Главная / Консультации / Банковский аудит / Об условиях признания контролируемой сделки, совершенной налогоплательщиком с физическим лицом, местом жительства либо местом налогового резидентства которого является Российская Федерация

Об условиях признания контролируемой сделки, совершенной налогоплательщиком с физическим лицом, местом жительства либо местом налогового резидентства которого является Российская Федерация

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

13.03.2023
Вопрос

Описание ситуации.
В соответствии со статьей 105.1 НК РФ банк определил в качестве взаимозависимых лиц только физические лица.
В соответствии с НК внутрироссийские сделки контролируются при одновременном соблюдении двух критериев:
если сумма доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год превышает 1 млрд рублей;
если сделки удовлетворяют условиям, указанным в пункте 2 статьи 105.14 НК РФ.
При этом, если сделки удовлетворяют указанным выше условиям и при этом удовлетворяют условиям п.4 ст.105.14, то они не являются контролируемыми.
В связи с тем, что взаимозависимыми лицами являются физические лица, то они не могут удовлетворять ни одному критерию из пункта 2 ст. 105.14:
2. Сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, признается контролируемой (если иное не предусмотрено пунктами 3 и 4 настоящей статьи) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных пунктами 2 - 4 статьи 284 настоящего Кодекса) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена указанная сделка;
2) одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;
3) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанный специальный налоговый режим;
4) одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций;
5) утратил силу. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 302-ФЗ;
6) сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:
одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 настоящего Кодекса;
любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, либо является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 настоящего Кодекса;
8) хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, указанным в Федеральном законе "Об инновационном центре "Сколково" (далее в настоящем Кодексе - исследовательский корпоративный центр), либо участником проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", применяющими освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 145.1 части второй настоящего Кодекса;
9) хотя бы одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций, предусмотренный статьей 286.1 настоящего Кодекса. Положения настоящего подпункта не применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса с 1 января 2022 года по 31 декабря 2024 года, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора;
10) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Вопрос.
Может ли Банк сделать вывод, что пока взаимозависимыми лицами остаются только физические лица, то сделки между ними и Банком в соответствии с действующей редакцией НК никогда не будут удовлетворять критериям пункта 2 статьи 105.14, и сделки с этими физическими лицами можно не отслеживать на соответствие контролируемости сделки?
Ответ

Телеграм-канал https://t.me/knk_banki Консультации по бухгалтерии и налогам для финансовых организаций, в т.ч. банков. Сложные случаи, непростые ситуации.







Мнение консультантов.

Если взаимозависимым с Банком лицом является физическое лицо, местом жительства  либо местом налогового резидентства которого является Российская Федерация, то сделка между Банком и таким физическим лицом не будет признаваться контролируемой по основаниям пункта 2 статьи 105.14 НК РФ.

Вместе с тем, такая сделка может быть признана судом контролируемой на основании пункта 10 статьи 105.14 НК РФ при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки.

          Обоснование мнения консультантов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 НК РФ каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений настоящей статьи.

Согласно пункту 1 статьи 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по налогу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Одновременно пунктом 1 статьи 54.1 НК РФ установлен запрет на уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

При отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй настоящего Кодекса при соблюдении одновременно следующих условий (пункт 2 статьи 54.1 НК РФ):

1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;

2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

Общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами установлены статьей 105.3 НК РФ. Согласно пункту 1 статьи 105.3 НК РФ в случае, если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с настоящим разделом сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, при осуществлении налогового контроля в порядке, предусмотренном главой 14.5 настоящего Кодекса, проверяется полнота исчисления и уплаты, в том числе:

- налога на прибыль организаций, за исключением части налога на прибыль организаций, исчисляемой в отношении прибыли контролируемых иностранных компаний (подпункт 1);

- налога на доходы физических лиц, уплачиваемого в соответствии со статьей 227 настоящего Кодекса (подпункт 2).

В случае выявления занижения сумм указанных в пункте 4 настоящей статьи налогов или завышения суммы убытка, определяемого в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, производятся корректировки соответствующих налоговых баз (пункт 5 статьи 105.3 НК РФ).

В случае применения налогоплательщиком в сделке между взаимозависимыми лицами цен товаров (работ, услуг), не соответствующих рыночным ценам, если указанное несоответствие повлекло занижение сумм одного или нескольких налогов (авансовых платежей), указанных в пункте 4 настоящей статьи, или завышение суммы убытка, определяемого в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса, налогоплательщик вправе самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и сумм соответствующих налогов (убытков) по истечении календарного года, включающего налоговый период (налоговые периоды) по налогам, суммы которых подлежат корректировке. Сведения, позволяющие идентифицировать сделку, в отношении которой налогоплательщик самостоятельно произвел корректировку налоговой базы и суммы налога, указываются в пояснениях, прилагаемых к указанной в настоящем пункте уточненной налоговой декларации (пункт 6 статьи 105.3 НК РФ).

Коллегия Налоговых Консультантов

оказывает  финансовым организациям весь комплекс аудиторских, консультационных и юридических услуг +7915-329-02-05

Пунктом 1 статьи 105.16 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика по уведомлению налоговых органов о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 НК РФ. Налогоплательщики при подготовке уведомлений о контролируемых сделках вправе представлять соответствующие сведения по группе однородных сделок[1] (пункт 4 статьи 105.16 НК РФ).

Как указывается в  Письме Минфина РФ от 16.08.2013г.  № 03-01-18/33520, «группой однородных сделок признается совокупность сделок, по которым совпадают:

выполняемые стороной анализируемой сделки функции;

метод, используемый при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица[2];

выбранный показатель рентабельности по деятельности, осуществляемой лицом в анализируемой сделке;

фактические показатели рентабельности сопоставимых организаций, определенные на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с п. 1 ст. 105.8 Кодекса (с учетом видов экономической деятельности, предусмотренных Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, или международным, или иным классификатором), или сделок, совершенных налогоплательщиком с независимыми лицами».

В свою очередь, статьей 105.14 НК РФ определено следующее:

- контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (пункт 1);

- сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, признается контролируемой (если иное не предусмотрено пунктами 3 и 4 настоящей статьи) при наличии хотя бы одного из  обстоятельств, определенных в пункте 2.

Порядок определения взаимозависимых лиц установлен статьей 105.1 НК РФ, в соответствии с пунктом 1 которой если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, указанные в настоящем пункте лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения. Критерии отнесения лиц к взаимозависимым перечислены в пункте 2 статьи 105.1 НК РФ.

По вопросу о признании сделки, заключенной с физическим лицом,  контролируемой на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ (одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций) в Письме Минфина России от 16.09.2013г. №  03-01-18/38106 отмечается:

«В соответствии с положениями ст. 19 и гл. 25 Кодекса налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются организации, на которые в соответствии со ст. 246 Кодекса возложена обязанность уплачивать налог на прибыль организаций.

Освобождение от обязанности уплачивать налог на прибыль организаций предполагает наличие у лица такой обязанности в соответствии со ст. 246 Кодекса и допускается исключительно в отношении налогоплательщиков налога на прибыль организаций в случаях, предусмотренных гл. 25 Кодекса.

Таким образом, физическое лицо не является налогоплательщиком налога на прибыль организаций и, соответственно, не имеет статуса освобожденного от обязанности уплачивать налог на прибыль организаций.

Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае сделка не может быть признана контролируемой на основании пп. 4 п. 2 ст. 105.14 Кодекса, что не исключает признания такой сделки контролируемой по иным основаниям, предусмотренным указанной статьей.

Так, согласно пп. 3 п. 2 ст. 105.14 Кодекса сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, признается контролируемой, если хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы, и сумма доходов по сделкам с указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 млн руб».

На основании изложенного приходим к выводу, что поскольку при налогообложении Банк применяет общий режим, то сделка, заключенная между Банком и взаимозависимым физическим лицом, не может быть признана контролируемой на основании пункта 2 статьи 105.14 НК РФ.

Вместе с тем, по заявлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, суд может признать сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки, установленным настоящей статьей (пункт 10 статьи 105.14 НК РФ).

Письмом ФНС России от 02.11.2012г. № ЕД-4-3/18615 нижестоящим налоговым органам доведено до сведения и использования в работе Письмо Минфина РФ от 18.10.2012г. № 03-01-18/8-145 «О применении положений статьи 105.3 Налогового кодекса Российской Федерации», в котором разъясняется:

«..исходя из совокупности норм Кодекса сделки между взаимозависимыми лицами можно разделить на две группы: контролируемые, признаваемые таковыми при соблюдении положений статьи 105.14 Кодекса, и иные сделки между взаимозависимыми лицами.

В отношении контролируемых сделок на налогоплательщиков возложена обязанность по уведомлению налоговых органов о совершении таких сделок и представлению соответствующей документации при проведении ЦА ФНС России проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. В свою очередь, согласно пункту 1 статьи 105.17 Кодекса проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится ЦА ФНС России. При этом контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок.

В отношении иных сделок между взаимозависимыми лицами, не подпадающих под критерии контролируемых сделок, представление уведомления и подготовка документации в соответствии со статьей 105.15 Кодекса не предусмотрены. При этом, по нашему мнению, контроль соответствия цен в таких сделках может осуществляться в следующем порядке.

В случае, если в ходе контрольной работы территориальным налоговым органом выявлен факт совершения сделки, которая по условиям подпадает под контролируемую, но в представленном в налоговый орган уведомлении налогоплательщиком отражены недостоверные сведения, или которая по условиям договоров не подпадает под контролируемую, но при этом, по предварительной оценке, сделка относится к контролируемым, территориальным налоговым органом может быть подготовлено информационное письмо в ЦА ФНС России, в котором излагаются факты, свидетельствующие о занижении сумм соответствующих налогов. Указанная информация может служить основанием для повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, с последующей проверкой полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

В случаях совершения между взаимозависимыми лицами сделок, не отвечающих признакам контролируемых, в которых исчисление налоговой базы осуществляется на основании положений отдельных статей части второй Кодекса исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса (в том числе при реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, передаче товаров (результатов выполненных работ, оказании услуг) при оплате труда в натуральной форме), контроль соответствия цен, примененных в таких сделках, рыночным ценам может быть предметом выездных и камеральных проверок. При этом в целях определения фактической цены сделки, в которой предполагается занижение суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему Российской Федерации, считаем возможным применять методы, установленные главой 14.3 Кодекса.

В отношении сделок, в которых налогоплательщиками искусственно создаются условия для того, чтобы сделка не отвечала признакам контролируемой, считаем необходимым устанавливать фактическую взаимозависимость лиц, в том числе в соответствии с пунктом 7 статьи 105.1 Кодекса, или признавать сделку контролируемой на основании положений пункта 10 статьи 105.14 Кодекса.

В иных случаях установления фактов уклонения от налогообложения в результате манипулирования налогоплательщиком ценами в сделках необходимо доказывание получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в рамках выездных и камеральных проверок, в том числе с применением методов, установленных главой 14.3 Кодекса».

На основании изложенного приходим к следующему выводу.

Если взаимозависимым с Банком лицом является физическое лицо, местом жительства либо местом налогового резидентства которого является Российская Федерация, то сделка между Банком и таким физическим лицом не будет признаваться контролируемой по основаниям пункта 2 статьи 105.14 НК РФ. В отношении указанной сделки у Банка отсутствует предусмотренная статьей 105.16 НК РФ обязанность по уведомлению налогового органа о совершении сделки (пункт 1 Письма Минфина РФ от 09.07.2013г. № 03-01-18/26632).

Вместе с тем, такая сделка может быть признана судом контролируемой на основании пункта 10 статьи 105.14 НК РФ при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки.

Одновременно в отношении сделки с взаимозависимым физическим лицом, не признаваемой контролируемой, исчисление налоговой базы по которой осуществляется на основании положений отдельных статей части второй Кодекса исходя из рыночных цен,  контроль соответствия цены сделки уровню рыночных цен может быть предметом выездных и камеральных проверок. На основании пункта 6 статьи 105.3 НК РФ  Банк вправе самостоятельно осуществить корректировку налоговой базы в случае, если цена сделки не соответствует уровню рыночных цен.

Коллегия Налоговых Консультантов

предлагает  финансовым организациям безлимитное консультационное обслуживание. Стоимость 45 тыс рублей в месяц.

+7915-329-02-05

Документы и литература.

НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации (ч.I) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ  и (ч.II) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ.



[1] Однородными сделками признаются сделки, предметом которых могут являться идентичные (однородные) товары (работы, услуги) и которые совершены в сопоставимых коммерческих и (или) финансовых условиях (пункт 5 статьи 105.7 НК РФ.

[2] Методы, указанные в подпунктах 2 - 5 пункта 1 статьи 105.7 НК РФ, могут использоваться также при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) по группе однородных сделок, сторонами которых являются взаимозависимые лица (пункт 5 статьи 105.7 НК РФ)..



Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел