Главная / Консультации / Банковский аудит / Об осуществлении банком, принявшим решение о ликвидации, расчетов с работниками и по обязательствам, возникшим из хозяйственных договоров

Об осуществлении банком, принявшим решение о ликвидации, расчетов с работниками и по обязательствам, возникшим из хозяйственных договоров

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

26.10.2021
Вопрос

Описание ситуации.
Банк принял решение о добровольной ликвидации и направил документы об аннулировании лицензии в Банк России.
В соответствии с п. 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется, в частности, по решению его учредителей (участников). Кредитная организация ликвидируется с учетом особенностей, установленных законодательством для кредитных организаций. После принятия уполномоченным органом решения о ликвидации, в Банк России направляются документы об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций. В случае принятия Банком России решения об аннулировании лицензии, Банк России издает соответствующий приказ и начинается процедура ликвидации.  
В соответствии с п. 4 статьи 61 ГК РФ, с момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.
Статьей 63 ГК РФ установлено, что ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.
В соответствии со статьей 64 ГК РФ во время процедуры ликвидации погашаются текущие расходы, необходимые для осуществления ликвидации. Далее требования кредиторов погашаются в соответствии с очередностью, указанной в данной статье, в т.ч. во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору.

Вопросы.
1.    Каким образом производятся расчеты с работниками по выплате выходных пособий, по оплате труда с даты аннулирования лицензии? Являются ли суммы заработной платы, выходных пособий, компенсаций за неиспользованные отпуска, на которые работник имеет право, не выплаченные работнику на дату аннулирования лицензии, требованиями кредиторов, которые должны выплачиваться во вторую очередь в соответствии со статьей 64 ГК РФ после утверждения промежуточного ликвидационного баланса? Относятся ли суммы заработной платы, выходных пособий, начисленные после даты аннулирования лицензии, к текущим расходам, которые могут выплачиваться в ходе процедуры ликвидации до утверждения промежуточного ликвидационного баланса?
2.    Каким образом производятся расчеты по договорам, в которых банк выступает плательщиком (хозяйственные договоры, необходимые для осуществления ликвидации): могут ли оплачиваться в полном объеме как текущие платежи до даты утверждения промежуточного ликвидационного баланса или частично по обязательствам за период до аннулирования лицензии оплачиваются в соответствии со статьей 64 ГК РФ, остальное – как текущие платежи?
Ответ

Мнение консультантов.

В приведенной в тексте вопроса ситуации:

- суммы заработной платы, выходных пособий, компенсаций за неиспользованные отпуска, на которые работник имеет право, не выплаченные работнику на дату аннулирования лицензии, не относятся к текущим расходам ликвидируемой кредитной организации и на основании  пункта 5 статьи 63 ГК РФ должны выплачиваться в определенную пунктом 2 статьи 64 ГК РФ вторую очередь на основании данных промежуточного ликвидационного  баланса (указанные суммы подлежат включению в промежуточный ликвидационный баланс);

- суммы заработной платы, выходных пособий, компенсаций за неиспользованные отпуска, начисленные после даты аннулирования лицензии относятся к текущим расходам ликвидируемой кредитной организации и могут выплачиваться в ходе процедуры ликвидации вне очередности, предусмотренной пунктом 2 статьи 64 ГК РФ, до утверждения промежуточного ликвидационного баланса (указанные суммы не подлежат включению в промежуточный ликвидационный баланс);

- расходы по хозяйственным договорам, связанным с функционированием кредитной организации после аннулирования лицензии, относятся к текущим расходам, если права требования кредиторов  по получению денежных средств в соответствии с условиями договоров возникли после даты аннулирования лицензии. Указанные суммы не подлежат включению в ликвидационный промежуточный баланс и выплачиваются в ходе процедуры ликвидации вне очередности, предусмотренной пунктом 2 статьи 64 ГК РФ;

- оплата по хозяйственным договорам, по которым  права требования кредиторов возникли до даты аннулирования лицензии,  должна осуществляться  в определенную пунктом 2 статьи 64 ГК РФ  четвертую очередь на основании данных промежуточного ликвидационного  баланса (указанные суммы подлежат включению в промежуточный ликвидационный баланс).

 

Обоснование мнения консультантов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении (пункт 3 статьи 49 ГК РФ). Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий (пункт 2 статьи 50 ГК РФ).

Особенности ликвидации юридического лица определены статьей 61 ГК РФ, согласно которой:

- ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам (пункт 1);

-  юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано (пункт 2);

- с момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим (пункт 4).

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом (пункт 3 статьи 62 ГК РФ). С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов (пункт 4 статьи 62 ГК РФ). В соответствии с пунктом 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт 2 статьи 63 ГК РФ). Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения (пункт 5 статьи 63 ГК РФ). После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт 6 статьи 63 ГК РФ). Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (пункт 9 статьи 63 ГК РФ)

На основании пункта 1 статьи 64 ГК РФ при ликвидации юридического лица после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

- в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения;

- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

- в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

- в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

ГК РФ не содержит конкретного перечня расходов, которые могут быть отнесены к текущим. На это было указано в Постановлении ФАС Уральского округа от 30.09.2010г.  № Ф09-7990/10-С4 по делу № А50-6609/2010. Вместе с тем, в пункте 24 Совместного Постановления Пленумов ВС РФ и  ВАС РФ № 6/8 от 01.07.1996г. отмечено, что «при решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и т.п., суд применяет соответствующие положения законодательства о банкротстве в соответствии с пунктом 1 статьи 6 ГК (аналогия закона)» (пункт 24).

Исходя из норм статьи 5 Закона № 127-ФЗ:

- под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (пункт 1);

- требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов (пункт 2).

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона № 127-ФЗ состав и размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Статьей 134 Закона № 127-ФЗ установлено, что:

- вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом (пункт 1);

- требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности (пункт 2):

- в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц;

- во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих или работавших (после даты принятия заявления о признании должника банкротом) по трудовому договору, требования о выплате выходных пособий;

в третью очередь удовлетворяются требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженности по оплате деятельности этих лиц, за исключением лиц, указанных в абзаце втором настоящего пункта;

- в четвертую очередь удовлетворяются требования по эксплуатационным платежам (коммунальным платежам, платежам по договорам энергоснабжения и иным аналогичным платежам);

- в пятую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.

Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.

На основании изложенного в Постановлении от 30.09.2010г. № Ф09-7990/10-С4 по делу № А50-6609/2010 ФАС Уральского округа пришел к выводу о том, что текущими расходами являются «расходы, связанные с продолжением функционирования юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, работой ликвидационной комиссии, судебные издержки».

В соответствии со статьей 23 Закона № 395-1 ликвидация кредитной организации осуществляется в соответствии с федеральными законами с учетом требований настоящего Федерального закона. При этом государственная регистрация кредитной организации в связи с ее ликвидацией осуществляются в порядке, предусмотренном Законом № 129-ФЗ, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России. Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией представляются в Банк России. Перечень указанных сведений и документов, а также порядок их представления определяется Банком России.

Банк России после принятия решения о государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц. На основании указанного решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России. Государственная регистрация кредитной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в течение 45 рабочих дней со дня представления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов.

В случае прекращения деятельности кредитной организации на основании решения ее учредителей (участников), а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, Банк России по ходатайству кредитной организации принимает решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций. Порядок представления кредитной организацией указанного ходатайства регулируется нормативными актами Банка России. В случае аннулирования лицензии  на осуществление банковских операций кредитная организация в течение 15 дней со дня принятия такого решения возвращает указанную лицензию в Банк России.

Учредители (участники) кредитной организации, принявшие решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс кредитной организации по согласованию с Банком России. Ликвидационная комиссия обязана передать документы, образовавшиеся в процессе деятельности кредитной организации, на хранение в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с перечнем документов, образующихся в процессе деятельности кредитных организаций, который утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства совместно с Банком России, с указанием сроков хранения указанных документов.

Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свою деятельность после внесения уполномоченным регистрирующим органом соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Закон № 395-1 не содержит положений, определяющих особенности погашения ликвидируемой кредитной организацией требований кредиторов, в том числе, устанавливающих перечень текущих расходов кредитной организации, которые вправе осуществлять кредитная организация вне очереди. Вместе с тем, статьей 20 Закона № 395-1, определяющий порядок и последствия отзыва лицензии у кредитной организации, установлено, что с момента отзыва лицензии и до дня вступления в силу решения арбитражного суда о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) или о ликвидации кредитной организации запрещается совершение сделок с имуществом кредитной организации, в том числе исполнение кредитной организацией обязательств, за исключением сделок, связанных с текущими обязательствами кредитной организации, определяемыми в соответствии с настоящей статьей. При этом под текущими обязательствами кредитной организации понимаются:

1) обязательства по оплате расходов, связанных с продолжением осуществления деятельности кредитной организации (в том числе коммунальных, арендных и эксплуатационных платежей, расходов на услуги связи, обеспечение сохранности имущества), расходов на выполнение функций назначенной Банком России временной администрации по управлению кредитной организацией, оплату труда лиц, работающих по трудовому договору, выплату выходных пособий этим лицам в случае их увольнения с учетом особенностей, установленных Законом № 127-ФЗ и настоящей статьей, а также иных расходов, связанных с ликвидацией кредитной организации после дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций;

2) обязанности по уплате обязательных платежей, возникшие со дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций;

3) обязательства по перечислению денежных сумм, удержанных из заработной платы (алиментов, налога на доходы физических лиц, профсоюзных и страховых взносов и иных возложенных на работодателя в соответствии с федеральными законами платежей), выплачиваемой работникам кредитной организации в соответствии с федеральными законами.

Порядок представления в Банк России и рассмотрения ходатайства кредитной организации об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций в случае прекращения деятельности кредитной организации в порядке ликвидации на основании решения ее учредителей (участников) утвержден Указанием № 2652-У, в соответствии с которым:

- кредитная организация, учредители (участники) которой приняли решение о ее ликвидации, обязана в течение пяти рабочих дней со дня принятия данного решения направить ходатайство об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций (далее по тексту - ходатайство) на имя руководителя структурного подразделения Банка России, осуществляющего надзор за деятельностью кредитной организации (пункт 1);

- структурное подразделение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, рассматривает ходатайство в течение десяти рабочих дней со дня его получения и, в случае отсутствия оснований для возврата ходатайства, предусмотренных пунктом 4 настоящего Указания, направляет на имя председателя Комитета банковского надзора заключение по вопросу аннулирования лицензии на осуществление банковских операций в связи с ликвидацией кредитной организации на основании решения ее учредителей (участников) (далее по тексту - заключение) с приложением копии ходатайства (пункт 3);

- Банк России принимает решение по ходатайству в течение двух месяцев со дня получения заключения председателем Комитета банковского надзора Банка России (лицом, его замещающим). Решение Банка России об удовлетворении ходатайства оформляется приказом Банка России об аннулировании у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций  (пункт 5);

- структурное подразделение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, в течение пяти рабочих дней со дня издания приказа Банка России об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций согласовывает состав ликвидационной комиссии (ликвидатора) и направляет соответствующее уведомление кредитной организации (пункт 6);

-  кредитная организация обязана в течение пятнадцати дней со дня издания приказа Банка России об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций возвратить в Банк России оригинал лицензии на осуществление банковских операций (пункт 7).

С учетом норм ГК РФ, Закона № 127-ФЗ и определением текущих обязательств, содержащимся в Законе № 395-1,  приходим к выводу о том, что  в случае ликвидации кредитной организации по решению ее учредителей (участников) текущими расходами признаются расходы, связанные с продолжением функционирования кредитной организации и возникшие со дня издания  Банком России приказа об аннулировании лицензии.

 Примерный перечень текущих расходов содержится в отчетной форме 0409358 «Сведения о расходах на функционирование кредитной организации и других текущих расходах», утвержденной Указанием № 4395-У.

В соответствии со статьей 779 ГК РФ:

- по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (пункт 1);

- правила настоящей главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 настоящего Кодекса (пункт 2).

Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 ГК РФ).

Таким образом:

- суммы заработной платы, выходных пособий, компенсаций за неиспользованные отпуска, на которые работник имеет право, не выплаченные работнику на дату аннулирования лицензии, не относятся к текущим расходам ликвидируемой кредитной организации и на основании  пункта 5 статьи 63 ГК РФ должны выплачиваться в определенную пунктом 2 статьи 64 ГК РФ вторую очередь на основании данных промежуточного ликвидационного  баланса (указанные суммы подлежат включению в промежуточный ликвидационный баланс);

- суммы заработной платы, выходных пособий, компенсаций за неиспользованные отпуска, начисленные после даты аннулирования лицензии относятся к текущим расходам ликвидируемой кредитной организации и могут выплачиваться в ходе процедуры ликвидации вне очередности, предусмотренной пунктом 2 статьи 64 ГК РФ, до утверждения промежуточного ликвидационного баланса (указанные суммы не подлежат включению в промежуточный ликвидационный баланс);

- расходы по хозяйственным договорам, связанным с функционированием кредитной организации после аннулирования лицензии, относятся к текущим расходам, если права требования кредиторов  по получению денежных средств в соответствии с условиями договоров возникли после даты аннулирования лицензии. Указанные суммы не подлежат включению в ликвидационный промежуточный баланс и выплачиваются в ходе процедуры ликвидации вне очередности, предусмотренной пунктом 2 статьи 64 ГК РФ;

- оплата по хозяйственным договорам, по которым  права требования кредиторов возникли до даты аннулирования лицензии,  должна осуществляться  в определенную пунктом 2 статьи 64 ГК РФ  четвертую очередь на основании данных промежуточного ликвидационного  баланса (указанные суммы подлежат включению в промежуточный ликвидационный баланс).

Документы и литература.

1.             ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации (ч.I) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ,  (ч.II) от 26.01.1996г. № 14-ФЗ, (ч. III) от 26.11.2001г. № 146-ФЗ, (ч. IV) от 18.12.2006г. № 230-ФЗ;

2.             Закон № 395-1 – Федеральный закон Российской Федерации от 02.12.1990г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;

3.             Закон № 127-ФЗ  Федеральный закон Российской Федерации от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

4.             Закон № 129-ФЗ – Федеральный закон Российской Федерации от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

5.             Указание № 4395-У Указание Банка России от 05.06.2017г. № 4395-У «О перечне, формах и порядке составления и представления отчетности ликвидируемых кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации»;

6.                  Указание № 2652-У Указание Банка России от 24.06.2011г. № 2652-У «О порядке представления и рассмотрения ходатайства кредитной организации об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций в случае прекращения деятельности кредитной организации в порядке ликвидации на основании решения ее учредителей (участников)».


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел