпункт 1).

          - внереализационные доход (пункт 2).

          К внереализационным доходам на основании пункта 6 статьи 250 НК РФ относятся доходы  в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам (особенности определения доходов банков в виде процентов устанавливаются статьей 290 настоящего Кодекса).

          Особенности учета процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения установлены статьей 269 НК РФ, в соответствии с пунктом 1 которой по долговым обязательствам любого вида доходом признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки, если иное не установлено настоящей статьей. По долговым обязательствам любого вида, возникшим в результате сделок, признаваемых в соответствии с настоящим Кодексом контролируемыми сделками, доходом  признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V.1 настоящего Кодекса, если иное не установлено настоящей статьей.

          В свою очередь, подпунктом 3 пункта 1 статьи 105.14 НК РФ установлено, что к контролируемым сделкам относятся сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Минфином РФ в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ.

          Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) установлен Приказом № 108н. К таким государствам на основании пункта 16 Перечня относится специальный административный район Макао (Аомынь) Китайской Народной Республики.

          Сделки, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам с одним лицом (лицами) за соответствующий календарный год превышает 120 миллионов рублей (пункт 3 статьи 105.14 НК РФ).

          Вместе с тем, не признаются контролируемыми сделками межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно) (подпункт 4 пункта 4 статьи 105.14 НК РФ).

          На основании подпункта 1.1 статьи 269 НК РФ по долговому обязательству, возникшему в результате сделки, признаваемой в соответствии с настоящим Кодексом контролируемой сделкой, налогоплательщик вправе признать доходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка превышает минимальное значение интервала предельных значений, установленного пунктом 1.2 настоящей статьи.

          Порядок ведения налогового учета доходов (расходов) в виде процентов по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также процентов по ценным бумагам и другим долговым обязательствам установлен статьей 328 НК РФ, в соответствии с которой:

          - в аналитическом учете налогоплательщик самостоятельно отражает сумму доходов (расходов) в сумме причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (а по ценным бумагам - в соответствии с условиями эмиссии, по векселям - условиями выпуска или передачи (продажи)) процентов отдельно по каждому виду долгового обязательства с учетом статьи 269 НК РФ (пункт 1);

          - налогоплательщик, определяющий доходы по методу начисления, определяет сумму дохода, полученного либо подлежащего получению  в отчетном периоде в виде процентов, по каждому виду долговых обязательств, исходя из установленных условиями договора доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде с учетом положений настоящего пункта (пункт 4);

          - признание доходов (расходов) в виде процентов по долговым обязательствам осуществляется налогоплательщиком, определяющим доходы (расходы) по методу начисления, ежемесячно независимо от срока их уплаты, предусмотренного договором, по которому срок его действия приходится более чем на один отчетный (налоговый) период (пункт 4).

          Согласно пункту 1 статьи 274 НК РФ налоговой базой для целей настоящей главы признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 настоящего Кодекса, подлежащей налогообложению.

          Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со статьей 274 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 286 НК РФ).

Пунктом 1 статьи 311 НК РФ установлено, что доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.

В соответствии с пунктом 3 статьи 311 НК РФ суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в Российской Федерации. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации.

Зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации: для налогов, уплаченных самой организацией, - заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, - подтверждения налогового агента.

Подтверждение, указанное в настоящем пункте, действует в течение налогового периода, в котором оно представлено налогоплательщику.

В Письме Минфина РФ от 15.06.2022г. №  03-03-06/1/56719 отмечается, что «зачитываемая при уплате налога в Российской Федерации сумма иностранного налога, аналогичного налогу на прибыль организаций, ограничена размерами налога, исчисленного по правилам главы 25 НК РФ с соответствующей полученной за пределами Российской Федерации прибыли суммы дохода.

При этом российские организации вправе произвести зачет иностранного налога за налоговый период, в котором были учтены доходы в целях налогообложения прибыли в Российской Федерации.

Телеграм-канал https://t.me/knk_banki Консультации по бухгалтерии и налогам для финансовых организаций, в т.ч. банков. Сложные случаи, непростые ситуации.

 

 

 

Зачет иностранного налога в иные налоговые периоды НК РФ не предусмотрен».

В Письме Минфина РФ от 21.02.2014г. № 03-08-05/7410 содержатся разъяснения по форме подтверждения. В нем указывается:

«В связи с тем что к форме и реквизитам документа, подтверждающего факт удержания налога налоговым агентом, Кодексом не предъявляется определенных требований, по мнению Департамента, налогоплательщик может представить любой документ, из которого следует, что соответствующая сумма налога уплачена или удержана источником выплаты. Это могут быть документы по форме, установленной внутренним законодательством иностранного государства, а также документы, составленные в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми на территории иностранного государства.

При этом документы, составленные на иностранных языках, должны быть переведены на русский язык».

Аналогичный  вывод содержится в Письме Минфина РФ от 21.05.2018г. № 03-08-05/34062: «Представленные иностранными организациями - налоговыми агентами документы, позволяющие идентифицировать факт удержания из суммы дохода, выплаченного российской организации, налога, подлежащего уплате в иностранном государстве, являются достаточным основанием для реализации права российской организации на зачет сумм налога, уплаченного (удержанного) на территории иностранного государства».

Одновременно в указанном письме Минфина РФ отмечается, что в случае налогообложения российской организации в иностранном государстве не в соответствии с положениями Конвенции данный налог при уплате налога на прибыль организаций в Российской Федерации не зачитывается.

  Согласно статье 11 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Азербайджанской Республики об избежании двойного налогообложения:

- проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в этом другом Государстве (пункт 1);

- однако такие проценты могут также облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель является фактическим владельцем процентов, то взимаемый в таком случае налог не должен превышать 10 процентов от общей суммы доходов (пункт 2).

 

Согласно Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения (далее по тексту – Соглашение):

- термин «Китай» означает Китайскую Народную Республику и при употреблении в географическом смысле означает всю территорию Китайской Народной Республики, включая ее территориальное море, на которую распространяются китайские законы, касающиеся налогообложения, а также любое пространство за пределами территориального моря, в отношении которых Китайская Народная Республика в соответствии с международным правом и национальным законодательством обладает суверенными правами на разведку и эксплуатацию морского дна, его недр и водных ресурсов над ним (подпункт «b» пункта 1 статьи 3);

- проценты, возникающие в Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, подлежат налогообложению только в этом другом Государстве (пункт 1 статьи 11).

Таким образом, территории, имеющие самостоятельную налоговую систему и на которые не распространяются законы Китая, касающиеся налогообложения, не входят в зону действия Соглашения. К таким территориям, в частности, относится Гонконг, Макао и Тайвань (Информационное сообщение Минфина РФ от 06.06.2008г. «О территориальной сфере применения Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы»).

Согласно пункту 1 статьи 11 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения проценты, возникающие в Договаривающейся Стороне и выплачиваемые резиденту другой Договаривающейся Стороны, подлежат налогообложению только в этой другой Стороне.

Соглашения об избежании двойного налогообложения между Правительством Российской Федерации и Правительствами Административных районов Макао и Тайвань в настоящее время отсутствуют.

          На основании изложенного приходим к следующим выводам.

1.    При выплате процентного дохода по долговому обязательству азербайджанский банк признается налоговым агентом и может удержать из выплачиваемой суммы налог по ставке 10%.

В налогооблагаемую базу Банка подлежит включению вся сумма  дохода в виде процентов по долговому обязательству, исходя из установленных условиями договора доходности и срока действия такого долгового обязательства.

Налог, исчисленный по ставке 20% с определенной вышеуказанным способом налогооблагаемой базы и подлежащий уплате в бюджет, может быть уменьшен на сумму налога, удержанного в этом же налоговом периоде азербайджанским банком (но не более величины, исчисленной с применением ставки 10%), на основании составленного в этом же налоговом периоде и заверенного должным образом  азербайджанским банком документа (с переводом на русский язык), позволяющего идентифицировать факт удержания из суммы выплаченного Банку процентного дохода налога, подлежащего уплате в Азербайджанской республике.

2.    Процентный доход по долговому обязательству, выплачиваемый китайским банком, не расположенным на территории  Административных районов Макао или Тайвань,   освобождается от налогообложения на территории Китайской Народной Республики и облагается в полном размере на территории Российской Федерации.

Процентный доход по долговому обязательству, выплачиваемому китайским банком, расположенным на территории Административного района Макао или Тайвань, вне зависимости от факта обложения налогом у источника выплаты, облагается в полном размере на территории Российской Федерации. Удержанный иностранным банком налог не зачитывается при уплате Банком  налога в бюджет Российской Федерации.

При этом в налогооблагаемую базу подлежит включению сумма дохода в виде процентов по долговому обязательству исходя из установленных условиями договора доходности и срока действия такого долгового обязательства, а  при налогообложении процентных доходов по долговому обязательству перед банком, расположенным на территории Административного района Макао – с учетом норм статьи 269 НК РФ, устанавливающих порядок определения доходов по контролируемым сделкам.

Коллегия Налоговых Консультантов

предлагает  финансовым организациям безлимитное консультационное обслуживание. Стоимость 45 тыс рублей в месяц.

+7915-329-02-05

Документы и литература.

1.             НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации (ч.I) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ  и (ч.II) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ;

2.             Соглашение между Правительством РФ и Правительством Азербайджанской Республики от 03.07.1997г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество»;

3.             Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики «Об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы», заключено в г. Москве 13.10.2014г.;

4.         Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы», заключено в г. Гонконге 18.01.2016г.;

5.         Приказ № 108н – Приказ Минфина России от 13.11.2007г. № 108н «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)».


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел