Главная / Консультации / Банковский аудит / Об определении срока действия (действительности) миграционной карты

Об определении срока действия (действительности) миграционной карты

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

28.04.2022
Вопрос

Описание ситуации.
В Банк 15.11.2021 обратился клиент – гражданин Узбекистана для совершения валютно-обменной операции на сумму более 600 т.р.
Клиентом были предоставлены следующие документы:
- паспорт иностранного гражданина
- миграционная карта сроком действия до 30.09.2021 с отрывным талоном, в котором указан срок разрешенного пребывания до 31.12.2021.
Иных документов представлено не было.
В соответствии с Указом Президента РФ № 364 от 15.06.2021 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранцев и лиц без гражданства в РФ в период преодоления последствий распространения COVID-19».
Пунктом 1 данного документа установлено, что с 16 июня 2021 до истечения 90 суток с даты снятия введенных РФ временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством приостановлено течение сроков:
- временного пребывания в РФ иностранцев и лиц без гражданства, находящихся в ней и имеющих гражданство такого государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание в нем, сроков, на которые такие лица поставлены на учет по месту пребывания, а также сроков действия визы и миграционной карты с проставленными в ней отметками, выданных этим иностранцам и лицам без гражданства.
Пунктом 6 указанного документа установлено, что перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение (с указанием даты снятия таких ограничений), утверждается Правительством Российской Федерации.

Вопросы.
1.    Является ли Распоряжение Правительства РФ № 814-р от 31.03.2021 основанием для восстановления течения сроков миграционной карты гражданина Узбекистана?
2.    Правомерно ли Банк сделал вывод о предоставлении клиентом – гражданином Узбекистана недействительного на момент совершения операции документа – миграционной карты?
Ответ

Коллегия Налоговых Консультантов

оказывает  финансовым организациям весь комплекс аудиторских, консультационных и юридических услуг +7915-329-02-05

 

 

 

 

 

 

Мнение консультантов.

1.    Распоряжение № 635-р в редакции Распоряжения № 814-р не является основанием для восстановления течения сроков миграционной карты гражданина Узбекистана.

2.    Вывод Банка о предоставлении клиентом – гражданином Узбекистана недействительного на момент совершения указанной в тексте вопроса операции документа (миграционной карты) является ошибочным.

 

Обоснование мнения консультантов.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Законом № 115-ФЗ, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 которого:

- иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

- законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

- временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, находящееся в Российской Федерации на основании визы или прибывшее в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации, либо временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации, либо свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, либо удостоверение беженца, либо свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;

- иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, - иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (за исключением иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном для отдельных категорий иностранных граждан (в том числе владельцев дипломатических или служебных (официальных) паспортов, пассажиров круизных судов, членов экипажей морских или речных судов либо иных транспортных средств, лиц, совершающих транзитный проезд через территорию Российской Федерации, жителей приграничных территорий), а также иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном в специальных целях, включая торговлю и хозяйственную деятельность на приграничных территориях, туризм, строительство);

- миграционная карта - документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона № 115-ФЗ документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Порядок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определен статьей 5 Закона № 115-ФЗ:

- срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (абзац 1 пункта 1);

- срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток;

- срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию (пункт 3);

- решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальными органами (пункт 4).

На основании пункта 3 статьи 30 Закона № 115-ФЗ  иностранный гражданин при въезде в Российскую Федерацию заполняет миграционную карту, которая вместе с документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина, предъявляется должностному лицу пограничного органа федеральной службы безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации. При выезде из Российской Федерации иностранный гражданин обязан сдать миграционную карту должностному лицу пограничного органа федеральной службы безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Должностное лицо пограничного органа федеральной службы безопасности проставляет в миграционной карте отметку о въезде иностранного гражданина в Российскую Федерацию и отметку о его выезде из Российской Федерации.

Телеграм-канал https://t.me/knk_banki Консультации по бухгалтерии и налогам для финансовых организаций, в т.ч. банков. Сложные случаи, непростые ситуации.

Порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию установлен Законом № 114-ФЗ, в соответствии с которым:

-  иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом или указами Президента Российской Федерации (статья 6);

- иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом или указами Президента Российской Федерации (статья 24);

-  иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны получить и заполнить миграционную карту. Миграционная карта подлежит сдаче (возврату) в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при выезде иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации. Форма миграционной карты, порядок ее использования и порядок финансирования мероприятий по обеспечению миграционными картами устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 25.9).

Между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан заключено Соглашение «О взаимных поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Узбекистан» (далее по тексту – Соглашение), в соответствии со статьей 1 которого граждане государства одной Стороны могут въезжать, выезжать, следовать транзитом, передвигаться и пребывать на территории государства другой Стороны без виз по одному из документов, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство их владельцев, указанных в приложениях 1 и 2[1], являющихся неотъемлемыми частями настоящего Соглашения.

Правила использования миграционной карты (далее по тексту – Правила), а также форма миграционной карты  утверждены Постановлением № 413. В соответствии с пунктом 9 Правил в случае принятия в установленном порядке решения об изменении (продлении, сокращении) срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, либо территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, проставляет в миграционной карте отметку об изменении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации.

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и урегулирования правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Президентом Российской Федерации  был принят Указа № 364, в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 которого, начиная с  16 июня 2021 г. и до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством  приостанавливается течение сроков временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации и имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на его территории, сроков, на которые такие иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания, а также сроков действия визы и миграционной карты с проставленными в ней отметками, выданных этим иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Согласно пункту 6 Указа № 364 перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение (с указанием даты снятия таких ограничений), утверждается Правительством Российской Федерации.

Ранее Указом № 274 на период с 15 марта 2020 г. по 15 июня 2021 г. включительно было приостановлено течение:

- сроков временного пребывания, временного или постоянного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, сроков, на которые иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания или зарегистрированы по месту жительства, в случае если такие сроки истекают в указанный период (подпункт «а» пункта 1);

-  сроков действия следующих документов, у которых в указанный период истекает срок действия: виза, разрешение на временное проживание, вид на жительство, миграционная карта с проставленными в ней отметками с истекающими сроками действия, удостоверение беженца, свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, свидетельство участника Государственной программы (подпункт «г» пункта 1).

Таким образом, Указом № 364 предусмотрено продление срока законного временного пребывания иностранного гражданина (приостановление течения сроков временного пребывания, установленных статьей 5 Закона № 115-ФЗ).  При этом период такого продления оканчивается по истечении 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством. 

В качестве мер предупреждения  проникновения на территорию Российской Федерации новой коронавирусной инфекции:

- Распоряжением № 635-р с 18 марта 2020г. временно ограничен въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе прибывающих с территории Республики Белоруссия, а также граждан Республики Белоруссия;

- Распоряжением № 763-р с 30 марта 2020г. временно ограничено движение через автомобильные, железнодорожные, пешеходные, речные и смешанные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также через сухопутный участок российско-белорусской государственной границы.

            В соответствии с пунктом 2 Распоряжения № 635-р временное ограничение на въезд в Российскую Федерацию не распространяется на граждан иностранных государств, предусмотренных Приложением 1 к настоящему Распоряжению, въезжающих в Российскую Федерацию из указанных государств и из Республики Белоруссия через воздушные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации. Распоряжением № 814-р в перечень иностранных государств Приложения 1 к Распоряжению № 635-р включен Узбекистан.

Таким образом, с 31.03.2021г. (дата начала действия Распоряжения № 814-р) граждане Узбекистана вправе въезжать на территорию Российской Федерации через воздушные пункты пропуска.

Вместе с тем, Распоряжение № 635-р (в том числе, в редакции Распоряжения № 814-р) устанавливает в Приложении 1 круг иностранных государств, граждане которых вправе въезжать на территорию Российской Федерации авиационным транспортом, но не определяет перечень иностранных государств, с которыми у Российской Федерации ограничено или не ограничено транспортное сообщение.

С учетом складывающейся санитарно-эпидемиологической обстановки 24 сентября 2021 г. на совещании у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой принято решение о преждевременности утверждения перечня стран,  в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение (пункт 2 протокола от 24 сентября 2021г. № ТГ-П4-100пр).

Таким образом, положения пункта 1 Указа № 364  до утверждения вышеуказанного перечня стран  распространяются на законно находящихся в Российской Федерации граждан всех иностранных государств без исключения до окончания обозначенного Указом периода.

На основании изложенного приходим к следующим выводам:

- Распоряжение № 635-р в редакции Распоряжения № 814-р не является основанием для восстановления течения сроков миграционной карты гражданина Узбекистана;

- вывод Банка о предоставлении клиентом – гражданином Узбекистана недействительного на момент совершения указанной в тексте вопроса операции документа (миграционной карты) является ошибочным.

Документы и литература.

1.             Закон № 115-ФЗ Федеральный закон Российской Федерации от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

2.             Закон № 114-ФЗ Федеральный закон от 15.08.1996г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»;

3.             Указ № 274 – Указ Президента РФ от 18.04.2020г. № 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;

4.             Указ № 364 – Указ Президента РФ от 15.06.2021г. № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;

5.             Постановление № 413 – Постановление Правительства РФ от 16.08.2004г. № 413 «О миграционной карте»;

6.             Распоряжение  № 635-р – Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2020г. № 635-р «О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений»;

7.             Распоряжение  № 814-рРаспоряжение Правительства РФ от 31.03.2021г. № 814-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 16.03.2020 N 635-р»;

8.             Распоряжение  № 763-р – Распоряжение Правительства РФ от 27.03.2020г. № 763-р «О временном ограничении движения через автомобильные, железнодорожные, пешеходные, речные и смешанные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также через сухопутный участок российско-белорусской государственной границы»;

9.             Соглашение  – Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о взаимных поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Узбекистан, заключено в г. Минске 30.11.2000г.

Телеграм-канал https://t.me/knk_banki Консультации по бухгалтерии и налогам для финансовых организаций, в т.ч. банков. Сложные случаи, непростые ситуации.



[1] В соответствии с Приложением 2 к Соглашению паспорт гражданина Республики Узбекистан относится  к документам для въезда, выезда, следования транзитом, пребывания и передвижения на территории Российской Федерации.


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел