Об осуществлении кредитной организацией секторальной оценки рисков в целях исполнения программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма
Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki
Описание ситуации.
В связи с вступлением 21.03.2023 в силу Указания Банка России № 6308-У, в абзац третий пункта 4.1 Положения Банка России № 375-П были внесены изменения о том, что Программа управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма должна учитывать результаты национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях ОД/ФТ (далее НОР ОД/ФТ), а также оценки рисков совершения операций (сделок) в целях ОД/ФТ по секторам экономической деятельности, проведенной в соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 9.1 Федерального закона 115-ФЗ (далее - секторальная оценка рисков).
В связи с необходимостью учета в Правилах внутреннего контроля (далее - ПВК) результатов секторальной оценки рисков Банком был осуществлен поиск информации, содержащий публичный отчет о секторальной оценке рисков, который подготавливает Банк России (в соответствии с Указанием 5966-У от 05.10.2021) на официальном сайте Банка России и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». На основании полученных сведений, Банком была установлена следующая информация:
- последнее упоминание в сети «Интернет» об отчете о секторальной оценке рисков, подготавливаемом Банком России, датируется декабрем 2018 года, и размещено на сайте Банка России в виде пресс-релиза о проведении Банком России первой секторальной оценке рисков, при этом сам отчет на сайте регулятора представлен не был.
Таким образом, Банк не может осуществить в полной мере требование регулятора, т.к. не имеет возможности ознакомиться с отчетом по секторальной оценке рисков.
Вопрос.
Просим сообщить о наличии / отсутствии иной информации по размещению публичного отчета по секторальной оценки рисков.
Телеграм-канал https://t.me/knk_banki Консультации по бухгалтерии и налогам для финансовых организаций, в т.ч. банков. Сложные случаи, непростые ситуации. |
Мнение консультантов.
В настоящее время на официальном сайте Банка России отсутствуют утвержденные публичные формы отчетов о секторальной оценке рисков.
Таким образом, в сложившихся обстоятельствах при разработке программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма Банку следует учитывать результаты национальной оценки рисков.
При размещении Банком России утвержденной версии отчета о секторальной оценке рисков в источниках, указанных в пункте 4 Указания № 5966-У (в «Вестнике Банка России» и (или) на официальном сайте Банка России), Банку следует в обязательном порядке обеспечить изучение отчета и использовать результаты в своей работе в целях определения, оценки, управления и снижения собственных рисков Банка.
Обоснование мнения консультантов.
Согласно пункту 1 статьи 9.1 Закона № 115-ФЗ предметом контроля (надзора) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее по тексту – ПОД/ФТ) является соблюдение организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальными предпринимателями, указанными в статье 5 настоящего Федерального закона, лицами, указанными в статьях 7.1 и 7.1-1 настоящего Федерального закона, требований, установленных настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Банка России, а также исполнение решений, принимаемых по результатам мероприятий контроля (надзора).
На основании пункта 2 статьи 9.1 Закона № 115-ФЗ контроль (надзор) в сфере ПОД/ФТ осуществляется контрольными (надзорными) органами в соответствующей сфере деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 9.1 Закона № 115-ФЗ при организации контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ контрольными органами применяется риск-ориентированный подход, предусматривающий отнесение деятельности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальных предпринимателей, указанных в статье 5 настоящего Федерального закона, лиц, указанных в статьях 7.1 и 7.1-1 настоящего Федерального закона, к определенному уровню риска несоблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Банка России, формируемому ими в том числе с учетом результатов национальной оценки рисков, секторальной оценки рисков, дистанционного мониторинга.
Уполномоченный орган и соответствующие контрольные (надзорные) органы в установленном каждым из них порядке проводят оценку рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в сфере деятельности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальных предпринимателей, указанных в статье 5 настоящего Федерального закона, лиц, указанных в статьях 7.1 и 7.1-1 настоящего Федерального закона, по секторам экономической деятельности (секторальная оценка рисков) с учетом результатов национальной оценки рисков.
Порядок организации и осуществления Банком России контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ в отношении организаций, индивидуальных предпринимателей, указанных в статье 5 настоящего Федерального закона, лиц, указанных в статье 7.1-1 настоящего Федерального закона, регулирование, контроль и надзор в сфере деятельности которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет Банк России, определяется в соответствии с требованиями Закона № 86-ФЗ, настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России (абзац 3 пункта 5 статьи 9.1 Закона № 115-ФЗ).
Таким образом, для кредитных организаций контрольным органом в сфере ПОД/ФТ является Банк России, который при оценке соблюдения кредитными организациями требований законодательства в указанной сфере применяет риск – ориентированный подход, предусматривающий отнесение деятельности оцениваемых кредитных организаций к определенному уровню риска. Конкретный порядок (методика) проведения оценки риска деятельности кредитных организаций определяется Банком России самостоятельно и учитывает результаты:
- национальной оценки рисков (НОР ФТ и НОР ОД) – оценка рисков в сфере ПОД/ФТ, присущих стране;
- секторальной оценки рисков – оценка рисков в сфере ПОД/ФТ, присущих банковскому сектору экономики;
- дистанционного мониторинга деятельности кредитных организаций.
Коллегия Налоговых Консультантов оказывает финансовым организациям весь комплекс аудиторских, консультационных и юридических услуг +7915-329-02-05 |
Порядок проведения Банком России оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма по секторам экономической деятельности (секторальная оценка рисков) определен Указанием № 5966-У.
В соответствии с пунктом 3 Указания № 5966-У при проведении секторальной оценки рисков Банком России используются результаты национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также могут учитываться:
информация по результатам дистанционного мониторинга, получаемая Банком России в соответствии с пунктом 3 статьи 9.1 Закона № 115-ФЗ;
результаты осуществления Банком России надзора за исполнением лицами, регулирование, контроль и надзор в сфере деятельности которых осуществляет Банк России, требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ;
информация о проведении лицами, регулирование, контроль и надзор в сфере деятельности которых осуществляет Банк России, операций с денежными средствами или иным имуществом, имеющих запутанный и (или) необычный характер, не имеющих очевидного экономического смысла и (или) очевидной законной цели.
Согласно пункту 4 Указания № 5966-У:
- результатом проведения секторальной оценки рисков Банком России является отчет о секторальной оценке рисков, утверждаемый Председателем Банка России (лицом, его замещающим) либо по согласованию с Председателем Банка России заместителем Председателя Банка России, курирующим в Банке России вопросы ПОД/ФТ (лицом, его замещающим);
- структурное подразделение Банка России, задачей которого является нормативное, методическое, организационное и информационно-аналитическое обеспечение деятельности Банка России в сфере ПОД/ФТ, обеспечивает подготовку на основании утвержденного отчета о секторальной оценке рисков и опубликование в «Вестнике Банка России» и (или) на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 30 дней со дня его утверждения публичной версии отчета о секторальной оценке рисков.
Как справедливо отмечено Банком, на официальном сайте Банка России 28.12.2018г. размещен пресс-релиз о результатах секторальной оценки рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма[1], в котором отмечено, что «оценка позволила сформировать общее понимание рисков ОД/ФТ, присущих поднадзорным организациям, и сделать выводы о необходимых мерах по минимизации возможностей использования кредитных организаций и некредитных финансовых организаций для осуществления незаконной деятельности. …
Результаты секторальной оценки рисков ОД/ФТ используются Банком России в надзорных целях. …
Актуализация секторальной оценки рисков ОД/ФТ будет осуществляться на регулярной основе».
Из изложенного следует, что производимая на регулярной основе Банком России секторальная оценка рисков в банковской сфере используется им в надзорных целях, в том числе, для присвоения уровня риска кредитным организациям. Утвержденный отчет относится к документам для служебного пользования. Вместе с тем, Указанием № 5966–У предусмотрена возможность утверждения публичной формы отчета, подлежащей публикации в установленных пунктом 4 источниках.
Требования к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях ПОД/ФТ установлены Положением № 375-П, в соответствии с пунктом 4.1 которого кредитная организация в целях осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ разрабатывает программу управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Под управлением риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма следует понимать совокупность предпринимаемых кредитной организацией действий, направленных на оценку такого риска и его минимизацию посредством принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также договором с клиентом мер, в частности, запроса дополнительных документов, их анализа, в том числе путем сопоставления содержащейся в них информации с информацией, имеющейся в распоряжении кредитной организации, отказа от заключения договора банковского счета (вклада), отказа в совершении операции, расторжения договора банковского счета (вклада) в соответствии с Федеральным законом.
На основании абзаца 3 пункта 4.1 Положения № 375-П программа управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма должна учитывать результаты национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, размещенные на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма по секторам экономической деятельности (секторальная оценка рисков), проведенной в соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 9.1 Закона № 115-ФЗ.
Публичные отчеты о национальной оценке рисков финансирования терроризма и о национальной оценке рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем за в 2021 - 2022 год размещены на официальном сайте уполномоченного органа https://www.fedsfm.ru/fm/nor.
На настоящее время на официальном сайте Банка России отсутствуют размещенные публичные формы отчетов о секторальной оценке рисков.
Таким образом, в сложившихся обстоятельствах при разработке программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма Банку следует учитывать результаты национальной оценки рисков.
При размещении Банком России утвержденной версии отчета о секторальной оценке рисков в источниках, указанных в пункте 4 Указания № 5966-У (в «Вестнике Банка России» и (или) на официальном сайте Банка России), Банку следует в обязательном порядке обеспечить изучение отчета и использовать результаты в своей работе в целях определения, оценки, управления и снижения собственных рисков Банка.
Коллегия Налоговых Консультантов предлагает финансовым организациям безлимитное консультационное обслуживание. Стоимость 45 тыс рублей в месяц. +7915-329-02-05 |
Документы и литература.
1. Закон № 115-ФЗ - Федеральный закон Российской Федерации от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
2. Положение № 375-П – Положение Банка России от 02.03.2012г. № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
3. Указание № 5966-У – Указание Банка России от 05.10.2021г. № 5966-У «О порядке проведения Банком России оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма по секторам экономической деятельности (секторальная оценка рисков)».
Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki
Назад в раздел